Проблема адаптации первокурсников к условиям вуза

Из множества проблем высшей школы в настоящее врем особо выделяется комплекс сложных вопросов, связанных с трудностями первого года обучения в вузе, в частности с социальной адаптацией студентов.

Адаптация (от лат. adapto - приспособляю) - приспособление строения и функций организма к условиям среды. Социальная адаптация рассматривается как процесс активного приспособления индивида к условиям новой социальной среды, а также как харак­теристика реальности, отражающая степень реализации и развития социальных потенций, возможностей человека (его способностей, знаний, умений и навыков, стремлений, целей и задач). Адаптация личности к внешним условиям выступает как одна из линий ее раз­вития. Адаптация как процесс психологического включения лич­ности в социальную, профессиональную среду происходит по мере того, как данная среда оказывается сферой реализации жизненных планов, потребностей и стремлений личности.

В основе адаптации личности как динамического явления лежат противоречия между требованиями, предъявляемыми условиями новой среды, и готовностью личности к ним на основе предшеству­ющего опыта. Разрешение этих противоречий путем перестройки деятельности и поведения личности, а также регулирующего влия- ния объективных факторов на процесс взаимодействия личности и среды обусловливает динамику процесса адаптации, показателями которой выступают качественные изменения в структуре личности и моделях ее поведения в новой ситуации.

Различают несколько форм социальной адаптации: дезадапта­цию, пассивную и активную.

Дезадаптация характеризуется недифференцированностью целей и видов деятельности человека, сужением круга его общения и решае­мых проблем и, что особенно важно, неприятием норм и ценностей новой социальной среды, а в отдельных случаях и противодействием Им.

Пассивная адаптация подразумевает то, что индивид принимает нормы и ценности, по принципу «Я - как все», но не стремится что-либо изменить, даже если это в его силах. Она проявляется в наличии простых целей и нетрудных видов деятельности, но круг общения и решаемых проблем шире, по сравнению с уровнем дезадаптации.

Активная адаптация прежде всего способствует успешной социа­лизации в целом. Индивид не только принимает нормы и ценности новой социальной среды, но и строит свою деятельность, отношения с людьми на их основе. При этом у такого человека нередко форми­руются все новые и новые разнообразные цели, но главная из них -полная собственная реализация в новой социальной среде. Круг общения и интересов у человека с активной адаптацией широкий. В конечном счете этот уровень адаптации ведет к гармоническому единству с людьми, с собой и с миром.

Процесс адаптации как специфический момент в развитии и ста­новлении личности студента имеет особое значение. Во-первых, потому что в ходе адаптации важно дать правильную ориентацию в системе поведения, ибо подобная ориентация надолго определяет «лицо» студента, судьбу его развития. Во-вторых, потому что в хо­де этого процесса совершается важнейшее событие - формируется социально-психологическая общность студенческого коллектива.

Социальная адаптация студентов в вузе делится на два вида:

1) профессиональную, под которой понимается приспособление к характеру, содержанию, условиям и организации учебного про­цесса, выработка навыков самостоятельности в учебной и научной работе;

2) социально-психологическую — приспособление индивида к груп­пе, к взаимоотношениям с ней, а также выработка собственного сти­ля поведения.

Типичная структура проблем у дезадаптированной группы сту­дентов такова:

- недостаточный уровень школьных знаний по многим дисци­плинам (во многих вузах прием абитуриентов осуществляется без конкуренции);

- неумение первокурсников планировать время дня;

- неготовность работать с большим объемом новой информации;

- неготовность к выполнению высоких требований преподава­телей;

- отсутствие у некоторых студентов трудолюбия, силы воли, а глав­ное - желания учиться.

Кроме того, причинами низкой успеваемости студентов на пер­вом курсе являются:

- существование разницы в организационных формах и методах обучениях в школе и в вузе;

- отсутствие систематического контроля за самостоятельной ра­ботой;

- систематические пропуски занятий, несерьезное отношение не­которых студентов к учебе;

- психология «троечника».

Для пассивно адаптированных студентов характерны те же про­блемы, но к ним можно добавить еще низкий уровень культуры об­щения. Для активно адаптированных остается проблема реализации себя полностью, применение своих знаний, умений, навыков в со­ответствии с нормами и ценностями окружающей их студенческой жизни.

Исходя из этого анализа рассматриваемой проблемы очевидно, что при работе с первокурсниками особое внимание надо обратить на ряд факторов, которые обусловливают активную (успешную) адаптацию «вчерашних» школьников к вузовской жизни.

Указанные выше проблемы, стоящие на пути к успешной адап­тации первокурсника в новой среде, значительно усугубляет неупо­рядоченный режим учебной аудиторной и внеаудиторной нагрузки из-за неравномерной загруженности по различным дисциплинам и трудностей составления расписания занятий в связи с нехваткой учебных аудиторий.

Поскольку студенческая жизнь начинается с первого курса, то успешная, эффективная, оптимальная адаптация первокурсников к жизни и учебе в вузе - это залог дальнейшего развития каждого студента как человека, гражданина, будущего специалиста.

Анализ литературы и практического опыта работы в вузе позво­ляет обозначить некоторые характеристики статуса студента первого курса вуза. Сутью такого социального статуса можно считать овла­дение нормами и функциями будущей профессиональной деятель­ности.

К отличительным чертам статуса можно отнести:

- осознание нового качества в своей социальной позиции, повы­шенное чувство собственного достоинства;

- стремление закрепиться в этой новой для себя позиции;

- стремление добиться первых успехов, подтверждающих новую более высокую позицию;

- интерес и старательность в выполнении учебной и иной работы в стенах вуза;

- многообразие учебных и внеучебных интересов.

Признаками реализации нового социального статуса можно счи­тать принятие личностью целей, ценностей и эталонов действий и поведения, характеризующих ту или иную профессиональную группу в целом.

Лучше всего к поступлению в вуз (и, следовательно, к адаптации к студенческой жизни) готовят школы «нового типа» - гимназии, лицеи, специализированные классы. Во многом это определяет и те тесные организационно-педагогические связи и взаимоотношения, которые сложились между этими школами и вузами. Тем более что со­циальный отбор и социальное расслоение по шансам получения выс­шего образования все больше перемещается в средние классы школ, когда дети (да и их родители) решают, в какой школе им продолжить обучение, чтобы наверняка поступить в вуз. У выпускников школ и выпускников колледжей свои «плюсы» и «минусы» с точки зрения адаптации к студенческой жизни.

У первых «плюсы» прежде всего связаны с более высокой общеобразовательной подготовкой, но они и менее самостоятельны - для них оказывается наиболее сложным является переход от более жесткого семейного и школьного контроля к более мягкому вузовскому. Выпускники колледжей лучше школь­ников сориентированы на профессиональную деятельность и более самостоятельны. Но им особенно нужна помощь и поддержка в уче­бе, на младших курсах слишком отражаются недостатки в их общеоб­разовательной подготовке (даже у тех, кто пришел в колледж на базе одиннадцати классов, сказывается двухлетний перерыв в системати­ческом изучении общеобразовательных дисциплин). В большей мере эти проблемы относятся к выпускникам средних профессиональных технических училищ, по чьим оценкам их адаптация к студенческой жизни была наиболее сложной и продолжительной.

Степень социальной адаптации первокурсника в вузе определяет множество факторов: индивидуально-психологические особенности человека, его личностные, деловые и поведенческие качества, цен­ностные ориентации, академическая активность, состояние здоровья, социальное окружение, статус семьи и т.д. Для успешной адаптации вчерашних школьников в новых условиях необходимо выявить наиболее типичные проблемы, с которыми сталкивается большинство студентов в первый год своего обучения, и причины их возникнове­ния. Препятствия, стоящие на пути включения молодого человека в студенческую жизнь, связаны с тем, что он приходит в вуз с уже сложившимся динамическим стереотипом. При поступлении же в вуз происходит ломка старого стереотипа и формирование нового.

В проведенных исследованиях процесса адаптации первокурсни­ков к вузу обычно выделяются следующие главные трудности:

- отри­цательные переживания, связанные с уходом вчерашних учеников из школьного коллектива и необходимостью вхождения в новый студенческий коллектив;

- неопределенность мотивации выбора про­фессии, недостаточная психологическая подготовка к учебе в вузе;

- неумение осуществлять психологическое саморегулирование по­ведения и деятельности, усугубляемое отсутствием повседневного контроля педагогов; поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях;

- налаживание быта и самообслуживания, особенно при переходе из домашних условий в общежитие, и, наконец, отсут­ствие навыков самостоятельной работы, неумение конспектировать, работать с первоисточниками, словарями и справочниками.

Все эти трудности различны по своему происхождению. Одни из них объективно неизбежны, другие носят субъективный характер и связаны со слабой подготовкой, дефектами воспитания в семье и школе. Трудности возникают уже на этапе подготовки будущего перво­курсника к поступлению в вуз. Выпускные экзамены, подготови­тельные курсы, занятия с репетиторами связаны с напряженной умственной деятельностью в стрессовых для молодого человека условиях, что в свою очередь ведет к утомлению и переутомлению.

В основе работы с первокурсниками необходимо использовать принцип постепенности, предложенный И.П. Павловым. На первом этапе применяются тесты-опросники, позволяющие провести все­стороннее исследование личности учащегося. Кроме того, с помо­щью данных тестов выявляются трудности, возникающие на первом году обучения и снижающие академическую активность и успевае­мость студентов. На втором этапе составляются рекомендации по изменению условий обучения и разработке индивидуального подхо­да и социально-психологической помощи студентам, а на третьем - следует внедрить полученные разработки в учебный процесс и про­вести исследование степени адаптации первокурсников.

Исследования показывают, что первокурсники не всегда успешно овладевают знаниями отнюдь не потому, что получили слабую под­готовку в средней школе, а потому, что у них не сформированы та- кие черты личности, как готовность к учению; способность учиться самостоятельно, контролировать и оценивать себя, владеть своими индивидуальными особенностями познавательной деятельности; умение правильно распределять свое рабочее время для самостоя­тельной подготовки.

Приученные к ежедневной опеке и контролю в школе некоторые первокурсники не умеют принимать элементарные решения. У них не­достаточно воспитаны навыки самообразования и самовоспитания.

Известно, что методы обучения в вузе резко отличаются от школь­ных, так как в средней школе учебный процесс построен так, что он все время побуждает ученика к занятиям, заставляет его работать ре­гулярно, иначе очень быстро появится масса двоек. В иную обста­новку попадает вчерашний школьник, переступив порог вуза: лек­ции, лекции, лекции. Когда же начинаются семинары, к ним тоже оказывается можно не всегда готовиться. В общем не надо каждый день что-то учить, решать, запоминать. В результате нередко возни­кает мнение о кажущейся легкости обучения в вузе в первом семе­стре, формируется уверенность возможности все наверстать и осво­ить перед сессией, возникает беспечное отношения к учебе. Расплата наступает на сессии.

Многие первокурсники на первых порах обучения испытывают большие трудности, связанные с отсутствием навыков самостоя­тельной учебной работы, они не умеют конспектировать лекции, работать с учебниками, находить и добывать знания из первоисточ­ников, анализировать информацию большого объема, четко и ясно излагать свои мысли. Процесс адаптации каждого студента идет по-своему. Юноши и девушки, имеющие трудовой стаж, легче и быстрее адаптируются к условиям студенческой жизни и быта, вчерашние школьники — к академической работе.

Во многих вузах обычно специально планируется система меро­приятий, способствующая адаптации первокурсников к условиям вуза. К числу наиболее важных мероприятий относятся: работа по формированию и комплектованию академических групп; ритуал «Посвящение в студенты», выступления ведущих преподавателей в группах; знакомство с историей вуза и выпускниками, прославив­шими его; организация консультационных пунктов в общежитии силами преподавателей и студентов-старшекурсников; раскрытие перед студентами целей и структуры образовательного процесса в вузе, их прав и обязанностей; улучшение условий, совершенство­вание методов и средств обучения, увеличение доли практических занятий; помощь кураторов в организации академической группы

в целом; помощь преподавателей, старшекурсников в планировании учебной, общественной и научно-исследовательской работы студен­тов; консультативная помощь психолога; введение межсессионной аттестации, что позволяет контролировать самостоятельную работу студентов, вовремя оказывать им необходимую помощь. Большие резервы для -повышения качества подготовки специали­стов открывает совершенствование контроля за знаниями студентов. Система контроля успеваемости на экзаменационных сессиях по­рождает нередко лишь штурмовщину, когда студент в течение не­скольких дней зазубривает записанные в конспекте основные по­ложения данного учебного курса, а после экзамена забывает их. Не случайно часть студентов не умеют работать с книгой, систематиче­ски заниматься в течение всего семестра.

Для выработки тактики и стратегии, обеспечивающих оптималь­ную адаптацию студента к вузу, важно знать жизненные планы и ин­тересы первокурсника, систему доминирующих мотивов, уровень притязаний, самооценку, способность к сознательной регуляции по­ведения и т.д. Успешное решение этой проблемы связано с развити­ем психологической службы вуза.

Преподаватель, читающий лекцию потоку, естественно, не может учитывать индивидуальный темп усвоения учебного материала каж­дым студентом, способность каждого к анализу и синтезу, уровень развития мышления. Не случайно многие студенты-первокурсники, чувствовавшие еще вчера внимание и опеку школьных учителей, в условиях вуза чувствуют себя на первых порах дискомфортно. Новые условия деятельности их в вузе — это качественно иная си­стема отношений ответственной зависимости, где на первый план выступает необходимость самостоятельной регуляции своего пове­дения, наличие тех степеней свободы в организации своих занятий и быта, которые еще недавно были им недоступны.

Проблема адаптации студентов к обучению в вузе решается бо­лее успешно в условиях применения инновационных моделей образо­вания, в частности использования информационно-компьютерных технологий обучения. Наличие сайта вуза, информация, которая имеется на кафедральной странице, особенно материалы для само­стоятельной работы и подготовки к экзаменам, семинарам, заче­там, облегчают процесс активной учебной деятельности студентов. Работа студента с электронными ресурсами, самостоятельный поиск информации способствуют совершенствованию умений отбирать и структурировать необходимый для изучаемой дисциплины мате­риал, логично излагать и аргументировать различные современные теоретические подходы к изучаемым вопросам. Использование новых информационных технологий помогает студенту стать субъек­том учебной деятельности и повышает его академическую актив­ность (более подробно см. в гл. 7).

Решение проблемы адаптации студентов-первокурсников к вузу важно также не только потому, что ускоряется процесс «вхождения» студентов в вуз, но потому, что позволяет определить действитель­но посильную нагрузку первокурсников, снижению которой также способствует применение информационных технологий.

В современных условиях рыночной экономики важный диффе­ренцирующий фактор — материальное положение семьи (готовность и возможность родителей помочь своему ребенку-студенту, помочь не только в оплате контракта, но прежде всего в решении сложнейших материально-бытовых проблем). Кстати, в современных условиях важно преодолевать стереотип бесплатности образования, особен­но высшего. Развитие концепций «человеческого» и «социального» капитала подчеркивает не только выгодность, прибыльность инве­стиций в образование, но и необходимость таких инвестиций. Тем самым образование объективно становится одной из самых затрат­ных сфер социальной жизни. И весь вопрос в том, кто (государство, предприятия или фирмы, родители и родственники) и сколько пла­тит за обучение? Вопрос, решение которого пока - в современных российских условиях — весьма далеко от оптимального.

При всей условности самооценок студентами семьи прослежива­ется четкая тенденция: чем благополучнее материальное положение родительской семьи, тем безболезненнее протекает процесс адапта­ции. И это еще один важный аргумент против однозначной трактов­ки успешности адаптации, в пользу социальной защиты малообес­печенных студентов как весьма значимого для них адаптационного фактора. В условиях растущего социального расслоения студенчества аспект социальной защиты в адаптации должен быть в поле постоян­ного внимания администрации и профсоюзных организаций вуза.

Позитивным результатом успешно организованного процесса адаптации является адаптированность личности. Она включает в се­бя совокупность индивидуально-психологических особенностей, обеспечивающих в новых условиях жизнедеятельности наибольшую успешность деятельности, значимой для данного индивида, положи­тельное отношение к этой значимой деятельности и эмоционально-нравственную удовлетворенность профессиональным обучением в целом.

Проведенный анализ проблем психологических аспектов адапта­ции студентов в процессе обучения в вузе подтверждает ее сложность и многоаспектность, что в итоге доказывает необходимость системного подхода не только к определению ее сущности и содержания, но и к непосредственной организации самого процесса адаптации в вузе.

Таким образом, выявление трудностей, возникающих перед сту­дентами на первом курсе в вузовской системе обучения, и опреде­ление путей их преодоления даст возможность повысить акаде­мическую активность студентов, успеваемость и качество знаний. Решение этой проблемы позволит избежать отчисления студентов на первом курсе, сохранить знания, полученные в средней школе, и выработанную привычку к дисциплине и труду; усилить интеллек­туальный потенциал нашей страны.

В заключение необходимо подчеркнуть, что успешная реали­зация программы адаптации первокурсников возможна лишь при достаточной готовности членов педагогического коллектива к вос­приятию всех вероятных аспектов и факторов адаптации студентов к условиям вуза (включая их собственные педагогические ошибки) и к сотрудничеству с психологом, который, в свою очередь, должен иметь высокий уровень как профессиональной, так и социальной компетенции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: