Правовые аксиомы - самоочевидные истины, не требующие доказательств.
Значение правовых аксиом:
·
- отражают уже установленные и достоверные знания.
Это "простейшие юридические суждения эмпирического уровня, сложившиеся в результате многовекового опыта социальных отношений и взаимодействия человека с окружающей средой" (Г.Н. Манов).
Наука опирается на них как на исходные, проверенные жизнью данные. В общей теории права аксиоматических положений много:
- кто живет по закону, тот никому не вредит;
- нельзя быть судьей в своем собственном деле;
- что не запрещено, то разрешено;
- всякое сомнение толкуется в пользу обвиняемого;
- люди рождаются свободными и равными в правах;
- закон обратной силы не имеет;
- несправедливо наказывать дважды за одно и то же правонарушение;
- да будет выслушана вторая сторона;
- гнев не оправдывает правонарушения;
- один свидетель - не свидетель;
- если обвинение не доказано, обвиняемый оправдан;
- показания взвешивают, а не считают;
- тот, кто щадит виновного, наказывает невиновных;
- правосудие укрепляет государство;
- власть существует только для добра и др.
Все эти аксиомы играют важную регулятивную, прикладную и познавательную роль.
|
|
Правовые символы. — это закрепленные законодательством условные образы, используемые для выражения определенного юридического содержания.
Символика — своеобразное средство формализации правового содержания в целях придания ему четкости, определенности, лапидарности и образности. Символам как разновидности искусственных, замещающих знаков присущ ряд особенностей. Они нередко представляют собой материальные, осязаемые предметы, хотя выражают абстрактное содержание; символы должны быть понятны тем, кто ими пользуется; символы, как правило, рассчитаны на чувственное, эмоциональное восприятие.
Символику, однако, нельзя считать архаизмом и уделом древних правовых систем. Используются юридические символы и в современных законодательных системах.
В отечественном праве, например, законодательно закрепляется и тем самым приобретает правовой характер ряд символов. Таковыми, например, являются герб, флаг, гимн — как символы государства, вставание присутствующих в суде судебного заседания при появлении состава суда как символ уважения к нему и уважения к правосудию. То же самое назначение у введенной новым законодательством судейской мантии, принимаемой Президентом России присяги — как символа служения народу и т.д.
Использование в законодательстве символики освобождает от необходимости давать или повторять описание тех или иных правовых явлений, придает законодательству наряду с лаконичностью, строгостью, определенную образность.
|
|
Особенно велика роль символов в праве была в период его зарождения. Тогда преобладали символы-действия, что объяснялось неразвитостью правовой формы, невысоким уровнем мышления, языка. «Каждый символ был необходимым и естественным выражением мысли и имел священно-историческое значение. Что после осталось только символом, то в древности было самой материей действия или содержанием» (Морошкин Ф.О. О постоянном образовании законодательства. М., 1832. С.128.).
Многочисленные примеры правовых символов можно найти в древнем праве, а упоминание о некоторых из них есть в Ветхом Завете:
«Прежде такой был обычай у Израиля при выкупе и при мене для подтверждения какого-либо дела: один снимал сапог свой и давал другому, и это было свидетельством у Израиля» ( Ветхий Завет. Книга Руфи, 4.7.).
В Древнем Риме широко был известен символический обряд приобретения собственности — «меди и весов». В присутствии пяти свидетелей — совершеннолетних полноправных граждан и еще одного — шестого, державшего весы, приобретатель касался рукой приобретенного имущества, одновременно ударяя кусочком меди или одной монетой в другой руке о весы, а затем немедленно вручал медь отчуждателю собственности (продавцу).
По-видимому, в еще более далекие времена, когда деньги отмерялись на вес, обряд этот не был формальным (символическим), а являлся действительным актом купли-продажи (См.: Фейхтвангер Л. Сыновья // Собр. соч. в 12-ти томах. Т. 8. М., 1966. С.495.).
Своеобразный обряд определения зерна за убитую собаку существовал у саксонских крестьян. Если была убита собака, то ее необходимо было повесить за хвост так, чтобы она касалась носом земли, и сыпать на нее пшеницу до тех пор, пока зерно полностью не покроет собаку (Пост А.Г. Зачатки государственных и правовых отношений. М., 1901. С. 13.).
В период зарождения земельной собственности в суд приносили глыбу земли и тяжущиеся вступали в борьбу над нею.
С развитием правовых систем, совершенствованием юридической формы символические действия уступали место правовым понятиям, конструкциям, терминологии.