Экономическая роль государства: исторический аспект

Государственное регулирование экономики: сущность, цели, методы

Экономическая роль государства: исторический аспект

Современная экономика представляет синтез рыночного механизма и элементов государственного регулирования.

Формы деятельности и объем деятельности государства в экономической сфере меняются с развитием общества, в частности с усложнением хозяйственных связей. В экономических концепциях всегда отводилось большое место исследованию экономической роли государства, его функциям в экономике.

Представители меркантилизма - первой экономической школы - стояли за активное вмешательство государства в экономику. Процесс первоначального накопления капитала, идеологами которого они являлись, не мог быть осуществлен без поддержки государства. Государство в законодательном порядке способствовало накоплению золота и серебра в стране, проводило политику в целях развития и защиты собственной промышленности.

Представители более позднего периода - физиократы - не разделяли мнения меркантилистов и выдвинули принцип laisser faire, означающий требование свободы, торговли в первую очередь. Главная забота государства, с точки зрения физиократов, - защита так называемого естественного права, основой которого является частная собственность.

Классическая школа политэкономии, развивавшаяся в эпоху промышленного переворота и выражавшая интересы промышленной буржуазии, подвергла пересмотру теории своих предшественников, в частности меркантилистов - идеологов торгового капитала. Ее представители в лице А. Смита и Д. Рикардо обосновывали лозунг "экономической свободы" и высказывались за ограничения вмешательства государства в экономическую жизнь[1].

По мнению А. Смита, государство должно выполнять три обязанности:

ограждать общество от насилия и вторжений других независимых обществ;

ограждать по мере возможности каждого члена общества от несправедливости и угнетения со стороны других его членов, или установить хорошее отправление правосудия;

создавать и содержать определенные общественные сооружения и учреждения, создание и содержание которых не может быть в интересах отдельных лиц или небольших групп, и затраты на которые не могут быть покрыты частными лицами[2].

Представители неоклассического направления, создавшие теорию рыночного равновесия и сформулировавшие закономерности оптимального режима хозяйствования, стояли на позициях саморегулирования рыночной системы. Помощь государства в функционировании экономики рассматривалась излишней, более того, вредной. В экономике, способной достичь как полного объема производства, так и полной занятости, вмешательство государства может только нанести вред ее эффективному функционированию. Логика неоклассистов подводила к заключению о том, что наиболее приемлемой является экономическая политика государственного невмешательства.

Однако экономические сдвиги конца ХIХ - начала ХХ века повлекли за собой развитие массового производства, увеличение товарных сделок, обострение конкуренции и заставили обратить внимание неоклассиков на возможные "сбои рынка", с которыми он самостоятельно справиться не может. К причинам, вызывающим "сбои рынка", относятся экстерналии, или внешние эффекты, необходимость создания общественных благ.

Это вынуждало к усилению поддерживающих и корректирующих мер государства. Задачей последнего стало создание соответствующей инфраструктуры, т.е. обеспечение системой институтов, правовых норм и общественных благ внутренней и внешней безопасности экономического развития, устойчивости национальной валюты. Такая инфраструктура нужна рыночному механизму для более эффективной его самореализации.

Первая и вторая мировые войны, породившие систему острых политических, социальных и экономических проблем, потребовали более активной роли государства в решении экономических проблем. Но главной причиной активизации государства явился экономический кризис 30-х годов, который окончательно подорвал доверие к саморегулирующим возможностям рыночной экономики.

Теоретически необходимость государственного регулирования экономики обосновал Дж.М. Кейнс, а опыт США при Ф. Рузвельте и в Германии при Гитлере подтвердил его тезис о том, что путем государственных расходов можно повернуть ход развития экономики в нужном направлении. Государственные заказы оживляли спрос, стимулировали занятость, давая и прибыли предпринимателям. Известный французский экономист Фитусси в этой связи писал, что в 30-х годах капитализм (рыночная экономика тоже) исчез и был заменен смешанной экономикой.

Кейнсианская модель государственного регулирования экономики показала свою эффективность не только в 30-е годы и во время второй мировой войны, но и в послевоенный период. Восстановление, перестройка и реконструкция народного хозяйства в 50-60-е годы были осуществлены при активной роли государства. Триумфом кейнсианства считаются 50-е - начало 70-х годов.

Но с середины 70-х годов начинаются контратаки на кейнсианство представителей либеральной мысли (М. Фридман, Ф. Хайек), завоевавшей умы государственных деятелей. Причинами тому послужили дефициты государственных бюджетов, ставшие хроническими, высокий уровень инфляции. К этому добавился нефтяной кризис 70-х годов.

Виновниками этих катаклизмов объявлялись кейнсианские рецепты государственного регулирования, обусловившие неимоверный рост государственных расходов, иждивенческой части населения. Создавалось политическое лобби для урезания социальных расходов. А в обосновании государственного невмешательства главные позиции заняли представители неолиберализма, монетаризма и теории "экономики предложения".

Объединяющей идеей этих направлений является вера в саморегулирующую возможность рыночной экономики. Возрождая идеи либералов классической школы, неолибералы экономическую роль государства сводят к созданию наиболее благоприятных условий функционирования рыночной экономики. Защищая тезис "конкуренция везде - где возможно, государство - где необходимо", они сравнивают его с судьей на футбольном поле, который не играет непосредственно, а следит за соблюдением правил игры. Забота государства, следовательно, выработка порядка и правил игры и контроль за их соблюдением. Л. Эрхард, идеолог социального рыночного хозяйства, считал, что в задачу государства не входит непосредственное вмешательство, но ответственным за экономическую политику является исключительно государство. Монетаристы, в частности М. Фридман, считают, что в принципе существуют лишь два способа координации экономической жизни - централизованное руководство, сопряженное с принуждением, и добровольное сотрудничество индивидов - метод, которым пользуется рынок. Поэтому регулирующие функции монетаристы признают за рынком. Единственная сфера вмешательства государства - денежное обращение. Контроль за денежной массой в обращении, сохранение стабильности денег - первый приоритет нынешней экономической политики государства.

Сторонники теории "экономики предложения" считают, что государственное регулирование, если оно необходимо, должно иметь долгосрочный характер и ориентироваться на стимулирование предложения товаров, капиталов и факторов производства. В частности, для обеспечения устойчивого экономического роста рекомендуется регулирование предложения кредитных ресурсов посредством налоговой политики.

Таковы различные взгляды на экономическую роль государства. При всей их противоречивости и несовпадении можно определенно отметить: различия касаются форм и доли государственного вмешательства в экономику. Современный рынок невозможен без вмешательства государства. Рынку присущи антисоциальные действия и тенденции, приводящие к нарушению не только микро-, но и макропропорций, а следовательно, к финансовым, экономическим, энергетическим и другим кризисным явлениям и процессам. Опыт показал, что их ограничивают только государственные регуляторы.

Вопрос 2. Возникновение мобилизационной (командно-административной) модели государственного регулирования экономики в годы первой мировой войны.

Мировая война дала толчок развитию государственного вмешательства в военную экономику. Впервые государства были вынуждены реализовать модель централизованного управления экономикой с монополией внешней торговли.
В сфере снабжения были созданы государственные органы по использованию им
портных ресурсов, по распределению сырья и стратегических товаров между капиталистическими производителями и потребительских товаров среди населения с помощью «твердых» цен и продуктовых карточек.
В сфере промышленности государство прямо вмешивалось в создание государственной военной промышленности или субсидировало частных капиталистов – военных поставщиков, создавая для этого соответствующие финансовые институты. Этот комплекс мер укреплял союз государства с крупным капиталом, стимулировал процесс концентрации капитала, который особенно ускорился в Италии. Поставки стали достоянием крупных предприятий, которым и поступали производственные «субсидии».
В сфере денежного обращения значительно было расширено прямое и косвенное вмешательство государства. Правительства воюющих стран, прибегавшие к эмиссии неразмениваемых на золото бумажных денег с целью финансирования военных расходов, вынуждены были отказаться от обращения золотых денег. Инфляцию после 1914 г. нельзя смешивать с предшествующими инфляциями, поскольку она происходила в новых условиях – условиях монополистического капитализма – империализма. Основными особенностями инфляции стали всеобщий характер распространения инфляции в той или иной степени на все капиталистические страны (ранее она была ограничена только отдельными странами) и стремительность, что привело в некоторых странах к нуллификации денег.
Для целей военной экономики и предоставления ссуд государству выпускались государственные казначейские билеты в форме разменных денег или купюр малого достоинства (в Италии выпускались казначейские билеты достоинством до 10 лир, в Англии – до 1 фунта стерлингов) и неразмениваемых на золото банкноты под обеспечение этих кредитов государству. Таким образом развивается обращение денег, прямо вызванное государством, т.е. «на базе операций государства», отличающееся от обращения денег «на базе торговых операций».
Обращение денег, выпускаемых «на базе государства» во многих странах проходило по особым статьям в банковских системах отчетности, что свидетельствовало об инфляции или об увеличении бумажных денег в обращении в связи с непосредственными нуждами государства в финансировании военных расходов
Наряду с расширявшимся обращением бумажных денег, прямо вызванным государством, имел место и его рост, в котором операции государства играли косвенную роль. Так, дополнительная эмиссия бумажных денег была связана с подпиской на государственные займы. Кроме того, денежное обращение расширялось из-за роста цен.
Государственные займы, поступления от которых направлялись на финансирование военных расходов, представляют собой, с точки зрения общества, уничтоженное богатство, а с точки зрения владельца государственных акций – вложение капитала, так как это дает ему право на получение процента, т.е. на участие в распределении общественного продукта. Облигации этих займов играют роль кредитных документов, которые служат фундаментом для пирамиды банковских денег. Они выпускаются либо путем открытия кредита под залог ценных бумаг, либо посредством проведения операций банка на открытом рынке, т.е. при покупке центральным банком ценных бумаг краткосрочных и долгосрочных обязательств казначейства, государственных корпораций, облигаций торгово-промышленных фирм и банков, коммерческих векселей, учитываемых Центральным банком, способствуя при этом кредитной экспансии.
Расширение денежного обращения усиливало инфляцию. В свою очередь рост цен, усиливая спрос хозяйственной системы на банковские билеты, также вызывал рост обращения денег, выпускаемых «на базе торговых операций».
В сфере валютно-кредитных отношений центральные банки должны были открыть кредит казначейству на громадные суммы и предоставить свои золотые и валютные резервы на обеспечение снабжения из-3а границы. Из этого вытекала необходимость организации валютной монополии государства как с целью регулирования эмиссии денег, так и с целью контроля за валютными курсами. Суровому контролю были подвергнуты движения капиталов и товаров. Были созданы учреждения по регулированию валютных курсов.
В целом наблюдаются следующие изменения в экономической функции государства в условиях индустриальной экономики.
В классических условиях золотого стандарта и либерального участия государства в экономике:
Государство не вмешивается в сферу производства и распределения продукции, но участвует в строительстве железных дорог
Государство вмешивается в сферу денежного обращения посредством установления соотношения между золотом и эмиссией банкнот, установления норм ликвидных резервов, регулирования учетной ставки и проведением операций на открытом рынке.
В условиях ограниченно (нелиберально) регулируемой рыночной экономики:
Государство, помимо участия в строительстве железных дорог, использует протекционистский тариф для поддержки отечественных производителей, создает антимонопольное законодательство и регулирует условия труда
Усиливается кредитная функция государства и растет государственный долг, активную роль начинают играть потоки долгосрочного капитала, компенсировавшие дефицит торгового баланса. Постепенно разменные кредитные деньги все более вытесняют золото

В условиях военно-государственного регулирования экономики:

Государство прямо административно вмешивается в сферу производства и распределения продукции, во внешнеэкономическую деятельность, ценообразование и условия труда.

Государство отказывается от обмена банкнот на золото, центральные банки открывают огромные кредиты, золотые и валютные резервы казначейству; государство регулирует эмиссию денег и контролирует валютный курс, движение товаров и капиталов за рубеж.

После войны государства прямо вмешивается в международные отношения. Военные репарации, наложенные на побежденные страны, и деятельность Лиги Наций, направленная на помощь странам Центральной Европы на восстановление их экономик, породили движение капиталов государственного происхождения, чего не было до 1914 г.
Введенная в Германии в 1914 году система военного-государственного вмешательства в экономику с введением хлебной монополии, твёрдых цен и карточек на продукты обеспечила ей в 1914 –1916 гг. победы на фронтах первой мировой войны над Россией, Англией и Францией, оказавшихся неспособными к организации мобилизационной военной экономики в начальный период войны.
Широкое развитие военно-государственного регулирования экономики в Германии получило в связи с тем, что она располагала меньшими экономическими ресурсами, чем ее противники. Она почти полностью была отрезана от внешних рынков и источников стратегического сырья. Ее экономика переживала наибольшие трудности. Путем переключения всего хозяйства на службу «тотальной войне» германское правительство попыталось разрешить коренное противоречие между далеко идущими целями войны и ограниченными возможностями своей экономики.
Для военного-государственного регулирования хозяйства был создан специальный аппарат во главе с Центральным военно-промышленным советом. В этот орган входили представители правительства, военного ведомства, крупных банков и промышленных объединений.
Специальным законом германского правительства в каждой отрасли промышленности создавались военно-акционерные общества. В правления этих обществ входили представители государства. Военно-акционерные общества были тесно связаны с Центральным военно-промышленным советом. Они наделялись рядом государственных функций, регулировали военные заказы, распределение сырья, устанавливали номенклатуру, размеры продукции и т. д. Через систему военно-акционерных обществ в Центральном военно-промышленном совете сходились нити от всех важнейших банков и промышленных монополий.
Государственно-мобилизационному регулированию германской экономики была подвергнута не только промышленность, но и транспорт, связь, сельское хозяйство и другие отрасли экономики. В целях обеспечения военно-промышленных монополий кадрами была введена трудовая повинность, предусматривавшая принудительное привлечение к труду населения, распределение и закрепление рабочей силы. Государство ввело монополию на хлеб и установило карточную систему на предметы первой необходимости для населения.
В ходе первой мировой войны система государственно-мобилизационного регулирования экономики была применена и в других воюющих странах. После первой мировой войны в Странах западной Европы и США происходит сворачивание механизмов военно-государственного регулирования экономики

Вопрос 2. Возникновение мобилизационной (командно-административной) модели государственного регулирования экономики в годы первой мировой войны.

Мировая война дала толчок развитию государственного вмешательства в военную экономику. Впервые государства были вынуждены реализовать модель централизованного управления экономикой с монополией внешней торговли.
В сфере снабжения были созданы государственные органы по использованию им
портных ресурсов, по распределению сырья и стратегических товаров между капиталистическими производителями и потребительских товаров среди населения с помощью «твердых» цен и продуктовых карточек.
В сфере промышленности государство прямо вмешивалось в создание государственной военной промышленности или субсидировало частных капиталистов – военных поставщиков, создавая для этого соответствующие финансовые институты. Этот комплекс мер укреплял союз государства с крупным капиталом, стимулировал процесс концентрации капитала, который особенно ускорился в Италии. Поставки стали достоянием крупных предприятий, которым и поступали производственные «субсидии».
В сфере денежного обращения значительно было расширено прямое и косвенное вмешательство государства. Правительства воюющих стран, прибегавшие к эмиссии неразмениваемых на золото бумажных денег с целью финансирования военных расходов, вынуждены были отказаться от обращения золотых денег. Инфляцию после 1914 г. нельзя смешивать с предшествующими инфляциями, поскольку она происходила в новых условиях – условиях монополистического капитализма – империализма. Основными особенностями инфляции стали всеобщий характер распространения инфляции в той или иной степени на все капиталистические страны (ранее она была ограничена только отдельными странами) и стремительность, что привело в некоторых странах к нуллификации денег.
Для целей военной экономики и предоставления ссуд государству выпускались государственные казначейские билеты в форме разменных денег или купюр малого достоинства (в Италии выпускались казначейские билеты достоинством до 10 лир, в Англии – до 1 фунта стерлингов) и неразмениваемых на золото банкноты под обеспечение этих кредитов государству. Таким образом развивается обращение денег, прямо вызванное государством, т.е. «на базе операций государства», отличающееся от обращения денег «на базе торговых операций».
Обращение денег, выпускаемых «на базе государства» во многих странах проходило по особым статьям в банковских системах отчетности, что свидетельствовало об инфляции или об увеличении бумажных денег в обращении в связи с непосредственными нуждами государства в финансировании военных расходов
Наряду с расширявшимся обращением бумажных денег, прямо вызванным государством, имел место и его рост, в котором операции государства играли косвенную роль. Так, дополнительная эмиссия бумажных денег была связана с подпиской на государственные займы. Кроме того, денежное обращение расширялось из-за роста цен.
Государственные займы, поступления от которых направлялись на финансирование военных расходов, представляют собой, с точки зрения общества, уничтоженное богатство, а с точки зрения владельца государственных акций – вложение капитала, так как это дает ему право на получение процента, т.е. на участие в распределении общественного продукта. Облигации этих займов играют роль кредитных документов, которые служат фундаментом для пирамиды банковских денег. Они выпускаются либо путем открытия кредита под залог ценных бумаг, либо посредством проведения операций банка на открытом рынке, т.е. при покупке центральным банком ценных бумаг краткосрочных и долгосрочных обязательств казначейства, государственных корпораций, облигаций торгово-промышленных фирм и банков, коммерческих векселей, учитываемых Центральным банком, способствуя при этом кредитной экспансии.
Расширение денежного обращения усиливало инфляцию. В свою очередь рост цен, усиливая спрос хозяйственной системы на банковские билеты, также вызывал рост обращения денег, выпускаемых «на базе торговых операций».
В сфере валютно-кредитных отношений центральные банки должны были открыть кредит казначейству на громадные суммы и предоставить свои золотые и валютные резервы на обеспечение снабжения из-3а границы. Из этого вытекала необходимость организации валютной монополии государства как с целью регулирования эмиссии денег, так и с целью контроля за валютными курсами. Суровому контролю были подвергнуты движения капиталов и товаров. Были созданы учреждения по регулированию валютных курсов.
В целом наблюдаются следующие изменения в экономической функции государства в условиях индустриальной экономики.
В классических условиях золотого стандарта и либерального участия государства в экономике:
Государство не вмешивается в сферу производства и распределения продукции, но участвует в строительстве железных дорог
Государство вмешивается в сферу денежного обращения посредством установления соотношения между золотом и эмиссией банкнот, установления норм ликвидных резервов, регулирования учетной ставки и проведением операций на открытом рынке.
В условиях ограниченно (нелиберально) регулируемой рыночной экономики:
Государство, помимо участия в строительстве железных дорог, использует протекционистский тариф для поддержки отечественных производителей, создает антимонопольное законодательство и регулирует условия труда
Усиливается кредитная функция государства и растет государственный долг, активную роль начинают играть потоки долгосрочного капитала, компенсировавшие дефицит торгового баланса. Постепенно разменные кредитные деньги все более вытесняют золото

В условиях военно-государственного регулирования экономики:

Государство прямо административно вмешивается в сферу производства и распределения продукции, во внешнеэкономическую деятельность, ценообразование и условия труда.

Государство отказывается от обмена банкнот на золото, центральные банки открывают огромные кредиты, золотые и валютные резервы казначейству; государство регулирует эмиссию денег и контролирует валютный курс, движение товаров и капиталов за рубеж.

После войны государства прямо вмешивается в международные отношения. Военные репарации, наложенные на побежденные страны, и деятельность Лиги Наций, направленная на помощь странам Центральной Европы на восстановление их экономик, породили движение капиталов государственного происхождения, чего не было до 1914 г.
Введенная в Германии в 1914 году система военного-государственного вмешательства в экономику с введением хлебной монополии, твёрдых цен и карточек на продукты обеспечила ей в 1914 –1916 гг. победы на фронтах первой мировой войны над Россией, Англией и Францией, оказавшихся неспособными к организации мобилизационной военной экономики в начальный период войны.
Широкое развитие военно-государственного регулирования экономики в Германии получило в связи с тем, что она располагала меньшими экономическими ресурсами, чем ее противники. Она почти полностью была отрезана от внешних рынков и источников стратегического сырья. Ее экономика переживала наибольшие трудности. Путем переключения всего хозяйства на службу «тотальной войне» германское правительство попыталось разрешить коренное противоречие между далеко идущими целями войны и ограниченными возможностями своей экономики.
Для военного-государственного регулирования хозяйства был создан специальный аппарат во главе с Центральным военно-промышленным советом. В этот орган входили представители правительства, военного ведомства, крупных банков и промышленных объединений.
Специальным законом германского правительства в каждой отрасли промышленности создавались военно-акционерные общества. В правления этих обществ входили представители государства. Военно-акционерные общества были тесно связаны с Центральным военно-промышленным советом. Они наделялись рядом государственных функций, регулировали военные заказы, распределение сырья, устанавливали номенклатуру, размеры продукции и т. д. Через систему военно-акционерных обществ в Центральном военно-промышленном совете сходились нити от всех важнейших банков и промышленных монополий.
Государственно-мобилизационному регулированию германской экономики была подвергнута не только промышленность, но и транспорт, связь, сельское хозяйство и другие отрасли экономики. В целях обеспечения военно-промышленных монополий кадрами была введена трудовая повинность, предусматривавшая принудительное привлечение к труду населения, распределение и закрепление рабочей силы. Государство ввело монополию на хлеб и установило карточную систему на предметы первой необходимости для населения.
В ходе первой мировой войны система государственно-мобилизационного регулирования экономики была применена и в других воюющих странах. После первой мировой войны в Странах западной Европы и США происходит сворачивание механизмов военно-государственного регулирования экономики

Среди главных причин этой величайшей экономической катастрофы, пожалуй, следует выделить: забвение условий Версальского договора, всемерное западное и, прежде всего американское, содействие возрождению германского фашистского милитаризма с его мировыми претензиями, острейшие межгосударственные противоречия и соперничество стран-лидеров и пр. Во вторую мировую войну было вовлечено более 60 государств с населением свыше 4/5 жителей планеты. Она унесла около 55 млн человеческих жизней и уничтожила национального богатства на 316 млрд долл. Почти все страны-участницы вышли из войны экономически ослабленными: дефор мирована милитаризованная структура производства; разорваны связи в промышленности, финансах, торговле; устаревшее оборудование; острый дефицит в самых необходимых продуктах; растущая инфляция; неустойчивость европейских валют. Фактически страны Западной Европы за счет собственного производства могли обеспечить, к примеру, свои потребности в зерне, хлопке, алюминии и меди на 40%, свинце, цинке — на 30, сале и масле — примерно на 15, жидком топливе и мясе —только на. 10% т.д. Лишь США, умело используя сложившуюся конъюнктуру, за годы войны удвоили объем промышленного производства, а чистую прибыль корпорации даже утроили.
Определенное изменение соотношения сил на международной арене было обусловлено ростом национального освободительного движения и сопровождалось фор мированием социалистической системы хозяйства и распадом колониальной системы — многовекового неиссякаемого источника европейского экономического могущества.
Иные экономические задачи послевоенного периода выявили новые формы и методы их реализации, например, план Маршалла. Официальным автором программы «восстановления и развития Европы» стал государственный секретарь США Дж. Маршалл. Важно то, что США здесь выступили не благотворителями на общественных началах, поставляющими европейским странам сырье и товары первой необходимости. Их цели — глубже: обеспечение большей самоокупаемости экономического возрождения Европы, повышение отдачи от американской помощи и соответствие начавшемуся в конце 40-х гг. очередному обновлению технологической базы американской экономики.
За четыре года реализации плана Маршалла (1948—1951гг.) 17 европейских стран получили от США помощь в объеме 16 млрд долл. Более 2/3 этой суммы пришлось на ФРГ, Великобританию, Францию и Италию. Интересна структура поставок: 70% составили продовольствие, топливо, удобрения. Поучительным аспектом воплощения плана стали источники финансирования. Так, поставки предметов важнейшей жизненной необходимости (продукты питания, топливо, одежда) поступали в основном в виде дотаций, а не займов. А местная валюта, вырученная от продажи ввозимой продукции, использовалась правительством европейских стран для сокращения дефицита бюджета, а следовательно, и темпов инфляции. Между тем поставки промышленного оборудования финансировались за счет займов международного банка, в то время как поставки сырья, сельскохозяйственных машин, промышленных товаров, запасных частей и т.д. — под гарантии американского правительства через специально созданное объединение эксйпортно-импортного банка США.
В свою очередь, условия для стран-участниц этого плана были довольно жесткими: отказ от национализации промышленности и предоставление полной свободы частного предпринимательства при заметном торможении конкурирующих с США отраслей западноевропейской индустрии, одностороннее снижение таможенных тарифов на импорт американских товаров, ограничение торговли с социалистическими странами и др.
Послевоенная экономика характеризовалась также широким спектром экономических программ возрождения, реализация которых уже к началу 50-х годов позволила наполовину увеличить выпуск продукции в базовых отраслях, а по отдельным видам продукции и того выше (калийные удобрения — на 65%, сталь — на 70, цемент — на 75, транспортные средства — на 150, нефтепродукты — на 200%). Прогрессивные изменения затронули и экспорт, выросший в целом на 49 пунктов, а в США и Канаде — даже на 60 пунктов н энергично повернувший в сторону перспективных технологий.
В 40-е — середине 60-х гг. одним из ведущих факторов экономического подъема стал первый этап третьей научно-технической революции, связанный с развитием химии и нефтехимии (синтетические волокна и пластмассы), реактивной авиации, атомной энергетики, телевидения, производства транзисторов и ЭВМ. В производственных процессах утверждаются «жесткие варианты» автоматизации, полуавтоматические технологии, интенсивное расширение НИОКР (научных исследований и опытно-конструкторских работ).
Целям послевоенного возрождения служила широкая система мер, определявшая содержание многих национальных экономических программ. В ряде стран прошла национализация промышленности, банков, финансовых учреждений, транспорта, введен административный, а с середины 50-х гг. экономический контроль над ценами и заработной платой. Широко применялись разнообразные методы государственного регулирования, достигшего к концу 60-х гг. наибольших масштабов за всю зарубежную историю, государственное предпринимательство. прямое и косвенное регулирование, програм мирование.
Важно рассмотреть национальные модели и программы экономического возрождения, выявить, к примеру роль Франции — родины индикативного планирования и програм мирования. Уже в 1946г. здесь создается Генеральный комиссариат по планированию. А к началу 60-х гг. выполняются три плана, носящих индикативный (необязательный) характер и направленных на модернизацию национализированного сектора экономики и восстановление хозяйства (1947—1953гг.), укрепление конкурентоспособности частных фирм (1954—1957гг.), переход от протекционизма к «открытой экономике» (1958—1961гг.).
Комплекс мер, предложенный министром экономики, а затем и канцлером ФРГ Л.Эрхардом, с опорой на традиции германского народа, включал сосредоточение народного хозяйства на увеличении производства и дохода, широком использовании конкуренции и предпринимательства, как незаменимой силы хозяйственной динамики, конкурентоспособности и общественного процветания. В 1948 г. проведены: денежная реформа, позволившая освободиться от ига огромной массы обесцененных денег; ценовая реформа, отпустившая цены на свободу; налоговая реформа, защитившая права потребителя и обеспечившая свободу предпринимательства. Уже в течение года «шоковые» последствия этих мер стали смягчаться. Магазины постепенно наполнялись товарами. Рост цен стабилизировался примерно на уровне роста заработной платы. На треть повысилась производительность труда и т.д. Уже в 1954г. был вдвое превышен уровень производства 1936г., и к середине 50-х гг. ФРГ вышла на второе место в мире после США по объему золотых запасов. ФРГ стала передовой страной Западной Европы, обогнала в хозяйственном отношении своих былых победителей. Страна фактически выступила одним из главных учредителей Европейского объединения угля и стали, стояла у истоков европейской экономической интеграции.

К началу 60-х гг. на ее долю приходилось более 60% добычи угля, около половины производства стали, почти 40% экспорта и 35% импорта ЕЭС («Общего рынка»).
Изучение данной темы, анализирующей экономику ведущих стран в годы второй мировой войны и первые послевоенные десятилетия,невозможно без определения роли СССР в мировом хозяйстве. Используя уникальную способность командно-административной системы в экстремальных ситуациях мобилизовать все ресурсы и поставить их на службу защиты Отечества, привлекая в общих своих затратах лишь 4% западной помощи, СССР чрезвычайно высокой ценой человеческих потерь и лишений добился количественного и качественного превосходства военной техники и обеспечил разгром Германии и Японии. Вместе с тем эйфория победы не предоставила возможности критически переосмыслить пройденный путь, отринуть все формы насилия и тирании как принципы государственного устройства. Командно-административные методы управления, централизованная до абсурда, затратная, невосприимчивая к техническим и технологическим достижениям, неэффективная экономика, сохранение на долгие годы дефор мированной милитаризованной эконо-мики времен войны, отчужденная от производителей общественная собственность осложнили выход нашей страны на новый уровень развития. Непримиримое противостояние во внешней политике западному миру периода «холодной войны», означавшее состояние политической, экономической, идеологической, «полувоенной» и прочей конфронтации между государствами и системами и втянувшее нас в изнурительную гонку вооружений, тяжелый груз затрат и забот «лагеря социализма и демократий»—все это замедлило социально-экономическое развитие нашего общества, изолируя его от внешнего мира, сфор мировало у руководства СССР завышенную оценку нового соотношения сил в мире, укрепило веру в правоту идей социализма, загнивание и гибель империализма.

Между тем, в ведущих зарубежных странах достижения НТР, успехи хозяйственного развития усилили процессы концентрации и централизации производства, а также акционерную форму капитала и монополий как ведущей хозяйственной формы. Эти тенденции переросли возможности отдельных стран и обусловили интернационализацию производства на частнохозяйственном и межгосударственном уровнях: возросло число международных монополий, образовались интеграционные объединения; Созданное в 1957г. Европейское экономическое сообщество (ЕЭС, «Общий рынок») являет собой образец механизма межгосударственного регулирования социально-экономических процессов. К 1992г. здесь ликвидированы барьеры на пути движения товаров, капиталов, рабочей силы. Ныне «Общий рынок» дает около 90% европейского промышленного производства и включает 12 европейских государств (Бельгия, Великобритания, Греция, Нидерланды, Португалия, Дания, Италия, Ирландия, Испания, Люксембург, Франция, ФРГ)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: