double arrow

Конституционно-правовые нормы и институты


Конституционно-правовыми нормами яв-ся установленные или санкционированные гос-м общеобязательные правила поведения, регулирующие конст.отношения. Им присущи признаки правовых норм и своя специфика.

Они регулируют наиболее широкие и существенные общественные отношения, оформляют правовые основы гос-ва. Многие из этих норм имеют весьма общий характер, причем по своей сути они не всегда яв-ся предоставительно-обязывающими. В них нередко отсутствует прямая связь между конкретными правами и обязанностями (ст. 13 Конституции РФ, в которой признается идеологическое многообразие, а обязанность, относящаяся к гос-ву в целом, заключается в запрете устанавливать в качестве гос-ой или обязательной к-л идеологию).

Конституционное право, как и любая иная отрасль права, представляет собой совокупность норм и институтов, посредством которых регулируется предмет конституционного права.

Признаки:

1. Как и иные правовые нормы, в отличие от других социальных норм (морали, обычаев, традиций и др.), нормы конституционного права – это продукт правотворческой деятельности государства.

2. Конституционно-правовые нормы, как и нормы иных отраслей права, – это государственно-властные предписания. Особенность же конституционно-правовых норм по этому параметру состоит в том, что они представляют собой веления высшей государственной власти – органов (должностных лиц), избранных народом, либо самого народа, выражающего свою волю посредством форм непосредственной демократии.

3.Конституционно-правовые нормыявляются формально-определенными, т.е. выраженными в письменной форме. Однако в сравнении с нормами иных отраслей права конституционно-правовые нормы имеют специфические формальные источники своего размещения. Значительная их часть содержится прежде всего в Конституции РФ – основном источнике российского права, обладающем высшей юридической силой во всей системе российского законодательства. Кроме того, нормы конституционного права закреплены в конституционных законах, законах и иных нормативных актах - источниках конституционного права. Важным источником, формирующим нормы конституционного права, являются постановления Конституционного Суда.

4. В сравнении с иными отраслевыми правовыми нормами нормы конституционного праваявляются исходными либо часто (по крайней мере, так должно быть) первичными во всей конструкции системы внутригосударственного права. Конституционные нормы – это основополагающие нормы, лежащие в основе всей правовой системы, обладающие особой, высшей юридической силой.

5. Конституционно-правовые нормы, как и нормы иных отраслей права, имеют обязательный характер, т.е. они обязательны для исполнения всеми гражданами, их организациями и объединениями, физическими и юридическими лицами и органами государства

6. В отличие от иных правовых норм, нормы конституционного права имеют специфический предмет регулирования - фактические конституционные отношения. Конституционное право посредством своих норм и институтов регулирует общественные отношения, которые составляют основу всего устройства общества и государства и непосредственно связаны с осуществлением публичной, главным образом государственной, власти.

7. Подобно иным нормам права и иным социальным нормам, конституционно-правовые нормы - это правила общего характера. Они рассчитаны на все сходные ситуации, а не на конкретную жизненную ситуацию. Вместе с тем конституционные нормы, в отличие от иных социальных норм, в том числе правовых, характеризуются повышенной степенью обобщенности по сравнению с нормами других отраслей права.

8.Как и другим нормам права конституционно-правовым нормам присуща их неперсонофицированность - они адресованы не конкретным субъектам, а всем субъектам права либо отдельным категориям (видам) субъектов. Однако к «неперсонофицированным» адресатам конституционно-правовых норм относятся специфические категории (классы) субъектов: не только каждый гражданин, юридическое лицо, но и народ, нация, избирательный корпус, местные территориальные сообщества муниципальных образований, Федерация в целом, каждый из субъектов РФ, каждое из муниципальных образований, выборные государственные органы и должностные лица уровня РФ, субъектов РФ и местного самоуправления.

9. Конституционные нормы, как и иные отраслевые и правовые нормы, имеют поведенческий характер. Некоторые специалисты считают, что часть конституционных норм (нормы-принципы, нормы-цели, нормы-определения) не имеет поведенческого характера и не устанавливает правил поведения . Даже выраженные в самой общей форме нормы-принципы, нормы-определения носят поведенческий характер, ибо с содержащимися в них установлениями должны соотносить свое поведение, свою деятельность любые социальные субъекты.

10. Конституционно-правовые нормы, в отличие от иных правовых норм, имеют специфическую структуру. По мнению большинства авторов, особенность конституционно-правовых норм заключается и в том, что в их структуре отсутствуют санкции. Но особенности структуры конституционно-правовых положений не отрицают их нормативной природы и свойств эффективного регулятора общественных отношений.

12. Конституционно-правовые нормы, тождественно иным правовым нормам, в отличие от иных социальных норм (морали, традиций и т.д.), обеспечены в процессе их реализации силой государственного принуждения. Однако судебные и несудебные механизмы государственного принуждения, т.е. применения санкций в случае нарушения норм конституционного права, специфичны в сравнении с механизмами принуждения, применяемыми для защиты иных отраслевых норм. Специфика судебных механизмов применения мер конституционной ответственности заключается в том, что основная часть санкций конституционных норм, реализуемых в судебной сфере, применяется специализированным видом судов - Конституционным Судом РФ и конституционными (уставными) судами субъектов РФ. Так, именно конституционные (уставные) суды вправе признавать закон (иной нормативный акт, внутригосударственный договор) недействительными и прекращать их действие.

13. Еще одним свойством конституционных норм, как и других социальных и правовых норм, является их системность. Системность означает, что все конституционно-правовые нормы органически связаны друг с другом, взаимодействуют между собой.

Существуют разные виды конституционно-правовых норм, различные критерии и варианты их классификаций.

1. В зависимости от их предназначения в механизме правового регулирования нормы конституционного права делятся на материальные и процессуальные.Разница между ними в следующем. Материально-правовые нормы отвечают на вопрос, что регулируется; таким образом они закрепляют то или иное социальное благо, меру возможного (должного) поведения либо действий субъектов права. Процессуальные нормы отвечают на вопрос: как регулируется? Они устанавливают форму, последовательность (порядок) реализации норм материального права.

2.По критерию функциональнойнаправленности нормы конституционного права делятся на регулятивные (правоустановительные)и охранительные. Бóльшая часть конституционных норм имеют регулятивную природу. Охранительные нормы чаще представляют собой запреты.

3. На основе такого критерия, как специфика содержания конституционно-правовые нормы дифференцируются на следующие виды: нормы, регулирующие основы конституционного строя; нормы о правах и свободах; нормы о федеративном устройстве России; нормы об организации законодательной власти, исполнительной власти, судебной власти; нормы о местном самоуправлении.

4. По источникам, видам нормативных актов, в которых они содержатся, различаются нормы конституционного права, которые устанавливаются:

а) Конституцией РФ, конституциями (уставами) субъектов РФ;

б) нормы, закрепляемые конституционными законами и иными законами РФ и субъектов РФ;

в) нормы, фиксируемые указами Президента РФ, постановлениями Правительства;

г) нормы конституционного права, сформулированные в Федеративном и иных внутригосударственных договорах;

д) нормы конституционного права, содержащиеся в Регламентах Палат Парламента РФ – Федерального Собрания, Регламенте Правительства РФ и Регламенте Конституционного Суда РФ и аналогичных документах республик, краев, областей и автономий РФ (субъектов РФ);

е) нормы, включенные в такой из источников конституционного права, как декларации РФ и субъектов РФ;

ж) отдельные нормы конституционного права, закрепляемые в актах органов и должностных лиц местного самоуправления.

5. По юридической силе:

а) нормы, изложенные в гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ 1993 г

б) нормы, зафиксированные в иных главах Конституции РФ (гл.гл. 3-8)

в) нормы конституционного права, закрепленные в подзаконных нормативных актах, - источниках конституционного права и т.д.

6. По способу воздействия на субъекты права различаются: управомачивающие, обязывающие и запрещающие.

Управомочивающие (дозволяющие) нормы – это все нормы, закрепляющие предметы ведения и полномочия РФ и ее субъектов, компетенцию государственных органов и должностных лиц (Президента, Совета Федерации, Государственной Думы и др.), права и свободы человека и гражданина.

Обязывающие нормы возлагают на субъекты обязанности совершать определенные действия, предусмотренные этими нормами, «избирать тот вариант поведения, который соответствует их требованиям»

Запрещающие нормы – это нормы, предусматривающие запреты на совершение определенных действий. В форме запретов фиксируются, например, ряд принципов конституционного строя, гарантии прав и свобод человека и гражданина в РФ.

7. По критерию характера взаимоотношенийсубъектовправоотношения конституционно-правовые нормы могут быть классифицированы на императивные и диспозитивные.

Императивные нормы регулируют отношения между субъектами, где стороны находятся в неравноправном положении (отношения власти-подчинения).

Диспозитивные же нормы допускают регулирование отношений по соглашению сторон, между тем как нормативное правило действует лишь при отсутствии такого соглашения [17, с. 173].

8. По времени их действия нормы конституционного права делятся на три вида:

а) действующие в течение неопределенного времени (их большинство);

б) действующие лишь в определенные периоды времени (так, нормы, регулирующие режим военного либо чрезвычайного положения.

в) нормы конституционного права, исчерпываемые во времени своего действия.

9. По территориальным масштабамих действия можно выделить такие разновидности норм конституционного права:

а) общефедеральные;

б) действующие на территории отдельного субъекта РФ

в) локальные (действующие в масштабе отдельно взятого муниципального образования).

10. В зависимости от такого критерия, как их «поведенческий потенциал», конституционно-правовые нормы бывают двух видов: нормы общего характера и конкретные, поведенческие нормы.

а) Нормы общего характера регулируют поведение социальных субъектов косвенным образом: не устанавливают конкретных моделей, вариантов поведения, а закрепляют лишь основные ориентиры, важнейшие параметры поведения (его цели, границы, перспективы, способы, условия и т.д.).

б) Конкретные, поведенческие нормы – это содержащиеся в Конституции РФ и иных источниках конституционного права конституционно-правовые нормы.

В Российской Федерации создается развитая система конституционно-правовых институтов. Под конституционно-правовым институтом понимается совокупность конституционно-правовых норм, регулирующих однородную группу (блок) общественных отношений.

Конституционно-правовые институты можно дифференцировать на два вида: сложные (многосоставные) и простые (односоставные).

К многосоставным институтам относятся: институты конституционного строя, институт конституционно-правового статуса человека и гражданина; институт федерализма; институт выборов; институт главы государства; институт законодательной власти; институт исполнительной власти; институт судебной власти; институт местного самоуправления.

Простой (односоставный) конституционно-правовой институт – это часть многосоставного. Так, многосоставный институт конституционного статуса человека и гражданина включает три простых (односоставных) института: институт гражданства; институт прав и свобод; институт обязанностей. В многосоставном институте законодательной власти различаются: институт парламента, институт законодательного процесса, институт статуса члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы и т.д.

Крупнейшие институты могут рассматриваться как подотрасли конституционного права – например, парламентское право.


Сейчас читают про: