Содержание. С.А. Балашенко, доктор юридических наук, профессор - гл.VII, §2-4 гл

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО

Учебное пособие

Минск


Авторы:

С.А. Балашенко, доктор юридических наук, профессор - гл.VII, §2-4 гл. Х;
Е.В.Лаевская кандидат юридических наук, доцент – гл.IV-V, §5гл. IХ, §5-7 гл. Х, § 5-6 гл.XVIII; В.Е. Лизгаро кандидат юридических наук, доцент – введение, гл. VIII, §1-4 гл.IХ, §1 гл. X, §1-4 гл.XVIII, гл. ХIХ,XХII; Т.И. Макарова кандидат юридических наук, доцент – введение, гл.I-III, VI, §1 гл. X, гл. XХ; И.С. Шахрай кандидат юридических наук – гл. XIV- XVI; Н.А. Шингель кандидат юридических наук, доцент – гл.ХI-ХIII, ХVII, XХI.

Рецензенты:

доктор юридических наук, профессор Д.М. Демичев;

кафедра государственного управления и права Академии управления
при Президенте Республики Беларусь

Поддержка издания была осуществлена Фондом Евразия за счет средств, предоставленных Агентством США по Международному Развитию (USAID), в рамках программы малых грантов некоммерческой корпорации “ISAR, Inc”(США) в Республике Беларусь. Точка зрения, отраженная в данном документе, может не совпадать с точкой зрения некоммерческой корпорации, Фонда или Агентства США по Международному Развитию (USAID).

Экологическое право: учеб. пособие / С.А. Балашенко [и др.]; под ред. Т.И. Макаровой, В.Е. Лизгаро. – Минск: БГУ, 2008.

ISBN.

Учебное пособие подготовлено коллективом кафедры экологического и аграрного права юридического факультета Белорусского государственного университета на основе новейшего законодательства об охране окружающей среды и рационального использования природных ресурсов и в соответствии с учебной программой курса экологического права.

Для студентов, аспирантов и преподавателей высших учебных заведений, работников правоприменительных органов, а также для всех, кто интересуется вопросами права собственности на компоненты природной среды, природопользования, правового режима природных ресурсов, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.


Содержание

  Введение  
  общая часть  
Глава I Экологическое право как отрасль права  
§1 Теоретико-правовые подходы к регулированию отношений в сфере окружающей среды  
§2 Предмет и метод экологического права  
§3 Система экологического права  
§4 Экологическая функция государства и права  
     
Глава II Источники экологического права  
§1 Понятие и особенности источников экологического права.  
§2 Конституция Республики Беларусь как источник экологического права  
§3 Система экологического законодательства  
§4 Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды»: общая характеристика и место в системе источников экологического права  
§5 Технические нормативные правовые акты в системе источников экологического права  
     
Глава III Экологические правоотношения  
§1 Понятие экологических правоотношений  
§2 Субъекты экологических правоотношений  
§3 Объекты экологических правоотношений  
     
Глава IV Экологические права И обязанности граждан Республики Беларусь  
§1 Понятие экологических прав граждан  
§2 Право граждан на благоприятную окружающую среду  
§3 Иные права граждан в области охраны окружающей среды  
§4 Содержание прав граждан в области охраны окружающей среды  
§5 Обязанности граждан в области охраны окружающей среды  
§6 Права и обязанности общественных объединений, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды  
     
Глава V Право собственности на компоненты природной среды  
§1 Понятие права собственности на компоненты природной среды  
§2 Формы собственности на компоненты природной среды  
§3 Субъекты права собственности на компоненты природной среды  
§4 Содержание права собственности на компоненты природной среды  
§5 Основания возникновения и прекращения права собственности на компоненты природной среды  
§6 Защита права собственности на компоненты природной среды  
     
Глава VI Право природопользования  
§1 Понятие и виды права природопользования  
§2 Право общего природопользования  
§3 Право специального природопользования  
§4 Правовые формы природопользования: общая характеристика  
§5 Права и обязанности природопользователей  
§6 Основания возникновения и прекращения права специального природопользования  
     
Глава VII Государственное управление в области природопользования и охраны окружающей среды  
§1 Понятие и общая характеристика государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды  
§2 Механизм государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды  
§3 Система государственных органов, осуществляющих управление в области природопользования и охраны окружающей среды  
     
Глава VIII Организационно-правовое обеспечение охраны окружающей среды и экологической безопасности  
§1 Понятие организационно-правовых механизмов охраны окружающей среды  
§2 Планирование природопользования и охраны окружающей среды  
§3 Нормирование и стандартизация в области окружающей среды  
§4 Мониторинг окружающей среды  
§5 Учет в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов  
§6 Лицензирование в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды  
§7 Оценка воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности  
§8 Экологическая экспертиза  
§9 Контроль в области охраны окружающей среды  
§10 Экологический аудит  
§11 Экологическая сертификация  
§12 Разрешение споров в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды  
     
Глава IХ правовое обеспечение экономического механизма охраны окружающей среды и природопользования  
§1 Понятие и сущность экономического механизма охраны окружающей среды и природопользования  
§2 Финансирование программ и мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды  
§3 Платежи за природопользование  
§4 Экономическое стимулирование охраны окружающей среды  
§5 Экологическое страхование  
     
Глава Х ответственность в области охраны окружающей среды и природопользования  
§1 Понятие и сущность ответственности в области охраны окружающей среды и природопользования (эколого-правовой ответственности)  
§2 Экологическое правонарушение как основание ответственности в области охраны окружающей среды и природопользования  
§3 Административная ответственность за нарушение экологического законодательства  
§4 Уголовная ответственность за нарушение экологического законодательства  
§5 Особенности применения гражданско-правовой ответственности за нарушение экологического законодательства  
§6 Специальные меры, применяемые при нарушении требований в области охраны окружающей среды  
§7 Правовые формы возмещения вреда, причиненного природной среде в результате правомерной деятельности  
     
  ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ  
     
Глава ХI правовое регулирование использования и охраны земель  
§1 Земля как объект использования и охраны  
§2 Право собственности на землю  
§3 Государственное управление землями  
§4 Правовые формы использования земель  
§5 Правовая охрана земель  
§6 Ответственность за нарушение земельного законодательства  
     
Глава ХII Правовое регулирование использования и охраны недр  
§1 Недра как объект использования и охраны  
§2 Государственное управление недрами  
§3 Право пользования недрами  
§4 Правовая охрана недр  
§5 Ответственность за нарушение законодательства о недрах  
     
Глава ХIII правовое регулирование использования и охраны вод  
§1 Воды как объект использования и охраны  
§2 Государственное управление водами  
§3 Право пользования водами  
§4 Правовая охрана вод  
§5 Ответственность за нарушение водного законодательства  
     
ГЛАВА XIV правовое регулирование охраны и использования растительного мира  
§1 Растительный мир как объект охраны и использования  
§2 Государственное управление в области обращения с объектами растительного мира  
§3 Право пользования объектами растительного мира  
§4 Правовая охрана и защита растительного мира  
§5 Правовой режим ботанических коллекций  
§6 Ответственность за нарушение законодательства о растительном мире  
     
ГЛАВА XV Правовое регулирование использования и охраны лесов  
§1 Лес как объект использования и охраны  
§2 Государственное управление лесами  
§3 Право лесопользования  
§4 Правовая охрана и защита лесов  
§5 Ответственность за нарушение лесного законодательства  
     
ГЛАВА XVI Правовое регулирование охраны и Использования животного мира  
§1 Животный мир как объект охраны и использования  
§2 Государственное управление в области охраны и использования животного мира  
§3 Право пользования животным миром  
§4 Правовые меры охраны животного мира  
§5 Правовой режим зоологических коллекций  
§6 Ответственность за нарушение законодательства об охране и использовании животного мира  
     
ГЛАВА XVII Правовая охрана атмосферного воздуха  
§1 Атмосферный воздух как объект правовой охраны  
§2 Государственное управление в области охраны атмосферного воздуха  
§3 Правовые меры охраны атмосферного воздуха  
§4 Ответственность за нарушение законодательства об охране атмосферного воздуха  
ГЛАВА XVIII Правовая охрана озонового слоя и климата  
§1 Озоновый слой как объект правовой охраны  
§2 Государственное регулирование деятельности в области охраны озонового слоя  
§3 Правовые меры охраны озонового слоя  
§4 Ответственность за нарушение законодательства об охране озонового слоя  
§5 Климат как объект правовой охраны  
§6 Правовое регулирование воздействия на климат  
     
ГЛАВА XIX Правовой режим особо охраняемых природных территорий, объектов и территорий, подлежащих специальной охране  
§1 Понятие и состав особо охраняемых природных территорий и объектов  
§2 Государственное управление в области функционирования и охраны особо охраняемых природных территорий  
§3 Правовой режим заповедников  
§4 Правовой режим национальных парков  
§5 Правовой режим заказников  
§6 Правовой режим памятников природы  
§7 Правовая охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных  
§8 Понятие и правовой режим природных территорий, подлежащих специальной охране  
§9 Ответственность за нарушение законодательства об особо охраняемых природных территориях и объектах  
     
ГЛАВА XX Правовая охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности в процессе хозяйственной и иной деятельности  
     
§1 Понятие правового обеспечения экологической безопасности в процессе хозяйственной и иной деятельности  
§2 Экологические требования при осуществлении архитектурной, градостроительной и иной строительной деятельности  
§3 Экологические требования в отношении объектов энергетики  
§4 Экологические требования в отношении нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти и газа  
§5 Правовое обеспечение экологической безопасности транспортных средств  
§6 Экологические требования при эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения  
§7 Экологические требования при осуществлении генно-инженерной деятельности  
§8 Правое обеспечение радиационной безопасности  
§9 Правовое регулирование обращения с отходами  
     
ГЛАВА XXI Правовая охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности населенных пунктов  
§1 Понятие правового обеспечения экологической безопасности населенных пунктов  
§2 Экологические требования при размещении и развитии населенных пунктов  
§3 Правовые меры санитарной охраны населенных пунктов  
     
ГЛАВА XХII ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЭКОЛОГИЧЕСКИ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ ТЕРРИТОРИЙ  
§1 Основания объявления территорий экологически неблагополучными  
§2 Понятие и виды экологически неблагополучных территорий  
§3 Защита территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера  
§4 Правовой режим территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС  

Принятые сокращения

ВК Водный кодекс Республики Беларусь от 15 июля 1998 г.

с изменениями и дополнениями

ГК Гражданский кодекс Республики Беларусь от

7 декабря 1998 г. с изменениями и дополнениями

КоАП Кодекс Республики Беларусь об административных

правонарушениях от 21 апреля 2003 г. с изменениями

и дополнениями

КоЗ Кодекс Республики Беларусь о земле от 4 января

1999 г. с изменениями и дополнениями

КоН Кодекс Республики Беларусь о недрах от 15 декабря

1997 г., с изменениями и дополнениями

ЛК Лесной кодекс Республики Беларусь от 14 июля 2000 г.

с изменениями и дополнениями

УК Уголовный кодекс Республики Беларусь от 9 июля

1999 г. с изменениями и дополнениями


введение

Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов признается одним из стратегических направлений политики Республики Беларусь. Современные условия предъявляют новые требования к правовому регулированию отношений в сфере окружающей среды, которые реализуются в рамках экологического права как самостоятельной отрасли в правовой системе Республики Беларусь.

Как отрасль юридической науки экологическое праворазвивается на основе естественнонаучных и гуманитарных взглядов на взаимодействие общества и окружающей среды. Проблемы экологического права как науки, отрасли права и отрасли законодательства обусловлены большим объемом нормативных правовых актов, входящих в систему экологического законодательства, комплексным характером правового регулирования экологических отношений, влиянием международных экологических процессов на его становление и развитие.

Предлагаемое учебное пособие представляет собой издание,
охватывающее в полном объеме курс экологического права как учебной дисциплины, включая темы общей и особенной частей. В книге отражены новейшие тенденции развития экологического права, за­трагивающие расширение сферы правового регулирования экологических отношений, в том числе охрана озонового слоя и климата, обеспечение безопасности генно-инженерной деятельности и др. Важное место в учебном пособии отведено организационно-правовому обеспечению охраны окружающей среды, в частности, таким механизмам, как экологическое нормирование, экспертиза, аудит, сертификация, а также учет, мониторинг, контроль в области охраны окружающей среды и др.

Издание подготовлено на основе новейшего законодательства Республики Беларусь, регулирующего экологические отношения. Каждая глава учебного пособия содержит перечень нормативных правовых актов, которые легли в основу соответствующей темы
и необходимы для усвоения материала. В конце предложен список важнейших законодательных актов Республики Беларусь и международных документов в области охраны окружающей среды. Нормативные правовые акты приведены по состоянию на 15 ноября 2007 г.

Предлагаемое издание призвано помочь студентам при изучении дисциплины «Экологическое право» в объеме утвержденной учебной программы. Освоение данного курса невозможно без изучения дополнительной специальной литературы, нормативного материала, правоприменительной практики и достижений науки экологиче­ского права.

В дополнение к учебному пособию прилагается компакт-диск, содержащий электронную версию текста, а также типовую программу курса «Экологическое право» и научные статьи по основным проб­лемам правовой охраны окружающей среды.

Авторы выражают признательность заведующему кафедрой тео­рии и истории государства и права Белорусского государственного экономического университета, доктору юридических наук, профессору Д. М. Демичеву и сотрудникам кафедры государственного управления и права Академии управления при Президенте Республики Беларусь во главе с кандидатом юридических наук, доцентом Л. Г. Русак за полезные предложения и замечания по рукописи.

Учебное пособие подготовлено при содействии некоммерческой корпорации «ISAR, Inc» (США) в Республике Беларусь и общественного объединения «Экоправо».


ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

ГЛАВА XI. правовое регулирование
использования и охраны земель

§ 1. Земля как объект использования и охраны

Земля как объект правового регулирования представляет собой естественно-природное образование, составную часть окружающей среды, которая является объектом самостоятельного вида природоресурсных отношений – земельных отношений, складывающихся по поводу использования и охраны земли.

Законодательство Республики Беларусь не дает определения юридического термина «земля», который по содержанию не совпадает с естественнонаучным понятием этого объекта. Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» только называет землю (включая почвы) как самостоятельный компонент природной среды, который подлежит правовому регулированию в качестве одного из объектов отношений в области охраны окружающей среды.

В международном праве понятие земли содержится в Конвенции ООН по борьбе с опустыниванием в тех странах, которые испытывают серьезную засуху и/или опустынивание, особенно в Африке 1994 года, которая рассматривает землю как земную биопродуктивную систему со всеми другими природными объектами.

В юридической науке существует точка зрения, что под термином «земля» следует понимать земную поверхность на глубину ее почвенного или плодородного слоя90. Такое понимание земли как объекта экологических и земельных отношений представляется несколько суженным. Являясь компонентом природной среды, земля выполняет экологические, экономические и социальные функции, с учетом которых осуществляется правовое регулирование. Земля выступает в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйстве, пространственного базиса для размещения антропогенных объектов, территориального ресурса для различных видов человече­ской деятельности. С этих позиций землю следует рассматривать как компонент природной среды, представляющий собой поверхностный земной слой, обладающий плодородием и другими полезными свойствами, подлежащий правовому регулированию в экологических, экономических и социальных целях, который отграничивается от других природных компонентов по естественным и правовым признакам.

Одновременноземля является объектом имущественных отношений, которые складываются в гражданском обороте, и в которых земля имеет статус недвижимого имущества. В соответствии со ст. 130 ГК особым видом недвижимого имущества названы земельные участки, которые обладают следующими юридическими свойствами в качестве недвижимого имущества:

• относятся к категории индивидуально-определенных вещей
с присущими только им признаками, которые установлены законодательством о государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним и позволяют индивидуализировать каждый земельный участок или его часть как самостоятельный объект прав на землю;

• могут быть делимыми или неделимыми с учетом целевого назначения земельного участка и соблюдения санитарных, экологических и других норм и правил;

• подпадают под определенный режим собственности (государственной или частной), предусмотренный гражданским законодательством;

• являются самостоятельным объектом правового регулирования. В имущественных отношениях, которые возникают в связи
с оборотом земельной недвижимости, земельные участки обычно выступают как составная часть имущественного комплекса, который, однако, не включает в свой состав другие компоненты природной среды в пределах земельного участка, а также расположенные на нем строения и сооружения.

Правовой режим компонентов природной среды, находящихся на земельном участке, определяется другими отраслями природоресурсного законодательства (водным, лесным и др.), а строений и сооружений – гражданским законодательством. Эти объекты, хотя и составляют с участком неразрывное единство, не следуют автоматически судьбе земельного участка, на котором они находятся, что затрудняет применение к земельной надвижимости таких характеристик, как главная вещь и принадлежность.

В отдельных случаях земля может рассматриваться в качестве элемента определенной территории или пространства, на котором осуществляется человеческая деятельность, выступая неотъемлемой частью природных и природно-антропогенных территориальных образований различного рода (территории градостроительного развития, особо охраняемые природные территории и природные территории со специальным режимом охраны, территории экологического бедствия и другие экологически неблагополучные территории, планетное пространство).

Правовая классификация всех земель Республики Беларусь как объекта правового регулирования предусматривает деление земель по определенным правовым признакам на следующие составные части:

категории земель;

виды земель.

Деление земель на категории проводится по наиболее устойчивому признаку, которым является целевое назначение земель. Законодательно эта классификация закреплена в ст. 3 КоЗ.

Категорию земель можно определить как часть земель Республики Беларусь, объединенную общим целевым назначением
и единым правовым режимом. Категория земель – понятие правовое, а не территориальное, поэтому один и тот же участок может входить в разные категории земель.

Земли Республики Беларусь в соответствии с основным целевым назначением и независимо от форм собственности подразделяются на следующие категории:

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли населенных пунктов (городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов), садоводческих товариществ и дачного строительства;

3) земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения;

4) земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

7) земли запаса.

Эта классификация является исчерпывающей, соответствует сложившимся естественно-историческим условиям развития земельных отношений. Отнесение земель к указанным категориям, перевод их из одной категории в другую производится соответствующими государственными органами, осуществляющими государственное управление землями, и в определенном порядке, установленном земельным законодательством (ст. 4 КоЗ).

Перевод земель из одних категорий в другие производится в случае изменения основного целевого назначения этих земель при:

• изъятии и предоставлении земельных участков;

• прекращении прав на земельные участки в случаях и порядке, определенном Кодексом о земле;

• подаче землепользователями заявлений о переводе земель, земельных участков из одной категории в другую в районный исполнительный и распорядительный орган по месту их нахождения.

Классификация земель на виды является вторичным правовым делением и детализирует правовой режим земель с учетом особенностей их использования и охраны применительно ко всем землям Республики Беларусь или отдельным категориям. Так, в рамках различных категорий земель выделяются отдельные виды, которые определяют внутреннюю классификацию земель этой категории с учетом многоцелевого использования, субъектного состава и других признаков. Например, деление земель населенных пунктов на земли городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов, и т. д.

В целях государственного кадастрового учета земли Республики Беларусь независимо от их деления на категории подразделяются на виды. Отнесение земель к определенным видам осуществляется в соответствии с природно-историческими признаками, состоянием и характером использования, которые устанавливаются на местности
в отношении конкретных земельных контуров путем их обследования
в процессе проведения геодезических и картографических работ, поч­венных, геоботанических и иных обследований и изысканий, инвентаризации земель. Решения об отнесении земель к определенным видам принимаются районными, городскими (городов областного подчинения, г. Минска) исполнительными комитетами на основании материа­лов, подготовленных областными (Минской городской) землеустроительными и геодезическими службами.

При определении состава земель Республики Беларусь как объекта природоресурсных отношений законодательство не разграничивает понятия земли и земельных ресурсов.

Самостоятельное значение земельных ресурсов находит некоторое отражение в Законе Республики Беларусь «Об охране окружающей среды», в котором выделяются такие элементы, как земля
и почва. Земельные ресурсы рассматриваются как более узкое понятие, под которым подразумеваются земли, которые используются или могут быть использованы для различных видов деятельности. Иногда употребляется термин «земельные угодья». Этот термин обозначает земли, систематически используемые или пригодные к использованию для конкретных хозяйственных целей и отличающиеся по природно-историческим признакам. Понятие «земельные угодья» применяется в основном для характеристики земель сельскохозяйственного назначения.

Земельные ресурсы в законодательстве, как правило, отождествляются с земельным участком, поскольку существует неразрывная связь земли и ее полезных свойств. Сведения о земельных ресурсах на земельном участке не отражаются в правоустанавливающих документах, так как они не входят в число обязательных сведений о земельном участке как недвижимости.

Как правило, правомочия по использованию земли включают комплексное использование земельных ресурсов. В некоторых случаях законодательство уже сейчас выделяет земельные ресурсы как самостоятельный объект правоотношений. Так происходит при установлении требований по охране земель. Например, ст. 136 КоЗ включает в содержание охраны земель восстановление и повышение плодородия почв, а также других полезных свойств земли. При использовании земельных участков землевладельцы, землепользователи и собственники земли имеют право эксплуатировать полезные свойства земли (ст. 64 КоЗ).

§ 2. Право собственности на землю

Право собственности на землю как юридическая категория представляет собой закрепление нормами права принадлежность земли различным субъектам земельных отношений. В силу особых свойств земли, главными из которых является естественное происхождение и функционирование в составе экологической системы, принадлежность в данном случае понимается как экономическое господство над землей, которое санкционировано правовыми нормами. Земля не является результатом человеческой деятельности и не может присваиваться как обычные вещи, она всегда выступает как общечеловеческий ресурс.

В объективном значении, т. е. как правовой институт – право собственности на землю есть совокупность правовых норм, которые регулируют отношения по владению, пользованию и распоряжению землей. Право собственности на землю является основополагающим земельно-правовым институтом, так как лежащие в его основе отношения определяют характер земельного строя. В то же время отношения собственности на землю неотделимы от отношений собственности вообще – на другие компоненты природной среды, движимые и недвижимые вещи. Право собственности на землю формируется как комплексный правовой институт за счет норм различных отраслей права: конституционного, административного, граждан­ского, земельного. Так, конституционные нормы определяют приоритет государственной собственности на землю. Нормы административного права, в частности Закон «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», устанавливают полномочия органов местного управления и самоуправления по распоряжению находящимися в их ведении землями. Гражданское право определяет правовую природу права собственности, пределы оборотоспособности земли, закрепляет формы собственности, содержание правомочий собственника и способы их защиты, т. е. механизм рыночного оборота земли. Земельное право закрепляет механизм регулирования отношений земельной собственности с учетом особенностей земли как природной и социальной ценности. Этот механизм предусматривает ограничения права собственности на землю в целях сохранения и рационального использования земли как национального достояния.

Право собственности на землю в субъективном смысле (как субъективное право) представляет собой закрепленную за собственником возможность владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему земельным участком в пределах, установленных законом.

Формы права собственности. Право собственности на землю реа­лизуется через принадлежность земли конкретным субъектам этого права, т. е. через формы и виды права собственности на все земли
в пределах Республики Беларусь. В соответствии со ст. 2 КоЗ право собственности на землю выступает в двух формах: государственной и частной.

Право государственной собственности на землю составляет основу земельного строя Республики Беларусь. До 1993 года это право было единственной правовой формой реализации права собственности на землю. Право государственной собственности признавалось исключительным правом. Некоторые признаки, свидетельствующие о приоритете права государственной собственности на землю (за­крепление государственной собственности на земли сельскохозяйственного назначения на конституционном уровне, принадлежность значительной части земель только государству) продолжают сохраняться в законодательстве Республики Беларусь.

Право частной собственности на землю возникло в процессе проведения земельной реформы (1991—1999 гг.), одной из задач которой была ликвидация монополии государственной собственности на землю.

Как субъективное право частная собственность на землю существует в двух видах: право частной собственности юридических лиц; право частной собственности граждан Республики Беларусь.

Самостоятельным видом права собственности на землю в настоящее время выступает право собственности на землю иностранных государств.

В соответствии ст. 2 КоЗ земля может находиться в собственности одного субъекта – физического или юридического лица, иностранного государства, Республики Беларусь, либо принадлежать на праве общей (совместной или долевой) собственности нескольким собственникам независимо от формы собственности. Право общей собственности на землю возникает по основаниям, преду­смотренным гражданским законодательством, и с учетом требований о делимости и неделимости земельного участка, установленных ст. 17 КоЗ.

Право собственности на землю характеризуется следующими признаками:

• право собственности как основной поземельный титул всегда является вещным правом (ст. 262 ГК) независимо от формы собственности;

• это бессрочное право, которое существует, пока существует объект права собственности – земельный участок или земли;

целевой характер права собственности на землю в различных формах характерен для государственной (при распределении и перераспределении земель) и частной (при использовании) собственности на землю.

§ 3. Государственное управление землями

Государственное управление землями представляет собой урегулированную нормами права исполнительно-распорядительную деятельность государственных органов по организации рационального использования и охраны земель.Управление землями представляет собой составную часть управления в области природопользования и охраны окружающей среды. Главной задачей государственного управления в рассматриваемой области является организация рационального использования и охраны земель. При этом государственные органы не занимаются непосредственно экс­плуатацией земли, ее хозяйственным использованием или охраной. Деятельность уполномоченных государственных органов по управлению землями носит государственно-властный характер, направлена на обеспечение наиболее целесообразного и эффективного использования земель, входящих в состав земель Республики Беларусь, а также на создание условий для охраны и рационального использования земельных ресурсов. Названная деятельность вытекает не из правомочий государства-собственника, а из его публичных полномочий и основана на принципе разделения властей. Государство осуществляет управление землями через свои органы, но не как собственник, а как публичный субъект (носитель государственной власти).

Объектом государственного управления в этой области являются все земли Республики Беларусь, поэтому система государственного управления едина по отношению ко всем категориям и видам земель, охватывает всех землевладельцев, землепользователей и собственников земельных участков.

Содержание государственного управления землями составляют функции управления, т. е. виды деятельности, необходимые для организации рационального использования и охраны земель. Права и обязанности соответствующих органов управления по осуществлению этих функций определяют их компетенцию в области управления использованием и охраной земель.

К функциям управления землями относятся следующие:

• программирование и прогнозирование использования и охраны земель;

• распределение и перераспределение земель;

• учет земель и ведение государственного земельного кадастра;

• землеустройство;

• мониторинг земель;

• государственный контроль за использованием и охраной земель;

• разрешение земельных споров.

В условиях реформирования земельных отношений изменились методы государственного управления землями. Административное управление земельными ресурсами дополняется методами государственного регулирования с использованием экономических механизмов.

Управление землями осуществляют органы общей и специальной компетенции. К органам общей компетенции относятся территориальные органы управления всех уровней (представительные
и исполнительные), которые осуществляют свои полномочия в пределах Республики Беларусь или административно-территориальных единиц:

• Президент Республики Беларусь;

• Совет Министров Республики Беларусь;

• местные исполнительные и распорядительные органы;

• администрации свободных экономических зон в случаях передачи им местными исполнительными и распорядительными органами полномочий по предоставлению и изъятию земель, передаче их
в аренду.

Кроме того, некоторые распорядительные и контрольные полномочия осуществляют местные Советы депутатов, например, контроль за принятием решений о предоставлении и изъятии земель (ст. 6 Коз), участие в планировании и программировании использования и охраны земель (ст. 24 Закона «О местном управлении
и самоуправлении в Республике Беларусь»).

Специальное управление в области использования и охраны земель на республиканском уровне осуществляет Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь (Госкомимущество), который является республиканским органом управления и подчиняется Совету Министров Республики Беларусь. На Госкомимущество возлагается проведение единой государственной политики в области земельных отношений, геодезии, картографии, государственной регистрации недвижимого имущества и по вопросам имущественных отношений.

На местном уровне специальное государственное управление землями осуществляют областные, Минская городская землеустроительные и геодезические службы, которые являются территориальными органами Госкомимущества. Областные, Минская городская землеустроительные и геодезические службы являются юридиче­скими лицами и включают в свой состав районные, городские землеустроительные, геодезические службы.

Государственный контроль за использованием и охраной земель является составной частью контроля в области природопользования и охраны окружающей среды и заключается в проверке уполномоченными органами соблюдения установленных правил пользования и охраны земель, а также правильности деятельности соответствующих органов по предоставлению и изъятию земель. В соответствии со ст. 139 КоЗ задачи государственного контроля за использованием и охраной земель состоят в обеспечении соблюдения всеми землепользователями, землевладельцами и собственниками земельных участков, государственными органами и общественными объединениями требований земельного законодательства Республики Беларусь. Государственный контроль за использованием и охраной земель является всеобщим и постоянным. Он распространяется на все категории земель Республики Беларусь и всех землепользователей. Круг органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель, установлен земельным и экологическим законодательством. В соответствии со ст. 140 КоЗ государственный контроль в области использования и охраны земель осуществляется: специально уполномоченным органом по земельным ресурсам и землеустройству (Госкомимущество); местными исполнительными и распорядительными органами. Последние осуществляют государственный контроль за использованием и охраной земель, находящихся в их ведении, как непосредственно, так и через находящуюся в их подчинении землеустроительную и геодезиче­скую службу. Согласно ст. 6 КоЗ местные Советы депутатов имеют определенные полномочия по контролю за принятием решений об изъятии и предоставлении земельных участков. Землеустроительные органы осуществляют государственный контроль за использованием и охраной земель в пределах своей компетенции по управлению землями. Должностные лица органов по земельным ресурсам
и землеустройству являются Главными государственными инспекторами по использованию и охране земель Республики Беларусь. Государственный контроль в области охраны земель осуществляет Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и его территориальные органы.

Согласно ст. 143 КоЗ учет земель ведется в форме государственного земельного кадастра, который представляет собой совокупность сведений и документов о правовом положении, природном состоянии и хозяйственном использовании земель. Объектом земельно-кадастрового учета являются все земли Республики Беларусь, как используемые, так и неиспользуемые, таким образом, государственный земельный кадастр является единственным официальным источником сведений о земле, системой регистрации, учета и оценки земель. Его содержание составляют различные данные о земле, которые подтверждаются документами установленной формы. В земельно-правовой науке к ним относятся данные:

• государственного кадастрового учета земельных участков и государственной регистрации прав на землю, которые определяют правовое положение земельных участков как объектов земельных прав, права на них, владельцев, ограничения прав и сделок;

• о распределении земель по категориям, видам, которые определяют правовое положение отдельных категорий земель и земельного фонда в целом;

• о качественной характеристике земель в зависимости от их естественно-природных свойств, которые отражают природное состояние земель, их сравнительную ценность по природным свойствам;

• экономической оценки земли, которые показывают сравнительную ценность земли в хозяйственном отношении.

В соответствии со ст. 143 Коз государственный земельный кадастр состоит из следующих разделов:

• Единый реестр административно-территориальных и территориальных единиц;

• Регистр земельных участков;

• Реестр цен на земельные участки;

• Регистр стоимости земельных участков;

• Реестр земельных ресурсов.

Ведение государственного земельного кадастра осуществляет Госкомимущество в соответствии с кадастровым делением, по единой для Республики Беларусь системе, за счет средств государственного бюджета Республики Беларусь.

Сведения, содержащиеся в государственном земельном кадастре, являются открытыми. Они могут предоставляться заинтересованным лицам в виде выписки из государственного земельного кадастра или копии земельно-кадастровой документации.

В целях наблюдения за состоянием земель в составе Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь ведется мониторинг земель, порядок ведения которого определен Советом Министров Республики Беларусь.

Мониторинг земель представляет собой систему постоянных наб­людений за состоянием земель и их изменением под влиянием природных и антропогенных факторов, а также за изменением состава, структуры, состояния земельных ресурсов, распределением земель по категориям, землепользователям и видам земель в целях сбора, передачи и обработки полученной информации для своевременного выявления, оценки и прогнозирования изменений, предупреждения и устранения последствий негативных процессов, определения степени эффективности мероприятий, направленных на сохранение и воспроизводство плодородия почв, защиту земель от негативных последствий. Мониторинг проводится на землях сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов, промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны, запаса, лесного фонда, а также на других землях, определяемых Госкомимуществом по согласованию с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Наблюдения за состоянием земель проводятся на пунктах мониторинга, а также на всей территории путем периодических аэрофотогеодезических, геодезических, почвенных, агрохимических, ландшафтно-геохимических, других работ, обследований и изысканий организациями, подчиненными Госкомимуществу, Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, Министерству образования Республики Беларусь, Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, Министерству лесного хозяйства Республики Беларусь и Национальной академии наук Беларуси.

§ 4. Правовые формы использования земель

Правовые формы использования земель представляют собой за­крепленные в законодательстве способы реализации прав на землю, посредством которых осуществляется использование земли различными субъектами земельных отношений. Посредством правовых форм использования земель устанавливается единая система прав на землю, в которой все права регулируются единообразно.

Правовые формы использования земель различаются по следующим признакам:

• имеющие гражданско-правовую природу и не имеющие таковой;

• вещные и обязательственные права;

• по срокам — срочные и постоянные (бессрочные) права;

• по субъектам — собственники и несобственники; государство, юридические и физические лица;

• по целям использования земельных участков.

Объектом прав на землю являются индивидуально-определенные земельные участки, предоставленные (переданные) гражданам и юридическим лицам для определенных целей и в установленных размерах. Цели использования земельных участков устанавливаются применительно к определенной форме использования земель законодательством или органом, который предоставляет земельный участок. Так, ст. 69 КоЗ установлены цели предоставления земельных участков в пожизненное наследуемое владение, ст. 12, 34 КоЗ — передачи в частную собственность и др.

Основанием возникновения прав на землю является сложный фактический состав, который включает следующие юридические факты:

• принятие решения о передаче земли в собственность или предоставлении во владение и пользование в форме административного акта – решения исполнительного и распорядительного органа; гражданско-правовой сделки; судебного решения; международного договора;

• отвод участка в порядке ст. 24 Коз, который представляет собой установление на местности границ земельных участков;

• внесение платы за земельный участок или права на получение земельного участка, кроме случаев, предусмотренных законодательством;

• государственная регистрацияправа на земельный участок, удостоверяемая свидетельством (удостоверением) о государственной регистрации, которое является правоустанавливающим документом.

Анализ законодательства позволяет выделить следующие правовые формы использования земель: право частной собственности на землю, право пожизненного наследуемого землевладения, право постоянного и временного землепользования, аренда, концессия, сервитут.

Право частной собственности на землю относится к основным вещным правам на землю, является бессрочным и закрепляет принадлежность земельных участков юридическим лицам негосударственной формы собственности и физическим лицам. Право частной собственности на землю ограничено по субъектам и целям использования земельных участков. Субъектами этого права являются юридические и физические лица, названные в законодательстве. К ним относятся:

• граждане Республики Беларусь, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь или приравненные к постоянно проживающим;

• юридические лица Республики Беларусь, в том числе предприятия с иностранными инвестициями.

В частной собственности граждан Республики Беларусь могут находиться земельные участки, приобретенные для следующих целей:

• ведения личного подсобного;

• строительства и обслуживания жилого дома;

• ведения коллективного садоводства – в размере до 0,15 га на одного члена кооператива;

• дачного строительства – в размере до 0,15 га на одного члена дачного кооператива.

Юридическим лицам, названным выше, земельные участки могут передаваться в частную собственность при приватизации объектов государственной собственности по перечню, утверждаемому Президентом Республики Беларусь, и при осуществлении инвестиционных проектов.

Все другие правовые формы использования земли являются производными от права собственности (государственной и частной), и по своим признакам и правовым характеристикам относятся к праву природопользования. Их правовая природа может быть различной, в зависимости от характера и оснований возникновения этих прав. Так, пожизненное наследуемое владение земельным участ­ком, постоянное пользование земельным участком и земельные сервитуты гражданское законодательство относит к категории ограниченных вещных прав. Аренда (субаренда), концессия имеют обязательственную природу и являются разновидностью договорного землепользования. Временное землепользование и временное занятие земельных участков имеет административно-правовую природу.

Пожизненное наследуемое землевладение является переходной формой использования земли, всегда выступает как бессрочное право и может быть производно только от государственной собственности на землю. Субъектами этого права являются граждане Республики Беларусь, которым земельные участки предоставляются для целей, предусмотренных в законодательстве.

В соответствии со ст. 69 КоЗ граждане Республики Беларусь имеют право на получение в пожизненное наследуемое владение участков:

1) для строительства и обслуживания жилого дома;

2) для ведения личного подсобного хозяйства;

3) для ведения крестьянского (фермерского хозяйства);

4) для ведения коллективного садоводства;

5) для дачного строительства;

6) для традиционных народных промыслов;

7) в случае приобретения по наследству или приобретения жилого дома.

Размеры земельных участков, предоставляемых гражданам Республики Беларусь в частную собственность и пожизненное наследуемое владение, установлены законодательством. В соответствии со ст. 70 КоЗ для строительства и обслуживания жилого дома предо­ставляются участки в размере от 0,05 до 0,15 га (в городах), от 0,15 до 0,25 га (в сельских населенных пунктах и поселках городского типа). Для ведения личного подсобного хозяйства дополнительно предоставляются земельные участки в размере до 1 га с учетом площади земельного участка, предоставленного для строительства и обслуживания жилого дома. Согласно ст. 71 КоЗ земельные участ­ки для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства предо­ставляются в размере до 100 га сельскохозяйственных земель. Для ведения коллективного садоводства и дачного строительства размер земельных участков составляет до 0,15 га на одного члена кооператива (ст. 72, 73 КоЗ).

Право землепользования. Согласно ст. 8 КоЗ право землепользования может быть постоянным и временным. Постоянное землепользование не ограничено сроками. Законодательством могут устанавливаться случаи предоставления земельных участков в постоянное пользование отдельным субъектам (например, сельскохозяйственным организациям, садоводческим товариществам, дачным кооперативам и др.). Временное землепользование может быть краткосрочным – до 3 лет, и долгосрочным – от 3 до 10 лет.

Аренда земель представляет собой основанное на гражданско-правовом договоре временное возмездное пользование земельным участком. Аренда земли относится к обязательственным правам на землю. Срок аренды земельных участков не должен превышать 99 лет, а аренда земельных участков для сельскохозяйственного использования не может быть менее 5 лет. Договор аренды заключается на началах добровольности и равноправия сторон, кроме тех случаев, когда заключение договора аренды является обязательным в соответствии с законодательством (ст. 627, 623 ГК). Поэтому условия аренды земельного участка определяются по соглашению сторон (ст. 46 КоЗ).

Концессия земель понимается как основанное на договоре, заключаемом Республикой Беларусь с национальными или ино­странными инвесторами, срочное возмездное землепользование. Правовое регулирование концессии земель в настоящее время осуществляется в рамках законодательства об инвестиционной деятельности.

Земельный сервитут – право ограниченного пользования соседним (а иногда – другим) земельным участком. Гражданское законодательство относит земельные сервитуты к числу ограниченных вещных прав на землю (ст. 217 ГК). Узкоцелевое назначение права земельного сервитута отличает его от других правовых форм использования земель. Лицо, в интересах которого установлен земельный сервитут, не может осуществлять иные виды пользования, не оговоренные при установлении сервитута. Перечень целей, для которых устанавливается сервитут, законодательством определен примерно. Во всех случаях земельный сервитут связан с невозможностью для лица, требующего установления сервитута, обеспечить иным способом надлежащую эксплуатацию своего земельного участка. В основе возникновения права земельного сервитута лежат гражданско-правовые основания. Согласно ст. 268 ГК, ст. 14 КоЗ сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего земельного участка, а в случае недостижения такого соглашения – судом по иску лица, требующего установления сервитута. Сервитут может предо­ставить только собственник земельного участка. Право сервитута может устанавливаться как на государственных, так и на частных землях, используемых непосредственно собственником или предоставленных другим лицам. Требовать установления земельного сервитута может любое лицо, у которого возникла потребность в использовании чужого земельного участка – не только собственник земельного участка, но и лицо, которому участок предоставлен
в пожизненное наследуемое владение, в постоянное пользование или в аренду. Сервитут может быть срочным и бессрочным. Право сервитута не ограничивается определенным сроком, а устанавливается на весь период до устранения причин, породивших необходимость этого сервитута. В соглашении об установлении сервитута или решении суда может быть определен срок, по истечении которого сервитут прекращается.

§ 5. Правовая охрана земель

Правовая охрана земель представляет собой систему правовых мер, организационных, экономических и других мероприятий, направленных на рациональное использование земель, предотвращение их необоснованного изъятия из сельскохозяйственного оборота, защиту от вредных антропогенных воздействий, а также на воспроизводство и повышение плодородия почв, продуктивности земель лесного фонда. Охрана земель осуществляется на основе комплексного подхода к землям как сложным природным образованиям (экосистемам) с учетом зональных и региональных особенностей земель, целей и характера их использования.

В соответствии с главой 29 КоЗ землепользователи, землевладельцы и собственники земельных участков обязаны эффективно использовать предоставленные им земельные участки, повышать их плодородие, применять природоохранные технологии производства, не допускать ухудшения экологической обстановки в результате своей хозяйственной деятельности, осуществлять комплекс мероприятий по охране земель.

Основные меры по охране земель включают:

• рациональную организацию территории;

• восстановление и повышение плодородия почв, а также других полезных свойств земли;

• защиту земельных участков от водной и ветровой эрозии, заболачивания, засоления, загрязнения и других процессов разрушения и ухудшения состояния земель;

• рекультивацию нарушенных земель и другие.

Порядок охраны земель устанавливается законодательством Республики Беларусь применительно к различным категориям и видам земель. В целях обеспечения охраны и рационального использования земель могут устанавливаться ограничения и дополнительные обязанности по использованию земельных участков.

В ряду мер охраны земель выделяются экономические методы обеспечения рационального использования и охраны земель, которые предусматривают применение механизма платности землепользования и экономическое стимулирование рационального использования и охраны земель. Платежи за землю взимаются в форме земельного налога и арендной платы. За земельные участки, находящиеся в частной собственности, пожизненном наследуемом владении или пользовании, взимается земельный налог по ставкам, установленным Законом Республики Беларусь «О платежах за землю». За переданные в аренду земельные участки уплачивается аренд­ная плата, размер которой определяется соглашением сторон. Следует отметить, что законодательством Республики Беларусь может устанавливаться предельный размер арендной платы за земельный участок. Экономическое стимулирование охраны земель


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: