Правовые акты управления

Понятие «нормативный правовой акт» рассматривается как официальный юридический документ. Правовые акты разнообразны и выполняют важную роль в управлении. Подразделяет нормативные правовые акты на основные и производные. К основному виду относятся:

- Конституция, конституционные законы, кодексы, законы;

- указы Президента, имеющие силу конституционного закона;

- указы Президента, имеющие силу закона;

- иные нормативные пра­вовые указы Президента;

- нормативные постановления Парламента и его Палат;

- нормативные постановления Правительства;

- нормативные постановления Конституционного Совета, Вер­ховного Суда, Центральной избирательной комиссии;

- нормативные приказы министров и иных руководителей цен­тральных государственных органов;

- нормативные постановления государственных комитетов, иных центральных государственных органов;

- нормативные правовые решения маслихатов и акимов.

К производному виду нормативных правовых актов относятся: 1) регламент; 2) положение; 3) правила; 4) инструкция.

Правовые акты в зависимости от правового положения органов управления можно подразделить на: 1) общие; 2) отраслевые (ме­жотраслевые); 3) региональные (местные); 4) локальные (внутри-организационные).

Общие нормативно-правовые акты в соответствии с Конститу­цией и законами Республики Казахстан устанавливают структуру ор­ганов исполнительной власти, правила поведения властных субъек­тов и исполнителей.

Среди общих нормативных актов наиболее значимы акты Пре­зидента Республики. Они могут быть:

- учредительного характера - о создании правовых основ и по­рядке деятельности Правительства и других органов исполнитель­ной власти.

- системообразующего характера, в процессе реализации ко­торых формируются не только органы, но и отрасли и подотрасли законодательства (например, о таможенном деле, налогах и др.);

- координационно-регулирующего характера - устанавливающие режим согласованного взаимодействия органов для реализации функций управления или решения государственных задач (например, по вопросам формирования состава государственных служащих, за­нимающих политические и административные должности).

Постановления Правительства принимаются коллегиально. Им, как правило, свойственен комплексный межотраслевой характер. Они регулиру­ют самый различный круг отношений, возникающих в экономике, науке и технике, образовании и культуре.

Премьер-Министр издает распоряжения, которые имеют инди­видуальный характер.

Основы институциональной структуры были заложены Римским договором о ЕЭС, впоследствии изменения вносились нормами Единого европейского акта, Амстердамского и Ниццского договоров. Отличительная черта институциональной структуры ЕС – ее наднациональный характер, т.е. приоритет законодательных норм ЕС над решениями национальных органов власти.

Административные структуры ЕС включают Совет ЕС, Европейский парламент, Европейскую комиссию и Европейский Суд.
Высшим политическим институтом является Совет ЕС, действующий на двух уровнях – уровне министров разных отраслей и уровне глав государств и правительств стран-членов.

Совет ЕС на уровне министров (главным служит Совет ЕС на уровне министров иностранных дел, часто называемый Советом министров) выполняет законодательные и исполнительные функции. Заседания проводятся не реже нескольких раз в месяц; голосование проводится на основе квалифицированного большинства, когда каждая страна имеет взвешенное количество голосов с учетом численности населения и интересов малых стран. Для принятия решения необходимы не менее 258 голосов из 346, при этом должны проголосовать «за» не менее 14 стран и поданные голоса будут представлять 62% населения ЕС. Принцип единогласия применяется при решении самых важных вопросов налоговой и внешней политики, миграции.

Вторым уровнем Совета ЕС является Европейский Совет на уровне глав государств и правительств в ранге саммитов, проводимых четыре раза в год. Основные функции – определение основ европейской политики, разрешение проблем, возникших на более низком уровне.

Законодательные функции выполняет Европейский парламент, в составе которого 732 парламентария от 25 стран, избираемых на основе прямых выборов. Парламент действует на основе принципа партийной принадлежности; в его составе 100 партий, самыми крупными из которых являются либеральная и социалистическая. Он утверждает основные законопроекты Союза и единый бюджет.

Исполнительным органом служит Европейская комиссия (ЕК) в составе которой по 1 представителю от каждой страны-члена во главе с Председателем (ныне – Х.М.Баррозу). Штаб-квартира находится в Брюсселе. Ее состав избирается сроком на 5 лет Европарламентом. ЕК подотчетна Европарламенту (который вправе ее распустить, что произошло в 2004 г. из-за коррупционного скандала). Комиссия независима от национальных правительств, содействует реализации интересов ЕС, разрабатывает законопроекты и претворяет законодательные нормы; подписывает международные соглашения от имени ЕС; проводит переговоры и подписывает договоры и соглашения с третьими странами.

Европейский Суд является судебным органом, призванным осуществлять правовое толкование законов ЕС, содействовать единообразному толкованию одних и тех же норм национальными судами, разрешать споры между государствами, институтами, юридическими и физическими лицами ЕС. В составе – по одному судье от каждой страны. Штаб-квартира расположена в Люксембурге.

Консультативными структурами ЕС являются Экономический и социальный комитет и Комитет регионов.
Единый бюджет ЕС составляется с 1967г. Его объем постоянно растет как с учетом расширения членского состава, так и вовлечения новых направлений в развитии европейской интеграции. Начиная с 2000г., объем бюджета определяется на семь лет в рамках Финансовой перспективы. Ныне действует Финансовая перспектива на 2007-2013 гг. с объемом 1025 млрд.евро.

Доходная часть образуется за счет таможенных пошлин и прочих сборов от импорта товаров, импорта аграрной продукции, отчислений НДС; на совокупную долю перечисленных трех источников от деятельности ЕС приходится 25% всех доходов. Главным источником доходной части служат отчисления от ВВП в размере 1,24% (применяются с 1988г.), составляющие 75% доходов единого бюджета Союза.

Основные финансовые приоритеты ЕС: содействие устойчивому развитию (в том числе экономическому, социальному и экологическому) с бюджетом в 382,1 млрд.евро; сохранение и управление природными ресурсами с бюджетом в 371,3 млрд.евро; ЕС как глобальный партнер с объемом финансирования в 49,5 млрд. евро; административные расходы – 49,8 млрд.евро; выплата компенсаций новым членам (Болгарии и Румынии) – 800 млн.евро.

Таблица. Финансовая перспектива ЕС на 2007-2013 гг., млн.евро

Объем и удельный вес расходных статей бюджета зависит от провозглашенных на перспективу целей и задач. В течение нескольких десятилетий главным направлением финансирования была общая аграрная политика, на которую расходовалось до 70% бюджетных средств, а по ныне действующему бюджету – около 35%. Это – вторая по объему расходная статья; средства идут на модернизацию аграрного производства, финансовую поддержку фермеров, обеспечение безопасности поставок высококачественного продовольствия. Еще 10% используются на развитие сельского хозяйства и защиту окружающей среды. Основной финансовый фонд – Европейский фонд гарантии и ориентации сельского хозяйства (ФЕОГА), средства которого используются на поддержку единых внутренних цен, субсидирование аграрного экспорта в третьи страны, на структурную политику в сельском хозяйстве.

Главной расходной статьей бюджета ЕС является структурная политика, нацеленная на рост конкурентоспособности национальных экономик, усиление сплоченности между странами за счет сокращения разрыва между богатыми и бедными странами. На эти цели выделено 38% совокупного бюджета. Ведущие финансовые фонды ЕС – Европейский фонд регионального развития (ЕФРР), субсидирующий региональные и национальные инвестиционные проекты в промышленности, сельском хозяйстве, инфраструктуре, в сфере услуг; Европейский социальный фонд (ЕСФ), финансирующий программы подготовки кадров, роста занятости, модернизации предприятий для создания новых рабочих мест; Фонд сплочения, предоставляющий средства на финансирование регионов и стран, где среднедушевой ВВП составляет менее 90% от среднего показателя по ЕС.

Административные расходы поглощают 6% единого бюджета, что в расчете на каждого жителя ЕС составляет менее 0,8 евро в среднем ежедневно. Финансовые институты ЕС включают Европейский инвестиционный банк (ЕИБ), Европейский инвестиционный фонд (ЕИФ) и Европейский центральный банк (ЕЦБ).

ЕИБ – один из самых старейших финансовых институтов ЕС, действует с 1958г. Главные цели – кредитование инвестиционных проектов в основном в странах с более низким уровнем экономического развития, странах-кандидатах, ассоциированных развивающихся странах АКТ, а также кредитование малого и среднего бизнеса. Кредиты предоставляются за счет заимствованных финансовых ресурсов. В 2006г. объем предоставленных кредитов составил 45,8 млрд.евро странам-членам и 5,9 млрд.евро странам-партнерам.

ЕИФ был создан в 1994 г.для финансирования малого бизнеса на основе венчурных капиталовложений, для предоставления гарантий банкам по финансированию малого бизнеса. Он функционирует через финансовых посредников, предоставляя кредиты за счет собственных средств или под гарантию ЕИБ или ЕС.

ЕЦБ действует с 1998г. для стран «еврозоны». Проводит эмиссию единой валюты евро, проводит денежно-кредитную политику ЕС, содействует сохранению экономической стабильности в «еврозоне» при уровне инфляции не выше 2% в среднем ежегодно.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: