double arrow

Государство и русская православная церковь в 16-17 вв Реформы Никона

Церковная реформа патриарха Никона XVII века — предпринятый в 1650-х — 1660-х годах комплекс богослужебно-канонических мер в Русской Церкви и Московском Государстве, направленных на изменение существовавшей тогда в Москве (северо-восточной части Русской Церкви) обрядовой традиции в целях её унификации с современной греческой. Вызвала раскол Русской Церкви и повлекла возникновение многочисленных старообрядческих течений.

Основные черты Никоновой реформы

Первым шагом Патриарха Никона на пути литургической реформы, сделанным сразу после вступления на Патриаршество, было сравнение текста Символа веры в редакции печатных московских богослужебных книг с текстом Символа, начертанного на саккосе митрополита Фотия. Обнаружив расхождения между ними (а также между Служебником и другими книгами), Патриарх Никон решился приступить к исправлению книг и чинопоследований. Примерно через полгода по восшествии на патриарший престол, 11 февраля 1653 года, Патриарх указал опустить в издании Следованной Псалтири главы о числе поклонов на молитве прп. Ефрема Сирина и о двуперстном крёстном знамении. Часть справщиков высказали своё несогласие, в результате трое были уволены, среди них старец Савватий и иеромонах Иосиф (в миру Иван Наседка). Спустя 10 дней, в начале Великого поста 1653 года, Патриарх разослал по московским церквам «Память» о замене части земных поклонов на молитве Ефрема Сирина поясными и об употреблении троеперстного крестного знамения вместо двуперстного. Так началась реформа, равно как и протест против неё — церковный раскол, организованный бывшими товарищами Патриарха протопопами Аввакумом Петровым и Иваном Нероновым.

В ходе реформы богослужебная традиция была изменена в следующих пунктах:

Широкомасштабная «книжная справа», выразившася в редактированиии текстов Священного писания и богослуженых книг, которая привела к изменениям даже в формулировках Символа Веры — убран союз-противопоставление «а» в словах о вере в Сына Божия «рождена, а не сотворена», о Царствии Божием стали говорить в будущем («не будет конца»), а не в настоящем времени («несть конца»), из определения свойств Духа Святаго исключено слово «Истиннаго». В исторические богослужебные тексты было внесено также множество других новаций, например, в имя «Iсус» (под титлом «Ic») была добавлена ещё одна буква и оно стало писаться «Iисус» (под титлом «Iиc»).

Замена двуперстного крёстного знамения трёхперстным и отмена т. н. метаний, или малых земных поклонов — в 1653 году Никон разослал по всем церквям московским «память», в которой говорилось: «не подобает в церкви метания творити на колену, но в пояс бы вам творити поклоны; ещё и тремя персты бы есте крестились».

Возрождение самодержавия, восстановление гос-ти произошло вновь на православной основе и на понимании гос-ва как единства духовной и светской власти. 1613-1645гг-правление М.Романова:в период его царствования страна выходит из состояния системного кризиса. 1645-1676гг-правление Ближайшего. В этот период окончательно складывается нац.форма рус.монархии: усиливается:централизация, бюрократизация, гос.управление и Рос.самодержавие начинает развиваться в сторону абсолютной(неограниченной) мон-хии. Эта тенденция должна была неизбежно поставить вопрос о соотношении царской(светской) власти и власти духовной. Новый патриарх Никон амбициозен, властолюбив. Выступил с претензиями на гос.власть. Никон начинает реформу, которую царь одобрил. Она коснулась только обрядовой стороны православия.

Стремление светской власти поставить под контроль хоз-ной деят-ти церкви встретило сопротивление со стороны Никона. Никон пытается оказать сопротивление от царя.

1666-1667гг создан церковный собор, куда приехали и греч.иерархи. Собор одобрил церк.реф-му, осудил Никона за претензии на светскую власть. Реформа Никона вызвала церковный раскол.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: