Зависть. Зависть — сестра соревнования

Зависть — сестра соревнования.

А. Пушкин

Иногда только зависть и может заставить нас действовать. Мирно почивающий на лаврах писатель вдруг узнает, что новый роман человека, которого он считает конкурентом, вызвал восторг публики и критиков. Приступ зависти превращается в мощный творческий заряд: «Написать лучше, талантливее!».

Рекламный агент из вашей компании нашел сразу нескольких крупных заказчиков и получил очень большие комиссионные. Эта неприятная новость тут же стряхивает с вас апатию. Вы хватаетесь за телефон, вы с утроенной энергией носитесь по городу, вы готовы сделать все возможное и невозможное, чтобы добиться как минимум такого же результата.

Ваш приятель купил квартиру. В сравнении с ней собственное жилье кажется теперь убогим сараем. Конструктивная зависть не ограничивается одним лишь злобным анализом, откуда «этот паразит» взял деньги. Она вынуждает работать, чтобы «догнать и перегнать».

Коллегу повысили в должности. Сначала возникает естественное ощущение несправедливости, потом зависти, однако у многих людей негатив быстро трансформируется в активное действие и поиск ответов на разумные вопросы: «Что со мной не так? Как мне следует действовать, чтобы добиться того же?».

Большинство людей ограничивается пассивной завистью к тем, кто имеет больше.

Меньшинство относится к типу Активных Завистников. Одни из них завидуют соседу или сослуживцу и поэтому бросают всю свою энергию на подъем по служебной лестнице. Другие полны зависти к людям, которые не обременены заботами о хлебе насущном, и ставят цель заработать как можно больше денег.

Активные Завистники совершают научные открытия, создают новые предприятия и превращают их в «самые-самые». Из зависти к ближнему они сколачивают миллионы и делают карьеру.

Желая избавиться от раздражающего чувства зависти, они рвутся вперед, стараясь покинуть ряды тех, кто завидует, и стать теми, кому завидуют.

Конструктивные завистники рассматривают чужой успех со спортивной точки зрения — «я должен его обогнать», как крепкий пинок: «Хватит расслабляться! Иди работать!».

Зависть рождает конкуренцию между сотрудниками в частных компаниях и государственных организациях. Если бы не этот постоянный стимул, зачем бы мы добровольно задерживались на работе, старались попасться на глаза начальству и надеялись, что наше рабочее усердие, наши результаты и инициативы выделят нас из общей массы работников?

Страх

Только два стимула заставляют людей работать: жажда заработной платы и боязнь ее потерять.

Генри Форд-старший

Предположим, вы — начальник отдела. Вас вполне устраивают эта должность, зарплата, ваши карьерные желания удовлетворены.

Но однажды вы сделаете неприятное открытие: на ваше насиженное место явно нацелился новый и энергичный

сотрудник. И, чтобы сохранить свою должность, вам придется немедленно активизироваться. Ведь тот, кто бежит, наверняка столкнет с дороги того, кто остановился.

Страх увольнения, недовольства начальства, выговоров и вызовов на ковер, страх не пройти аттестацию, не получить премию или бонус — все это сильные и постоянно действующие стимулы для преодоления лени.

И это касается не только рядовых сотрудников и младших начальников. Увольняют и президентов компаний, поскольку они тоже относятся к категории наемных работников, да и владельцы компаний завтра могут последовать за уволенными — если не будут денно и нощно заниматься своим бизнесом.

Роскошь расслабиться могут позволить себе только прирожденные лентяи, философы и люди, которые заработали намного больше, чем в состоянии потратить.

Как только мы получаем свои первые серьезные деньги, как только приобретаем более или менее дорогую недвижимость, как только поднимаемся на одну-две ступенью! по иерархической лестнице или создаем бизнес, наше спокойствие пропадает навсегда.

У нас появляются соперники и конкуренты, которые рассматривают наши должности и компании как помехи или объекты для захвата. Мы начинаем беспокоиться за свои инвестиции, нас тревожат инфляция, безопасность нашего дома, квартиры, вещей, доходность бизнеса и ситуация на фондовом рынке.

И это беспокойство поддерживает нашу спортивную форму и не позволяет лени нас обездвижить.

Деньги

Деньги — вот что мне надо, вернее — то, что на них можно купить. Сколько бы денег у меня ни было, мне все равно будет мало. Перебиваться на гроши? Я намерен заниматься этим милым делом как можно реже. Человек жив все-таки хлебом. Чем больше денег, тем полнее жизнь.

Джек Лондон

Человеку свойственно расслабляться, если его не держат в узде соображения личной выгоды или невыгоды.

И. Эккерман, «Разговоры с Гёте».

Деньги являются не просто долгосрочным, а жизнеобразующим стимулом. Ведь деньги удовлетворяют наши основные потребности, обеспечивают исполнение большинства желаний, даруют здоровье, покой и иногда и любовь, что бы на этот счет ни думали ханжи и романтики. Понятно, что нам требуются не столько деньги, сколько возможность с их помощью разрешать неразрешимые для безденежных проблемы, приобретать то, что хочется, жить там, где мечтается, быть максимально независимым от людей и обстоятельств.

Деньги — сильнейший мотиватор. Необходимость зарабатывать деньги для семьи, на пенсию, медицинскую страховку, приличную еду и одежду, на билеты в кино или театр, на тысячи других вещей и услуг буквально заталкивает нас в бизнес и в карьерную гонку.

Однако в главе «Причины лени» уже говорилось о том, что деньги являются сильным стимулом только в случае, если результат вашей активности немедленно оплачивается. А вот если вы сидите на зарплате или ваш доход зависит от долгосрочных результатов вашего бизнеса, тогда роль этого стимула значительно ниже.

Одна ситуация: «Если я напишу эту компьютерную программу, то сразу получу пять тысяч долларов».

Другая: «Если я буду работать в этом месяце с меньшей активностью, то зарплату мне все равно выплатят» (если вообще заметят, что я бездельничал).

Если вы получаете большой — с вашей точки зрения — доход, то деньги перестают быть самостоятельной движущей силой.

Они лишь результат, мерило успешности других целей — вывести компанию на первое место в своей отрасли, опередить или поглотить конкурентов, открыть представительство в другой стране, запустить новую линию продуктов, снять фильм, написать картину, выиграть международный турнир по теннису и т. д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: