Традиция святоотеческого оглашения. Проблемы длительного оглашения

Зяблов В.В. Барнаул, 26.05.2014

Доклад на съезде катехизаторов Барнаульской епархии

Традиция святоотеческого оглашения. Проблемы длительного оглашения

Под катехизацией (греч. κατήχησιζ — поучение, наставление; от κατηχέω, — слышание чего-либо из речей других) или оглашением (церк.-слав. калька греч. κατήχησιζ) понимается т а инственный процесс воцерковления человека, происходящий через его научение основам христианской веры, молитвы и жизни. Из самого определения следует, что оглашение происходит устно, т.е. через живое общение человека с человеком, поэтому его нельзя заменить только чтением книг, например, ведь это еще и определенный опыт. Оглашение - это тАинственный процесс. В этом процессе участвует Бог, Он принимает человека, помогая ему через катехизатора и Церковь. Поэтому такой процесс плохо поддается формализации. Нет и не может быть "технологии" воцерковления, которую мы можем применить к любому человеку и получить нужный результат. Это живой процесс, в котором всегда есть место действию Божьему. Но это не исключает общих принципов, методических наработок, без этого нельзя обойтись. Оглашение - научение основам веры, молитвы и жизни. Научение - это не обучение, не школа, не ликбез, где получают какие-то теоретические знания, но это наставление на путь новой жизни и опыт этой жизни.

Почему же именно сейчас тема возрождения катехизации стоит так остро? В 20 веке известные трагические события привели к тому, что русская поместная церковь была фактически уничтожена, была разрушена и церковная традиция (ее живые носители). Сегодня большинство людей, в том числе и православных, не научены вере должным образом – крещены, но не просвещены. Такой человек приходит в Церковь и начинает свой нелегкий путь, как правило, самостоятельного воцерковления – бессистемно читает книги, которые под руку попадутся, слушает разных людей и т.д. В итоге часто у такого человека в голове и жизни образуется некоторый хаос, в котором он с трудом ориентируется, ему очень сложно. Хотелось бы, чтобы человек ищущий Бога и пришедший в храм, сегодня попадал в систему катехизации, где бы более опытные люди могли его научить, ввести в церковную и духовную жизнь и сделать это систематически и целостно. Даже годичная систематическая катехизация заменяет многие годы, а то и десятилетия (до 14 лет по разным подсчетам) самостоятельного несистемного просвещения и духовных поисков. Таким образом, катехизация играет важнейшую роль в жизни человека, ведь это процесс создания духовного фундамента, на котором каждый потом будет строить свой дом веры. Если этот фундамент не создан вообще или создан плохо, некачественно, то падение дома того будет велико, будут духовные проблемы и кризисы.

В новейшее время фактически многое в Церкви предстоит создавать заново и поэтому важно, что и как будет делаться. Приступая к возрождению катехизации, важно знать церковную традицию в этом вопросе. Во-первых, чтобы не изобретать то, что уже известно, а использовать богатейший церковный опыт. Во-вторых, все церковные действия должны совершаться в контексте церковного Предания. Что же такое церковная традиция вообще? Традиция или Предание – это способ передачи опыта всех тех христиан, что жили до нас. В традиции есть две части – постоянная (неизменяемая) и изменяемая. Как известно, Дух творит себе формы. В традиции всегда есть Дух, смысл, цель, суть и есть конкретные формы, в которых этот дух воплощается в каждой конкретной исторической, культурной, церковной реальности. Также важно помнить, что традиция всегда живая, это жизнь Духа, а значит, она постоянно меняется и развивается и это прекрасно, это свидетельство жизни. Поэтому никогда нельзя слепо копировать, просто воспроизводить то, что было много веков назад в другой части мира и с другими людьми. Нужно понять дух, суть и искать новые адекватные времени формы их воплощения. Поэтому говорят, что в Церкви всегда есть ответ на любой вызов современности. Но он творческий. Его надо найти, его надо выявить и сказать на понятном миру языке. А это всегда труд. Поэтому нужно: во-первых, на основании того знания, прежде всего исторического и литургического, которое нам доступно о церковной традиции катехизации, попытаться сформулировать суть традиции, некоторые ее принципы (и здесь, конечно, сложно претендовать на полноту), а во-вторых, на основании этих принципов, пытаться искать конкретные формы их воплощения и делать это творчески.

Какое же место занимает катехизация в современной церковной жизни? Катехизация – это не просто какое-то полезное дело, которое может быть, а которого может и не быть в церковной жизни, это не какое-то желательное дополнение. Место миссии и катехизации гораздо важнее. Есть прямая взаимосвязь между внутренней жизнью Церкви и Ее миссией и катехизацией. Церковь оставлена в мире Господом для того, что быть опытом новой жизни в Царстве Божьем уже сейчас, в этом мире, и чтобы свидетельствовать всему миру об этом опыте. Поэтому живая Церковь не может не свидетельствовать (т.е. не может не миссионерствовать) и не может не принимать и не вводить новых людей в Церковь и в Царство Божье (т.е. не может не заниматься катехизацией). Поэтому состояние миссии и катехизации свидетельствуют о качестве и глубине жизни Церкви в конкретное историческое время вообще и каждого христианина в частности. Если миссия и катехизация в упадочном состоянии, то в жизни Церкви какие-то серьезные проблемы, ей трудно или нечего сказать миру, нечего предъявить (реальность другой жизни), и, соответственно, некуда вводить (в новую жизнь). И, наоборот, возрождение миссии и катехизации – это свидетельство возрождения внутренней жизни Церкви. Поэтому возрождать можно только все вместе – церковную жизнь, миссию и катехизацию в полноте, все влияет друг друга, важны все части этой триады. Также нужно помнить, что возрождение Церкви – это возрождение каждого конкретного человека. А здесь нужен, во-первых, фундамент, о котором мы говорили, а во-вторых, единство веры, все должны верить в одно и то же, иметь единомыслие по главным вопросам веры и жизни, сегодня, к сожалению, часто возникает впечатление, что у каждого какая-то своя вера, это порождает разделения и проблемы. Поэтому, например, возрождение оглашения – это хороший способ возрождения глубины церковной жизни, особенно если мы не знаем, с чего начать это возрождение. Это приведет людей к более глубокой вере, молитве и христианской жизни, соответственно и Церковь будет жить по-другому.

Первым катехизатором был Сам Христос. А оглашаемыми – его ученики. Он их долго наставлял в вере и жизни и сокрушался, что они иногда плохо Его понимали. Также памятны слова Христа при вознесении – «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.» (Св. Евангелие от Матфея 28:19,20). Этой заповедью Христос Сам установил катехизацию, так же как Крещение и Евхаристию, т.е. прямым повелением, поэтому катехизация была изначально в опыте Церкви.

Прежде чем появились на свет письменные Евангелия, катехизация, то есть устное наставление в вере всех желающих, уже шла полным ходом. Так, например, Лука в начале своего Евангелия говорит о цели, с которой оно было написано: «рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был катехизирован» (Лк 1: 3–4). То есть Лука считал свой труд систематическим изложением устного катехизиса.

Деяния апостолов полны примерами оглашения, начиная от речи Петра в день Пятидесятницы, которая имеет все признаки оглашения, и далее. Множество ситуаций, где апостолы говорят Слово, наставляют, отвечают на вопросы, общаются, потом крестят и пребывают у новокрещенного, наставляя его.

Начавшись от Христа и апостолов, катехизация довольно интенсивно развивалась примерно до 5 века, после которого следует период упадка, который во многом продолжается и до нынешнего времени. Каждый, кто теоретически изучал или пытался на практике возрождать оглашение, обращается именно к опыту 2-5 вв. Обращаются как на Востоке, так и на Западе. История катехизации в полноте еще не написана, здесь предстоит много работы. К сожалению, истории катехизации как-то всегда уделялось немного внимания, хотя именно катехизация была, например, колыбелью богословия. Многие богословские открытия были сделаны не в пылу догматических споров между экспертами, а в беседе учителя и ученика, в диалоге с людьми, только приходящими к вере. Поэтому многие сведения, дошедшие до нас, неполны и фрагментарны. Обобщая их, мы можем выделить следующие огласительные школы и периоды их развития.

Оглашение в Римской и Североафриканской церквах в середине 2 – начале 3 века (представители – Тертуллиан, Ипполит Римский, Иустин Философ, Ириней Лионский). Александрийская огласительная школа (конец 2 – середина 3 века) – Пантен, Климент, Ориген и др. Катехизация в Иерусалиме в 4 веке (Кирилл Иерусалимский), катехизация в Антиохии (конец 4 – середина 5 века) – Иоанн Златоуст и Феодор Мопуэстийский, Григорий Нисский. Катехизация в Милане и северной Африке (конец 4 – середина 5 века) – блаженный Августин и Амвросий Медиоланский. Многие из перечисленных церковных учителей оставили после себя письменные труды. В каждой огласительной школе были свои разнообразные местные традиции, но было и кое-что общее. Объем доклада не позволяет подробно коснуться вопросов развития этих школ и их характеристики, поэтому, опуская эти подробности, попытаемся сформулировать те принципы, которые можно увидеть в различных по форме традициях.

Первый принцип – личностность. Бог обращает свой призыв к конкретной личности, к человеку. Вера и покаяние этого человека – вот условия вхождения в Церковь, в народ Божий. Покаяние должно быть основным плодом оглашения, покаяние как изменение жизни, переход человека с пути смерти, ведущего в погибель, на путь жизни, ведущего к Богу и в Церковь. Для принятия Христа нужна подготовка. Человек должен прозреть и увидеть, что он погибает и лично ему нужен Спаситель. Тогда человека может принять Его. Именно поэтому пришел Иоанн Креститель, чтобы подготовить людей к принятию Господа через покаяние грехов. Покаяние – это отказ от прежней греховной жизни для того, чтобы обрести новую жизнь. Оглашение – это прежде всего устное, в процессе общения учителя (катехизатора) и ученика, научение вере, молитве и жизни, о чем мы уже сказали. Причем в этом общении нужно опираться на тот положительный опыт, который у человека уже есть и дополнять его тем богатством веры, которого у него еще нет. Ярким примером подобного является речь ап. Павла в афинском ареопаге, которую он начинает с разговора об особой набожности афинян и почитании ими «неведомого Бога», которому они сделали жертвенник, хотя апостол Павел мог обвинить их в язычестве и неверном богопочитании.

Второй принцип – последовательность. Катехизация была длительным процессом и занимала в среднем 2-3 года. Научить человека жить по-новому требует времени и труда. В древности процесс оглашения состоял из трех больших этапов. Первый этап – этап «слушающих», вступая на который, человек обозначает свое желание креститься. Здесь он подробнее узнает о христианстве, проверяет и углубляет свое желание, начинает менять свою жизнь. Церковь смотрит на изменения человека и когда считает, что он готов, то оглашаемый переводится на второй этап – «просвещаемых». Этот интенсивный этап подготовки к крещению, как правило, занимал около 40 дней (отсюда и длительность постов – именно они были созданы как второй этап оглашения), проводились даже ежедневные встречи. Затем следовало крещение, это происходило в большой праздник – Пасху, Рождество и т.д. Далее следовал третий этап – мистагогии (таинствоводства), «светлая седмица». На первом и втором этапах доступна скорее не догма, а кЕригма (возвещение Евангелия), не дается информации о таинствах и догматике, этого человек пока не может вместить. Само таинство Просвещения включало 4 таинства – Покаяние, Крещение, Миропомазание и Евхаристию. Далее следовал этап мистагогии – введение человека в тАинственную жизнь Церкви, рассказ и участие в церковных таинствах (прежде всего в Евхаристии), догматике, аскетике. На каждом этапе дается то знание, которое человек может вместить и претворить в жизнь, практиковалась disciplina arcani. В процессе оглашения человек проходит все этапы жизни народа Божьего. Сначала он готовится принять Христа и соединиться с Ним, находясь в состоянии человека ветхозаветного, поэтому на 1 и 2 этапе много времени уделяется изучению Ветхозаветного Закона и Пророков, которые говорят о Христе и исполнению Закона в жизни, это видно по Великому Посту. Переход с этапа на этап состоял в собеседовании с епископом (священником), был некоторый экзамен, где выяснялось, как человек верит и живет. По определенным критериям катехумен либо переводился на следующий этап, либо нет. Были литургические элементы оформления этого перехода – например, специальные молитвы посвящения в оглашаемые. Духовный рост человека происходил постепенно, что и отражалось в этапности оглашения. Разная духовная пища была для разного духовного возраста.

Третий принцип – целостность, систематичность. Цель оглашения – воцерковление всей жизни человека в полноте. Для достижения этой цели уделялось внимание четырем направлениям в жизни катехумена – научение в Св. Писании, регулярная личная молитва, церковная молитва (за исключением Литургии верных), исправление жизни в соответствии с тем, что открывается в Писании, вере и молитве. Эти направления соответствуют взгляду на христианскую жизнь как целостную совокупность «закона» молитвы, веры и жизни. Катехумен проходит этапы жизни народа Божьего – «по совести» - «по Закону» - «по благодати». Чтобы актуализировать и очистить совесть, читаются книги премудрости, чтобы научиться Закону – закон Моисеев, чтобы узнать о Христе и подготовиться к жизни по благодати – читаются ветхозаветные пророки и синоптические Евангелия.

Четвертый принцип – церковность. Оглашает человека не просто катехизатор, а конкретная Церковь, церковная община, которая за ним стоит и его посылает на это служение. К сожалению, сегодня Церковь ничего не знает о появлении в ней новых членов, крещение стало частным делом человека. Но в древности вся Церковь участвовала в этом процессе. Именно так Великий пост стал общецерковным делом, а не только делом оглашаемых. Но и сам катехизатор должен быть укоренен в той традиции и том опыте новой жизни и веры, в которую вводит оглашаемого. Он выступает свидетелем Христа перед оглашаемыми, является примером христианской веры и жизни. Интересно, что Церковь давала оглашаемому поручителей из опытных христиан, которые помогали ему менять свою жизнь и проходить оглашение, поручители очень сильно повышали эффективность оглашения, т.к. катехизатор не может уделить много внимания каждому оглашаемому. Поручители перед церковным собранием и епископом свидетельствовали о жизни оглашаемого и брали на себя ответственность в случае крещения, поручались за него. Но и катехумен нес определенную ответственность в период оглашения. Например, если он не менял своей жизни, или опять впадал в смертные грехи, то мог быть переведен на предыдущий этап.

Оглашение было очень важной частью жизни церковной общины, у епископа и общины уходило на него очень много времени, это дело считалось максимально важным. Отсюда целые разработанные пласты предания, относящиеся к оглашению – литургия оглашаемых, великий пост, весь пасхальный литургический цикл, крещальные литургии и т.д.

Как же можно использовать озвученные принципы сегодня? Принцип личностности - важно работать с каждым человеком лично, катехизатор должен лично вести каждого человека на катехизации и нести за него ответственность. Поэтому, например, если рассматривать оглашение в огласительных группах, то они не должны быть большими (10-15 человек оптимально), иначе не получается каждому уделить время и внимание. Катехизация должна быть построена на диалоге, на общении, проходить в форме бесед, вопросов и ответов, ее нельзя заменять системой лекций. Вера передается от человеке к человеку.

Принцип последовательности. Катехизация – процесс длительный и постепенный. Поэтому прежде всего нужно прикладывать силы к возрождению длительности и этапности оглашения. Нескольких обязательных бесед, которые есть сегодня, явно недостаточно, хотя лучше, чем ничего. Чтобы человек воцерковил всю свою жизнь, нужно время. Поэтому если не 2-3 года, как в древности, то хотя бы от 0,5 до 1,5 лет – цель, к которой нужно идти. Обязательно нужна этапность. Когда человек начинает ходить на оглашение и еще вообще ничего не понимает, даже возможно и в храм не готов войти, и ему начинают рассказывать про богословие Св. Троицы или Таинства, понятно, что он просто убежит, он еще не может этого вместить. Каждому человеку на своем этапе нужна соответствующая пища, чтобы он мог ее переварить, иначе будет не польза, а вред.

Принцип целостности. Важна системность. Важно не просто сообщить человеку новые знания, но и чтобы он научился читать Св.Писание, верить, молиться и жить в соответствии с тем, что он узнал. Он должен получить опыт духовной борьбы и жизни по вере. Например, здесь можно вводить совместные с группой дела милосердия (помощь в больнице), взаимопомощь внутри огласительной группы, должны сложиться уже церковные отношения, люди должны осознать себя не чужими, а братьями и сестрами во Христе. Также хорошо, когда группа вместе будет ходить на богослужения, слушать огласительные проповеди и т.д. Катехизатор и поручители должны помогать каждому изменять жизнь в соответствии с верой, отвечать на вопросы - как жить, поступать и т.д,. показывать личный пример такой жизни.

И последний принцип – принцип церковности. Здесь необходимо заново воцерковлять саму катехизацию и крещение. Вернуть им утраченное церковное измерение, из частной требы опять превратить в дело всей общины. Оглашаемые должны ходить на литургию оглашаемых, над ними должны читаться особые молитвы, в том числе экзорцизмы, вся община должна знать своих оглашаемых, молиться за них и помогать им, хорошо бы вернуть изначальный смысл большим постам – подготовку оглашаемых к крещению и подготовку Церкви к принятию новых членов, совместный труд. Само таинство Просвещения и присоединения к Церкви также должно быть церковным, должно быть торжественным и праздничным. Хорошая практика здесь – служение крещальных литургий по большим праздникам в конце постов, которая сегодня возрождается во многих епархиях центральной России, а также за Уралом - в Красноярской епархии, в Хабаровской и т.д. Причем часто организуют огласительную группу при кафедральном соборе и ее крестит сам епископ, например, в Великую Субботу, в процессе крещальной литургии, что иногда является для оглашаемых дополнительным стимулом для прохождения длительного оглашения.

Как же можно к этому перейти от той практике, которая есть? Понятно, что это очень большой труд. Здесь сложно делать какие-то радикальные шаги и нужна постепенность. Поэтому начать можно, например, с того, что в группы длительного оглашения будут набираться люди добровольно, те, кто хочет именно войти в Церковь и жить в ней. Здесь особый вопрос – оглашение уже крещенных людей. Большинство людей сегодня крещены еще во младенчестве, но не просвещены и нуждаются в научении, когда приходят в Церковь. В церковной традиции известна и такая практика, как оглашение крещенных, особенно актуальная сегодня. Вот что говорил об этом преп. Симеон Новый Богослов – «Но крещеные младенцами не чувствуют освящения, получаемого в крещении, потому что такое чувство, получаемое от освящения, есть умное дело. А младенцы еще несовершенны умом, чтобы разуметь принятую благодать. Посему с продолжением времени они мало-помалу изменяются и переходят на сторону худа. И благодать св.крещения в иных погасает и совсем теряется, а в иных сохраняется малая ее искра, от которой потом великая сия милость (т.е.Божия) опять в них воспламеняется, если прибегнут к духовным отцам и покаются, как мы сказали, примут оглашение, восстановят веру как следуют и возуповают на Бога». Преп. Симеон Новый Богослов. Слова. М.1892. Сл. 51. С. 464».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: