Компоненты и критерии познавательного интереса старших дошкольников

Компоненты Критерии Показатели Баллы
Интеллектуальный познавательная активность в форме вопросов а) возникновение познавательных вопросов причинно-следственного характера, рассуждений б) конкретизация и усложнение познавательных вопросов в) наличие познавательных вопросов предметного характера г) отсутствие познавательного интерес  
обращенность к изучаемому объекту а) наличие интереса к выявлению закономерностей, установлению причинно - следственных связей б) интерес к познанию явных и существенных свойств предмета в) наличие недифференцированного интереса г) заинтересованность слабо выражена  
представления об окружающем а) представления системны б) дифференциация представлений об окружающем в) представления бессистемны г) подскажите пожалуйста что здесь?  
Эмоционально-волевой проявление эмоций, связанных с познанием а) стойкая эмоционально-познавательная направленность на определенную сферу окружающего мира б) эмоционально-познавательное отношение к деятельности в) эпизодическое эмоциональное переживание г) снижение степени увлеченности или отсутствие  
активность и самостоятельность в преодолении трудностей а) стремление к преодолению трудностей б) проявление ситуативной самостоятельности, преодоление трудностей с помощью взрослого в) минимальная самостоятельность зависимость от помощи взрослого в форме пояснений, разъяснений, указаний и т.п. г) требует помощи взрослого  
сосредоточенность и внимание к познавательной информации а) самопроизвольная активность; увлеченная самостоятельная работа; б) познавательная активность, требующая стимулирования со стороны взрослого; в) познавательная инертность, уход от деятельности в случае затруднений г) колебания внимания  
Процессуальный -исследовательский подход в решении умственных и поисковых задач а) интерес к преобразованию и совершенствованию собственной деятельности б) в) индивидуальный характер деятельности г)  
стремление найти нестандартный способ решения поисковой задачи а) использование разнообразных нестандартных способов в решении задач б) интерес к различным способам решения задач в) стремление присутствует, но реализуется частично г) отсутствует в связи с незрелостью процессов саморегуляции;  
обращенность на отдельные стороны познавательной деятельности Этот критерий может не нужно? а) обращенность на процесс познавательной деятельности; б) обращенность на постановку целей или задач; в) обращенность на результат познавательной деятельности; г)  
проявление умений вступать в диалог по поводу познания а) б) ситуативное включение в диалог с партнером по познавательной деятельности в) г)  

Выделенные нами критерии определили дальнейшую работу, направленную на изучение особенностей познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста. Экспериментальное исследование проводилось в ГБДОУ «детский сад № 107 комбинированного вида» г. Севастополя.

С этой целью на констатирующем этапе исследования использовались методы, позволяющие с разных точек зрения взглянуть на изучаемую проблему: мониторинг детских вопросов; беседы с детьми; серия наблюдений за детьми в условиях образовательной деятельности; методика выбора детьми деятельности.

Кратко обобщая результаты исследования, мы пришли к определенным выводам. Среди проявлений познавательного интереса одно из основных мест занимает его содержательная сторона, которая находит прямое отражение в детских вопросах. Однако констатация показала, что количество познавательных вопросов (всего 20 %) значительно уступает остальным. Дошкольники не проявляют активность в обращении к взрослым с познавательными вопросами по ряду причин: родители и воспитатели нетактичным отношением подавляют желание детей, мотивируя это отсутствием времени, непониманием актуальности вопроса для ребенка или недостаточным объемом информации для ответа на вопрос. Дети, испытывая интерес к какой-либо сфере окружающей действительности, не проявляют активной позиции в его удовлетворении (данные предпочтения не отражаются в содержании полученных от дошкольников познавательных вопросов).

По характеру деятельности детей на занятии можно судить о выраженности проявлений эмоционально-волевой и процессуальной составляющей познавательного интереса и заключить, что среди общего количества испытуемых выделяются дети с ярко выраженной склонностью к репродуктивным формам деятельности и дети с высокой познавательной позицией, но с низким уровнем развития практических навыков.

Из этого можно заключить, что у каждого наблюдаемого ребенка составляющие познавательного интереса возникают и развиваются неравномерно.

Результаты проведенного исследования подвели нас к выводу о том, что ключевым в формировании познавательного интереса является познавательное общение ребенка с окружающими взрослыми и сверстниками, связанное с поиском информации или подтверждением уже имеющихся представлений. Оно может выражаться в различных формах: от познавательных вопросов до обсуждений, формулировок выводов и т.д.

В соответствии с данной особенностью среди выделенных нами педагогических условий необходимо установить определенную субординацию. Каждое из условий должно обеспечивать отдельный фрагмент педагогической работы и выступать в комплексе, но базовым является – познавательное общение с ребенком в ДОУ и семье. Именно благодаря данному условию, обеспечивается передача детям интересной и разнообразной информации. Используя эвристические методы, возможно насыщать данную информацию проблемным содержанием, расширять его, постоянно обогащать. Наряду с этим необходимо формировать у детей эмоциональное отношение к процессу познания. Это будет создавать мотивацию для ребенка: «я вижу много интересного и хочу узнать много нового». Взрослый в процессе общения выступает как носитель информации,

демонстратор способов ее получения и обработки.

Литература:

1. Выготский Л. С, Детская психология // Собр. соч.: В б т. Т. 4. М.: Педагогика,1984.

2. Баранова Э.А. Диагностика позна­вательного интереса у младших школьни­ков и дошкольников. СПб.: Речь, 2005.

3. Капустина Н.Г. Социальное позна­ние в старшем дошкольном возрасте. Че­лябинск: ЧГУ,2004.

4. Морозова Н.Г. Учителю о познава­тельном интересе. М.: 1976.

5. Щукина Г.И. Проблемы познава­тельного интереса в педагогике. М.: Педа­гогика, 1971.

Аннотация: Статья посвящена изучению проявления познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста, определению его компонентов. Автором выделены критерии и показатели проявления познавательного интереса.

Ключевые слова: познавательный интерес, компоненты, критерии, показатели.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: