Проблемы организации и управления особо охраняемыми природными территориями (ООПТ)

  • Неравномерность распределения ООПТ по территории РФ (в основном они сосредоточены в европейской части, на юге Сибири и Дальнего Востока. В Центральной Сибири и на севере Дальнего Востока ООПТ федерального значения чрезвычайно мало).
  • Сеть ООПТ федерального значения недостаточно репрезентативна как с точки зрения представленности этих ООПТ во всех природно-климатических регионах, так и с точки зрения обеспечения наиболее полной представленности на их территориях всего биологического и ландшафтного разнообразия России.
  • В отношении растительного покрова необходимо отметить, что система ООПТ федерального значения наиболее полно охватывает тундровые сообщества, леса и редколесья, а из всех типов зональной растительности менее всего представлено разнообразие степных и гидроморфных типов растительности (например, болот).
  • Особенно неравномерно и нерепрезентативно представлены в сети ООПТ федерального значения морские акватории. Если в некоторых морях, например в Беринговом, морские участки и морские охранные зоны государственных природных заповедников составляют до нескольких процентов акваторий, находящихся под российской юрисдикцией, то в таких важных в отношении ландшафтного и биологического разнообразия и биологических ресурсов морях, как море Лаптевых и Охотское море, морские особо охраняемые участки представлены в лучшем случае узкими полосками охранных зон, примыкающих к берегам наземных ООПТ.
  • В отношении редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, репрезентативность ООПТ федерального значения явно недостаточна. Существующая система ООПТ федерального значения позволяет обеспечить достаточную охрану менее половины таких видов.
  • Ведомственный подход к управлению ООПТ (Минприроды России, Минсельхоз России, Российская академия наук, Министерство образования и науки Российской Федерации).
  • В некоторых регионах создание ООПТ рассматривается как способ вывода природных ресурсов из хозяйственного использования, что приводит к различного рода негативным последствиям. Так как федеральные ООПТ не могут решить вопроса оптимизации природопользования в регионах, основная нагрузка в этой сфере ложится на региональные ООПТ.
  • Необходим единый подход во внедрении территориальных схем развития системы ООПТ, как это уже действует во многих других развитых странах. Во всем мире представления о территориальной охране природы сейчас сводятся к планированию эконетов, а не обособленных ООПТ. Эконеты, или экологические сети, – это системы заповедных территорий и связывающих их экологических коридоров, буферных зон и других территорий с экологически обоснованным режимом использования.
  • Не завершена государственная регистрация прав на земельные участки во многих ООПТ федерального и регионального значения в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
  • Не осуществлен перевод земель различных категорий в границах ООПТ в категорию «земли особо охраняемых территорий и объектов».
  • Для отдельных ООПТ существует проблема, связанная с включением земель поселений в их границы.
  • Не урегулирован вопрос с землями, не изъятыми из хозяйственного использования, но включенными в границы ООПТ, из-за чего имеются проблемы с региональными органами государственного управления, муниципалитетами и хозяйствующими субъектами по поводу ведения хозяйственной деятельности на территории этих ООПТ или прилегающих к ним земель.
  • Объем финансирования ООПТ федерального уровня из средств государственного бюджета недостаточен. По некоторым оценкам, расходы на содержание учреждений составляют около 60% от необходимого объема.
  • Объем собственных средств федеральных ООПТ составляет не более 20% от общего объема их финансирования. Доходы от других видов разрешенной на территориях ООПТ деятельности – познавательного туризма, культурно-просветительской и спортивно-оздоровительной деятельности - минимальны, что свидетельствует о необходимости расширения перечня и объема платных услуг в указанной сфере. Это невозможно осуществить без привлечения инвестиций для развития инфраструктуры национальных парков, достижения мирового уровня экологического туризма и туристического сервиса. Также отсутствуют правовые механизмы привлечения средств из внебюджетных источников, в том числе не закреплена возможность взимания платы за посещение особо охраняемых природных территорий.
  • Требуют решения вопросы кадрового обеспечения системы государственных учреждений, осуществляющих управление особо охраняемыми природными территориями. Все острее ощущается недостаток квалифицированных кадров, низкий уровень производительности труда, недостаточный уровень социального обеспечения специалистов заповедного дела.

18. Государственный контроль источников загрязнения атмосферы, водных объектов, состояния лесных и земельных ресурсов. Способы и формы контроля загрязнения.

Задачей государственного экологического контроля (ГЭК) является проверка и обеспечение исполнения правовых требований по рациональному использованию природных ресурсов и ООС от загрязнения всеми государственными органами, предприятиями, организациями и гражданами, которым такие требования адресованы. Государственный контроль носит, таким образом, надведомственный характер.

Существенной особенностью ГЭК является и то, что он ведется от имени государства. Осуществляемый в рамках экологической функции государства, государственный контроль в сфере экологии в значительной мере определяет эффективность этой функции. Потенциально государственный экологический контроль более других видов контроля может влиять на процесс исполнения экологических требований, поскольку он как инструмент осуществления экологической функции государства может использовать не только собственные полномочия государственно-властного характера, но и прибегать к поддержке правоохранительных органов — прокуратуры и суда. Основными мерами административного принуждения при этом являются меры административного пресечения (приостановление или прекращение эксплуатации экологически вредных объектов), административной ответственности (предупреждение, штраф и др.), административно-процессуальные меры (постановка вопроса о привлечении к уголовной или административной ответственности, возмещении экологического вреда или применении мер общественного воздействия).

ГЭК проводится в форме предупредительного и текущего контроля. Задачей предупредительного контроля является недопущение хозяйственной, управленческой и иной деятельности, которая в будущем может оказывать вредное воздействие на природу. Осуществляется такой контроль на стадиях планирования или проектирования этой деятельности, реализации проекта, ввода объектов в эксплуатацию. Текущий ГЭК осуществляется специально уполномоченными органами на стадии эксплуатации предприятий и иных экологически значимых объектов, в процессе природопользования.

Государственный общий экологический контроль проводится Президентом РФ, Правительством РФ, правительствами (администрацией) субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Полномочия Президента РФ как главы государства по проведению экологического контроля регулируются Конституцией, другими актами. Такой контроль проводится в форме непосредственного контроля Президента и — опосредованного — через подразделения его администрации. Непосредственный контроль Президент РФ осуществляет через подбор и расстановку на федеральном уровне кадров, имеющих отношение к решению экологических проблем в стране. По представлению Председателя Правительства РФ он назначает на должности федеральных министров.

Президентский контроль реализуется через Контрольное управление Президента РФ и его территориальные подразделения (окружные инспекции), полномочных представителей Президента РФ в субъектах РФ.

ГЭК осуществляют также органы исполнительной власти общей компетенции Правительство РФ, правительства (администрации) субъектов РФ. Экологический контроль они проводят путем заслушивания на своих заседаниях отчетов и докладов руководителей государственных структур исполнительной власти в области природопользования и охраны окружающей среды; контроля за исполнением законов, иных нормативных правовых актов в данной сфере соответствующими органами исполнительной власти; отмены принимаемых министерствами и ведомствами актов.

Способы изображения и изобразительные средства карт, приемы генерализации. Роль и задачи экологического картографирования. Принципы построения и содержание экологических и медико-экологических карт.

Штриховые, буквенно-цифровые, цветовые и полутоновые обозначения. Их принято делить на 3 гр.: штриховые, цветовые, полутоновые.

Способы картографич изображения:

  • Способ значков - для передачи явлений с точечным характером локализации, указывают точное положение объекта, характер объекта и иногда кач-ые и кол-ые хар-ки. Бывают: геометрическими, буквенными, наглядными.
  • Способ линейных знаков – для передачи линий в геометрич-м понимании (водораздел, границ, телеграф) и для объектов линейного протяжения, не выражающихся по своей ширине в масштабе карты (дороги).
  • Способ изолиний – кривые, проходящие на карте по точкам с одинаковыми значениями кол-го показателя, характеризующего картографируемое явления. С помощью изолиний показывают: - изм величины яв-й во времени; - перемещение яв-й; - время наступления яв-й; - повторяемость яв-й.
  • Способ кач-го фона – показывает районирование терр. по тем или иным природ., эконом., политико-админ-м признакам (почвенный покров). Линейная интерполяция – на осн. общ. закономерностей. Не прерываются, необходимо замкнуть или увести за границы; - способ кол-го фона - для кол-ой хар-ки яв-ий рассеянного распространения (с/х культуры и животных и т.п)
  • Способ локализованных диаграмм – для хар-к сезонных и др. периодических яв-й, их хода, величины, продолжит-ти и т.д. (годовой ход t°).
  • Точечный – для картографирования массовых рассредоточеных яв-й (население).
  • Ареалов – площадь распространения какого либо яв-я, обознач-я линиями, точечками, штриховкой и др.
  • Знаков движения – для показа различных перемещений, относящихся как к области природных яв-й, изображ-я векторами различ формы, цвета. (морские течения, ветер). Картодиаграммы – способ изображ-я распред-я какого либо яв-я посредством диаграмм размещ-х на карте.
  • Картограммы – изображ-я средней интенсивности какого либо яв-я в пределах опр. территориальных ед.

Картографическая генерализация. Это отбор главного, сущего и его целенаправленное обобщение, имеющее в виду изображ-е на карте той или иной части действительности в её основных, типических чертах и характерных особенностях соответственно назначению, тематике и масштабы карты. Одни и теже объекты или их св-ва по разному оцениваются для различ ландшафтов (колодцы искл в топокартах централ-х районов важны для районов пустыни). прояв-ся: в обобщении очертаний картогрф-х объектов, в обобщении их кол-й хар-ки, в обобщении качественной хар-ки, в отборе картограф-х объектов, в переходе от простых объектов к их собирательных знач-м.

Генерализация явлений, локализованных в пунктах и на линиях. Объекты, локализованные в пунктах, изображают с помощью значков, поэтому их генерализация связана, прежде всего, с отбором объектов согласно установленным цензам и нормам, с обобщением качественных характеристик объектов и укрупнением градаций шкал значков. При этом происходит переход от видовых подразделений объектов к родовым (н-р, значки отдельных нефтяных скважин заменяются общим значком месторождения, а далее — знаком ареала нефтяного бассейна).

Переходя к укрупненным интервалам, важно сохранять характерные ступени. Например, в США к городам относят населенные пункты с числом жителей более 2500 человек, а в Индии — более 5000. Значит, при обобщении интервальной шкалы для этих стран желательно сохранить именно такие рубежи.

Объекты, локализованные на линиях, всегда передаются линейными знаками. Для них наиболее существенны геометрические аспекты генерализации, упрощение и спрямление очертаний, а также цензовый отбор линейных элементов (например, рек, длина которых на карте меньше 1 см). В ряде случаев обобщают качественные различия линейных объектов (вместо дорог разного класса вводят единый знак дорог и т.п.). При генерализации векторов и полос движения неизбежны отбор только главных направлений и обобщение количественных характеристик (например, объемов и структуры грузопотоков). Последовательная генерализация рельефа в горизонталях, сопровождаемая укрупнением высоты сечения и исключением деталей (эрозионного расчленения).

Генерализация явлений сплошного распр., локализ. На площадях и рассеянных. Объекты сплошного распространения изображают с помощь изолиний, кач-го и кол-го фонов и ареалов. Для изолинейных изображений наиболее актуальны обобщение рисунка изолиний и укрупнение шкал высот сечения. При умелом обобщении рельефа его морфологические особенности сохраняются даже приснятии многих деталей эрозионного расчленения и многократном укрупнении сечения. К площадным объектам применимы все приемы геометрической генерализации: исключение малых контуров и их объединение, спрямление очертаний смещение и утрирование некоторых выделов и т.п. Большое значение имеет цензовый отбор. Малые контуры лесов, озер, болот ландшафтные выделы исключаются. Однородные контуры объединяются в более крупные или заменяются общим знаком ареала.

При генерализации явлений, показанных способом кач-го фона, на первый план выступает укрупнение качественные: градаций, т.е. обобщение классификации изображаемых явлений замена дробных подразделений более крупными. Хорошо известно, на-р, что на крупномасштабных геологических карта: подробно показываются свиты и серии разновозрастных пород по мере перехода к более мелким масштабам они обобщаются.

Экологическое картографирование - это новое и быстроразвивающееся направление

Оно включает в себя довольно большое количество карт. в т.ч. естественных условий и факторов, на к/х показывается степень благоприятности среды для здоровья человека и для процессов разрушения. Биоразнообразие благоприятно для хозяйственного освоения. Степень неблагопр процессов. Наводнений, землетрясений.

2 раздела: масштаб антроп. воздействий на окр. среду: хар. земле положения. На картах техногенных воздействий показывается: объём и состав выбросов и сбросов; 3 раздел: картогр-ие экообстановки. Воды, почвы, состояние раст-ти.

Картографирование природоохранных мероприятий.. Это показ особоохран. территорий и др. охр. объектов размещаемых там же. Объёкты мониторинга. Комплексные экологические карты, на к/х. все это совмещают.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: