В.Я.Коровина. Литература, 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях. Москва «Просвещение» 2008год
№/№ | АВТОР | НАЗВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ | ПРОБЛЕМЫ, ПОДНЯТЫЕ АВТОРОМ В ПРОИЗВЕДЕНИИ | ЭЛЕМЕНТЫ СОЧИНЕНИЯ ПО ПОДНЯТОЙ АВТОРОМ ПРОБЛЕМЕ (литературные аргументы) | |||
1. | ФОНВИЗИН Денис Иванович | Комедия «Недоросль» | 1)Проблема воспитания нового поколения. 2)Проблема служения Отечеству. 3)Проблема обучения и просвещения 4)Проблема «отцов и детей». 5)Проблема верности своему долгу, жизненным принципам. 6)Проблема грубости, хамства. | 1)Проблема воспитания в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль». В комедии Д.И.Фонвизина поднимается важная, на мой взгляд, проблема – проблема воспитания дворянства… Возможный вариант: В комедии Фонвизина проблема воспитания приобретает государственное значение, ибо в правильном воспитании, по мнению автора, коренится единственно надежный источник спасения от грозящего обществу зла — духовной деградации дворянства. Главный воспитатель Митрофанушки - его собственная мать. Самодурство Простаковой заставляет ее близких лгать и изворачиваться, поэтому результат воспитания в этой семье закономерен. Обстановка, в которой растет Митрофанушка, невежество родителей породили изверга и домашнего деспота такого же, как сама госпожа Простакова. В конце комедии Митрофан с легкостью отказывается от родной матери. Так, слепая любовь родителей изуродовала беззлобный, в сущности, характер сына. | |||
2. | ПУШКИН Александр Сергеевич | Роман «Капитанская дочка» | 1)Проблема пьянства 2)Проблема жестокости 3)Проблема долгов 4)Проблема недопонимания | 1)Проблема пьянства в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка». В романе А.С.Пушкина поднимается, на мой взгляд, проблема пьянства … Здесь проблема пьянства, возкикает когда молодой юноша Пётр Андреевич, которому шёл семнадцатый годок по пути на службу в Семёновский полк, приехал на одну ночь в Симбирск, где должен был пробыть сутки для закупки вещей. Когда Савельич с утра отправился по лавкам, юноша отправился в биллиардную, где повстречал высокого барина Иван Ивановича Зурина лет 35. Зурин много пил и почивал Петра Андреевича, говоря, что надобно привыкать к службе. | |||
3. | ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич | Поэма «Мцыри» | 1)Проблема ценности | ||||
4. | ГОГОЛЬ Николай Васильевич | Комедия «Ревизор» | |||||
Повесть «Шинель» | |||||||
5. | ТОЛСТОЙ Лев Николаевич | Рассказ «После бала» | |||||
6. | ЧЕХОВ Антон Павлович | Рассказ «О любви» | |||||
7. | Бунин Иван Алексеевич | Рассказ «Кавказ» | |||||
8. | Куприн Александр Иванович | Рассказ «Куст сирени» | |||||
9. | БЛОК Александр Александрович | Стихотворение «Россия» | |||||
10. | ЗОЩЕНКО Михаил Михайлович | Рассказ «История болезни» | |||||
11. | ТВАРДОВСКИЙ Александр Трифонович | Поэма «Василий Теркин» | |||||
12. | АСТАФЬЕВ Виктор Петрович | Рассказ «Фотография, на которой меня нет» | |||||
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА | |||||||
13. | У. ШЕКСПИР | Трагедия «Ромео и Джульетта» | |||||
14. | Ж.Б.МОЛЬЕР | Комедия «Мещанин во дворянстве» | |||||
15. | Дж.Свифт | Роман «Путешествия в некоторые отдаленные страны света Лемюэля Гулливера» | |||||
ВОЗМОЖНЫЕ ФОРМУЛИРОВКИ ПРОБЛЕМ:
|
|
|
|
-проблема жизненного выбора;
-проблема человеческих ценностей (на войне и в мирное время);
-проблема верности своему долгу, принципам;
(всегда ли человек осознает истинную ценность времени?);
-проблема грубости, хамства (каковы причины такого поведения?);
-проблема истинного и ложного патриотизма;
-проблема смысла человеческой жизни и ответственности человека за настоящее и будущее;
-роль книги в жизни человека;
-роль путешествий в жизни человека, в развитии его ума, характера и благородных чувств;
-проблема сохранения человеческой личности в эпоху информационного бума;
-проблема влияния человека на природу, осознания каждым ответственности за состояние окружающей среды;
-способность человека к выживанию в экстремальных условиях (как человеку молодому, неопытному выжить на войне?);
-проблема нравственной ответственности человека за свои поступки;
-проблема человеческого равнодушия;
-проблема «отцов» и «детей» (взаимоотношения между родителями и детьми);
-проблема воспитания, роль малой родины, родительского дома в формировании нравственных основ личности;
-проблема человеческих взаимоотношений;
-проблема воспитания сострадания (можно ли воспитать чувство сострадания?);
-проблема свободы личности и ответственности человека перед обществом;
-проблема отношения человека к происходящему вокруг;
-проблема выбора профессии с учетом личных и общественных интересов;
-проблема несправедливости социального устройства общества;
-влияние звезд шоу-бизнеса на молодежь;
-проблема выбора книг для чтения;
-проблема наследственности и воспитания;
-проблема интеллигентности (кого можно назвать истинным интеллигентом?);
-роль музыки в жизни человека;
-человек и экология;
-антигуманность войны.