В первый год жизни у ребенка еще не формируются собственно психологические защиты (А.Фрейд). Ребенок имеет минимальные средства защиты от неблагоприятных эмоциональных переживаний. В случае отсутствия помощи из вне возникает базальная тревога (К. Хорни), базовое недоверие (Э. Эриксон), перманентная депрессия (Р. Плутчик). Это основа для образования группы механизмов защиты, связанной с фрустрацией потребности индивида в аффилиациии и бережности. В это время происходит лишь формирование предпосылок защиты, так называемая «предстадия защиты».
Предшественниками защитных механизмов являются защитные физиологические рефлексы. Наиболее существенными моторными реакциями считают реакции притягивания (приближения) и отталкивания (отстранения). Они являются предшественниками таких защит как интроекция и проекция. Исследования на младенцах показали связь физиологических реакций и конкретных защитных механизмов:
1) Стимульный барьер или высокие сенсорные пороги с формированием вытеснения.
|
|
2) Хороший сон–– с отрицанием.
3) Хороший аппетит–– интроекция.
4) Отрыжка или рвота –– проекция.
5) Реакция на разрыв с матерью в раннем возрасте –– с изоляцией.
Второй год жизни. Попытки выделения себя из окружающего мира. Влияние на неприятности и опасности осуществляется в основном проекцией и интроекцией. Инфантильное «Я» сбрасывает все болезненное и принимает приятное ему.
Третий год жизни. «Я» и «Оно» окончательно дистанцируются, ребенок приобретает понятие запретного и разрешенного, хорошего и плохого. Мышление еще не способно устанавливать связи между элементами информации. Психологическая защита опирается на простые когнитивные процессы –– вытеснение.
С развитием речи и логического мышления зарождается интеллектуализация, цель которой связать инстинктивные процессы с мыслительным процессом. Это дает возможность ребенку выгодно переоценивать информацию. С развитием способности ребенка самостоятельно выстраивать социальные связи и испытывать устойчивые неудовольствия их отдельными аспектами (неудача в соревнованиях, соперничестве) появляется избегание и на его фоне – компенсация. Усвоение ребенком нравственных ценностей предполагает появление первых признаков разграничения «Я» и «Сверх Я». Ситуации нравственного выбора требуют не только оценки своих импульсов и желаний с позиции итериоризированных внешних норм, но и соподчинению первых последним. Это приводит к образованию на 4-5 годах реактивных образований сублимации.
Такие защитные механизмы как регрессия, обращение против личности и замещение с точки зрения А. Фрейд не зависит от этапов развития «Я».
|
|
В итоге А. Фрейд предлагает следующую хронологию:
- Предстадия защиты (до 1 года)
- Преодоление опасности посредством проекции и интроекции (от 1 до 2 лет)
- Преодоление опасности посредством интеллектуализации и вытеснения (от 2 до 3 лет)
- Реактивные образования и сублимации (с 3 до 5 лет).
Если изучать ситуации, требующие защитных реакций, то классификация психологических защит будет выглядеть следующим образом:
1. Первый год жизни | Доверие – недоверие к миру. Проблемы временности, проблемы в безопасности. | Сновидения, предпосылки для образования компенсации. В начале второго года появляются отрицание и проекция |
2. Второй – третий годы | Самостоятельность – нерешительность. Проблема иерархии, потребность в свободе, автономии, отделении. | механизм замещения – подавления |
3. Четвертый – пятый годы | Предприимчивость – чувство вины и умелость – неласно ценность | механизм интелектуализации – и группы регрессии |
4.Шестой – одиннадцатый годы | Проблема территориальности, потребности в самостоятельном познании мира, компетентности, информированности, значимости | |
5. Среднеподростковый возраст, двенадцать – тринадцать лет | Полоролевая индентичность – диффузия индентичности и спутанности ролей, потребность в принятии и самопринятии | механизм компенсации и реактивного образования |