Ощущение и восприятие

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ.

ДИАГНОСТИКА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Используя нижеперечисленные методики, можно:

– выявить особенности познавательной сферы ребенка, отличаю­щейся непроизвольностью и интенсивными изменениями из года в год;

– исследовать формирование волевых свойств личности ребенка и его эмоциональное развитие, также умение распознавать эмоцио­нальные состояния других людей;

– с помощью проективной методики "Моя семья", эксперимента проследить особенности формирования основных личностных образова­ний ребенка: самосознания, уровня притязаний, социальной роли и др.;

определить уровень готовности ребенка к школьному обучению.

4.1 Диагностика познавательной сферы ребенка [1]

Ощущение и восприятие

Изучение познавательной деятельности младенцев по обследованию игрушек

Подготовить разные по форме, содержанию, размерам игрушки, погремушки и поочередно предъявлять их ребенку. Например:

1. Держать игрушку на расстоянии 10 см от груди ребенка. Затем ту же игрушку вложить в ручку ребенка.

2. Не показывая предварительно, прикладывать к губам погре­мушку.

3. Медленно перемещать игрушку на уровне груди ребенка на расстоянии 10 см от одного края кроватки к другому.

4. Показывать одновременно две одинаковые игрушки, с расстоянием 5 см. между ни­ми.

5. Показывать ребенку погремушку, воспроизводя ей звук.

Количество познавательных и эмоциональных реакций фиксирует­ся в таблице.

серия Познавательные (двигатель­ные) реакции Эмоциональные реакции
1. Глаза Руки Рот Всего Улыбка или смех Оживление Вока лиза- ция Всего
                 

Для каждого возраста таблица составляется отдельно, и с ее по­мощью устанавливается, как зависит содержание, интенсивность поз­навательных и эмоциональных реакций от возраста и от характера обследуемых объектов.

Сравнительное изучение восприятия цвета и формы младенцами (3 - 12 мес.)

Подобрать 4 бутылочки, различающиеся по цвету, и 4 бутылоч­ки, различающиеся по форме. В каждом наборе только одна соска из четырех должна быть с дырочкой.

В первой серии используются различные по цвету бутылочки. Ребенку дают сначала ту, на которой соска с дырочкой. Затем эта же бутылочка предъявляется ему одновременно с другой, потом со второй и с третьей.

Вторая серия проводится аналогично с бутылочками, разными по форме.

Во время эксперимента ребенок находится в кроватке, а буты­лочки стоят перед ним.

В результате исследования делают вывод о том, как зависит скорость выработки дифференцировочного условного рефлекса от воз­раста ребенка и от признаков объекта.

Изучение восприятия цвета.

(2 - 7 лет)

Сделать кружки диаметром 3 см, окрашенные в основные, допол­нительные цвета и их оттенки; коробочки таких же цветов; 4 карты размером 25 х 10 см, разделенные на 10 квадратов. На первой нак­леить кружки основных цветов, на второй - дополнительных, на третьей - оттенков, 4-я - пустая.

Исследование проводится индивидуально с детьми, каждая серия с интервалом в день.

1. Перед ребенком ставят коробочки, дают набор кружков (по 5 шт. каждого цвета) и просят разложить кружки в коробочки в соот­ветствии с их цветом. При этом цвет не называть.

2. Ребенку дать карту-образец и дать задание разложить круж­ки на пустой карте, как на образце.

3. Ребенку дают кружок, назывют, какой это цвет, и просят ребенка найти такой же. Так находят 5 цветов.

4. Ребенку дают 5 кружков разного цвета и просят назвать цвет каждого.

В каждой серии можно отдельно предлагать разные наборы цве­тов, в зависимости от возраста брать разное количество кружков.

Результаты занести в таблицу:

№/№ возраст 1 серия 2 серия 3 серия 4 серия
  3 г. 4 г. 5 л. 6 л. 7 л.        

Сделать выводы о возрастных особенностях восприятия цвета в разных ситуациях.

Изучение соотношения зрительного и осязательного восприятия формы.

(4 - 7 лет)

Подобрать набор из 12 плоскостных фигур 4 геометрических форм: квадратной, треугольной, прямоугольной и трапеции, каждая из которых модифицируется в 3 вариантах (изменение величины, четкости углов и т.д.)

1. Ребенку зрительно предъявляется одна фигура в течении 10 сек. Затем демонстрируют весь набор, из которого он должен выб­рать ранее предъявленный образец.

2. Осязательное ознакомление с фигурой (со зрительным восп­риятием и без него). Затем также из всего набора ребенок выбирает эту фигуру.

3. Фигура предъявляется зрительно, а отыскивается осязатель­но и наоборот.

Результаты сопоставляются по возрасту испытуемых и по успеш­ности зрительного, осязательного и смешанного восприятия фигур ребенком. Анализируется время ознакомления с фигурой, время узна­вания, количество и характер ошибок.

Изучение умения ориентироваться в величине предметов (2-4 года).

Подготовить одноцветную пирамидку из 4 разных по размеру колец. Исследование проводится индивидуально. Ребенку показывают пирамидку, затем на его глазах ее разбирают, складывая кольца последовательно. После этого нарушают порядок и просят ребенка самостоятельно собрать пирамидку, как она была. Расположение ко­лец можно варьировать.

Анализируется, с каким порядком колец (уменьшение, увеличе­ние, смешанный) ребенок справился лучше. Каким способом выполня­лось задание? Как выполнение этого задания зависело от возраста детей?

Изучение восприятия длительности временного интервала.

(5 – 7 лет)

Ребенку предлагается посидеть в течении 1мин и сказать, когда она кончится. Затем ему предлагают выполнять задания в те­чении 1 мин и прекращать их выполнение, когда, по его мнению, пройдет минута:

1. Разрезать бумагу на полоски.

2. Нарисовать узоры по образцу.

3. Перенести палочки с одного стола на другой и сложить их в коробочку.

В результате подсчитывают отклонения временного интервала в зависимости от возраста, индивидуальных особенностей, характера задания.

Изучение представлений о временах года.

(5 – 7 лет)

Подобрать 4 картинки с изображением явлений природы в четы­рех временах года и по 8 на каждое время года маленьких картинок. Например, желтый лист, копна сена, люди в определенной одежде, белка делает запасы и т.д.

В предварительной беседе выясняются представления ребенка о временах года с помощью вопросов: "Когда бывает снег? Когда пада­ют листья с деревьев? Когда птицы строят гнезда?" и т.д. Через 1–2 дня ребенку показывают картинки, большие и маленькие, просят назвать, какие времена года изображены и почему он так думает. Еще через 1–2 дня перед ребенком выкладывают большие картинки и про­сят подобрать к ним маленькие. Фиксируются пояснения ребенка.

Анализируется полнота представлений ребенка о явлениях при­роды и временах года.

Изучение ориентации в пространственных масштабах.

(5 – 7 лет)

Приготовить 10 палочек разной длины - от 2 до 20 см. Каждая палочка должна отличаться от последующей на 2 см.

Перед ребенком хаотично раскладывают 10 палочек и предлагают выполнить задание – разложить палочки так, чтобы они уменьшались по длине. Если ребенок затрудняется, нужно объяснить способ пост­роения ряда.

Анализируется способ выполнения задания: на основе зритель­ного анализа, сравнение палочек с помощью прикладывания их друг к другу, путем проб и ошибок, нецеленаправленные действия.

Изучение устойчивости внимания

(3 – 7 лет)

Подготовить 5 сюжетных картинок, цветные карандаши, секундо­мер. На листе бумаги нарисовать 9 рядов кружков (по 6 кружков в ряду, размером 3см каждый), первый ряд раскрасить в 6 цветов.

Исследование проводится индивидуально, в два этапа:

1. Ребенку показывают последовательно сюжетные картинки и фиксируют время рассматривания каждой (до момента, когда взор ре­бенка впервые переведен на экспериментатора или на окружающую обстановку).

2. Ребенка просят раскрасить кружки в соответствии с цветом первого ряда. Фиксируется продолжительность деятельности, продол­жительность отвлечений от нее.

Подсчитывается среднее время сосредоточенности на выполняе­мой деятельности. Делаются выводы о возрастных изменениях устойчивости внимания.

Изучение произвольного переключения внимания.

(4 – 7 лет)

Подобрать 10 карточек с изображением шести животных на каж­дой из них.

Каждого ребенка просят пять раз подряд провести отбор карто­чек. При этом в первом, втором и пятом отборах он должен отложить карточки с одним и тем же изображением. В третий и четвертый раз требуемыми и запрещенными (т.е. которые нельзя отбирать) изобра­жениями будут другие.

Ребенку объясняют: "Отбери карточки с изображением курочки и лошадки, но не бери картинки с изображением медведя". После вы­полнения этого задания карточки перемешиваются и ребенку предла­гают вновь отобрать их. Перед третьим отбором ребенку объясняют, что теперь он не должен брать карточки с изображением курочки и лошадки, а брать только с изображением медведя. Перед пятым отбо­ром просят ребенка вспомнить содержание первой инструкции и отоб­рать карточки в соответствии с ней.

Подсчитывается количество правильных решений в пяти отборах. Делаются выводы о возрастных особенностях переключения внимания, о роли повторения инструкции вслух во время выполнения задания.

Изучение устойчивости и распределения внимания

(4 – 7 лет)

Экспериментатор предлагает детям проводить на листе бумаги определенные линии по одной клетке непрерывно вправо, влево, вверх, вниз. При этом должна получиться фигура определенной фор­мы, соответствующая имеющемуся у экспериментатора образцу. Любое отвлечение ребенка в таком задании отразится на правильности изображения фигуры.

Подсчитывается число ошибок, и сравниваются показатели детей разного возраста.

Изучение умственной работоспособност.

(детский вариант корректурной пробы)

(3 – 7 лет)

Для младших детей приготовить таблицы, состоящие из набора картинок (например яблоки, груши, какие-то игрушки и т.д.). В каждой строке должно быть 10 картинок, во всей таблице – более 100.

Ребенку дается задание просматривать картинки и зачеркивать указанную экспериментатором (например: " Просматривай вниматель­но каждую строчку и зачеркни все яблочки"). На выполнение задания отводится 2 минуты.

Для детей 5 – 7 лет приготовить таблицы, состоящие из символов (круг, треугольник, звезда, флажок, полукруг, прямоугольник, квадрат). Дается задание просматривать все фигурки, отыскивать среди них три фигурки, в которых нужно ставить значки (перед вы­полнением задания показывается образец). Время работы 2 минуты.

В задании учитывается объем работы – количество просмотрен­ных фигур, качество работы - количество допущенных ошибок.

Высчитывается коэффициент продуктивности (КП) по формуле:

КП – С2/(С+О),

где С – количество просмотренных строк;

О – число ошибок.

Изучение непроизвольной и произвольной памяти

(3–7 лет)

Подобрать 3 набора картинок размером 5 х 7 см (по 16 - 25 в каждом) так, чтобы их по тематике можно было разделить на 4 группы. Например: животные, растения, одежда, предметы.

Проводится исследование в 3 этапа, с интервалом в день.

1. Изучение "пассивной" непроизвольной памяти. Ребенку пока­зываются картинки, которые он просто рассматривает. Задачи на за­поминание не ставится. После демонстрации одного из наборов ре­бенка просят назвать картинки, которые он запомнил.

2. Изучение активной произвольной памяти. Ребенку дается за­дание разложить картинки на 4 ряда, что к чему подходит. После выполнения задания просят вспомнить и перечислить, какие картинки были в каждом ряду.

3. Изучение произвольной памяти. Детям показывают третий на­бор картинок и предлагают запомнить как можно больше, чтобы потом их вспомнить. Картинка показывается около 3 с. После показа всех картинок дети называют, что они запомнили.

В итоге делается вывод по количественным данным объема запо­минания о продуктивности разных видов запоминания в разных воз­растах.

Изучение зависимости объема произвольной памяти от

содержания запоминаемого материала

(5–7 лет)

Подобрать 6 хорошо знакомых ребенку предметов, без смысловой связи между ними, 6 картинок с изображением предметов, подгото­вить 6 карточек, размером 6 х 6 см, на каждой из которых нарисо­вана цветным контуром геометрическая фигура.

Исследование проводится индивидуально. Ребенку предлагается для запоминания разный материал, который располагают хаотично на некотором расстоянии друг от друга. Время демонстрации – 20 с. Ребенка просят внимательно рассмотреть предметы, лежащие на сто­ле, запомнить их, а потом назвать. При воспроизведении геометри­ческих фигур ребенка просят нарисовать их тем же цветом.

Подсчитывается число воспроизведенного материала в каждой серии. Выясняют, какой материал лучше запоминается. Можно срав­нить результаты у детей разного возраста.

Изучение уровня развития произвольной образной памяти

(5 – 7 лет)

Подготовить 8 карточек размером примерно 4,5 х 5 см с изоб­ражением чайника, пальто, рукавиц, шорт, чашки, миски, шапки, платья и карту, разделенную на 24 клетки. Каждому изображению на карточке должны соответствовать 3 изображения на карте: одно - идентичное, второе – отличающееся какой-нибудь деталью, третье - схожее общим силуэтом и назначением.

Перед ребенком кладется карта и в течении 1с. демонстриру­ются маленькие карточки по очереди. Затем дается задание показать на карте те изображения, которые были на карточках.

Если ребенок показал идентичное изображение, он получает 3 балла, схожее – 2 балла, если другое – 0 баллов.

Подсчитывают сумму баллов: меньше 16 баллов – низкий уровень развития произвольной образной памяти, от 17 до 20 – средний, 21 – 24 – высокий. Сравнить показатели детей разного возраста.

Изучение процесса классификации

(3–- 7 лет)

Подобрать картинки размером 7 х 7 см по 5 шт. для каждой классификационной группы: игрушки, посуда, одежда, мебель, дикие животные, домашние животные, овощи, фрукты.

Ребенку дается задание разложить карточки по группам и объ­яснить, почему он относит картинку к определенной группе.

Подсчитывается число верных ответов по каждой группе карти­нок. Результаты сравниваются по возрастам. Так же определяют каки­ми признаками оперирует ребенок, как он сам объясняет свои дейс­твия. Какие классификационные группы ему выделить легче, а какие труднее?

Изучение процесса обобщения

(3–- 7 лет)

Подготовить 10 таблиц размером 12 х 12 см, разделенных на 4 квадрата, в каждом квадрате изображен предмет. 3 предмета могут быть объединены по какому-то признаку, а 4 – лишний.

Ребенку дается задание по каждой карточке: определить, какой предмет является лишним, объяснить свое решение и назвать одним словом 3 оставшихся предмета.

Анализируются особенности обобщения предметов у ребенка: по каким признакам, насколько самостоятелен при решении, как объяс­няет свои действия. Сравнить процесс обобщения в зависимости от возраста детей.

Изучение понимания литературных произведений

(4 – 7 лет)

Подготовить сказку. После ее прочтения ребенку задать вопро­сы: "Про что эта сказка? О чем в ней говорится? Почему герои так себя вели?" и т.п. Проанализировать ответы ребенка: умеет ли он понять идею произведения, абстрагируется ли от внешнего и видит скрытый смысл, устанавливает ли причинно-следственные связи. Сравнить ответы детей разного возраста.

Изучение процесса рассуждения

(3 – 7 лет)

Подготовить таз с водой и разнообразные предметы, сделанные из металла, дерева, пластмассы и т.д.

Исследование проводится в форме игры в отгадывание. Ребенку показывают какой-нибудь предмет и спрашивают, будет ли он плавать. Затем сам ребенок пробует бросить этот предмет в воду. В ходе иг­ры ребенка просят объяснять свои решения.

Анализируется процесс обобщения, рассуждения ребенка: как он приходит к соответствующему решению, какие признаки в предметах выделяет (существенные или нет), как принимает задачу, как осоз­нают процесс решения.

Изучение понимания речи

(1 – 3 года)

Исследование состоит из нескольких ситуаций.

1. Проверяется, отзывается ли ребенок на свое имя.

2. Просят показать называемый предмет.

3. Предлагают показать у куклы какую-нибудь часть лица или тела.

4. Просят найти аналогичную часть лица или тела у себя.

5. Просят дать называемый предмет.

6. Предлагают произвести с предметами какие-то действия (например, сложить кубики в коробку и т.д.)

7.Предлагают проделать те или иные движения руками, ногами, головой, всем корпусом.

Формулировки задания могут повторяться несколько раз. Определяют количество детей, правильно выполнявших задание,

Как зависело выполнение от числа повторений задания и от возраста ребенка.

Изучение словаря детей.

(2–5 лет)

Подобрать предметы, хорошо знакомые ребенку, с которыми он часто действует.

Ребенку дают один предмет, предлагают с ним поиграть и в хо­де игры задают вопросы о предмете, его свойствах, предлагают про­делать с ним какие-то действия, объяснить, почему это можно или невозможно сделать.

Подсчитывается правильность названия детьми предметов, их частей и свойств.

Изучение понимания ребенком предлога

(2 – 4 года)

Приготовить коробку с цветными карандашами, блюдце, чашку, ложку, коробочку из бумаги, круг диаметром 3 см.

Ребенку предлагается выполнить следующие действия:

1. Достать карандаш из коробки.

2. Положить карандаш за коробку.

3. Положить карандаш около коробки.

4. Положить карандаш в коробку.

5. Положить карандаш на коробку.

6. Поставить чашку на блюдце.

7. Положить ложку в чашку.

8. Положить ложку на чашку.

9. Положить ложку около чашки.

10.Положить кружок в коробку.

11.Положить кружок под коробку.

12.Положить кружок за коробку.

13.Положить кружок около коробки.

Подсчитать число правильно выполненных заданий по возрастным группам. Проанализировать понимание предлогов.

Изучение речи дошкольников в общении со сверстниками и школьниками

(3 – 7 лет)

В естественных условиях фиксируются обращения ребенка к вос­питателю, родителям, к сверстникам. Обращается внимание на осо­бенности общения и длительность общения. Определить число ситуа­тивных (относящихся к ситуации общения) и неситуативных высказы­ваний. Составить также сравнительную таблицу речевых средств об­щения ребенка:

Части речи Взрослый Сверстник
Повелительные наклонения глагола Модальные глаголы Существительные Прилагательные, выражающие отношение Наречия места Наречия образа действия Наречия, усиливающие сказанное    

Изучение оригинальности решения задач на воображение

(6 – 7 лет)

Подобрать 20 карточек с нарисованными на них фигурами: кон­турное изображение частей предметов (например ствол дерева с од­ной веткой, кружок–голова с двумя ушами и т.д.) и простые геомет­рические фигуры (круг, квадрат, треугольник).

Ребенка просят дорисовать каждую из фигур, чтобы получилась картинка.

Выявляют степень оригинальности, необычности изображения. Насколько каждая фигура отлична от других, от рисунков других де­тей группы, насколько используется основа для рисования, есть ли дополнения в рисунке до сюжета (например дорисован один человек, а рядом другой в картинке "Друзья") и т.д. Выявить типы использо­вания основы для воображения. Можно использовать данную методику при сравнении с более старшими возрастами (даже для взрослых).

Изучение творческого воображения

(4 – 7 лет)

Ребенка просят сочинить сказку на заданную тему, на свободно выбранную тему, по заданному началу, по заданному плану, с за­данными персоонажами и по последовательно показываемым картинкам.

Оригинальность каждой сказки оценивается по следующим пока­зателям:

1. Наличие сюжета, замысла сказки, соответствия его назва­нию, плану или картинке, героям.

2. Характер переработки и преобразования образов восприятия или памяти, особенности их комбинирования при воссоздании образов и образных ситуаций.

3. Полнота и детализация изложения.

4. Количество воссоздаваемых и создаваемых образов и образ­ных ситуаций.

5. Эмоциональная насыщенность содержания сказки.

6. Словесное обозначение внешнего облика персонажей, обста­новки, обстоятельств совершения действий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: