С.Г. Пушкарев: «Власть веча [в XI–XII вв.], его состав и компетенция не определялись никакими юридическими нормами. Никакой закон не определял и не ограничивал компетенции веча. Вече могло обсуждать и решать любой вопрос, его интересовавший».
Круг вопросов, которые могли решаться на вече:
1) судьбы княжеского престола
2) состав княжеской администрации;
3) вопросы войны и мира;
4) вопросы, связанные с денежными сборами с горожан и распоряжением городскими финансами.
Вопросы, связанные с судьбой княжеского престола
Самым главным и обыкновенным предметом компетенции вечевых собраний было признание, призвание, или принятие князей и изгнание князей, не угодных народу.
Решающее влияние на взаимоотношениях веча и князя играл вопрос об отношении горожан к личности правящего князя.
– В мирное время, при вступлении на престол князя по праву наследства, князя, угодного горожанам, согласия горожан принять князя выражалось в крестном целовании и в торжественном посажении его народом на стол. Обыкновенно обе стороны ограничивались обоюдным крестным целованием, в котором они обещали соблюдать верность друг другу, “любити и добра хотети”.
Но иногда обе стороны заключали при этом какие-либо дополнительные условия (“ряд”, т.е. договор). Князей даже нередко заставляли присягать народу.
В полной мере система договоров народа с князем развивалась только в Новгороде.
« Весьма часто население старших волостных городов на вече решало вопрос об изгнании князя, нелюбимого народом и о приглашении на княжение какого-нибудь популярного князя». При этом вече не обращало никакого внимания на родовые счеты князей.
Вече посылало своих послов к избранному кандидату на престол с приглашением: “поидите, княже, хочем тебе ”, а к нелюбимому князю обращались с кратко мотивированным требованием: “поеди, княже, прочь, не хочем тебе…”.
Перемена князей на престоле (призвание или принятие народом угодного ему князя, равно как и изгнание князей неугодных) было обычным явлением в XI–XII вв. на всем обширном пространстве тогдашнего русского мира.
Перемена князейбыли не только политическими фактами, проистекавшими из реального соотношения сил, но были общепризнанным правом населения. Право это признавали и сами князья и их дружины.