double arrow

Ранний Горький


М. Горький сформировался как человек и как писатель в конце 19 века, одновременно с началом нового периода освободительного движения в России, что наложило определенный отпечаток на все творчество писателя, особенно на его ранние произведения – «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Челкаш», «Песня о Соколе» и другие.

Главное, что характеризует раннее творчество Горького, - это огромный, искренний жгучий интерес к человеку, горячий отклик на человеческие страдания и неповторимый, мелодичный горьковский литературный язык. И в то же время писатель говорит не только о страданиях человека, он верит в его созидательные силы, стремиться отыскать для каждого путь к счастью и свободе. Именно верой в силы России, силы русского народа, духом патриотизма романтические произведения Горького очень близки к романтической лирике А.С Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя.

В ранний период творчества А.М. Горький на страницах своих произведений знакомил читателя с людьми скитающимися по просторам Руси. Они либо поверяли писателю историю своей жизни, либо рассказывали легенды, хранящиеся в народной памяти. Поиск смысла жизни, свободы, правды – вот краеугольные камни ранних произведений автора.




Центральным звеном романтических произведений Горького становиться образ героического человека, готового к самоотверженному подвигу. «В жизни всегда есть место подвигам», - говорит герой раннего произведения писателя старуха Изергиль. Основной смысл одноименного рассказа автора заключен в старинном афоризме, который Горький любил повторять: «Если я – не за себя, то кто же за меня? Но если я – только за себя, зачем я?..».

Главная героиня рассказа, старух Изергиль, очень эмоционально и красочно рассказывает читателю две легенды, в которых противопоставляются два образа – образ Данко и образ Ларры. Оба они – сильные духом люди, но у Ларры вся его сила – только для него, е него нет высокой цели, ради которой стоило бы жить. И конец его жизни бесславен и жалок. Этому эгоизму писатель противопоставляет прекрасную и чистую идею о человеке, который все свои силы отдает служению высокой и благородной цели и прежде всего – служению народу. Таким человеком становиться Данко. Чтобы вывести свой народ к счастью, Данко жертвует собой. Своим пылающим, как солнце, сердцем Данко осветил весь лес, указал соплеменникам дорогу к счастливой и свободной жизни

На протяжении всего рассказа мы наблюдаем за жизнью старухи Изергиль. Судьба старухи наглядно подтверждает, что в жизни человека всегда есть место борьбе двух начал: добра и зла, подлости и благородства, высокомерия и человеколюбия, Ларры и Данко. В душе Изергиль много той силы, которая вела к подвигу Данко. Но жизнь не давала ей славной цели, и она растратила свои силы только для себя, как Лара, - зачем он, в чем состоял смысл его жизни?



Идею подвига, возвышающего и облагораживающего, Горький положил в основу своей знаменитой «Песни о Соколе». Призыв к абсолютной свободе и есть призыв к подвигам во имя будущего счастья человечества. И этот призыв как нельзя громче в этом произведении писателя, воспевающим образ Сокола, рвущегося к «счастью битвы», свободного и смелого, и осуждающем трусливого и жалкого Ужа.

Уж, ни о чем не мечтая, определяет смысл своей жизни следующими словами: «Летай иль ползай, конец известен: все в землю лягут, все прахом будет». Совсем иное влечет Сокола. Гордый Сокол умирает, а Уж, вполне довольный своим беззаботным существованием, остается жить. В «Песне о Соколе» М. Горьким воспевает «безумство храбрых», но это не упоение боем ради боя, не безумная и бесцельная трата сил и времени. В «Песне о Соколе» автор продолжает ту же идею, что была воспета им в легенде о Данко с его горящим сердцем.

Рисуя образы героев в своих ранних произведениях, М. Горький обращался к мотивам народного творчества. Традиционный образ сокола, орла положен в основу «Песни о Соколе», образ Данко восходит к народному мифу о Прометее – дарителе огня. Автор при создании своих маленьких рассказов использует характерные только для народного творчества жанры – песню, легенду, сказку, придает ритмический характер. Все это ярко подтверждает неразрывную связь Горького с русским народом, народная мечта о герое – освободители нашла свое отражение в раннем творчестве писателя.



58. Борис Зайцев.

Биография Бориса Константиновича Зайцева

Борис Зайцев родился в 1881 году в Орле, но детство его прошло в Калуге. Там он окончил реальное училище и уехал в Петербург – учиться в Горном институте. Потом было еще поступление на юридический факультет Московского университета (не окончил).

Писать Зайцев начал в 17 лет, и скоро, в 1990 году познакомился с А.П. Чеховым, а через год вступил в переписку с В.Г. Короленко. В том же 1901-м он познакомился с Л.Н. Андреевым, который пригласил его в литературный кружок «Среда», а в 1902-м – с И.А. Буниным, на долгие годы ставшим для него другом. Литературный дебют состоялся в 1901 году с рассказом «В дороге», напечатанном в издании «Курьер».

Писатель жил в Москве, часто наведываясь в Петербург. Вел активную литературную и общественную жизнь: состоял в Литературно-художественном кружке, участвовал в издании журнала «Зори» (выходил несколько месяцев в 1906 году), был действительным членом Общества любителей российской словесности и членом Общества деятельности периодической печати и литературы.

В августе 1917 года в связи с воспалением легких уехал на отдых в Притыкино, где жила его семья, и оставался там вплоть до 1921 года, иногда приезжая в Москву. В 1922 его избрали председателем Московского отделения Всероссийского союза писателей. Но в том же году он заболел брюшным тифом и получил разрешение выехать заграницу. К 1924 году Борис Константинович вместе с семьей обосновался в Париже, прожив до этого некоторое время в Германии и Италии.

Живя заграницей, Зайцев сотрудничал с крупнейшими эмигрантскими изданиями: «Современные записки», «Возрождение», «Русская мысль», «Новый журнал» и другие. Стоял у истоков общества «Икона» (1927, Париж). Много лет возглавлял Союз русских писателей и журналистов и принимал участие в работе над переводом на русский язык книг Нового Завета.

Скончался в 1972 году, похоронен на кладбиже Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.







Сейчас читают про: