Реабилитация в социальной сфере. Организационно-методические основы реабилитации различных категорий клиентов социальных служб

Проблемы инвалидности не могут быть поняты вне социокультурного контекста, в котором живет человек, — семьи, дома-интерната, социального окружения в целом. Инвалидность, ограниченные возможности человека не относятся к разряду чисто медицинских явлений. Вот почему технологии помощи инвалидам — взрослым или детям — основываются на социально-экологической модели социальной работы. Согласно этому подходу, люди с ограниченными возможностями имеют функциональные затруднения в результате заболевания, отклонений или недостатков развития, состояния здоровья, внешности, вследствие неприспособленности физического и социального окружения к их специальным потребностям, из-за предрассудков общества по отношению к инвалидам.

Данная проблема следующим образом определяется Всемирной организацией здравоохранения: структурные нарушения (impairments), видимые или распознаваемые медицинской диагностической аппаратурой, могут привести к утрате или несовершенству навыков, необходимых для некоторых видов деятельности (disability), что при соответствующих условиях будет способствовать социальной дезадаптации, неуспешной или замедленной социализации (handicap). Инвалидность — это не состояние, но процесс ограничения возможностей, процесс, где нарушения телосложения, функций организма или условий окружающей среды снижают активность человека и затрудняют его социальную деятельность. Причиной ограниченных возможностей может стать недостаток или несовершенство образовательных программ, медицинских и социальных услуг, необходимых конкретному ребенку, подростку, взрослому человеку.

Социологические научные исследования показали, что уровень и качество жизни инвалидов в РФ значительно ниже, чем в среднем у населения, их многочисленные проблемы решаются недостаточно эффективно, что определяет необходимость формирования оптимально функционирующей системы социальной защиты инвалидов, отвечающей международным нормам, политике государства в отношении инвалидов и современной концепции инвалидности. Приоритетным направлением социальной защиты этих граждан должна стать реабилитация инвалидов.

Реабилитация инвалидов — сложнейшая многоаспектная проблема, в которой в равной мере значимы медицинские, социальные и профессиональные аспекты. Вместе с тем особое место должна занимать профессиональная реабилитация инвалидов. Обусловлено это тем, что экономические, социальные и политические преобразования, происходящие в России, в конечном итоге должны быть направлены на обеспечение баланса прав, обязанностей и интересов граждан, что является одним из гарантов стабильности общества и снижения социальной напряженности. В определенной мере этот баланс будет выдержан при создании условий, когда человек может сам распоряжаться своей судьбой, иметь материальную независимость и реализовывать способность к самообеспечению, без ущемления интересов сограждан.

Одно из главных условий — обеспечение права человека на труд. Трудовая деятельность определяет взаимоотношения членов общества. Инвалид обладает в сравнении со здоровым человеком ограниченной возможностью трудиться. При этом в условиях рыночной экономики он должен быть конкурентоспособным по сравнению с другими членами общества и на равных началах выступать на рынке труда. Очевидно, что проблема профессиональной реабилитации (и как ее итог — трудовое устройство инвалидов в новых для нашей страны условиях рыночных отношений) становится весьма актуальной. Существующая система трудоустройства в условиях рыночной экономики еще не отлажена и нуждается в совершенствовании. Сложившаяся система помощи инвалидам в России никогда не была ориентирована на их интеграцию в общество. Многие годы основными принципами государственной политики в отношении инвалидов были компенсация и изоляция. Приоритетным направлением реформирования государственной политики должна стать их реабилитация. Для осуществления реформы нужны новые специалисты, обладающие принципиально новым взглядом на инвалидов. Такие специалисты должны непременно обладать способностью сострадать и быть профессионалами супервысокого класса, а также иметь достойную материально-техничес-

кую базу для осуществления своей деятельности.

Проблеме реабилитации посвящены многочисленные научные программы, разрабатываемые в рамках ООН такими организациями, как Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ),Международная ассоциация социального обеспечения (МÀСО),

Международная организация труда (МОТ) и др.

Первое определение сущности реабилитации было дано ВОЗ следующим образом: «...не только вернуть больного к его прежнему состоянию, но и развивать его физические и психологические функции до оптимального уровня». Данное определение отражало сугубо функциональный подход, при котором приоритет реабилитации виделся в психофизиологическом восстановлении человека, что представлялось достаточным для

достижения его благополучия. Однако практика показала, что само по себе улучшение и даже полное восстановление здоровья далеко не всегда обеспечивает возвращение человека в тот биосоциальный ритм жизни, в котором он пребывал до развития болезни и инвалидности. Болезнь и инвалидность существенно изменяют человека, его биосоциальные связи с внешним миром становятся иными, и только лишь мерами, направленными на восстановление физических и психических функций, не удается добиться должного успеха.

Очевиден масштабный подход к решению проблем реабилитации и стремление рассматривать реабилитацию через систему разноплановых мероприятий. В этом определении четко очерчены цели реабилитации:

- предупреждение заболеваний, ведущих к временной и стойкой утрате трудоспособности;

- возвращение больных и инвалидов в общество и к общественно полезному труду.

Обращает на себя внимание тот факт, что особое значение придавалось лишь одному ограничению жизнедеятельности человека — утрате трудоспособности. Признавая безусловную прогрессивность данной дефиниции реабилитации, нельзя не видеть ее ущербности. Жизнь человека не может и не должна рассматриваться только через призму его способности или неспособности трудиться. Жизнедеятельность многоаспектна и включает неограниченно широкий круг функций, среди которых особо важное для человека значение имеют: самообслуживание, передвижение, ориентация, общение, контроль за своим поведением, способность к обучению и трудовой деятельности.

В 1981 году Комитет экспертов ВОЗ дал целевое трактование реабилитации инвалидов: «Реабилитация инвалидов должна включать все мероприятия, призванные сократить последствия возникшей непригодности и позволить инвалиду полностью интегрироваться в общество. Реабилитация направлена на то, чтобы помочь инвалиду не только приспособиться к окружающей его среде, но оказывать воздействие на его непосредственное окружение и на общество в целом, что облегчает интеграцию его в общество. Сами инвалиды, их семьи и местные органы должны участвовать в планировании и проведении мероприятий по реабилитации». В этом определении не уделено внимания роли естественных процессов восстановления за счет компенсаторно-адаптационных механизмов организма и усилий личности, не учтена необходимость направить реабилитационные мероприятия не только на сокращение последствий возникшей непригодности, но и на поддержание и развитие потенциальных способностей личности.

Виды деятельности, необходимые для реабилитации инвалидов:

• раннее обнаружение, диагностика и вмешательство;

• медицинское обслуживание;

• консультирование и оказание помощи в социальной области;

• подготовка к самостоятельному индивидуальному уходу, независимому образу жизни;

• обеспечение вспомогательными техническими средствами, средствами передвижения, социально-бытовыми приспособлениями и пр.;

• специальные услуги по восстановлению профессиональной трудоспособности (включая профессиональную ориентацию, профессионально-техническую подготовку, трудоустройство).

В соответствии с концепцией многопрофильного подхода целью реабилитации является интеграция инвалидов в общество. Выделяются следующие основные направления, по которым должны реализовываться многоаспектные реабилитационные мероприятия:

1) предупреждение прогрессирования патологического процесса и восстановление здоровья инвалидов;

2) восстановление личности;

3) раннее возвращение инвалидов к трудовой деятельности;

4) обеспечение возможности для постоянной интеграции инвалидов в общество.

Система реабилитации инвалидов включает централизованные и децентрализованные организационные формы реабилитации. Централизованные формы предполагают осуществление реабилитационных мероприятий в центрах медико-социальной и профессиональной реабилитации инвалидов. Реабилитация в децентрализованных формах во всех странах осуществляется на территории проживания инвалидов с использованием возможностей местных органов здравоохранения, социального обеспечения, труда, занятости, учебных заведений, промышленности и т. д. Централизованные и децентрализованные формы являются взаимодополняющими и взаимосвязанными этапами реабилитации инвалидов.

В 1993 году в рамках ООН было проведено обсуждение «стандартных правил обеспечения равных возможностей для инвалидов». Даны следующие основные концептуальные направления реабилитации инвалидов.

Реабилитация означает процесс, имеющий целью предоставить инвалидам возможность достичь оптимального физического, интеллектуального, психического и (или) социального уровня деятельности и поддерживать его, тем самым предоставляя им средства, призванные изменить их жизнь и расширить рамки их независимости. Реабилитация может включать меры по обеспечению и (или) по восстановлению функции

ограничения. Процесс реабилитации не предполагает лишь оказание медицинской помощи. Он включает в себя широкий круг мер и деятельности, начиная от начальной и более общей реабилитации и кончая целенаправленной деятельностью, например, восстановление профессиональной трудоспособности. Необходимо изменить общество с тем, чтобы создать условия для инвалидов, а не изменять индивидуума, имеющего инвалидность, с тем, чтобы приспособить его к жизни общества.

Реабилитация инвалидов — долгосрочный и дорогостоящий процесс, экономический эффект которого не сиюминутный. В определенной степени члены общества, не являющиеся инвалидами, должны отдавать часть благ общества без компенсации со стороны инвалидов. Очевидна необходимость социального партнерства в решении проблем инвалидов и инвалидности, включая реабилитацию инвалидов. Условно реабилитацию инвалидов принято подразделять на медицинскую, социальную, профессиональную. Вышеприведенное разделение реабилитации не только условно, но и принципиально неверно.

Если выделять медицинскую реабилитацию и социальную, то тогда, естественно, следует определять медицинский и социальный статусы человека. Правильнее подразделять реабилитацию инвалидов на медицинские меры реабилитации, социальные меры реабилитации, профессиональную реабилитацию.

Медицинские меры реабилитации многочисленны, имеют количественные и качественные характеристики, критерии оценки и экспертизы. К этим методам относятся: методы восстановительного лечения, включающие в себя преемственное продолжение патогенетической медикаментозной терапии, проводимые на предшествующих этапах, физические методы активизации больного, которые принято формировать в программах и осуществлять в строгой последовательности, санаторно-курортное лечение. Использование медицинских мер реабилитации при адекватном выборе методов позволяет добиваться успеха у подавляющего большинства инвалидов.

Восстановительное лечение должно носить комплексный характер и включать, наряду с медицинскими, физическими, психологическими методами, меры социальной и профессиональной реабилитации:

1) социально-бытовую адаптацию инвалидов;

2) адаптацию инвалидов к труду с использованием трудотерапии, вовлечением в трудовую деятельность в условиях моделирования производственных процессов;

3) профессиональную ориентацию и психокоррекцию установок на труд.

Таким образом, к медицинским мерам реабилитации следует отнести: восстановительное лечение, санаторно-курортное лечение, диспансерное наблюдение, медико-социальный экспертный контроль.

Психологический аспект реабилитации. Эффективность реабилитационных программ во многом зависит от реакции человека на заболевание, от преморбидных особенностей личности, от ее защитных механизмов. Крайне важной является оценка психологического статуса индивида, который дает возможность выделить больных, особенно нуждающихся в длительных курсах психотерапевтических мероприятий, направленных на снятие тревоги, невротических реакций, на формирование адекватного отношения к заболеванию и восстановительным мероприятиям. Характер проявлений и течение заболевания связаны со свойствами личности и особенностями социально-психологической ситуации, в которой находится человек. Формирование различных расстройств в состоянии здоровья зависит от характера и интенсивности эмоционального стресса, переживаемого человеком. Важная цель психологической помощи инвалидам — обучение больного самостоятельно решать встающие перед ним проблемы в отношении профессиональной деятельности и семейной жизни, ориентация на возвращение к труду и в целом к активной жизнедеятельности.

В целях вторичной профилактики функциональных расстройств при проведении психологической реабилитации особое внимание необходимо уделять лицам, черты личности которых являются психологическим фактором риска (так называемый тип «а», которому свойственны такие черты, как стремление к лидерству, соперничество, неудовлетворенность собой, неумение расслабляться, лихорадочная поглощенность работой и пр.). Эффективная психологическая реабилитация инвалидов приводит к формированию у них адекватной оценки своих возможностей, стойкой трудовой направленности, исчезновению «рентных» установок (вызванных, как правило, незнанием своих возможностей, неприспособленностью к новым условиям жизни).

Ни теоретически, ни практически до настоящего времени не нашли решения вопросы психологии социального партнерства в сфере реабилитации инвалидов. Особое значение это партнерство приобретает при выборе и реализации социальных мер реабилитации.

Социальные меры реабилитации охватывают практически все вопросы жизнедеятельности инвалидов и включают социально-бытовую, социально-правовую и социально-психологическую реабилитацию. Ведущими направлениями социально-бытовой реабилитации принято считать медико-социальный уход, пенсии, пособия, обеспечение техническими средствами.

Социально-правовая реабилитация инвалидов — это, скорее, условное название. Более точным следует признать такое — социально-правовое обеспечение реабилитации инвалидов.

Социально-психологическая реабилитация предусматривает адаптацию инвалидов к социальному окружению, восстановление личности путем формирования адекватного отношения общества к инвалиду и инвалида к обществу, включая социально-психологическую коррекцию отношений в семьях, трудовых коллективах, иных микро- и макроколлективах, в обществе в целом.

Социальные меры реабилитации должны обеспечить устранение барьеров, препятствующих полноценной жизни людей, чье здоровье не позволяет в полной мере без соответствующей адаптации их жизненной среды пользоваться общественными благами и самим участвовать в приумножении этих благ.

Профессиональная реабилитация инвалидов в терминологическом плане достаточно четко отражает конечную цель этого реабилитационного аспекта. Основные задачи профессиональной реабилитации: вернуть больному самостоятельность в повседневной жизни; вернуть его к прежней работе, если это возможно; подготовить больного к выполнению другой работы с полным рабочим днем, соответствующей его трудоспособности; если это возможно, подготовить больного к работе с неполным рабочим днем или, наконец, к неоплачиваемой деятельности.

Профессиональная реабилитация является многопрофильной и заключается в следующем:

1) профессиональной ориентации;

2) профессиональной подготовке и переподготовке;

3) системе организации труда инвалидов (бронирование рабочих мест, рациональное трудоустройство, создание специальных условий труда и т.п.).

Теоретически обосновано и практически доказано, что при адекватном состоянию здоровья и желанию инвалида выборе профессии, а также соответствующей адаптации условий труда инвалиды способны длительно сохранять трудоспособность и выполнять достаточно большие объемы работ. Длительная бездеятельность не только ведет к деквалификации специалиста, угасанию профессиональных навыков, но отрицательно влияет на состояние здоровья, вызывая синдром гиподинамии, характеризующейся дисфункцией сердечно-сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной, нервной и других систем и органов, к тому же нередко происходит психопатизация личности. Как правило, у этих людей резко нарушаются социальные связи, в том числе ухудшаются семейные отношения, прекращается общение с друзьями, сужаются духовные интересы, появляется

депрессия, склонность к сутяжничеству. Для полной реализации способности инвалидов необходима адаптация рабочих мест к психофизиологическим возможностям инвалидов, что требует финансовых затрат и организационных усилий. Теоретические основы реабилитации инвалидов имеют достаточно длительный период разработки, однако до настоящего времени многие позиции остаются неразработанными либо требуют уточнения.

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАБИЛИТАЦИИРАЗЛИЧНЫХ КЛИЕНТОВ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ

Система — это совокупность составных элементов, взаимодействующих между собой и с внешней средой, объединенных общими законами функционирования и образующих определенную целостность, единство.

Инвалидность — дисгармония отношений человека с окружающей средой, проявляющаяся вследствие нарушений здоровья в стойком ограничении его жизнедеятельности, приводящем к необходимости социальной защиты.

Ограничение жизнедеятельности, приводящее к необходимости социальной защиты, выражается в полной или частичной утрате способности или возможности осуществлять самообслуживание, обучение и трудовую деятельность, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением.

Инвалид — это лицо, нуждающееся в социальной защите вследствие имеющихся ограничений жизнедеятельности в связи с нарушением здоровья (проявляющихся в стойком расстройстве функций организма или анатомическом дефекте), приводящих к полной или частичной потере возможности осуществлять самообслуживание, обучение, трудовую деятельность, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением.

Социальная защита инвалидов — система гарантированных мер, направленных на создание условий, обеспечивающих им равные с другими гражданами возможности участия в общественной жизни и развитии общества.

Меры социальной защиты инвалидов включают медико-социальную экспертизу, реабилитацию, организацию обеспечения их жизнедеятельности и осуществляются в зависимости от характера и степени нуждаемости инвалидов в тех или иных видах социальной защиты.

Интеграция инвалидов в общество — достижение оптимального уровня их жизнедеятельности и потенциальных способностей личности в результате воздействия мер социальной защиты.

Реабилитацию инвалида следует рассматривать с двух позиций. С одной стороны, реабилитация инвалида — это процесс восстановления здоровья человека и его социальных связей с окружающим миром вследствие активизации естественных биологических и физиологических компенсаторно-адаптационных механизмов и собственных усилий личности. С другой стороны, реабилитация инвалида — это система социально-экономических, медицинских, профессиональных, педагогических и др. реабилитационных мероприятий, направленных на предупреждение прогрессирования патологического процесса, восстановление здоровья и личности, устранение или максимально возможную компенсацию ограничений жизнедеятельности человека. Оптимальное сочетание естественных биосоциальных сил организма и целенаправленного их стимулирования способствует эффективности мер реабилитации.

Медицинские меры реабилитации инвалидов — это комплекс медицинских мер воздействия на человека, направленных на восстановление нарушенных или утраченных функций организма, приведших к инвалидности. Целью этих мер является восстановление, поддержание и охрана здоровья инвалида.

Медицинские меры реабилитации включают:

• восстановительное лечение, осуществляемое в учреждениях здравоохранения либо учреждениях другой ведомственной принадлежности, оказывающих медицинские услуги населению, либо в специализированных центрах реабилитации инвалидов. В лечебный восстановительный комплекс должны входить социально-бытовая адаптация, социально-трудовая адаптация, подбор вспомогательных средств и их медико-техническая адаптация к инвалидам;

• санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствующих учреждениях, оно может быть этапом восстановительного лечения или иметь общеукрепляющее значение;

• диспансерное наблюдение, проводимое для динамического медицинского контроля за состоянием здоровья инвалида и своевременной его коррекцией;

• медико-социальный экспертный контроль с целью динамической экспертной оценки состояния инвалида и своевременной его коррекции должен осуществляться службой медико-социальной экспертизы.

Социальные меры реабилитации инвалида — комплекс мер, направленных на создание условий, позволяющих инвалиду преодолеть ограничение жизнедеятельности путем замещения утраченных функций, а также обеспечивающих поддержание на определенном уровне его здоровья, трудоспособности, бытовой и трудовой адаптации и приспособления внешней среды к возможностям инвалида. Целью социальных мер являются достижение инвалидом независимого образа жизни, восстановление личности.

Социальные меры реабилитации инвалида включают: обеспечение средствами передвижения, протезно-ортопедической помощью, сурдотехникой, другими техническими средствами для труда, быта, обучения, досуга, физкультуры, спорта, духовно-нравственного развития; медико-социальный уход, проживание или пребывание в специализированных учреждениях социальной защиты и неограниченно широкий круг других видов и форм социальной помощи и услуг, направленных на содействие интеграции инвалида в общество.

Профессиональная реабилитация инвалида — это многопрофильный комплекс мер, направленных на восстановление трудоспособности инвалида в доступных ему по состоянию здоровья условиях труда: 1) на его прежнем рабочем месте; 2) на новом рабочем месте по прежней специальности; 3) профессиональная подготовка с учетом прежних профессиональных навыков; 4) профессиональное обучение новой специальности;5) адаптация инвалида к такой трудовой деятельности, которая не имела бы существенного значения для его материального самообеспечения, а рассматривалась бы как гуманитарная помощь.

Целью профессиональной реабилитации является достижение инвалидом материальной независимости и самообеспечения.

Многоаспектность профессиональной реабилитации, также как медицинских и социальных реабилитационных аспектов, предполагает координацию мер.

Физиологические закономерности восстановительного процесса характеризуются тремя основными фазами или периодами реабилитации.

Первый период — период стабилизации, консолидации (фаза конвалесценции).

Второй — период мобилизации (фаза реконвалесценции).

Третий — период реактивации, или поддерживающий (фаза постконвалесценции).

Значимость того или иного аспекта реабилитационных мероприятий неоднозначна в различные периоды реабилитации. В фазах конвалесценции и реконвалесценции ведущими являются медицинские меры реабилитации, в фазе постконвалесценции на первый план выступают профессиональный и социальный аспекты реабилитации. Для инвалидов характерна третья фаза восстановительного процесса, в силу чего приоритет-

ное направление приобретают профессиональные и социальные реабилитационные мероприятия. Рациональное сочетание различных аспектов реабилитации позволяет добиться высокой эффективности проводимых мероприятий.

Реабилитационные мероприятия — это направленные воздействия на инвалида при добровольном его согласии, являющемся необходимым предварительным условием их реализации.

Реабилитация инвалидов должна основываться на следующих принципах:

• гарантированность государством и закрепление в законодательстве;

• целевое финансирование, прогнозирование и программное обеспечение мер реабилитации инвалидов;

• обеспечение профессионально-технического функционирования системы реабилитации инвалидов;

• адекватность и дифференцированность реабилитационных мер;

• ориентация мер реабилитации на потенциальные способности человека к самообеспечению через решение проблем, являющихся причиной ограничения его жизнедеятельности;

• системность и стабильность мер реабилитации;

• гуманистическая направленность реабилитации с обеспечением уважения к личности, поддержание в ней сознания ценности и значимости своей жизни.

Реабилитационные меры должны реализовываться через индивидуальные программы реабилитации инвалидов.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида — это комплекс оптимальных для него реабилитационных мер, включающий конкретные виды, формы, объемы и сроки проведения мероприятий, направленных на восстановление и компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, способностей к трудовой деятельности, интеграцию инвалида в общество. Указанная программа должна строиться с учетом всех аспектов реабилитации и при их рациональном сочетании, а также быть многопрофильной. Формирование программы должно быть основано на следующих принципах: индивидуализация, непрерывность, последовательность, преемственность, комплексность и целостность подходов. Разработка программы реабилитации начинается с оценки потребностей инвалида в видах и объеме реабилитационных мер, определения их приоритетности, а также установления этапности в проведении. Указанные задачи решаются в ходе направленной на реабилитацию медико-социальной экспертизы. Индивидуальная программа реабилитации инвалида должна разрабатываться с согласия

инвалида уполномоченными на то реабилитационными учреждениями на основании заключения медико-социальной экспертизы и являться официальным документом для получения услуг, предусмотренных в ней. Базовая программа реабилитации должна представлять собой гарантированный перечень видов, объемов и условий реализации реабилитационных мер, оказываемых инвалиду бесплатно, утверждаемый правительством РФ. Объем реабилитационных мер, предусматриваемых индивидуальной программой, не может быть ниже установленной базовой программы. Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос обеспечения себя конкретным видом помощи за счет собственных средств с зачетом стоимости аналогичного вида средств реабилитации, предоставляемых государством. В случае необходимости ему следует оказывать необходимое содействие.

Экспертиза потенциальных профессиональных способностей инвалида — это комплексная оценка ограничений трудоспособности инвалида, а также выявление медико-социальных факторов, вызывающих эти ограничения, и определение мер, способствующих их компенсации или замещению. В зависимости от степени ограничения трудоспособности инвалидов можно выделить следующие ее категории:

• неспособность выполнять какие-либо виды трудовой деятельности;

• остаточная трудоспособность, которая не обеспечивает им экономической самостоятельности;

• трудовая деятельность, которая обеспечивает им экономическую самостоятельность, но ограничена определенным кругом профессий и условий труда, за пределами которых возникает повышенный риск неблагоприятного исхода нарушений здоровья.

Потенциальные профессиональные способности инвалида — это такие способности к выполнению профессиональной деятельности, которые могут быть реализованы в конкретных условиях. Потенциальные профессиональные способности инвалида обусловлены, с одной стороны, его психофизиологическим и социально-экономическим статусом, с другой — возможностью общества предоставить инвалиду условия для получения общего и профессионального образования и рабочие места. В оптимальном варианте рабочее место должно соответствовать желанию человека, его профессиональной подготовке, состоянию здоровья и социальным установкам, что реально при определенных социально-экономических и нравственных основах общества и государства. В действительности имеет место противоречие мотиваций на трудовую деятельность и общество. Профессиональная ориентация инвалида — это научно обоснованный выбор трудового пути инвалида, общественно необходимой профессии, наиболее соответствующей его индивидуальным возможностям, интересам, мотивам личности. Если для здорового человека профориентация заключается в достижении максимальной эффективности его труда, успешности профессиональной деятельности, то в отношении инвалидов она, кроме того, предусматривает адаптацию их к трудовой деятельности при минимальной напряженности функциональных систем организма. Профориентация инвалидов требует комплексного клинико-психофизиологического подхода и предполагает участие специалистов разного профиля. В компетенцию специалистов медиков входит установление абсолютных противопоказаний к определенному кругу профессий, обусловленных характером и объемом патологического процесса. Задача психологов на начальном этапе профориентации состоит в психодиагностике оценки способности инвалида (актуальных и потенциальных), определении характера и степени выраженности трудовой направленности, его склонностей и интересов. Все это позволит перейти к следующему этапу — собственно профориентации, в ходе которой должна определяться и реализовываться индивидуальная программа профессиональной ориентации инвалида.

ПРОФЕССИОНÀЛЬНÀЯ ПОДГОТОВКÀ И ПРОФЕССИОНÀЛЬНОЕ ОБРÀЗОВÀНИЕ ИНВÀЛИДОВ

Профподготовка и профобразование инвалидов являются важнейшими аспектами их профессиональной реабилитации. Профессиональная подготовка, профобразование на различных уровнях и дополнительное образование инвалидов, как и других граждан, должно осуществляться в порядке и на условиях, определяемых законодательством РФ. Для инвалидов, нуждающихся в соответствии с индивидуальной программой реабилитации в специальных условиях профподготовки и профобразования, должны создаваться специальные федеральные, региональные, муниципальные образовательные учреждения различных типов и видов. Специальные образовательные учреждения для инвалидов иных организационно-правовых форм должны осуществлять свою деятельность во взаимодействии с государственными службами занятости, образования, социальной защиты на договорных условиях с предварительным их лицензированием. В настоящее время в РФ действует 30 специальных образовательных учреждений системы Минсоцзащиты России. Профподготовку и профобразование инвалидов в специальных образовательных учреждениях следует осуществлять в соответствии с государственными образовательными стандартами на основе образовательных программ, адаптированных для обучения инвалидов. Недопустимо для инвалидов с сохранным интеллектом введение специальных стандартов, что имеет место в настоящее время. Представляется, что только при таком подходе инвалиды на равных началах, как профессионалы, будут конкурентоспособны на рынке труда. Следует отметить, что характер патологии, которой страдает инвалид, во многом определяет его потенциальные возможности для профподготовки и профобразования. Профподготовка и профобразование инвалида в специально созданных условиях является важным фактором предупреждения развития патологического процесса, способствующим компенсации и восстановлению его трудоспособности, а также улучшению морального состояния инвалида. В конечном итоге, все это положительно сказывается на его активной жизнедеятельности. Чтобы повысить эффективность профобразования, необходимо знать, как инвалид приспосабливается к его условиям. Важную роль играет такой критерий оценки рационального профобразования, как адаптация.

Àдаптация — это активный процесс, в ходе которого личность вырабатывает как приспособительные формы поведения в сфере образования и общения, так и формы активного участия в общественной жизни. Процесс адаптации личности происходит всегда, когда человек вступает в длительное, устойчивое взаимодействие с новой социальной средой. Àдаптация к профобразованию включает профессиональную социально-психологическую адаптацию. В профессиональной адаптации на первый план выступает удовлетворенность той профессией, которой они обучаются. Это обусловлено тем, что желание получить профессию и работать именно в этой профессии у инвалидов,

особенно в начале пребывания на инвалидности, неустойчиво, оно может исчезнуть при неблагоприятном воздействии извне. В профессиональной адаптации инвалидов субъективный фактор приобретает особо важную роль.

Другой компонент адаптации — социально-психологическая адаптация, т. е. приспособление к системе управления, методам организации и руководства профобразованием, включенность в социально-психологические связи внутри коллектива,

активность в решении общественных вопросов.

Выделяются три уровня адаптации к профобразованию: высокий, средний, низкий. Высокий уровень характеризуется творческим отношением к сложившимся в среде профобразования нормам и стереотипам, более полной удовлетворенностью образовательным процессом, активным отношением к недостаткам, проявлением инициативы по их устранению.

У инвалида со средним уровнем адаптации происходит приспособление к образовательной среде, усвоение средних социальных норм, общепринятых форм и способов действия, которые обеспечивают выполнение на среднем уровне основных по овладению профессией функций.

Низкий уровень адаптации отражает взаимное несоответствие учащегося образовательной среде: недостаточное приспособление к физическим условиям, неудовлетворительное выполнение учебных и социальных функций в коллективе.

В процессе адаптации к профобразованию большую роль играют такие личностные свойства, как эмоциональная устойчивость, высокий уровень самоконтроля, спокойствие, доверчивость и рациональная комфортность. Решающим условием социально-психологической адаптации является чувство принадлежности к коллективу, выражающееся в удовлетворенности своим положением в нем и своей учебой, взаимоотношением между учащимися, преподавателями, коллективом в целом. Человек, утративший такие социальные ценности, как здоровье и трудоспособность, попадает в условия, когда резко изменяется его социальный статус: в его жизни появляется целый ряд ограничений и препятствий различного свойства. Инвалид становится человеком зависимым и нуждающимся в физической, материальной, моральной помощи окружающих. Все это неизбежно оказывает влияние на психику инвалида, она делается более ранимой, менее устойчивой к стрессовым ситуациям.

Уровень адаптации — показатель нестабильный, так как адаптация — это явление динамичное, на которое оказывают воздействие как средовые, так и внутренние факторы, обусловленные состоянием и свойствами человека. Переход на инвалидность сопровождается шоком, который на начальных этапах пребывания человека на инвалидности затрудняет процесс его адаптации к профобразованию. Однако не следует думать, что шок, смятение, испытываемые инвалидом в начале пребывания на инвалидности, являются единственным фактором, затрудняющим адаптацию. Новые условия, каковыми являются условия профобразования, требуют определенного времени для адаптации к ним. Меняется и отношение окружающих к человеку, ставшему инвалидом, к чему он также должен приспособиться. Уже на втором году пребывания на инвалидности, повышается уровень социально-психологической адаптации: доля инвалидов с высокой адаптацией увеличивается, соответственно уменьшается доля инвалидов с низкой адаптацией.

В период перехода от централизованной к рыночной экономике резко обострилась проблема трудоустройства и поддержания занятости инвалидов. В условиях рыночной экономики статус личности в значительной мере определяется материальной независимостью и возможностью самообеспечения человека. Исходя из этих позиций очевидно, что трудовая деятельность становится во главу взаимоотношений членов общества. Однако инвалид обладает в сравнении со здоровым человеком ограниченной возможностью трудиться, при этом в условиях рыночной экономики он должен быть конкурентоспособным. В этой связи представляется целесообразным сформировать такую систему трудоустройства инвалидов, когда на паритетных началах будут учтены интересы общества и инвалидов, и работодатели не смогут отвергать работников из числа инвалидов.

Это становится возможным при сочетании таких факторов, как:

• социально-психологическая положительная ориентация на трудовую деятельность как со стороны самих инвалидов, так и со стороны здоровых членов общества;

• правовое регулирование трудоустройства инвалидов;

• нормативное регулирование взаимоотношений ВТЭК, органов социальной защиты и здравоохранения, учебных заведений по профподготовке инвалидов, бирж труда, предприятий и иных работодателей.

Трудоустройство инвалидов в условиях рыночной экономики в правовом государстве должно базироваться на общих принципах реабилитации и социальной политики в отношении инвалидов. Обеспечение занятости инвалидов — это межведомственная проблема. Сегрегационное решение этой проблемы безнравственно. В этой связи представляется целесообразным на всех уровнях управления (федеральном, региональном, муниципальном) создавать межведомственные советы по содействию профессиональной реабилитации и занятости инвалидов, основные задачи которых:

• разрабатывать и внедрять целевые программы;

• контролировать выполнение целевых программ;

• содействовать деятельности государственных служб занятости и реабилитации инвалидов по трудоустройству инвалидов;

• разрабатывать проекты дополнительно к гарантии занятости инвалидов и представлять их на утверждение уполномоченным на это федеральным, региональным, муниципальным исполнительным органам власти.

В целом управление реабилитацией инвалидов должно осуществляться через целевые программы. Целевая программа реабилитации инвалидов — это скоординированное по целям, срокам, содержанию текущее и перспективное планирование комплекса реабилитационных и иных мер на основе рационального использования материально-технических, кадровых и финансовых ресурсов. Формирование программы требует проведения следующих поэтапных разработок: экспертного анализа сложившихся в стране подходов к реабилитации инвалидов; концептуальной разработки планируемой программы; информационного поиска вводимых данных; собственно формирования программы; прогнозирования результатов реализации программы; разработки стандартизированных показателей эффективности программных мероприятий.

ПРÀВОВЫЕ ÀСПЕКТЫ РЕÀБИЛИТÀЦИИ ИНВÀЛИДОВ

Создание условий для лиц с ограниченными вследствие физических причин возможностями полноценной жизни должно быть сориентировано на формирование адекватной среды жизнедеятельности, дополнительно к гарантии для реализации каждым из них всей полноты основных прав, свобод и обязанностей и прежде всего конституционных. Утрата трудоспособности, как основание социальной помощи, нашла свое воплощение в развитии системы пособий по временной нетрудоспособности и пенсий и пособий по инвалидности. Полная или частичная утрата трудоспособности компенсируется выплатой пенсий по инвалидности, частично утратившим трудоспособность гарантируется и трудоустройство. Принято считать, что к числу лиц, полностью утративших трудоспособность, относятся инвалиды 1, 2-й групп. Социальная помощь этому контингенту состоит в более высоких нормах пенсионного обеспечения по сравнению с инвалидами 3-й группы, относимыми к лицам с частичной утратой трудоспособности. В то же время для инвалидов 3-й группы реальность трудоустройства вовсе не гарантирована, поскольку вместо рабочих мест для них существует лишь обширное законодательство, подтверждающее это правомочие. Отсутствие работы, невозможность реального трудоустройства, т. е. фактически частичная безработица, этим лицам материально не компенсируется. Сложность организации системы социальной помощи лицам с полной и частичной утратой трудоспособности усугубляется еще и тем, что отсутствует четкость в мерах социальной помощи в связи с болезнью, которой обусловливается утрата трудоспособности. Смещение в сознании людей, да и в законодательстве этих характеристик привело к полной неадекватности системы социальной помощи состоянию трудоспособности, обусловило ее неэффективность и вызвало острую неудовлетворенность ею как самих инвалидов, так и общественного• мнения в стране. Правовой основой для развития законодательства в области медицинской реабилитации является Конституция РФ, закрепляющая права граждан на охрану здоровья. Общей гарантией права на охрану здоровья является обеспечение всех граждан бесплатной квалифицированной медицинской помощью, оказываемой государственными учреждениями здравоохранения, развитие и совершенствование

• государственные гарантии сохранения и поддержания санитарно-эпидемиологического контроля, а также служб, оказывающих помощь населению в экстремальных ситуациях;

• государственная стандартизация критериев безопасности труда и внедрения жесткой системы контроля за их соблюдением.

9 блок — культура и просвещение; включает:

• государственные гарантии бесплатного базового и профессионального образования всем членам общества в соответствии с их способностями;

• государственную поддержку организации и развития альтернативных форм образования;

• государственные гарантии сохранения и преумножения культурного наследия народа.

Таким образом, социальная политика может иметь определенный круг практических задач, в соответствии с которым следует проводить построение системы управления процессом принятия и реализации решений в социальной сфере.

Приоритет в социальной политике задачи обеспечения равенства граждан позволяет считать правомочным для ее решения принятие законодательства об основах социальной защиты инвалидов до принятия общего для всей сферы социальной защиты населения акта. В последующем нормы этого законодательства могут быть включены в единый Кодекс о социальной защите населения РФ. В законодательстве об основах социальной защиты инвалидов должно быть легализовано понятие реабилитации инвалида, закреплена гарантированность представления реабилитационных услуг как важнейшей части социальной защиты инвалидов. Основой механизма социальной защиты каждого конкретного инвалида должна быть признана индивидуальная программа реабилитации, формирующаяся в соответствии с потребностями инвалида и с учетом базовой программы реабилитации, имеющей бюджетное финансирование и утверждаемой правительством РФ.

Реабилитация инвалидов, осуществляемая в рамках правового пространства, станет реальной основой скоординированных действий различных специалистов, ведомств, государственных и негосударственных структур. Легализованное право инвалидов на реабилитацию обеспечит этим гражданам надежную гарантию на социальную защиту и равные возможности.

В настоящее время в РФ действуют многочисленные нормативно-правовые документы, регулирующие социальную защиту инвалидов. В декабре 1995 года был принят закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», который стал своеобразным компромиссным законодательным документом, поскольку в нем нашли отражение компромиссные правовые решения проблем инвалидности и инвалидов, совместно выработанные исполнительными органами власти и общественными движениями инвалидов и относительно устроившие обе стороны. Безусловно, такой закон несовершенен, но все же следует считать его принятие полезным и прогрессивным явлением.

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов. В первой его главе, излагающей общие положения, раскрывается содержание понятий «инвалид», «социальная защита инвалидов», состав законодательств о социальной защите инвалидов, определяется компетенция федеральных органов государственной власти, органов государственной власти, субъектов Российской Федерации в области социальной защиты инвалидов, устанавливается ответственность за причинение вреда здоровью, приведшего к инвалидности.

Согласно Закону инвалид — это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким нарушением функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость в социальной защите. Ограничение жизнедеятельности определяется законом как полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться, заниматься трудовой деятельностью.

Социальная защита инвалидов — это система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих им условия для преодоления, замещения ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Согласно Закону, к компетенции федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов относится: определение государственной политики в отношении инвалидов; принятие Федеральных законов и нормативных актов, заключение• международных договоров по вопросам социальной защиты инвалидов; установление общих принципов организации и осуществления медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов; установление государственных стандартов на услуги и технические средства, норм и правил сертификационных требований к обустройству среды жизнедеятельности инвалидов; установление порядка аккредитации и лицензирования организаций, осуществляющих реабилитацию инвалидов; разработка и реализация Федеральных целевых программ в области реабилитации инвалидов; утверждение и финансирование Федеральных базовых программ реабилитации инвалидов, создание управления объектами реабилитационной индустрии федерального подчинения; определение перечня специальностей и подготовка социальных работников; координация научных исследований и опытно-конструкторских работ в области медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов; разработка методических документов по вопросам социальной защиты инвалидов; установление квот рабочих мест для инвалидов, различных федеральных льгот организациям, участвующим в социальной защите инвалидов, и отдельным категориям инвалидов, формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов.

Общие положения Закона завершаются статьей, устанавливающей административную, материальную, гражданско-правовую и уголовную ответственность за причинение вреда здоровью граждан, приведшего к инвалидности.

Вторая глава Закона (статья 7, 8) регламентирует медико-социальную экспертизу (МСЭ). МСЭ — это определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию на основе

оценки ограничения жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. МСЭ осуществляется Государственной службой медико-социальной экспертизы, входящей в систему органов защиты населения.

Медицинские услуги при оформлении граждан для освидетельствования и реабилитационные мероприятия входят в базовую программу обязательного медицинского страхования граждан.

На государственную службу МСЭ возлагаются:

• определение группы инвалидности, ее причины, времени наступления сроков;

• определение потребностей в мерах социальной защиты;

• разработка индивидуальных программ реабилитации;

• изучение уровня и причин инвалидности населения;

• участие в разработке комплексных программ профилактики инвалидности, медико-социальной реабилитации и социальной защиты инвалидов;

• определение степени утраты профессиональной трудоспособности лиц, получивших трудовое увечье или профессиональное заболевание;

• определение причин смерти инвалида.

Решения органа Государственной службы МСЭ являются обязательными для исполнения.

В третьей главе Закона (статья 9—12) дано понятие реабилитации инвалидов как системы медицинских, психологических, социально-экономических, педагогических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Целью реабилитации является восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация. Определено, что реабилитация инвалидов включает в себя медицинскую, профессиональную и социальную реабилитацию. Гарантированный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств и услуг, предоставляемых инвалиду бесплатно, входит в Федеральную базовую программу реабилитации. Индивидуальная программа реабилитации представляет оптимальный для него комплекс

реабилитационных мероприятий, куда могут включаться дополнительно к мероприятиям Федеральной базовой программы и другие мероприятия, финансируемые самим инвалидом или другими лицами (организациями). Отказ инвалида от предложенной индивидуальной программы реабилитации освобождает указанные органы от ответственности за ее выполнение.

В соответствии с Законом Государственная служба реабилитации инвалидов — это совокупность органов государственной власти, местного самоуправления, учреждений различного уровня, осуществляющих мероприятия по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации.

Четвертая глава Закона (статья 13—32) является центральной и в ней охвачены различные стороны обеспечения жизнедеятельности инвалидов. В нее входит: порядок оказания медицинской помощи инвалидам; порядок обеспечения их беспрепятственного доступа к информации и объектам социальной инфраструктуры; порядок обеспечения инвалидов жилой площадью; порядок обеспечения и обучения детей-инвалидов; порядок обеспечения образования и занятости инвалидов; определение прав и обязанностей, ответственность работодателей в обеспечении занятости инвалидов, порядок и условия признания инвалида безработным; порядок материального обеспечения, социально-бытового и транспортного обслуживания инвалидов, сохранение льгот, установленных инвалидам, а также ответственность за нарушение прав и за неисполнение обязанностей по обеспечению доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.

Квалифицированная медицинская помощь инвалидам оказывается бесплатно или на льготных условиях, а медицинская реабилитация проводится в рамках Федеральной базовой программы медицинского страхования.

Инвалидам гарантировано право на получение необходимой информации. Одновременно устанавливается ответственность за неисполнение организациями обязанностей по обеспечению доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.

Предусмотрено обеспечение инвалидов и семей с детьми-инвалидами жилой площадью на льготных условиях, дополнительной жилой площадью в соответствии с перечнем заболеваний; коммунальные услуги и аренда жилых помещений оплачиваются инвалидами на льготных основаниях. Установлено также право инвалидов на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведение подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Непрерывность воспитания и образования, социально-бытовую адаптацию детей-инвалидов осуществляют образовательные учреждения, органы социальной защиты населения, учреждения связи, информации, физической культуры.

Инвалидам гарантируются необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки всех уровней в общеобразовательных или специальных образовательных учреждениях в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.

Обеспечение занятости инвалидов гарантируется путем проведения специальных мер, повышающих их конкурентоспособность на рынке труда.

Условия труда инвалидов предусмотрены в соответствии с индивидуальной программой реабилитации; для инвалидов 1-й и 2-й группы устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный отпуск для инвалидов всех групп — не менее 30 суток.

Законом установлено, что безработным признается инвалид, имеющий трудовую рекомендацию, не имеющий работы, зарегистрированный в органе Федеральной службы занятости в целях поиска подходящей работы и готовый приступить к ней.

Для признания инвалида безработным он должен представить в орган службы занятости индивидуальную программу реабилитации.

Инвалиды и дети-инвалиды имеют право на санаторно-курортное лечение в соответствии с индивидуальной программой реабилитации. В зависимости от тяжести и причины инвалидности предусмотрен порядок обеспечения инвалидов (и сопровождающих лиц) санаторными путевками.

Пятая глава Закона (статья 33, 34) устанавливает право инвалидов на создание общественных объединений, которые могут быть участниками хозяйственных обществ, ведущих предпринимательскую деятельность и владеющих различными видами собственности.

Правовой защите труда инвалидов посвящены также ряд статей Кодекса Законов о труде Российской Федерации. Указывается, в частности, что администрация не в праве отказать инвалиду в приеме на работу при наличии соответствующей трудовой рекомендации, а при сокращении штатов должно быть обеспечено предпочтительное оставление на работе инвалидов.

Перевод инвалида на другую работу возможен в связи с изменениями состояния здоровья и трудовой рекомендации, по инициативе инвалида или же по инициативе администрации,

но с согласия самого инвалида. Специальная статья КЗОТа регулирует возможность трудоустройства инвалида с сокращенным рабочим днем, с дополнительными перерывами в работе, освобождение от сверхурочных и ночных работ. За инвалидами 3 группы место работы сохраняется до выздоровления или до полной утраты трудоспособности. При увольнении инвалида по сокращению штатов за ними сохраняется непрерывный стаж работы независимо от продолжительности перерыва.

Правовые основы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов детально изложены в Федеральном законе «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».

Законом установлены основные принципы в области социального обслуживания:

• соблюдение прав человека и гражданина;

• предоставление государственных гарантий в сфере социального обслуживания;

• обеспечение равных возможностей в получении социальных услуг и их доступности для граждан пожилого возраста и инвалидов;

• преемственность всех видов социального обслуживания;

• ориентация на индивидуальные потребности;

• приоритет мер социальной адаптации;

• ответственность органов государственной власти и должностных лиц;

• обеспечение прав граждан пожилого возраста и инвалидов в сфере социального обслуживания.

При получении социальных услуг граждане пожилого возраста и инвалиды имеют право на уважительное и гуманное отношение, выбор учреждения и формы социального обслуживания, информацию о своих правах, согласие на социальное обслуживание или отказ от него, конфиденциальность информации личного характера, защиту своих прав и законных интересов, в том числе в судебном порядке.

Дети-инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях, имеют право на получение образования и профессиональное обучение.

Законом установлено право граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях, работать по найму или участвовать в лечебно-трудовой деятельности в соответствии с медицинскими рекомендациями. Законом предусмотрены следующие формы социального обслуживания:

• социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское обслуживание);

• полустационарное социальное обслуживание;

• стационарное социальное обслуживание;

• срочное социальное обслуживание;

• социально-консультативная помощь.

По желанию граждан социальное обслуживание может осуществляться на постоянной или временной основе.

Принятие Законов о социальной защите инвалидов и социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов определяет необходимость разработки и принятие многих нормативных актов на федеральном и региональном уровнях, обеспечивающих реализацию принятых законов.

МЕДИКО-СОЦИÀЛЬНÀЯ ЭКСПЕРТИЗÀ В СИСТЕМЕ РЕÀБИЛИТÀЦИИ ИНВÀЛИДОВ

Принятое в нашей стране и действующее до настоящего времени понятие инвалидности как стойкой утраты или ограничения трудоспособности, приводящей к значительному снижению материальной обеспеченности инвалидов, определяло основные направления социальной политики в отношении инвалидов с акцентом на денежные виды помощи и льготы материального характера.

Современная концепция инвалидности трактует инвалидность значительно шире, чем ограничение возможностей выполнения труда. Она рассматривает человека с учетом всех акцентов его социальных связей, которые могут нарушаться в результате болезни или посредством травм. В соответствии с новым положением закона об основных началах социальной защищенности инвалида, инвалидом является лицо, нуждающееся в социальной защите вследствие ограничений жизнедеятельности, вызванных стойкими расстройствами функций организма в результате заболевания, травмы или дефекта.

Инвалидность в настоящее время устанавливается лицам, страдающим хроническими заболеваниями или имеющим анатомические дефекты в тех случаях, когда возникшее нарушение функции организма препятствует выполнению профессионального труда и приобрело устойчивый, несмотря на лечение, характер.

Инвалидность устанавливается при заболеваниях, приведших к необходимости прекратить профессиональный труд на продолжительный период или значительно изменить условия работы.

Профессия — род дающей средства к жизни трудовой деятельности человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний, практических навыков, полученных путем образования, обучения или опыта.

Квалификация — уровень подготовленности, мастерства, степень пригодности к выполнению профессионального труда, определяемая разрядом, классом, знанием и другими аттестационными категориями.

Снижение объема профессиональной деятельности — это сокращение доли трудового участия, норм выработки, рабочего времени или норм обслуживания.

Основной профессией считают работу, требующую наиболее высокой квалификации, для лиц неквалифицированного труда — работу, выполняемую наиболее длительное время.

Установить инвалидность имеют право только уполномоченные на то государственные органы — врачебно-трудовые экспертные комиссии (ВТЭК), работающие в соответствии с Положением о врачебно-трудовых экспертных комиссиях. Определение группы инвалидности проводится на основании Инструкции, утвержденной Министерством здравоохранения, Государственным комитетом по труду и социальным вопросам,

ВЦСПС и согласованной с Министерством социального обеспечения РФ. Медико-социальные экспертизы детей в возрасте до 16 лет производятся учреждениями здравоохранения в порядке, установленном Министерством здравоохранения РФ в соответствии с приказом Минздрава РФ ¹ 117 от 4 июля 1991г. «О порядке выдачи медицинского заключения на детей инвалидов в возрасте до 16 лет».

На освидетельствование во ВТЭК принимаются больные по направлению лечебно-профилактического учреждения (ЛПУ), где больной лечился и наблюдался. Направляется больной в том случае, если по заключению врачебно-консультационной комиссии этого ЛПУ у него имеются признаки инвалидности. Этот вывод должен быть обоснован результатами всестороннего медицинского обследования, в комплекс которого обязательно включаются функциональные методы исследования, позволяющие не только установить диагноз, но и функциональный резерв организма, компенсаторные возможности его систем и органов. Обследование в условиях нагрузочных тестов дает возможность установить доступные и показанные больному физические и нервно-психические нагрузки. Сопоставление их с теми нагрузками, которые предъявляются организму больного различными условиями его жизни и труда, является основой для заключения об инвалидности.

Кроме результатов обследования больного, позволяющих установить диагноз, состояние компенсаторных и адаптивных процессов, реабилитационный потенциал и прогноз заболевания, в направлении ЛПУ должны содержаться сведения о проведенном восстановительном лечении, данные, подтверждающие стойкий и необратимый характер заболевания, сроки временной нетрудоспособности, сведения о характере и условиях трудовой деятельности.

При оценке трудоспособности в настоящее время руководствуются определением трудоспособности как состояния организма, при котором совокупность физических и духовных возможностей позволяет лицу выполнять работу определенного объема и качества. При этом в каждом случае учитываются как медицинские, так и социальные критерии. Под медицинскими критериями понимаются характер и течение заболевания, степень компенсации патологического процесса и прогноз компенсации. Под социальными — образование, общая профессиональная подготовка, характер и условия труда, возраст, учитывается также оценка больным своих возможностей на предмет продолжения трудовой деятельности, его психологические особенности и другие факторы.

В зависимости от степени утраты трудоспособности инвалидность подразделяется на три группы. Первая группа инвалидности устанавливается в том случае, если у больного имеется такое нарушение функций организма, при котором он не может сам себя обслуживать и нуждается в постоянной помощи и уходе. При этом речь идет не об эпизодической помощи вследствие временного ухудшения состояния здоровья, а о повседневном, систематическом уходе. Это тяжелобольные люди с хроническими, прогрессирующими заболеваниями, например больные атеросклерозом сосудов головного мозга, осложненного инсультом, приведшего к параличу верхних или нижних конечностей, и афазией, психически больные люди с тяжелыми затяжными кататоническими и параноидными синдромами вследствие шизофрении и т.п.

Вторая группа инвалидности устанавливается в том случае, если у больного имеются значительно выраженные функциональные нарушения, хотя и не такие, чтобы обусловить необходимость постоянной посторонней помощи, но в то же время приведшие либо к полной постоянной или длительной нетрудоспособности, либо к такому состоянию, когда отдельные виды труда могут быть доступны только в специально созданных условиях (специальные цеха, участки для трудоустройства инвалидов, работа на дому).

Третья группа инвалидности устанавливается в том случае, если у больного имеется значительное снижение трудоспособности, обусловленное соответствующим нарушением функций организма вследствие хронического заболевания или дефекта и приведшее к необходимости перехода на работу, требующую другой профессии, более низкой квалификации, либо к изменению условий работы в своей профессии — значительному уменьшению ее объема.

В процессе освидетельствования врачи-эксперты во всех случаях выясняют так называемые потенциальные профессиональные способности инвалида, то есть способности к выполнению профессиональной деятельности, которые при создании определенных условий могут быть реализованы. В зависимости от возможности выполнения труда и условий, определяющих при этом состояние экономического статуса инвалида, их можно разделить на следующие основные категории:

• не способные выполнять любые виды деятельности;

• при создании определенных условий так называемая остаточная трудоспособность позволяет выполнять некоторые виды трудовой деятельности, но последнее не обеспечивает экономической самостоятельности;

• трудовая деятельность обеспечивает экономическую самостоятельность, но ограничена определенными условиями и кругом профессий.

Первая группа инвалидности устанавливается на 2 года, а вторая и третья — на 1 год. В некоторых случаях, когда необратимое хроническое заболевание принимает прогрессирующее течение, после


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: