Процесс скорби

СОПРОВОЖДЕНИЕ КЛИЕНТОВ ПРИ ПЕРЕЖИВАНИИ УТРАТЫ

Острое горе — это синдром с психологической и соматической сим­птоматикой. Этот синдром может возникать сразу после кризиса или бывает отсрочен; он может проявляться ярко, в чрезмерно подчеркну­том виде, или совсем не проявляется.

Нормальное горе имеет следующие признаки:

• периодические приступы страдания (от 20 минут до часа);

• спазмы в горле;

• припадки удушья с учащенным дыханием;

• постоянные вздохи;

• чувство пустоты в животе;

• потеря мышечной силы, истощение;

• отсутствие аппетита;

• душевная боль;

• изменение сознания

Процесс скорби

Отрицание(шок) - Человек не может воспринять утрату, переживает шок, который может проявляться и полным отсутствием всяких чувств.

Озлобленность - Стремится обвинить кого-то в случившемся.

Консультант, с пониманием относящийся к высказываниям кли­ента в озлобленном состоянии, значительно облегчит протекание дан­ного периода. Однако отражать необходимо не намерения или неспра­ведливые обвинения клиента, а его состояние. Психолог не должен фальшиво соглашаться с абсурдными намерениями клиента, но обя­зан принимать право клиента переживать подобные чувства и жела­ния в состоянии горя.

Компромисс - На смену злобе приходит осознание утраты и смирение с ней. Это — очень тяжелая пси­хическая нагрузка, которая усиливает страдание.

Консультант способен доставить облегчение, однако подобное вмешательство не всегда уме­стно. Лучше всего — активно выслушивать, поддерживать. Человек должен видеть доброжелательность, принятие и готовность помочь. Скорбь нельзя приостанавливать, она должна продолжаться столько, сколько необходимо.

Депрессия - На данном этапе озлобленность, прежде направленная вовне, транс­формируется в депрессию, и глубокая тоска поглощает человека. На­вязчивые мысли об умершем занимают все мысли человека. Это — период принятия утраты чувством.

Когда человек страдает, у окружающих возникает желание опекать скорбящего, решать за него насущные проблемы, полностью избавить от забот. Вместе с тем, хотя поддержка действительно нужна, депрес­сия — очень опасный период. Если скорбящий получит вторичную выгоду из этого состояния в виде особого внимания близких, то вмес­то постепенного улучшения депрессия может превратиться в хрони­ческий и тягостный недуг.

Консультант в этот период способствует выражению клиентом сво­их чувств, но по мере продвижения работы горя к своей завершающей стадии все чаще заговаривает с ним о его насущных проблемах. Пси­холог стимулирует активное отношение к окружающему, помогает пре­одолевать навязчивые воспоминания, что облегчает переживания.

Адаптация: развитие новой идентичности - В этот период душевная боль уменьшается. Человек постепенно адаптируется к жизни без утраченного. Надо быть готовым к тому, что в процессе пережи­вания скорби у человека будет меняться система ценностей, он может ставить перед собой задачи, которые раньше его не интересовали, и, наоборот, отказываться от целей, волнующих его прежде.

Этапы горя не всегда следуют строго один за другим. Чаще наблюда­ются временные возвраты на предыдущие этапы, затем снова продви­жение вперед, вновь возврат и т. д. Эти колебания вызывают разочаро­вание и усталость окружающих, в том числе и консультанта, которые с нетерпением ожидают «возвращения» скорбящего в «нормальную» жизнь. Но выражать нетерпение ни в коем случае нельзя.

Отрицание Гнев Компромисс Депрессия Адаптация

Рис.. «Челночная» динамика горя

Клиенту нужно предоставить возможность выражать любые чув­ства, и все они должны быть восприняты с симпатией и добротой без предубеждения, чтобы он знал, что его переживания, хотя и тяжелы, но естественны, и он не одинок.

Задача состоит в том, чтобы разделить с человеком работу горя, а именно — помочь ему преодолеть зависимость от умершего и найти новые модели взаимодействия. Итак, важным на этом пути является, чтобы:

• клиент принял боль утраты;

• его страх, гнев и другие чувства были переработаны (враж­дебность должна прорабатываться особо!);

• консультант замечал не только чрезвычайно сильные реакции, но и очень слабые, это поможет предотвратить отсроченные реакции.

Возможные вопросы при работе с утратой:

□ Расскажите мне, что это был за человек. Как он обычно выра­жал свои чувства по отношению к вам?

□ Как вы узнавали о его любви (симпатии) к вам?

□ Если бы он оказался здесь сейчас, что бы вы хотели сказать ему? Скажите это прямо сейчас.

□ Расскажите о самых приятных моментах в ваших отношениях.

□ Расскажите о его характерных чертах, достоинствах и недостатках.

□ Можете ли вы вспомнить о нем что-то смешное?

□ Какими были его манеры?

□ Что его больше всего раздражало?

□ Какими были его привычки?

□ Что вас раздражало в нем больше всего?

□ Расскажите, как он умирал (уходил).

□ Когда последний раз вы его видели?

□ Какой была ваша первая реакция на его смерть? П Удалось ли вам с ним проститься?

□ Как вы попрощались с ним?

□ О чем вы размышляете, вспоминая о нем? Что именно вам вспо­минается?

□ Что было потом?

□ Что произошло с его личными вещами?

П Убрались ли вы в его комнате (шкафу и т. п.)?

□ Были ли у него особо любимые вещи? Что вы с ними сделали?

□ Пользуетесь ли вы его вещами? (Если да — это хороший знак; если нет — следующий вопрос: почему?)

Таблица 3

Необходимо ре-переживание Необходимо переключение внимания
1. Клиент по каким-то причинам скрывает горе от своего окружения и никогда не проявлял своих чувств. 2. Клиент не имел возможности выразить свои чув­ства в полную меру 3. Клиент «завис» на каком-то этапе горя и не может полностью освободиться от переживания. 4. Клиент проявляет симптомы острого горя, хотя ут­рата произошла больше полутора лет назад. 5. Чувства клиента блокированы, он эмоционально «окаменел». Стимулировать выход эмоций можно через телесно-ориентированные и арт-терапевти-ческие подходы. 6. Клиент потерял близких при особо жестоких об­стоятельствах, например, в результате насилия, военных действий, катастрофы и т д, и при этом испытывает иррациональную вину из-за того, что не смог спасти. Ре-переживание производится с целью проявить абсурдность вины и невозмож­ность преодолеть обстоятельства Внимание! При этих же обстоятельствах могут быть причины, по которым нужно избегать ре-переживания. 1. Горе является хроническим вследствие особой тяжести утраты (например, потеря ребенка, по­теря сразу нескольких значимых людей) и ре-переживание может усилить травму. 2. Из переживания горя извлекается вторичная вы­года в виде отказа от ответственности, отказа от деятельности, получение внимания и т. д. 3. Горе предъявляется как оправдание асоциаль­ного поведения. 4. Горе является фетишем, фактором принужде­ния (например, все члены семьи должны соблю­дать определенные ритуалы в честь умершего, действовать в соответствии с наставлениями умершего, хотя это противоречит желаниям и по­требностям живых и т. д.). 5. Переживание горя становится смыслом жизни, способом структурировать время. 6. Клиент потерял близких при особо жестоких об­стоятельствах, например, в результате насилия, военных действий, катастрофы и т. д. Если это произошло несколько лет назад, а клиент про­являет признаки посттравматического стрессо­вого синдрома, тогда ему необходимо не ре-пе­реживание, а специальная реабилитационная терапия.

МЕТОДЫ АКТИВАЦИИ РЕШЕНИЯ

Техники краткосрочной позитивной психотерапии

Эти методики и техники консультант может применять выборочно в тех случаях, когда общей схемы консультации по принятию решения явно недостаточно. Техники выбираются в зависимости от затруднений клиента и могут применяться на любом этапе консультирования.

«Волшебная палочка»

Часто клиенты четко знают, что им не нравится, но затрудняются сказать, что они хотят иметь вместо неудовлетворительного положе­ния. Чтобы преодолеть ограничения, налагаемые действительностью, и установить цель консультирования, консультант может предложить пофантазировать. «Если бы у меня была волшебная палочка, я взмах­нул бы ею и... Как теперь выглядит ваша жизнь? Какие изменения про­изошли? Заметно ли это другим людям?»

«Маленькие кирпичики большой стены»

Чтобы активизировать ощущение возможности достижения цели, возможно использование метафор. «Если мы захотим сразу перепрыг­нуть через большую стену, то, скорее всего, мы разобьемся, а стена так и останется на месте. Но если каждый день отделять от стены по ма­ленькому кирпичику, через некоторое время мы увидим, что от стены не останется и следа».

«Линия проблемы»

Данная техника преследует сразу несколько задач. Нарисовав ли­нию на листе бумаги и разделив ее на десять частей, консультант мо­жет предложить: «Предположим, что в точке начала этой линии находится самое плохое положение, а в конце — самое лучшее. Тогда где вы находитесь в настоящий момент.

Если клиент говорит: «Всего-навсего, на троечке», — консультант может способствовать активизации ощущения достижимости цели, на­пример: «Я бы сказал, что вы прошли уже треть пути. Это немало!». Если же консультант сфокусируется на причинах данного выбора кли­ента и задаст вопрос: «Скажите, чем отличается ваше положение на пункте 4 от настоящего на пункте 3? Что вы должны сделать, чтобы попасть в пункт 4?», — тем самым, он будет работать над конкретиза­цией этапов решения проблемы, переводя намерение в конкретное пла­нирование.

«Ступени достижений»

Для реализации решения необходимо не только предвидение ре­зультата и планирование, но и возможность на каждом этапе реализа­ции проверить, действительно ли изменения идут в заданном направ­лении. Кроме того, важно ощущение достигаемого прогресса. Осо­бенно оно необходимо при длительной реализации долгосрочного решения Эта и следующая за ней техники способствуют определению таких ориентиров.

«Предположим, вы стоите на первой ступени десятиэтажного дома. На каком этаже находится ваша цель? Расскажите, чем ваше положе­ние отличается от предыдущего на каждом из этажей... Теперь опиши­те, чем отличается каждая из пяти (десяти) ступенек первого пролета? А второго? Что вы должны сделать для того, чтобы подняться на каж­дую из этих ступенек?»

Консультант должен учитывать, что слишком дробное планирова­ние также вредно, как и слишком общее, схематичное. Общая схема не дает представления о конкретных действиях. Слишком дробное планирование переутомляет и ведет к ощущению скованности, отсут­ствию естественности жизни, ограничению возможности чутко реа­гировать на изменение обстоятельств.

«Нить Ариадны»

«Чтобы мы не сбились с пути, Ариадна через каждую неделю (день, ме­сяц, квартал — расстояние во времени определяется в зависимости от про­блемы) пути завязала на своей нити узелки. Представьте, что вы дошли до первого узелка" как вы узнаете, что добились успехов на пути достижения цели (через неделю, через месяц и т. д.)? Как другие (родные, друзья и т. п.)

завтра (через неделю и т. д.) узнают, что вы добились успеха? Как вы дока­жете скептику, что вы достигли успеха завтра (через неделю и т. д.)?»

Скептиком выступает сам консультант. Клиент должен защищать свои достижения. Так он учится понимать, что он действительно дос­тиг прогресса и ценит свои достижения.

«Проверка будущим»

Консультант может помогать клиенту формировать ясное представ­ление своего будущего, которое иногда дает для решения проблемы боль­ше, чем все логические построения. «Предположим, вы достигли того, что хотели. Какой будет ваша жизнь: через полгода после достижения цели? через год после достижения цели? через два года (три, пять лет)? Теперь представьте, что вы не стали ничего менять (или приняли дру­гое решение — если необходимо выбрать из нескольких вариантов). Какой будет ваша жизнь: через полгода после достижения цели? через год после достижения цели? через два года (три, пять лет)?»

«Чувство динамики»

Даже если клиент ничего не предпринимал до обращения к кон­сультанту, то он, как минимум, уже:

1) понял, что у него есть проблема;

2) пришел к выводу, что необходимо что-то менять;

3) предпринял реальный конкретный шаг, направленный на раз­решение проблемы, — обратился к консультанту.

Об этом необходимо сказать клиенту!

«Незамеченный ресурс»

Данная техника активизирует чувство собственных возможностей и пересмотр собственных ресурсов. «На вашем месте многие люди ока­зались в гораздо худшем положении. Как вы сумели удержаться на та­ком уровне? Что помогло вам?»

«Сплетня о проблеме»

Осветить проблему с разных точек зрения, всесторонне ее изучить дает возможность следующая интервенция консультанта. «Если бы о вашей проблеме сейчас рассказывала ваша жена (муж), мать (отец), брат (сестра), друг (подруга), что бы о ней рассказали они?»

«Театр в табакерке»

Эта техника позволяет увидеть проблему «сверху», в целом, и тем самым снизить преувеличенное клиентом значение происходящего и ощу­щение бессилия. «Если бы вы сейчас наблюдали сверху спектакль, в ко­тором были показаны вы, ваша проблема, люди, которые вас окружа­ют, как бы это выглядело? Опишите, что вы видите?»

«Проблема как друг»

Выключить слепое сопротивление проблеме, блокирующее ее раз­решение, и занять позицию «сотрудничества» с проблемой, а также на­полнить смыслом переживаемые страдания или дискомфорт, ощу­тить ценность происходящего клиент может, ответив на следующие вопросы: «Если бы данная проблема была вашим другом, что бы она сказала вам? Чему она хочет вас научить? Для чего она появилась в вашей жизни?»

«Совет другу»

Делегировав свою проблему другому и имея возможность рассмат­ривать ее уже со стороны, клиент может с большей легкостью найти ее решение. «Если бы такая проблема была не у вас, а у вашего друга, что бы вы посоветовали ему? Какие рекомендации могли бы дать? Как ему лучше разрешить проблему?»

«Вторая сторона медали»

Данной техникой задается объективное, «объемное» восприятие ситуации, активизируются ресурсы. «Медаль не может быть только с одной стороной. Там, где есть плохое, обязательно должно быть хорошее. Что бы это могло быть? Что есть хорошего в вашем поло­жении?»

«Использование случайности»

Позволяет подчеркнуть скрытые от сознания умения и ресурсы кли­ента. «Вы говорите, что несколько раз случайно получалось так, что целый день проблема будто отсутствовала. Опишите хотя бы один из этих дней шаг за шагом. Давайте проанализируем, какова ваша роль в этих «случайностях».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: