Сколиоз (боковое искривление позвоночника)

Ортопед, кандидат медицинских наук Мацкеплишвили Т.Я.

Осанка - это привычная поза свободно стоящего человека, которую он принимает без лишнего напряжения мышц, т. е. при правильной осанке позвоночник испытывает самую минимальную нагрузку. Ведущими факторами, которые определяют привычную позу человека, являются состояние и форма позвоночника, наклон таза и степень развития мускулатуры. Каждый человек имеет свою, определенную осанку. Правильная (нормальная) осанка служит показателем здоровья и гармоничного физического развития человеческого организма.

По данным Всемирной Организации Здравоохранения, 80% населения планеты страдает различными заболеваниями позвоночника и стоп. Отечественная статистика отнюдь не благоприятнее. По данным министерства просвещения России, в 2001 г. почти у половины выпускников школ призывного возраста врачи обнаружили различные формы нарушения опорно-двигательного аппарата.

Проводимые исследования в школах и детских дошкольных учреждениях г. Москвы показали, что более 60% малышей и более 97% учащихся выпускных классов имеют те или иные ортопедические отклонения, нуждающиеся в коррекции, а у 1/3 этих детей уже есть различные врожденные аномалии. За последние 5 лет, по данным диспансеризации учащихся общеобразовательных школ, практически в два раза вырос процент таких заболеваний позвоночника, как нарушение осанки (сутулость), сколиоз, гиперлордоз и юношеский остеохондроз, которые приводят в 80% случаев к остеохондрозу (грыжа диска, радикулит, плече-лопаточный периартрит и т.д.) и инвалидности у взрослых.

Деформация позвоночника развивается у детей в любом возрасте до окончания роста (от 1 года до 15 лет), однако чаще всего (около 75%) она наблюдается в 8-14 лет. Среди ортопедических заболеваний, которые встречаются у детей школьного возраста, сколиоз занимает одно из первых мест (16-38%).

Интерес вызывает сравнение частоты распространения сколиоза среди девочек и мальчиков. В раннем возрасте (до 5 лет) количественных различий практически нет, но в школьном возрасте девочки заболевают в 4-6 раз чаще, чем мальчики. Это объясняется тем, что мальчики более подвижны, активны, а также физически лучше развиты, что способствует стабилизации и исправлению деформации позвоночника, а у девочек, наоборот, из-за более слабого физического развития и спокойного поведения происходит прогрессирование деформации.

Форма позвоночника изменяется с возрастом. У новорожденного ребенка позвоночник прямой. Только отмечается один изгиб в крестцово-копчиковом отделе (кифоз). Формирование остальных физиологических изгибов происходит позднее и связано с развитием мышечной системы.

У детей школьного возраста осанка нестабильна, она во многом зависит от психики ребенка, от состояния его нервной и мышечной систем, от развития мускулатуры живота, спины и нижних конечностей. Особого внимания требуют дети в начале школьного периода. Неправильное положение тела во время занятий в школе и дома, неудобная парта и многие другие отрицательные факторы способствуют развитию дефекта осанки. Поэтому необходимо постоянное внимание со стороны родителей, педагогов, воспитателей детских садов и учителей физкультуры, чтобы предупредить развитие деформации позвоночника.

Позвоночник при различных позах - сидя, стоя - принимает новый динамический стереотипный характер, и таким образом формируется неправильная осанка, что может стать причиной развития патологического искривления позвоночника - сколиоза. Поэтому, когда ребенок или юноша сутулится, следуют замечания: "Выпрямись!", "Стой прямо!", "Сиди ровно!" и т.д. В таких случаях ребенок может по требованию родителей частично поправить осанку, но это будет кратковременно, так как у него слабо развита мускулатура, о чем родители могут и не знать. Поэтому для исправления нарушенной осанки необходимо своевременно начатое лечение.

Различают пять типов осанки: I - нормальная осанка, II - круглая спина, III - плоская спина, IV - плосковогнутая спина, V - кругловогнутая спина (кифоз). II - V типы осанки считаются патологическими. Из них плоская спина функционально самый слабый тип, для которого характерна склонность к развитию деформации позвоночника и в первую очередь сколиоза.

Своевременно принятые меры для ликвидации факторов, которые способствуют развитию деформации, и мобилизация внимания ребенка на исправление осанки помогают предупреждению дальнейшего прогрессирования патологического процесса. Прогрессирование процесса нарушения осанки со временем приобретает устойчивый характер, и таким образом становится возможным развитие более тяжелого процесса - сколиоза.

Основные представления

Сколиоз - одно из самых распространенных детских ортопедических заболеваний, основным симптомом которого является боковое искривление позвоночника, а также его скручивание вокруг своей оси (торсия). Эта прогрессирующая патология, развиваясь, вызывает тяжелые, зачастую необратимые деформации скелета ребенка.

Причины возникновения болезни еще недостаточно ясны. В связи с этим своевременная диагностика и лечение порой затруднены. Развитие сколиоза возможно в любом возрасте до окончания роста ребенка, но чаще всего заболевание встречается у детей дошкольного и школьного возраста. Наиболее опасным является период между 8 и 14 годами. В большинстве случаев болезнь начинается с нарушения осанки, которое впоследствии, если не будут приняты соответствующие меры, может перейти в сколиоз. Нарушение осанки, то есть начало искривления позвоночника, первыми должны заметить родители. Измененная поза в положении сидя, стоя, а также неправильная походка ребенка не должны оставаться незамеченными родителями, воспитателями детских садов, педагогами, школьными врачами и педиатрами.

Надо отметить, что от раннего выявления деформации позвоночника и своевременно начатого систематического лечения зависят возможность полного излечения начальных форм сколиоза и возможность приостановить дальнейшее прогрессирование болезни в запущенных случаях.

Сколиоз легче предупредить, чем лечить. Он обнаруживается у детей еще в дошкольном возрасте. Во время учебы в школе патология прогрессирует, особенно в период "толчков" роста, и состояние стабилизируется только после окончания роста ребенка. У многих подростков сколиоз обнаруживается и быстро развивается в период полового созревания.

Возникновению сколиоза способствует (на фоне слабо развитой мускулатуры) длительное и неподвижное сидение на одном месте (за столом, партой, у рояля). Слабым мышцам тяжело длительно сохранять правильное положение позвоночника, и ребенок пытается облегчать усталость путем отклонения туловища в одну или другую сторону. Это вызывает неравномерную нагрузку на позвоночник в грудном и поясничном отделах. Таким образом, вырабатывается привычка неправильно держать туловище при сидении.

В последнее время в нашу жизнь вошел компьютер. Длительное время, сидя перед дисплеем, дети находятся в одном и том же положении, выполняют одни и те же движения, что, конечно, не способствует сохранению правильной осанки. Дети с такой патологией требуют от родителей и врачей пристального внимания и самого серьезного отношения, а также как можно более раннего проведения соответствующего комплексного лечения, так как сколиоз не всегда протекает тяжело и своевременно начатое правильное лечение в большинстве случаев дает хорошие результаты.

Сколиоз может локализоваться в любом отделе позвоночника и иметь разные форму и степень выраженности. По происхождению сколиозы делятся на две большие группы: врожденные (3-10%) и приобретенные.

Врожденные сколиозы. Эти формы сколиоза развиваются в связи с аномалией позвоночника и грудной клетки у детей: наличие позвонков, соединение двух или более позвонков, или раздвоение ребер, дополнительные шейные ребра, высокое стояние лопатки и др.

Приобретенные сколиозы. К этим формам сколиоза относятся: рахитический, диспластический, статический, паралитический, школьный, профессиональный, травматический рефлекторный (во время болей), идиопатический (причины возникновения которого неизвестны) и др.

Рахитический сколиоз. Рахитический сколиоз встречается часто. Он заметен еще в раннем возрасте, когда ребенок начинает принимать вертикальное положение, однако чаще всего деформация начинается в дошкольном и школьном возрасте. Однако не в каждом случае рахита может развиться сколиоз.

Диспластический сколиоз. Диспластический сколиоз возникает в связи с недоразвитием или нарушением нормального процесса окостенения позвонков пояснично-крестцового отдела позвоночника. Обычно проявляется в школьном возрасте, локализуется в поясничном отделе и имеет тенденцию к прогрессированию.

Паралитический сколиоз. Паралитический сколиоз развивается в детском возрасте, в основном после перенесенного полиомиелита или детского церебрального паралича, вследствие одностороннего пареза мышц спины и живота.

Школьный сколиоз. Он возникает у детей вследствие слабого развития мышечной системы (мышечного корсета) и связочного аппарата, мышечной гипотонии, ослабления организма после перенесенной болезни, когда для сохранения правильной осанки от ребенка требуется большое мышечное напряжение. Эта форма сколиоза часто наблюдается у детей школьного возраста (от 8 до 15 лет).

Для работы, отдыха и расслабления определенных групп мышц необходимо отклонение позвоночного столба, и если это состояние кратковременное, то всякое нарушение равновесия легко восстанавливается. Но если эти вынужденные позы входят в привычку, то на фоне слабого физического развития организма ребенка возникает деформация позвоночника. Однако только мышечная гипотония (понижениетонуса мышц) не может быть причиной обязательного развития сколиоза. Сколиоз на фоне слабой мышечной системы возникает только тогда, когда имеются неблагоприятные условия для его развития: плохая осанка, длительное, неправильное и неподвижное положение в одной и той же позе в классе за партой, когда голова и туловище повернуты в сторону учителя или доски; несоответствие размеров школьной мебели росту ребенка. Все это может вызывать развитие деформации позвоночника. Поэтому с целью профилактики дальнейшего искривления таким детям необходимо время от времени менять место в классе с целью изменения позы и положения туловища.

Исходя из этого, многие ортопеды считают сколиоз школьной болезнью, или болезнью, которая возникает из-за неправильной позы за партой.

Идиопатический сколиоз. Идиопатическим сколиозом принято называть вид сколиоза, причины возникновения которого не установлены. Он встречается довольно часто, протекает тяжело и быстро прогрессирует.

Следует отметить, что в большинстве случаев сколиоз начинается бессимптомно и поэтому длительное время остается незамеченным как для родителей, так и для детей. В раннем периоде позвоночник слегка отклонен в сторону, мышцы спины быстро устают, появляется небольшой мышечный валик на спине, но все эти явления могут исчезать, как только ребенок ляжет на жесткую постель, так как при этом происходит разгрузка позвоночника. Поэтому утром можно не заметить каких-либо отклонений позвоночника от нормы, однако, если внимательно посмотреть на осанку ребенка после школы или к концу дня, когда были перенесены определенные нагрузки, можно легко обнаружить имеющуюся деформацию позвоночника. В таких случаях родителям необходимо немедленно обратиться к ортопеду.

У физически хорошо развитых детей видимые контуры на теле справа и слева расположены симметрично.

Правильная осанка характеризуется симметричным расположением надплечий, лопаток и треугольников талии. Голова держится прямо (лоб и подбородок в одной вертикальной плоскости, мочки ушей на одном уровне). В боковой плоскости голова и туловище находятся на одной вертикали, оба надплечья слегка отходят назад и вниз, грудь выступает вперед.

Обследование начинают с общего осмотра - спереди, сбоку и сзади. При осмотре спереди надо обратить внимание на осанку ребенка, ровно ли он стоит, есть ли сутулость, в какую сторону имеется наклон, как держит голову, симметрично ли его лицо, расположены ли на одном уровне лопатки и симметричны ли треугольники талии, есть ли деформация грудной клетки. Надо обратить внимание также на симметрию сосков и положение пупка. Определяют, есть ли 0-образные или Х-образные деформации нижних конечностей, состояние стоп (косолапость, плоскостопие).

При осмотре сбоку следует обратить внимание на осанку ребенка (определяется ли кифоз или лордоз), величину реберного горба, состояние головы и плечевого пояса, на конфигурацию и деформацию грудной клетки (куриная грудь, воронкообразная грудь), функциональное состояние мышечного пpecса живота (втянутый, прямой, выпуклый, опущенный), на форму спины и нижних конечностей.

Более детально проводится обследование сзади, то есть со стороны спины. При этом надо определить асимметрию и высоту стояния плеч и лопаток, как близко они расположены по отношению к позвоночному столбу, имеется ли выраженный кифоз или лордоз, имеется ли реберный горб, каковы формы треугольников талии.

Здесь же надо отметить, что обычно у больных со сколиозом нет особых жалоб. В большинстве случаев искривление позвоночника обнаруживается случайно во время медицинских осмотров в детских садах и школах. Иногда дети отмечают болевые ощущения в поясничной и межлопаточной областях, а когда мышцы ослаблены - усталость и даже спастические боли в мышцах спины.

При осмотре пациента необходимо оценить:

Положение головы.

Симметричность лица.

Уровень обоих надплечий.

Симметричность расположения лопаток по отношению к позвоночнику.

Симметричность и форму треугольников талии.

Перекос таза.

Наличие деформации грудной клетки (куриная грудь, воронкообразная грудь).

Симметричность расположения сосков.

Положение пупка.

Функциональное состояние мышечного пресса живота (втянутый, прямой, выпуклый, опущенный).

Тип осанки (кифоз, лордоз).

Подвижность позвоночника.

Положение остистых отростков.

Наличие реберного горба или мышечного валика в поясничном отделе.

Различие в длине нижних конечностей.

Форму ног (0-образные или Х-образные).

Состояние стоп (косолапость, плоскостопие).

Существуют разные приспособления и методы для диагностики сколиоза. Для определения бокового искривления позвоночника часто применяют простой отвес, который состоит из нитки и подвешенного на нее груза. Для этого необходимо предварительно отметить проекции вершины остистых отростков и угол лопаток фломастером. Свободный конец отвеса фиксируется лейкопластырем на вершине остистого отростка VII шейного позвонка, а груз опускается вниз.

Таким образом, образуется прямая вертикальная линия, которая в норме должна совпадать с находящейся в выправленном состоянии осью позвоночника. Отклонение линии остистых отростков от линии отвеса указывает на искривление позвоночника.

Для полного представления об истинном состоянии позвоночника необходимо рентгенологическое обследование его в двух проекциях - лежа и стоя. Это позволяет уточнить причину и тип сколиоза, определить форму и характер искривления, локализацию и степень деформации, морфологические изменения в позвонках.

Обязательные условия для постановки диагноза

В зависимости от величины деформации позвоночника различают четыре степени развития сколиоза.

I степень.

В вертикальном положении тела слабо заметна деформация позвоночника, которая пассивно исправляется и полностью исчезает в положении лежа. На рентгенограммах не выявляется деформация позвонков. В вертикальном положении угол искривления позвоночника достигает 10°.

II степень.

Деформация позвоночника заметна как в вертикальном, так и в горизонтальном положении (в положении лежа деформация частично исправляется). В той или иной степени определяется деформация ребер (реберный горб). Образуется компенсаторное противоположной стороне искривление в нижних отделах. На рентгенограммах выявляется асимметрия и торсия позвонков: угол искривления позвоночника - до 25°.

III степень.

Отмечается тяжелая, устойчивая деформация позвоночника, которая полностью не корригируется. Образуется реберный горб, и происходит резкая деформация грудной клетки. Угол искривления позвоночника - до 40°.

IV степень.

Резко выраженная стойкая деформация позвоночника и грудной клетки; заметен как спереди, так и сзади реберный горб. Угол искривления составляет 40° и больше.

Типы сколиоза

Выделяют следующие типы сколиоза: шейногрудной (верхнегрудной), грудной, грудопоясничный, поясничный и комбинированный.

Знание типов сколиоза и особенностей их течения помогает ортопеду правильно оценить возможности применения того или иного метода лечения и тем самым предупредить дальнейшее развитие тяжелых деформаций у детей.

Лечение

Лечение больных сколиозом до сегодняшнего дня остается одной из сложных проблем детской ортопедии. Это всегда трудный и длительный процесс, который требует применения всех существующих эффективных клинических методов лечения, как в амбулаторных, так и в стационарных условиях.

Главными целями коррекции сколиоза являются: приостановление дальнейшего прогрессирования деформации в ранних стадиях и стабилизация позвоночника. Залогом успешного лечения сколиоза являются, прежде всего, раннее выявление и своевременно начатое лечение. К сожалению, нередки случаи, когда к ортопеду попадают больные с тяжелыми деформациями позвоночника. Поэтому необходимо, чтобы родители, педиатры, школьные врачи, медицинские сестры знали признаки сколиоза и понимали опасность его прогрессирования. Это очень важно, так как сколиоз, как правило, протекает безболезненно, остается незамеченным родителями и переходит в следующую сложную фазу болезни (II-IV степень), из которой вывести больного очень трудно, а порой и невозможно.

Лечение должно начинаться, как только появляются первые признаки нарушения осанки и искривления позвоночника.

Правильно проведенная комплексная коррекция до окончания периода роста скелета ребенка приостанавливает прогрессирование сколиоза. Эффективность зависит от качества и длительности лечения, а также от строгого соблюдения больным режима, назначенного ортопедом. Также надо отметить, что лечение сколиоза требует от медиков, родителей и больных детей максимум терпения и силы воли, чтобы достичь желаемых результатов.

В настоящее время все существующие методы лечения сколиоза делятся на две группы: консервативные и оперативные.

Консервативное лечение

Одной из задач консервативного лечения является мобилизация сил организма. Консервативное лечение включает: общеукрепляющую терапию (полноценное питание, витаминотерапия), лечебную физкультуру, спортивные занятия (плавание, лыжи, фигурное катание, баскетбол, волейбол и т.д.), массаж, мануальную терапию, физиотерапию, различные виды вытяжений, щадящий режим, гипсовые кроватки, ортопедические корсеты, а также медикаментозное лечение.

Результаты лечения зависят в основном от степени развития сколиоза и его форм, а также от возраста больного. В большинстве случаев есть возможность приостановить развитие сколиоза, достичь его стабилизации и даже вылечить пациента, если болезнь была выявлена на ранних стадиях развития и проведено эффективное комплексное лечение.

Вместе с тем, все методы лечения должны быть направлены на создание "мышечного корсета", который надежно будет держать позвоночник в правильном положении. При выборе метода лечения надо учитывать возраст больного и величину деформации.

Главнейшей задачей в лечении сколиоза является устранение всех неблагоприятных факторов, которые способствуют возникновению и прогрессированию деформации позвоночника. В первую очередь для ребенка должен создаваться определенный режим занятий, игр, прогулок и сна. Целесообразно проведение гимнастики, массажа, влажных протираний (закаливание), особое внимание следует обратить на питание ребенка: продукты должны быть богаты витаминами, белками и солями.

Необходимо, чтобы дети выработали привычку быстро и качественно выполнять домашние задания, часами не сидели за уроками, и у них оставалось время для прогулок, подвижных игр на свежем воздухе. Рабочее место надо организовать таким образом, чтобы высота стола и стула соответствовала росту ребенка, освещение было оптимальным. Дети должны спать на жесткой постели, лежа на спине или животе. Необходимо устранить все привычки, которые способствуют неправильному развитию позвоночника. Для того чтобы освободить позвоночник от длительной нагрузки, дома целесообразно устные уроки делать лежа на животе на кушетке. Под грудь подкладывается клиновидная подставка или подушка, высота которой соответствует длине плеч ребенка.

Для профилактики и лечения деформаций позвоночника рекомендуются такие спортивные игры, как баскетбол, волейбол, зимой - лыжи, катание на коньках, очень полезно плавание стилем "брасс", при котором исключаются ротационные движения позвоночника. Не рекомендуются такие виды спорта, как художественная гимнастика, теннис, легкая атлетика, бокс, борьба, велоспорт и др. Надо отметить, что при консервативном лечении прогноз полностью зависит от степени деформации. Только при лечении начальных форм (I-II степени) возможно получение положительных результатов и может наступить полное излечение, тогда как при деформации III-IV степени возможно только частичное исправление, а не полное выздоровление. Наряду с другими методами консервативного лечения сколиоза с успехом можно применять лечебную физкультуру в сочетании с дифференцированным массажем с элементами мануальной терапии. Наш опыт показывает их практическую ценность и дает основание рекомендовать применение в комплексе консервативного лечения нарушений осанки, сколиозов и кифосколиозов I-II степени.

Однако, несмотря на это, не всегда представляется возможным консервативными методами остановить прогрессивно протекающий сколиоз. В этих случаях прибегают к оперативным методам, но, к сожалению, ни один из них полностью не устраняет деформацию позвоночника, и они направлены на частичную коррекцию и прекращение дальнейшего прогрессирования деформации.

Лечебная физкультура

Одним из основных методов профилактики и консервативного лечения деформаций позвоночника является лечебная физкультура. Под влиянием лечебной физкультуры повышается мышечный тонус, вырабатывается и укрепляется "мышечный корсет", стабилизируются процессы деформации и формируется правильная осанка, улучшаются кровообращение, дыхание, общее состояние и самочувствие больного.

Основная задача лечебной физкультуры - исправление существующей деформации, формирование и закрепление правильной осанки. Упражнения лечебной физкультуры выполняют обычно лежа на спине и на животе. У детей с нарушением осанки лечебную физкультуру можно сочетать с физкультурой в школе и занятиями спортом. Такие дети, в основном, должны заниматься лечебной физкультурой дома самостоятельно, а те, у которых имеются значительные нарушения, занятия должны проводить в кабинете лечебной физкультуры под наблюдением и руководством методиста. Целесообразно создавать в школах специальные группы для детей со сколиозом и нарушениями осанки. При всех видах нарушения осанки и I степени сколиоза занятия физкультурой в школе не противопоказаны. Дети, у которых отмечаются нарушение осанки, слабое физическое развитие, остаточные явления рахита и другие отклонения, обязательно должны находиться под наблюдением педиатров, школьных врачей и ортопедов.

Лечебная физкультура при сколиозе - это длительный процесс, и от больного требуются большая настойчивость, терпение и сознательное отношение к занятиям. Формы и методы лечебной физкультуры должны быть индивидуальными.

Главное правило лечебной физкультуры - дозированная тренировка больных, то есть постепенное приспособление их к возрастающим физическим нагрузкам, так как дозированные физические упражнения укрепляют ослабленную мышечную систему и способствуют функциональному и анатомическому восстановлению деформации опорно-двигательного аппарата.

Лечебной физкультурой дети со сколиозом должны заниматься систематически.

Следует соблюдать основной принцип лечебной гимнастики: постоянное, длительное корригирующее действие.

Проводимые в течение многих лет лечебные упражнения повышают силу мышц и дают им возможность сопротивляться деформации. Эффект от лечения можно ожидать в том случае, если больной занимается лечебной физкультурой систематически и регулярно (минимум два раза в день - утром и вечером в течение 20-30 минут). Пропускать занятия нельзя.

Лечебный массаж

Параллельно с лечебной физкультурой больным сколиозом назначается лечебный массаж. Массаж используется в комплексе лечения как средство, способствующее увеличению мышечной силы, улучшению трофики и кровоснабжения ослабленных мышц. Он восстанавливает нарушенный тонус сосудов, усиливает поступление кислорода в ткани, особенно в мышцы, регулирует обменные процессы в организме а также оказывает общеукрепляющее действие. С помощью массажа также происходит релаксация мышц, снимаются боли и натяжения. В процесс массажа можно включить отдельные элементы мануальной терапии. Наш многолетний опыт показывает, что мануальная терапия способствует исправлению функциональных нарушений позвоночника и, вместе с тем, является одним из эффективных методов рефлексотерапии. После процедур больные отмечали приятную легкость в спине, снятие чувства тяжести, усталости и болей в позвоночнике. При проведении мануальных манипуляций у детей необходимо соблюдать большую осторожность и применять щадящие приемы. Можно применять и гидромассаж. Массаж проводится на мышцах спины, живота и грудной клетки. Он должен быть подобран врачом и массажистом конкретно для каждого пациента.

При нарушении осанки и сколиозе I степени больным проводятся обычные виды массажа для укрепления мышц спины и живота, а также для повышения общего тонуса организма.

При II-III степени заболевания имеется выраженная деформация позвоночника. В процесс включена целая группа мышц спины: одни натянуты и сокращены, другие, наоборот, расслаблены и растянуты. В связи с этим развиваются асимметрия туловища и контрактура мышц. Поэтому с помощью массажа проводится дифференцированное воздействие на мышцы с целью устранения такого мышечного дисбаланса. Таким образом, качественно и своевременно проведенный дифференцированный массаж при сколиозе восстанавливает нарушенный мышечный баланс, способствует испроавлению искривления позвоночника. Во время массажа больной должен находиться в удобном и спокойном положении, мышцы тела должны быть максимально расслаблены, дыхание свободное.

Массаж у детей должен проводиться медленно, нежно, безболезненно, не повреждая тканей. Недопустимо образование кровоподтеков. Желательно проводить 4 курса массажа в год, включающих 20-25 процедур. Не пытайтесь делать массаж самостоятельно, не имея соответствующих знаний и навыков. Этим можно повредить больному.

Профилактика сколиоза

В борьбе с деформациями позвоночника ведущую роль занимают профилактические мероприятия, а также как можно более раннее выявление болезни и ее своевременное лечение. Грамотно воспитывать ребенка, выработать у него правильную осанку - одна из основ профилактики этого заболевания. Ортопеды считают, что лечение сколиоза надо начать тогда, когда его еще нет.

Исходя из этого, для того чтобы не развился сколиоз, основное внимание должно быть обращено на нарушение осанки ребенка.

Выявление сколиоза на ранней стадии его развития (до того, как произойдет искривление позвоночника и это заметит неспециалист) и, соответственно, своевременно начатое лечение дают желаемые результаты. Поэтому профилактические осмотры, проводимые в детских коллективах, считаются лучшим оружием в борьбе против сколиоза, так как они дают возможность своевременно выявить и исключить дальнейшее развитие тяжелых степеней деформации позвоночника.

Родители должны знать, что нельзя сажать и ставить на ноги раньше времени грудного ребенка, тем более, если ребенок физически слаб.

Нельзя также длительно и неправильно держать малыша на одной и той же руке. Надо следить за ребенком во время сна. При неправильном положении в мягкой постели в одной и той же позе происходит неправильное развитие позвоночника. Надо следить также за позой играющего и сидящего ребенка, добиться, чтобы он прямо держал спину. Привычка сидеть "нога на ногу", а также стоять, опираясь на одну ногу, может вызвать отклонение и деформацию позвоночника.

В школе во время занятий педагоги должны обращать внимание на неправильную позу сидящего ученика, указывать на это учащимся и добиться устранения всех причин, вызывающих нарушение осанки и развитие сколиоза, поэтому, чтобы у учащихся не выработалась неправильная привычная поза при сидении, время от времени им необходимо менять место сидения, освещение рабочего места и положение по отношению к доске и кафедре учителя.

Надо следить также, чтобы они сидели за партами, соответствующими их росту. Это особенно необходимо в первые четыре года учебы, когда у детей могут развиться и сформироваться характерные привычки.

Необходимо, чтобы дети привыкли лежать и спать только на спине или на животе и обязательно на жесткой постели, подушка должна быть маленькой и плоской. Положение на спине и животе разгружает позвоночник ребенка, уравновешивает тонус мышц и устраняет неравномерное давление на позвонки и межпозвонковые диски (хрящи).

Чтение книг в постели недопустимо. У ребенка должно оставаться время для игр на свежем воздухе, питание должно быть полноценным, богатым витаминами.

При сидении спина ребенка должна касаться спинки стула, руки должны лежать на столе до локтей, книга должна располагаться под углом 45° и находиться на расстоянии 30 см от глаз, освещение должно быть достаточным и падать с левой стороны.

А в положении стоя голова ребенка должна быть чуть поднятой, тело выправленным, плечи слегка опущенными и отклонены назад, грудь чуть вперед, живот втянутым.

Ношение постоянно в одной руке тяжелой сумки также может способствовать развитию бокового искривления позвоночника. Поэтому учащимся рекомендовано носить, хотя бы до пятого класса, ранец.

Многие родители загружают детей во внеурочное время дополнительными занятиями, например, заставляют учиться музыке, несмотря на отсутствие желания и таланта.

Занятия, по отношению к которым у ребенка нет способности и интереса, весьма нежелательны. Как бы ребенок ни был занят в школе и семье, у него должно оставаться время для отдыха, активных игр и гуляния на свежем воздухе, занятий спортом.

Большое значение в профилактике сколиоза имеет физическое развитие ребенка. Выработка правильной осанки должна начаться с раннего возраста. Физические упражнения и массаж, начатые еще с 2-3-месячного возраста, способствуют правильному формированию опорно-двигательного аппарата. Для этого грудных детей с 2-3 месяцев необходимо класть на живот.

В этом положении дети стараются поднять голову, что вызывает напряжение и укрепление мышц шеи и спины, что способствует формированию правильной осанки.

Для общего развития и укрепления мускулатуры рекомендуются активные игры на свежем воздухе (такие виды спорта, как волейбол, баскетбол, плавание, зимой лыжи и катание на коньках). Однако нельзя чрезмерно увлекаться этими играми, и спортивные занятия не должны быть очень утомительными.

Нередки случаи, когда в школе на уроках физкультуры детей заставляют делать сложные физические упражнения, при этом не учитывают физическое развитие и возможности каждого ученика. Поэтому в школе к физическим занятиям должны подходить дифференцировано, с учетом конституции и физических возможностей учащихся, так как от чрезмерной мышечной нагрузки можно получить обратный, отрицательный результат. Дети со сколиозом II-III-IV степени должны быть освобождены от физического труда и уроков физкультуры в школе.

Своевременное принятие профилактических мер: укрепление организма ребенка, лечебная корригирующая гимнастика, массаж, плавание, дает возможность избавить детей от выраженных деформаций и способствует нормальному развитию позвоночника.

Прогноз

Четко организованные профилактические мероприятия, раннее выявление, проведение комплексного лечения сколиоза, а также диспансерное наблюдение за детьми со сколиозом (до окончания роста ребенка) дают возможность с успехом бороться с этим тяжелым заболеванием.

Исходя из вышесказанного, хочу еще раз обратить внимание родителей на то, что только ранними профилактическими осмотрами, ранним выявлением и лечением сколиоза возможно бороться с этим тяжелым и трудно поддающимся лечению недугом, который поражает нежный организм ребенка и калечит его тело и психику.

Долг всех родителей - воспитывать порядочных и справедливых, честных и трудолюбивых детей, чтобы они были физически и духовно здоровыми и сильными. Воспитывая таких детей, мы обеспечиваем им и себе счастливое будущее.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: