Ригидный - гибкий познавательный контроль

Этот когнитивный стиль характеризует степень субъективной трудности при
смене способов деятельности. Ригидный контроль свидетельствует о невоз-
можности быстрого переключения с одной познавательной функции на дру-
гую в ситуации когнитивного конфликта в силу низкой степени их автомати-
зации, тогда как гибкий — об относительной легкости такого переключения в
силу высокой степени их автоматизации [Gardner etal., 1959; Broverman, I960].

Методики диагностики ригидного-гибкого познавательного контроля

Методика словесно-цветовой интерференции [Stroop, 1935]. В методике Стру-
па испытуемому последовательно предъявляются три карты. На первой —
сто слов, обозначающих названия четырех основных цветов (инструкция:
как можно быстрее прочитать слова). На второй — сто разноцветных звез-
дочек тех же основных четырех цветов (инструкция: как можно быстрее
назвать цвет звездочек). На третьей — сто слов, обозначающих названия
тех же цветов, причем название цвета не соответствует цвету чернил, ко-
торыми написано данное слово. Например, слово «красный» написано
желтыми чернилами, слово «синий» — зелеными и т.д. (инструкция: как
можно быстрее назвать цвет, которым написано каждое слово).

Показатель ригидности—гибкости: разница во времени выполнения зада-
ния по третьей карте (цветные слова) и второй карте (цвет) в виде Тг— Т2.
Чем больше эта разница, тем более выражен эффект интерференции и,
следовательно, более выражена ригидность (узость, жесткость) познава-
тельного контроля.

Как можно видеть, интерференция в данном случае является результа-
том конфликта вербальных и сенсорно-перцептивных функций: испытуе-
мый должен игнорировать (подавлять) влияние значения слова и назвать
цвет, который он видит. Низкая интерференция говорит о способности
тормозить более сильные по своей природе вербальные функции ради вос-
приятия цвета, высокая — о большей «силе» вербальных и «слабости» сен-
сорно-перцептивных функций при их конфликте.

Методика Струпа позволяет получить дополнительный показатель «вер-
бальности», предложенный Д. Броверманом. Он определяется как соотно-
шение времени выполнения задания по второй (цвет) и первой (слова) кар-
там в виде Тгх. Высокие значения этого показателя свидетельствуют о
преобладании словесного способа переработки информации, низкие —
сенсорно-перцептивного [Broverman, 1960]. Показатель интерференции
Броверман интерпретирует как меру автоматизации познавательных фун-
кций (степень их независимого функционирования).


Психологическая характеристика основных когнитивных стилей

Методика свободных ассоциаций [Gardner et al., 1959]. В течении 3 мин.
испытуемый называет любые слова, связанные, по его мнению, со словом-
стимулом (например, «дом»). Ответы классифицируются в 7 категорий в
зависимости от величины дистанции каждого названного слова по отно-
шению к слову-стимулу: I — непосредственное описание дома; II — внут-
реннее строение дома; III — то, что находится в доме; IV — окружающий
дом ландшафт; V — отдаленные по смыслу, но связанные с понятием «дом»
ответы; VI — игра словами; VII — все, что не относится к дому.

Показатели ригидности—гибкости: длина дистанции свободных словес-
ных ассоциаций; общее количество ответов в протоколе (чем больше эти
показатели, тем более гибкий познавательный контроль присущ данному
испытуемому).

В обзоре А. Дженсена и У. Ровера отмечается, что испытуемые с низ-
кой интерференцией демонстрируют большую скорость в теппинг-тесте,
лучше выполняют простые арифметические операции в условиях помех,
отличаются более высокими успехами в учебе и поленезависимостью. По-
казатель интерференции 3— Т2) дает близкие к нулю связи с оценками
по тесту Равена [Jensen, Rohwer, 1966]. Сведения о связях этого показате-
ля с другими характеристиками интеллекта практически отсутствуют.

При обследовании учащихся 6-х классов выяснилось, что полюс ригид-
ности соотносится с низкими показателями продуктивности непроизволь-
ного и произвольного запоминания, а также с более низкой учебной успе-
ваемостью [Колга, 1976]. В условиях модификации методики Струпа (на-
звания цветов заменялись словами, связанными с положительным, отри-
цательным либо нейтральным состояниями) слова с положительным и от-
рицательным эмоциональным содержанием вызывали значимо больший
эффект интерференции [Riemann, McNally, 1995].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: