double arrow

Особенности формирования механизмов защит в онтогенезе


В первый год жизни у ребенка еще не формируются собственно психологические защиты (А.Фрейд). Ребенок имеет минимальные средства защиты от неблагоприятных эмоциональных переживаний. В случае отсутствия помощи из вне возникает базальная тревога ( К. Хорни ), базовое недоверие ( Э. Эриксон ), перманентная депрессия ( Р. Плутчик ). Это основа для образования группы механизмов защиты, связанной с фрустрацией потребности индивида в аффилиациии и бережности. В это время происходит лишь формирование предпосылок защиты, так называемая «предстадия защиты».

Предшественниками защитных механизмов являются защитные физиологические рефлексы. Наиболее существенными моторными реакциями считают реакции притягивания (приближения) и отталкивания (отстранения). Они являются предшественниками таких защит как интроекция и проекция. Исследования на младенцах показали связь физиологических реакций и конкретных защитных механизмов:

1) Стимульный барьер или высокие сенсорные пороги с формированием вытеснения.

2) Хороший сон–– с отрицанием.

3) Хороший аппетит–– интроекция.

4) Отрыжка или рвота –– проекция.

5) Реакция на разрыв с матерью в раннем возрасте –– с изоляцией.

Второй год жизни. Попытки выделения себя из окружающего мира. Влияние на неприятности и опасности осуществляется в основном проекцией и интроекцией. Инфантильное «Я» сбрасывает все болезненное и принимает приятное ему.

Третий год жизни. «Я» и «Оно» окончательно дистанцируются, ребенок приобретает понятие запретного и разрешенного, хорошего и плохого. Мышление еще не способно устанавливать связи между элементами информации. Психологическая защита опирается на простые когнитивные процессы ­­­–– вытеснение.

С развитием речи и логического мышления зарождается интеллектуализация, цель которой связать инстинктивные процессы с мыслительным процессом. Это дает возможность ребенку выгодно переоценивать информацию. С развитием способности ребенка самостоятельно выстраивать социальные связи и испытывать устойчивые неудовольствия их отдельными аспектами (неудача в соревнованиях, соперничестве) появляется избегание и на его фоне – компенсация. Усвоение ребенком нравственных ценностей предполагает появление первых признаков разграничения «Я» и «Сверх Я». Ситуации нравственного выбора требуют не только оценки своих импульсов и желаний с позиции итериоризированных внешних норм, но и соподчинению первых последним. Это приводит к образованию на 4-5 годах реактивных образований сублимации.

Такие защитные механизмы как регрессия, обращение против личности и замещение с точки зрения А. Фрейд не зависит от этапов развития «Я».

В итоге А. Фрейд предлагает следующую хронологию:

- Предстадия защиты (до 1 года)

- Преодоление опасности посредством проекции и интроекции (от 1 до 2 лет)

- Преодоление опасности посредством интеллектуализации и вытеснения (от 2 до 3 лет)

- Реактивные образования и сублимации (с 3 до 5 лет).

Если изучать ситуации, требующие защитных реакций, то классификация психологических защит будет выглядеть следующим образом:

1. Первый год жизни Доверие – недоверие к миру. Проблемы временности, проблемы в безопасности. Сновидения, предпосылки для образования компенсации. В начале второго года появляются отрицание и проекция
2. Второй – третий годы Самостоятельность – нерешительность. Проблема иерархии, потребность в свободе, автономии, отделении. механизм замещения – подавления
3. Четвертый – пятый годы Предприимчивость – чувство вины и умелость – неласно ценность механизм интелектуализации – и группы регрессии
4.Шестой – одиннадцатый годы Проблема территориальности, потребности в самостоятельном познании мира, компетентности, информированности, значимости  
5. Среднеподростковый возраст, двенадцать – тринадцать лет Полоролевая индентичность – диффузия индентичности и спутанности ролей, потребность в принятии и самопринятии механизм компенсации и реактивного образования

Сейчас читают про: