Тема: Тип Членистоногие. Подтип Трахейнодышащие. Класс Насекомые

Цель занятия: Изучить морфологию и биологию насекомых – возбудителей и переносчиков заболеваний человека.

Задачи:

1.Изучить особенности морфологии и биологии отрядов насекомых, имеющих медицинское значение.

2.Изучит медицинское значение тараканов, блох, вшей и двукрылых

3.Познакомиться с компонентами и характеристикой природных очагов трансмиссивных заболеваний, передающихся кровососущими насекомыми.

4.На микропрепаратах освоить навыки идентификации видовой принадлежности и стадий развития кровососущих насекомых.

5.Познакомиться с методами профилактики трансмиссивных заболеваний, передающимися насекомыми.

В результате изучения материала студент должен:

Знать:

До изучения темы:

1. Классификацию и характеристику класса Насекомые.

2. Особенности морфологии жизненные циклы вшей, блох, комаров, мух.

3. Роль изученных представителей класса насекомых в переносе возбудителей трансмиссивных болезней человека.

После изучения темы:

1. Отличительные особенности морфологии самцов и самок изучаемых насекомых.

2. Механизмы и способы передачи возбудителей заболеваний.

3. Составные компоненты и характеристику очагов трансмиссивных заболеваний (чумы, сыпного и возвратного тифа).

Студент должен уметь:

1.Идентифицировать на микропрепаратах эктопаразитов человека: вшей, блох, комаров, клопов.

2.Определять ротовые аппараты мух.

3. Составить схему и дать характеристику природного очага чумы.

Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по указанной теме:

1). Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспектов лекций и рекомендуемой учебной литературы.

2). Ответить на вопросы для самоконтроля:

1. Особенности строения и развития насекомых.

2. Отряд вши. Приспособления к паразитическому образу жизни. Медицинское значение. Понятие облигатно-трансмиссивных заболеваний.

3. Отряд блохи. Особенности строения и образа жизни. Пути заражения человека чумой. Характеристика природного очага чумы.

4. Отряд клопы. Особенности строения. Медицинское значение.

5. Муха - механический переносчик заболеваний. Особенности строения тела. Ротовой аппарат комнатной мухи, осенней жигалки.

6. Возбудители миазов - оводы, вольфартова муха.

7. Кровососущие насекомые - слепни, мокрецы, мошки.

8. Медицинское значение москитов.

9. Меры борьбы с насекомыми - возбудителями и переносчиками заболеваний.

3). Проверить свои знания с использованием тестового контроля:

Выберите правильный ответ (ответы):

9. Постоянные эктопаразиты человека, развитие которых происходит с неполным метаморфозом,: а)блохи, б) вши, в)комары, г)москиты, д)муха це-це.

10. Временные эктопаразиты человека, развитие которых происходит с полным метаморфозом,: а)блохи, б) вши, в)комары, г)москиты, д)муха це-це, е)клопы.

11. Эктопаразиты, являющиеся возбудителями болезней человека,: а)тараканы, б)муха це-це, в)триатомовый клоп, г)блохи, д)головная вошь, е)лобковая вошь.

12. К специфическим переносчикам возбудителей болезней человека относятся: а)блоха, б) клещ поселковый, в)муха комнатная, г)головная вошь, д) грызуны, д) свиньи.

13. Переносчики возбудителей болезней человека: а)вольфартова муха, б)головная и платяная вошь, в)аргазовый клещ, г)чесоточный клещ, д)грызуны.

14. По числу видов животных-резервуаров природный очаг может быть: а)моногастальным, б) полигастальным, в)моновекторным, г) поливекторным, д)факультативным.

15. По числу родов переносчиков природный очаг может быть: а)моногастальным, б) полигастальным, в)моновекторным, г) поливекторным, д)факультативным, е)трансмиссивным.

16. Установить соответствие

Переносчик: 1)платяная вошь, 2)блоха крысиная, 3)комнатная муха

Болезнь: а)возвратный тиф, б) дизентерия, в)холера, г)болезнь Лайма, д)чума, е)сыпной тиф.

17. Установить соответствие

Переносчик: 1) головная вошь, 2)комнатная муха, 3)блоха крысиная

Болезнь: а)дизентерия, б)фтириоз, в)сыпной тиф, г)педикулез, д)чума.

18. Дополнить: введение возбудителя в ранку при укусе кровососущего насекомого – это ___________________.

4). Оформить в альбоме и заполнить таблицы:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: