Метод продольных и поперечных вертикальных профилей
Метод проектных профилей - следующая после схемы вертикальной планировки и более детальная стадия проектирования. Его применяют главным образом при проектировании линейных сооружений автомобильных и железных дорог, трамвайных путей, подземных сетей и т.д.
Иногда он используется и при планировке отдельных участков территории.
Система проектных профилей (обычно продольных и поперечных по отношению к осям проектируемых сооружений) дает достаточно полное представление о намечаемых проектных решениях и возможность точного осуществления их в натуре, так как выполняется в более крупных масштабах.
Профили представляют собой условные размеры существующей и проектируемой поверхностей в рассматриваемых сечениях.
При проектировании улиц и дорог разрабатывается продольный профиль по оси проезжей части, а для определения проектных отметок в лотках проезжей части пользуются составленным типовым поперечным профилем, что приемлемо при симметричном решении улицы или дороги на определенном протяжении.
|
|
На городских улицах симметричное решение поперечного профиля может быть достигнуто лишь на отрезках от перекрестка к перекрестку. Поэтому часто приходится, кроме продольного профиля по оси проезжей части, проектировать таковые и по лоткам.
Кроме того, разрабатываются так называемые рабочие поперечные профили по сечениям продольного профиля на каждом пикете и в наиболее характерных местах. По ним и производится подсчет объемов земляных работ, которые фиксируются в специальных ведомостях.
Проектирование вертикальной планировки методом проектных профилей на городских площадях и прилегающей к улицам территории - сложный и многодельный процесс. В этом случае требуется разработка проектных профилей по всем линиям сетки квадратов через 10-20 м, что не выражает графически пластику рельефа.
Метод проектных горизонталей
Метод проектных (красных) горизонталей позволяет благодаря изображению вертикальной планировки в проектных (красных) горизонталях охватить всю площадь видоизмененного рельефа, отобразить в плане пластику рельефа на всей проектируемой территории. С помощью метода интерполяции такое решение вертикальной планировки дает возможность определить проектную отметку в любой точке плоскости рельефа. Благодаря этому метод проектных горизонталей преимущественно распространен при разработке детальных проектов вертикальной планировки улиц, площадей, территорий микрорайонов, промышленных площадок, зеленых массивов и т.д.
В отличие от черных горизонталей, характеризующих существующий (природный) рельеф, красные горизонтали отображают проектируемую поверхность территории, преобразованную в целях планировки, застройки и благоустройства. Исходный материал для разработки вертикальной планировки территории проектируемых объектов -генеральная схема вертикальной планировки населенных мест или отдельных их районов, составляемая при разработке генеральных планов.
|
|
При проектировании улиц, дорог, площадей, микрорайонов, промышленных площадок и других территорий методом проектных (красных) горизонталей шаг между ними избирается в зависимости от масштаба плана и крутизны рельефа.
При масштабах плана 1:1000 и 1:1500 шаг принимается равным 0,1 и 0,2 м, а при предельно допустимых максимальных уклонах - 0,5 м. При шаге 0,2 м проектные отметки горизонталей должны быть 100; 100,2; 100,4; 100,6 и т.д.
Расстояние от исходной точки (от которой начинается проектирование, обычно отметка пересечения оси улиц и проездов) до ближайшей красной горизонтали определяется как частное от деления разности отметок ∆h на уклон i.
Определение точек расположения красных горизонталей называется градуированием и соответствует методу интерполяции.
При методе проектных горизонталей совмещают план и профили в любых рассматриваемых сечениях, в результате чего одновременно решается горизонтальная и вертикальная планировка проектируемых участков. Перед нанесением проектных горизонталей необходимо предварительно определить:
> участки территории, отметки которых должны быть по возможности сохранены: у входов в здания, капитальных сооружений, поверхностей пересекающихся проезжих частей улиц и дорог, трамвайных путей, участков сохраняемых зеленых насаждений и т.д.;
> водораздельные линии и наиболее пониженные участки местности;
> места резких изменений уклонов поверхности.
При этом определяют направления и величину уклонов отдельных сопрягаемых участков и ориентировочные величины намечаемых срезок и подсыпок на них. С учетом обеспечения минимального объема земляных работ и отметок опорных точек на оси проезжей части намечают точки перелома продольного профиля и их ориентировочные проектные отметки. Затем определяется расстояние между вышеуказанными точками и продольные уклоны между ними. У всех переломных точек выписывают существующие и проектные отметки.
С учетом принятых уклонов уточняют проектные отметки переломных точек по формуле:
где H1 и H2 - проектные отметки точек на рассматриваемом участке; L – расстояние между
ними; i – запроектированный продольный уклон.
Проектные горизонтали наносят через 0,1- 0,2 м по высоте (при эскизной планировке через 0,2-0,5 м).
Расстояние между проектными горизонталями в плане определяют по формуле:
∆h - падение или шаг горизонталей;
iпр. - продольный уклон.
Определение на плане местоположения на оси проезжей части точек, через которые должны пройти проектные горизонтали, производят следующим образом. Сначала определяют местоположение одной из этих точек (ближайшей к точке перелома продольного профиля с ранее установленной проектной отметкой). Расстояние между рассматриваемыми точками:
∆h1 - разность отметок искомой горизонтали и ближайшей от нее точки перелома
продольного профиля;
iпр. -проектный продольный уклон.
Поскольку тротуары и газоны обычно возвышаются над проезжей частью улиц, то горизонтали на них смещаются по отношению к одноименным горизонталям на проезжей части. В большинстве случаев они имеют и другое направление, так как поверхностям проезжей части и тротуара придают встречные поперечные уклоны — в сторону лотков.
Углы отклонения горизонталей на тротуарах по отношению к линиям бортов, а следовательно, и к оси проезжей части определяют по тому принципу, что и для проезжей части. При одинаковых поперечных уклонах поверхностей проезжей части и тротуаров величины этих углов будут одинаковыми.
|
|
Для улично-дорожной сети города характер поперечных профилей и максимальный продольный уклон проектируют в соответствии с расчетными параметрами улиц и дорог. Проектные продольные и поперечные уклоны для элементов дорожно-тропиночной сети парков устанавливаются в соответствии сдопустимыми уклонамив зависимости от типа планировочного элемента.
Для асфальтовых и цементных покрытий минимальные поперечные уклоны - 15-25 °/оо. На равнинных участках (менее 4 °/оо) при прокладке улиц и дорог их проезжие части проектируются по лотку путем построения пилообразного продольного профиля, с размещением в пониженных местах дождеприемных колодцев водосточной сети, (рис. 4).
На рис. 5 показаны этапы принятия окончательного решения при разработке схемы вертикальной планировки.
Рабочая оценка, указывает величину срезки или подсыпки грунта в данной точке. Ее наносят слева от выносной черты на чертеже схемы организации рельефа, в соответствующих характерных точках.
Таким образом, определив красные (проектные) отметки во всех характерных точках, назначив допустимые уклоны всех элементов улично-дорожной и дорожно-тропиночной сети, согласно нормативным требованиям, формируется проектный высотный каркас территории объекта.