Тема: «Совместимые и несовместимые понятия»
Цели:
· Способствовать формированию у учащихся представления об общих подходах к сравнению понятий; познакомить их с отношениями равнозначности, пересечения, подчинения, противоположности, противоречия; отработать навыки построения круговых диаграмм; способствовать формированию навыков и умений работы с программой MS Power Point.;
· Способствовать развитию логического мышления, памяти, самостоятельности и инициативы при выполнении групповых и индивидуальных заданий;
· Содействовать формированию информационной культуры учащихся, ответственности в групповой и индивидуальной работе.
Средства обучения: презентация «Совместимые и несовместимые понятия», учебник Матвеевой Н.В., Р.Т. – 4 класс
Ход урока
Этапы урока | Содержание этапа | Техника организации |
Мотивация учебной деятельности с частичным повторением. | Мы продолжаем изучать тему «Понятие. Суждение. Умозаключение» и знаем, что понятия можно делить и обобщать, что отношения между понятиями бывают симметричными и несимметричными, родовыми и видовыми. Мы научились представлять отношения между понятиями в виде схем и кругов Эйлера-Венна (диаграмм) – это наглядное представление отношений между понятиями. | |
Объяснение нового материала (эвристическая беседа). | На этом уроке нам предстоит познакомиться с новыми видами понятий – совместимые и несовместимые понятия. Рассмотрим другие виды отношений между понятиями. Понятие равнозначности. Равнозначными понятиями являются «город Москва» и «столица России». Диаграмма для такой пары понятий будет выражена одним кругом Эйлера-Венна. Из диаграммы видно, что два разных понятия отражают один и тот же объект. Назовите равнозначное понятие для понятия «Моя кошка». Кошка Муся. Эта пара понятий также может быть выражена одним кругом Эйлера-Венна. Понятие пересечения. Рассмотрим два множества понятий «ученик» и «лыжник». Каково содержание понятия «ученик»? (Человек, который учится в школе) Что означает понятие «лыжник»? (Человек, который катается на лыжах). Некоторые лыжники катаются на лыжах, и некоторые лыжники учатся в школе, то есть они принадлежат одновременно и множеству учеников и множеству лыжников, поэтому круги пересекаются и образуют множество «Лыжник/Ученик». Следовательно, понятия «Ученик» и «Лыжник» являются пересекающимися понятиями. Отношение подчинения. Рассмотрим множества «Полевые цветы», «Лесные цветы», «Садовые цветы» и «Комнатные цветы». Какие понятия принадлежат первому множеству? Таким образом, множество «Лесные цветы» является подмножеством «Цветы». Это будет выглядеть так… Понятия, которые связаны отношением равнозначности, пересечения или подчинения, относятся к группе совместимых понятий. Рассмотрим другие виды сравнения понятий. Несовместимые понятия – это понятия, которые отражают множества объектов, где ни один из объектов не является элементом другого множества. Например, «ребёнок» и «компьютер». На диаграмме круги этих множеств не пересекаются Отношение противоположности. В данном отношении находятся понятия, которые выражаются словами-антонимами. Например, «истина» и «ложь», «земля» и «небо», «черный» и «белый». Здесь могут послужить слова-антонимы. Отношение противоречия Примерами противоречащих понятий являются: «компьютер» и «НЕкомпьютер», «человек» и «НЕчеловек». На диаграмме такое отношение выглядит так Мы должны знать! Итак, отношения между понятиями бывают совместимые и несовместимые. Совместимые понятия связаны отношением равнозначности, пересечения и подчинения. Несовместимые – непересекающиеся понятия, которые связаны отношением противоположности, противоречия. | |
Физкультминутка | Встать Потянуться вверх Наклониться вниз Повороты туловища в разные стороны Разминка кисть рук | |
Компьютерный практикум | Нарисовать круги Эйлера. | |
Задание на дом | §9 – читать, выучить определения, РТ §9 № 6, 7, 9 |
|
|
|
|