Территория как социально-экономическая система

Органы власти всех уровней выполняют не только очевидные функции управления, связанные с текущей деятельностью и про­цессами на территории, но и осуществляют управление развитием территории. Несмотря на всю важность текущего управления, функция управления социально-экономическим развитием и природопользованием приоб­ретает все большую значимость. Эта значимость особенно велика в условиях рыночных отношений, ибо без стратегического регули­рования со стороны государства бессистемная деятельность хозяй­ствующих субъектов в лучшем случае способна обеспечить сти­хийное, несбалансированное, неустойчивое развитие, результаты которого, вероятно, современное общество не удовлетворят. По­этому соответствующие органы государственного управления всех уровней власти должны проводить системное регулирование регионального развития. Целенаправленно оказывать с помощью имеющихся экономических, административных, информационных, правовых механизмов воздействие на условия, приоритеты и огра­ничения развития определенных территориальных образований с целью воспроизводства потенциала социально-экономической сис­темы территории.

Что же такое территория? В словаре Д. Н. Ушакова говорится, что территория ─ земельное пространство, ограниченное какими─либо пределами, границами.

Главными признаками любой территории являются название и четко очерченные границы. Название территории принимается вышестоящим органом власти. К примеру, Горьковской области вернули старое наименование Нижегородская область Указом Президента России на основании ходатайства горьковчан.

Границы административных территорий нанесены на карты и подробно описаны в специальных законодательных актах. Все границы утверждаются вышестоящими законодательными органами власти по согласованию территорий. То есть, любое изменение границы между двумя административными районами утверждается Постановлением Правительства региона по представлению согласованного решения двух районных органов власти, с учетом мнения населения.

Территориальное устройство Российской Федерации описано в ст. 5 п.1. Конституции РФ. Вся территория Росси подразделяется на:

─ автономные республики, которых

─ края, которых

─ области, которых

Чем же край отличается от области? В состав края обязательно входят автономные, национальные области или округа. Так, к примеру, в Пермский край входит Коми─Пермяцкий национальный округ. Отделение в 1936 г. Вотской автономной области и преобразование ее в автономную республику повлекло за собой преобразование Кировского края в Кировскую область. Кроме того, в состав России входят на правах регионов самые крупные города (Москва и Санкт-Петербург). В ст. 5. п. 2. Конституции говорится, что края, области, автономные республики автономные области имеют свою конституцию (Устав) и свое законодательство. Все они равноправны между собой. Нужно добавить, что регионы могут иметь свой гимн и флаг. Кировская область имеет сой флаг.

Регионы обычно подразделяются на административные сельские районы и города, которые уже относятся к муниципальному уровню власти. Города могут быть регионального и районного подчинения. В городах может быть деление на префектуры (округа) и районы. В последнее время префектуры или округа и районы не являются самостоятельными единицами. Так, в г. Кирове существует «района, но руководители района являются заместителями руководителя администрации г. Кирова. Сельские районы делятся на сельские поселения. В одно сельское поселение может входить несколько населенных пунктов.

Любая территория, хоть автономная республика или сельское поселение имеет свою собственность, в которую могут входить земля, недра, объекты недвижимости, дома, сооружения, ценные бумаги (акции) и так далее.

На любой территории присутствуют свои законодательные и исполнительные органы власти. Их количественный состав и структура зависит от финансовых возможностей территории и количества населения. Что касается судебной власти, то она обычно в муниципальных органах представлена филиалами или отделениями региональной судебной власти.

Согласно Конституции РФ органы власти территорий самостоятельно решают все вопросы жизни и деятельности населения данных территорий, владение и пользование собственностью. Органы власти территорий самостоятельно формируют свой бюджет, устанавливают свои, дополнительные к государственным, налоги и сборы.

Территориальные органы власти, согласно Конституции, наделяются полномочиями. Дополнительно к этим полномочиям, зависящим от уровня власти, от вышестоящими органами власти, могут быть переданы другие полномочия,

В целях укрепления своего экономического потенциала, уве­личения налогооблагаемой базы и появления новых рабочих мест территориальные органы власти должны поддерживать существующее производство и содействовать соз­данию новых производств на территории своего образо­вания. Для этого целесообразно проводить мероприятия по рекламе местных производств, создавать местные зоны хозяйственного освоения для оптимального размещения предприятий, оказывать помощь по профессиональной подготовке, обучению, оказывать помощь при управлении, продаже или сдаче в аренду строений, предоставлять гарантии и поручительства по займам и т.п. Но, все это необходимо делать с учетом экологической обстановки на территории.

Одной из основных целей государственных органов власти и, в особенности, органов местного самоуправления, как власти, наи­более приближенной к гражданам, является обеспечение необхо­димых условий для жизнедеятельности населения. Население территорий имеет определенный набор важ­нейших типов потребностей граждан, которые реализуются в процессе их жизнедеятельности. Причем, этот набор потребностей практически не за­висит от отраслей специализации территории. Независимо от того, что производится на предприятиях, данный набор остается прак­тически неизменным и включает в себя такие потребности, как пи­тание, жилье, работа, духовное и физическое развитие, воспита­ние и обучение детей, специальное образование, охрана здоровья, различные материальные блага и услуги, транспортные средства для перемещения, средства связи для передачи и получения ин­формации и т.п.

С точки зрения органов управления на данный набор потреб­ностей населения накладывается ряд обязательных требований:

— полнота, т.е. охват всех типов рациональных потребностей;

—постоянство воспроизводства с качественными изменениями;

—комплексность (т.е. удовлетворение рациональных потреб­ностей должно быть сбалансированным, и низкий уровень удовле­творения одной потребности не может быть компенсирован более высоким уровнем удовлетворения других).

Для каждого типа потребностей населения можно создать свою подсистему управления, функцией которой будет являться удовлетворение соот­ветствующей потребности. Диспропорции в развитии данных под­систем, как потребностей, так и управления обычно приводят к снижению реализуемости главной цели общест­ва. Нехватку продовольствия нельзя заменить избытком одежды. Соответственно, провал в развитии одной из функций восприни­мается обществом как неудачное развитие всего общества. Соответственно, для каждой подсистемы потребностей может быть создана своя подсистема управления.

В системе имеющихся на любой территории ресурсов можно выделить два вида материальных ресурсов: неперемещаемые (природные ресурсы, основные фонды, стацио­нарная инфраструктура, природный потенциал и т.п.) и мобильные (капитал, оборудова­ние, технологии и т.п.), а также человеческие ресурсы (не просто трудовые ресурсы, а лица, сознательно действующие в рамках установлен­ных социально-хозяйственных механизмов). Для эффективного функционирования системы управления этими специфическими видами ресурсов необходима их сбалансированность. Так, избыток неперемещаемых ресурсов и трудовых ресурсов при нехватке необходимого оборудования, тех­нологий, финансовых ресурсов, не только не будет способствовать развитию, но, наоборот, будет препятствовать эффективному функционированию всей системы управления. В частности, возникнет безработица, производственные фонды будут загружены не полностью, что уве­личит расходы общества на ликвидацию данных диспропорций. Аналогично нехватку квалифицированных кадров практически не­возможно восполнить избытком материальных ресурсов.

Развитие системы материально-технического потенциала территории осуществляется как количественно, так и качественно. При количественном развитии происходит простое вос­производство существующих элементов и объектов системы, на­пример, строительство однотипных двухэтажных домов. После определенного накопления количественных изменений в системе возникает потребность в качественном развитии, в переходе на но­вый уровень. Так, когда двухэтажные дома перестают обеспечи­вать необходимую концентрацию населения, или свободного места для их строительства не осталось, возникает либо остановка в раз­витии поселения, либо начинается строительство многоэтажных домов, которые представляют качественно новый этап в развитии. При простом росте производства усиливается загрязнение окружающей среды. А это должно повлечь за собой переход на качественное изменение, то есть на проведении природоохранных работ природопользователями.

Развитие территории должно быть устойчивым, что подразумевает дли­тельность сохранения основных условий для сбалансированного воспроизводства многостороннего потенциала территории. Недо­пустимо, чтобы развитие осуществлялось за счет невосполняемой эксплуатации какого-либо из основных факторов - природных ре­сурсов, населения, существующих производственных фондов. В противном случае исчерпание данного фактора приведет к кризису развития с непредсказуемыми социально-экономическими и экологическими послед­ствиями.

Научнообоснованное развитие требует осмысленного подхода к решению проблем, существующих на определенной территории. Долгосрочный план развития любой территориальной социально-экономической системы оформляется в виде концепции развития, содержащей стратегии, т.е. совокупность принципиальных на­правлений долгосрочного развития. Главное назначение концепции - служить основой для принятия как краткосрочных, так и долго­срочных решений, в том числе и в природоохранной деятельности.

Любой уровень территориального управления характеризуются выполнением некоторого объема конкретных видов управленческих работ, т.е. можно говорить о принадлежности к каждому уровню структуры некоторого ряда конкретных функций. Сово­купность конкретных функций территориального управления яв­ляется основной характеристикой уровня управления. Первоосно­вой для их выделения являются цели и задачи каждого конкрет­ного уровня территориального управления. Каждый уровень фор­мирует свой вектор целей, согласующийся с векторами вышестоя­щих уровней. Среди основных задач можно выделить:

— создание и поддержание условий воспроизводства рабочей силы (социальная инфраструктура, жилищное и коммунальное хо­зяйство);

— создание и поддержание благоприятных условий для нор­мального хозяйствования на территории (производственная ин­фраструктура, транспортная инфраструктура, связь);

— контроль за использованием природных ресурсов и состоя­нием окружающей среды.

Кроме того, на всех уровнях территориально управления должны:

— предоставлять населению социальные гарантии и обеспечи­вать основные конституционные права;

— регулировать использование различных механизмов хозяй­ствования;

— выступать как органы общественного, публичного предпри­нимательства, осуществляющие функции по организации и под­держанию бесприбыльных или малорентабельных, но необходи­мых для населения предприятий (например, коммунальное хозяй­ство);

— органы управления проводят политику развития отсталых районов территории (строительство промышленных предприятий, создание новых рабочих мест и т.п.);

— организацию посреднических, информационных, внедренческих и прочих услуг различным потребителям (предприятиям, и т.п.),

— проведение природоохранных мероприятий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: