Теоретические основы полиграфных проверок

ЛЕКЦИЯ 2

История применения полиграфа в борьбе с правонарушениями насчитывает более 100 лет. Его научная основа в использовании развивается только в последние 40 – 50 лет. На сегодняшний день существует около десяти различных теорий по психофизиологии полиграфных проверок. Это обусловлено тем, что при создании той или иной концепции авторы нередко искусственно брали один из социально–психологических или психофизиологических процессов и под него подводили научную базу. Остановимся на наиболее близких к реальным проблемам психофизиологии полиграфных проверок.

1. Теория угрозы наказания. В основе этой теории лежит допущение, что состояние, связанное с переживанием за свою судьбу, за будущее, находит отражение в психофизиологических процессах. Человек, совершивший противоправное действие, прекрасно понимает, что в случае разоблачения он будет наказан или штрафом, или лишением свободы на определенный срок, а в особых случаях может быть даже приговорен к пожизненному заключению или смерти. Психически нормальный человек всегда отрицательно реагирует на расставание с частью заработка (уплата штрафа) или ограничение свободы, тем более угрозу жизни. Места отбывания наказаний никогда и нигде не были курортной зоной. Угроза возможности нахождения там вызывает сильное эмоциональное напряжение. Подозреваемый понимает, что желание сотрудничать с правоохранительными и судебными органами облегчит его судьбу, но не гарантирует освобождения от наказания. Попытка обмануть полиграф, отрицая свою причастность к расследуемому преступлению, — это стремление избежать наказания за содеянное преступление. Даже если вероятность спасения практически равна нулю, надежда умирает последней.

Известны десятки случаев, когда человек, находясь в экстремальных условиях, делал, казалось бы, невозможное, чтобы сохранить свою жизнь. Аналогичная ситуация, только с разной степенью выраженности, возникает у человека, совершившего преступление и проходящего полиграфную проверку. Если бы каждый из правонарушителей был на 100% уверен в неотвратимости наказания, то преступления сделались бы явлением редким и совершались бы, в основном, психически нездоровыми людьми. Поэтому угроза наказания за совершенное преступление является ведущим (но не единственным) фактором, активизирующим ответные психофизиологические реакции организма человека при проведении полиграфных проверок.

2. Теория активации. В основе этой теории (Борланд, 1998) лежит утверждение, что каждый из задаваемых вопросов или предъявляемых стимулов имеет свою величину активации нервных процессов в организме и, соответственно, будет вызывать определенный уровень ответных реакций. Предполагается, что социально значимый вопрос, связанный с преступлением, значительно сильнее возбуждает нервную систему по сравнению с нейтральными вопросами, не касающимися темы проверки. Например, при расследовании убийства, совершенного ударом ножа в область сердца, на вопрос, выстроенный по классической схеме: Как Вы считаете, чем был убит художник Х: выстрелом из гранатомета, ударом бутылки, выстрелом из пистолета, ножом, удавкой и т.д., человек, не владеющий этой информацией, будет практически одинаково реагировать на все слова. Но если ему известен способ убийства гражданина Х, он даст повышенную реакцию именно на слово «ножом». Грань значимого и нейтрального вопросов определяется осведомленностью подозреваемого в деталях преступления. Чем ближе по содержанию вопрос к сути расследуемого преступления, тем сильнее реакция организма, фиксируемая полиграфом.

3. Условно-рефлекторная теория. Человек появляется на свет с рядом врожденных механизмов активации эмоций (Я. Дембовский, 1959). Сильный звук или внезапная потеря равновесия вызывают страх у ребенка. Ограничение его движений вызывает гнев, а легкое поглаживание создает состояние видимого удовольствия. В основе условно-рефлекторной теории лежит жизненный опыт человека, его знания.

Субъективное отношение человека к отдельным событиям, предметам не появляется с рождением, а приобретается за счет собственного или чужого опыта. Поэтому в субъективной оценке возможных явлений, событий большое значение имеет приобретенный опыт, который влияет на выраженность эмоционального напряжения.

К безусловным (врожденным) рефлексам относятся пищевой, оборонительный, половой и ряд других.

Условные рефлексы вырабатываются в процессе жизни. Мы бы никогда не боялись раскаленной плиты, если бы не обожглись в детстве или родителям не удалось бы убедить нас в том, что горячо – это больно. Человеку необязательно иметь личный опыт, связанный с совершением убийства, изнасилования, чтобы демонстрировать определенную психофизиологическую реакцию на вопросы, связанные с этими преступлениями. Достаточно понимать, что это зло и оно наказуемо, осуждается обществом, церковью, преследуется по закону и, самое главное – несет негативные последствия лично для человека. Если у подозреваемого отсутствует критичность сознания, он не понимает противоправности своих действий, антисоциальной сути своего проступка, это может привести к серьезным затруднениям при проведении полиграфной проверки. Как иллюстрация – рассказ одного из американских операторов полиграфа. Он проводил расследование изнасилования. Проведя тщательную полиграфную проверку подозреваемого и не получив каких-либо подтверждений его причастности к преступлению, он был готов написать отрицательное заключение. Однако во время послетестовой беседы, рассматривая повторно фабулу дела, он к своему удивлению и ужасу выяснил, что накануне подозреваемый поссорился со своей жертвой, после чего решил ее напугать. Придя к ней домой, он силой раздел ее, уложил на диван, вступил с ней в половой контакт, сделал несколько движений, встал и заявил: «Если ты будешь и впредь относиться ко мне так, как сейчас, я тебя изнасилую!». Как оказалось, подозреваемый был убежден, что он не насиловал, а просто пугал жертву. Техасский ковбой был уверен, что под изнасилованием подразумевается процесс, завершаемый семяизвержением во влагалище. Он же этого не сделал, а просто попугал жертву. Таким образом, примитивность в оценке своих действий, непонимание социальных последствий поступка привели к отсутствию осознания виновности и, как следствие – отсутствию соответствующих реакций на значимые вопросы.

4. Информационная теория П. Симонова. В 1978 г. П.В. Симонов предложил информационную теорию эмоций. По утверждению автора, величина эмоционального напряжения, в основном, зависит от трех факторов:

1) потребности в совершении какого-нибудь действия, поступка, изменении социального положения. Например, желание подозреваемого уйти от уголовной ответственности;

2) информации, необходимой для того, чтобы избежать ответственности за содеянное преступление;

3) имеющегося в наличии объема информации о реальном событии.

Математически эта зависимость выражается формулой

Э = П (Ин – Ис),

где Э – степень эмоционального напряжения,

П – потребность в устранении негативных последствий,

Ин – информация необходимая,

Ис – информация существующая.

На практике эта зависимость может выглядеть так. Предположим, гражданин М совершил преступление и подозревается в квартирной краже. Потребность М избежать наказания велика. Чтобы избежать наказания, гражданину М необходимо обладать информацией (Ин): действительно ли следователю что-то известно о совершенном им преступлении или же он попал под подозрение случайно. (Ис) информация существующая, которой реально обладает по этому вопросу М. Из формулы вытекает, что чем сильнее потребность избежать наказания, тем больше надо иметь информации (Ин) гражданину М по расследуемому делу. Чем он меньше ею владеет, тем сильнее эмоциональное напряжение.

Эта теория наиболее полно характеризует информационные механизмы, определяющие величину эмоциональных реакций при проведении полиграфных проверок. Однако данная теория не учитывает состояние функционального состояния человека, на фоне которого протекают информационные процессы. Известны случаи, когда многосуточными беспрерывными допросами человека доводили до такого состояния, что резко изменялись его жизненные потребности, восприятие окружающей действительности, оценка значимости ситуации. Если на первом этапе доминировало желание уйти от ответственности, остаться живым, то впоследствии даже смерть становилась желанной. Информационная теория П.В. Симонова, раскрывая внешние механизмы запуска эмоций, не всегда полностью отражала роль в них социального фактора. Отсутствие дефицита информации еще не избавляет человека от сильного эмоционального напряжения. Преступник, совершивший несколько злостных убийств, приговоренный к расстрелу, получивший отказ в просьбе о помиловании, не имеет дефицита информации о своем будущем. Однако желание жить у него может быть настолько велико, что само по себе вызывает сильнейший взрыв эмоционального напряжения.

5. Мотивационная теория. Понятие «мотивация» происходит от англ. motivation – побуждение. «Мотивация – система побудительных причин человеческого поведения, теоретической и практической деятельности. Такими побудителями могут быть чувства, переживания, идеи, в которых отобразились те или иные (материальные и духовные) интересы и потребности человека» (цит. по: Логический словарь-справочник/ Н.И. Кондаков, М., 1975).

Таким образом, понятие «мотивация», используемое при проведении полиграфных проверок, это комплексная, синтетическая система. В ее основе лежат теория угрозы наказания; теория активности; условно-рефлекторная теория и информационная теория П. Симонова. Все они определяют уровень мотивации как сложный социально-биологический процесс, накладывающийся, в свою очередь, на функциональное состояние индивидуума. Если человек сильно переутомлен, то он не может и не хочет решать какие-либо проблемы, кроме одной – отдыхать. Все остальное – потом. При этом уровень мотивации в решении даже значимых социальных задач будет сильно ослаблен или может быть равен нулю. Поэтому не рекомендуется проводить полиграфные проверки подозреваемого, находящегося в состоянии крайнего переутомления.

При проведении полиграфных проверок следует помнить о необходимости актуализации мотивационных структур по отношению к результатам обследования. Если человеку абсолютно безразлично обследование, если душой он находится где-то там, за пределом круга исследуемых проблем, вы никогда не получите реакцию на задаваемые вопросы. Например, при проведении серий полиграфных исследований нашим сотрудникам по тесту угадывания цифр или карточному тесту мы установили, что если обследовались лица, для которых судьба полиграфа не была безразлична, то они давали положительный результат практически в 100% случаев. Когда же обследовались сотрудники, которым была безразлична проблема полиграфных обследований и их больше волновало желание скорее освободиться от процедуры и вернуться к решению своих производственных задач, то результаты отгадывания цифр и карт были практически нулевыми. Это далеко не окончательный перечень существующих теорий, лежащих в основе полиграфных проверок. Каждая из них отражает только часть характеристик психофизиологического комплекса, лежащего в основе жизнедеятельности организма и социальной обусловленности поведения человека.

Итак, рассматривая проблематику проведения полиграфных проверок, мы видим, что в основе уровня мотивации лежит социальная значимость совершенного преступления (проступка), например возможная мера наказания, который, в свою очередь, зависит от индивидуальных особенностей человека, в том числе и его функционального состояния. Опытным специалистам полиграфа хорошо известны различия в поведении и реакциях подозреваемого, совершившего первое в своей жизни преступление, или опытного рецидивиста, на предъявляемые стимулы.

Человек – это величайшая адаптационная система. В процессе жизни он может привыкнуть практически ко всему, за исключением своей смерти. В норме, если нет серьезных нарушений психики, при угрозе жизни защитная реакция будет присутствовать всегда. Убийца, лишивший жизни в течение 3 лет 12 человек и осужденный к высшей мере, за несколько минут до исполнения приговора ведет себя отнюдь не спокойно. В состоянии аффекта он, как правило, ругается и угрожает, чередуя все слезами и мольбой о пощаде. Сильнейшее стрессовое состояние при проведении полиграфных проверок можно наблюдать и у человека, непричастного к расследуемому преступлению. Поэтому необходимо четко провести предтестовую беседу и убедить тестируемый объект, что полиграф – это серьезный прибор, который практически никогда не ошибается. Надо не забывать об использовании при тестировании непрямого метода, определяющего степень осведомленности опрашиваемого о деталях преступления, тогда ошибка может быть сведена к нулю.

Психофизиологические реакции, фиксируемые полиграфом, зависят и от индивидуальных особенностей нервной системы опрашиваемого лица. В своей практике мы нередко наблюдаем людей с крайними типами поведения: эмоциональных, взрывных, активно реагирующих на все новое, с повышенной двигательной активностью либо внешне спокойных, несколько медлительных, заторможенных. Эти внешние проявления определяются особенностями нервной системы человека, т.к. существуют люди с повышенным проявлением эмоционального напряжения и есть их антиподы. В первом случае реакции на значимые вопросы у лиц, причастных к совершению преступления, ярко выражены, во втором – проявления реакции относительно сглажены. Психофизиологические реакции организма в процессе проведения полиграфной проверки представляют собой комплексную систему, и вычленение из нее каких-либо составляющих не дает исчерпывающего ответа на наличие реального стресса на те или иные вопросы тестов и сведений о механизмах, лежащих в его основе. На наш взгляд, математически этот процесс можно представить в виде следующего равенства:

ЭН = УМ + ФСО + ИО, где:

ЭН – эмоциональное напряжение;

УМ – уровень мотивации;

ФСО – функциональное состояние организма обследуемого;

ИО – индивидуальные особенности нервной системы.

Эта формула позволяет объединить практически все существующие теории полиграфных проверок, где реакции человека, связанные с эмоциональным напряжением, выступают как единая, неделимая, комплексная система. Итак, специалист полиграфа должен рассматривать человека как сложную адаптационную систему, имеющую различные мотивационные уровни и индивидуальные особенности динамики активности различных физиологических подсистем, и уметь анализировать не только типологические особенности, но и индивидуальный характер внешних и внутренних реакций.

Рекомендуемая литература

Основная литература

1. Батуев А.С. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем. Спб., Питер, 2008

2. Варламов В.А., Варламов Г.В Компьютерная детекция лжи. – М.: ПРЕСЭ - Прес, 2012.

3. Варламов В.А., Варламов Г.В Противодействие полиграфу и пути ее нейтрализации. – М.: ПРЕСЭ - Прес, 2005.

4. Данилова Н.Н. Психофизиология. М., Аспект Пресс, 2009.

5. Молчанов А.Ю., Бабиков А.Ю. Общая теория полиграфных проверок. – М., 2012. – 264 с.

Дополнительная литература

1. Богданов А.В. Физиология центральной нервной системы и основы простых форм адаптивного поведения. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2005.

2. Варламов В.А., Варламов Г.В. Психофизиология полиграфных проверок. -Краснодар: ГУВД Краснодарского края, 2000.

3. Губарева Л.И. Будкевич Р.О., Агаркова Е.В. Психофизиология: Учебное пособие для вузов. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 188 с.

4. Мягких С.Г., Петров А.М., Бессонова С.Ю. Психологические возможности выявления скрываемой информации. – Пермь: «Компаньон», 2003.

5. Оглоблин С.И., Молчанов А.Ю. Инструментальная «детекция лжи»: академический курс. – Ярославль: Нюанс, 2004. – 464 с.

6. Психофизиология / Под ред. Александрова Ю.А. - СПб.: Питер, 2004.

7. Смирнов В.М., Свешников Д.С., Яковлев В.Н. Физиология центральной нервной системы: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 4-е изд., испр. – М.: Академия, 2006. – 368 с.

8. Холодный Ю.И. Применение полиграфа при профилактике раскрытии и расследовании преступлений. – М.: Изд-во «Мир безопасности», 2000.

9. Шульговский В. В. Основы нейрофизиологи: Учебное пособие для студентов вузов – М.: Аспект Пресс, 2006, 2008.

10. Экман П. Психология лжи. – СПб.: Питер, 2000.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: