В какой форме проходят строительные игры?

Строительно-конструктивные игры.

План

1. Своеобразие строительных игр. Воспитательно-образовательная ценность.

2. Условия, необходимые для развития строительных игр.

3. Строительные материалы, виды и подбор их в соответствии с возрастом.

4. Хранение строительного материала.

5. Руководство строительными играми.

6. Строительные игры с природным материалом и руководство ими.

I. Строительно-конструктивные игры – разновидность творческих игр.

Дети отражают свои знания и впечатления об окружающем предметном мире, самостоятельно делают различные вещи, возводят здания, сооружения, но в весьма обобщённом и схематизированном виде. Постройки возводят из специально созданных строительных материалов и конструкторов или же из природного материала (песка, снега).

В какой форме проходят строительные игры?

Часто строительно-конструктивные игры:

1) переплетаются с сюжетно-ролевой игрой: построили корабль и отправились в путешествие; построили вокзал, стали играть в железную дорогу (почта – часть обстановки).

2) многие строительно-конструктивные игры протекают в форме ролевой игры. Дети берут на себя роль строителей; строительный материал подвозят шофёры, в обеденный перерыв рабочие идут в столовую, после работы в театр и т. д.

3) но существует также большое количество игр, в которых всё содержание исчерпывается возведением построек и сооружений. Постройки многократно переделываются, совершенствуются. Иногда это целые комплексы, объединённые одним сюжетом.

Исследования отечественных педагогов вскрыли значение строительно-конструктивных игр (З. В. Лиштван, В. Г. Нечаева):

1) Формируется умение воссоздавать образ предмета, развивается ориентировка в пространстве, умение различать и устанавливать величину и пропорции предмета, пространственные отношения.

2) Оценивать и учитывать свойства и качества материала.

3) Планировать свои действия и ставить цель.

4) Формировать умение сравнивать, сопоставлять постройку с реальными вещами и предметами; развивает наблюдательность.

5) Нравственное воспитание: организует количество, ознакомление с благородной профессией строителя, взаимопомощь, воля.

6) Эстетическое воспитание: сооружения города родного и других, архитектура, наблюдение за слаженной работой строителя (красота труда); создание и украшение построек.

7) Физическое воспитание: координация действий, мелкая мускулатура; развитие анализаторов, глазомера; физические усилия, выносливость.

8) Трудовое воспитание: есть трудовое усилие.

II. Условия, необходимые для развития игр:

а). Время в режиме.

б). Строительный материал в достаточном количестве.

в). Удобная обстановка (место).

г). Обогащение содержания, руководство со стороны взрослого.

III. Игровые строительные наборы: (работа с книгой «Игрушки и пособия для детского сада»; раздел «Игра и конструирование»; стр. 9-10; 85-99, таблица в конце.)

1) Крупные строительные материалы «Строительный материал № 1 НИИИ», набор Флёриной (стр. 8; 87)

2) Настольный строительный материал «Построй город»; набор № 3 НИИИ; кирпичики из дерева в тележках; набор № 4 НИИИ; «Юный строитель»; «Архитектор» (стр. 87; 8)

3) Конструкторы: из дерева для игр на полу, автор Поликарпов (из полых брусков, цилиндров, кубов с круглыми отверстиями), «Юный кораблестроитель»; «Космодром»; «Конструктор-механик № 1»; металлический № 2, автор Сахаров; пластмассовый № 1 и № 2; «Малыш» (стр. 87; 8)

4) Модули.

а) Во второй младшей группе: № 1 – крупный строительный материал; по 2-3 настольных строительных материала (кроме № 4 и «Архитектора»), конструкторов нет.

б) В средней группе: оба набора крупного строительного материала; 2-3 настольных (кроме № 4 и «Архитектора»), конструкторов нет.

в) В старшей группе: строительный материал Флёриной; 1-2 настольных строительных материала (кроме набора № 3 и кирпичиков из дерева в тележках), по одному конструктору всех видов.

г) В подготовительной группе: один крупный строительный материал Флёриной; два набора № 4; два набора «Архитектор»; конструкторы всех видов по1-2.

IV. Для размещения строительного материала отвести специальное место, чтобы детям было удобно пользоваться. (страницы 96-99).

В младших группах (страница 96) строительный материал размещают на полках. Материал раскладывают по цвету и формам прямо на полках, чтобы малыши могли быстро отобрать и убрать его. Предусматривается такое количество деталей и место, чтобы могли одновременно играть 4-5 детей.

Здесь же для обыгрывания построек расставляются мелкие игрушки (ёлочки, флажки и цветочки на катушках, матрёшки, зверюшки, машинки и т. п.), страницы 89; 96-98. Крупный строительный материал в младших группах хранят на стеллажах, на низко подвешенных полках, платформах, в коробках он также раскладывается по цвету и формам. Рядом расставляют крупные транспортные игрушки. Выделяемое место должно быть в стороне от постоянного действия детей и взрослых.

В средней группе (страница97-98) весь строительный материал лучше хранит в коробках, в которых он приобретён. Мелкий игровой материал тоже убрать в коробки, недавно внесённые лучше расставить на полке, чтобы побуждали к игре. Крупный строительный материал можно хранить в шкафах, на полках. Чем крупнее детали, тем ниже их размещают.

В старших группах (страница 99) весь строительный материал (мелкий и крупный) и все виды конструкторов можно сосредоточить в одном месте. Для конструкторов и настольного строительного материала специальное место можно не выделять, т. е. дети используют для игры столы, за которыми занимаются и едят, могут сдвинуть их вместе. Крупный строительный материал лучше размещать в шкафах с задвигающимися дверцами, т. к. открывающиеся дверцы мешают детям заниматься конструированием рядом со шкафами.

Воспитатель должен научить аккуратно обращаться со строительным материалом, соблюдать порядок складывания.

V. Для строительных игр младших дошкольников характерно:

1) изображение единичных предметов или небольших сооружений: домик для куклы, кроватку, стол, забор, гараж. Темы связаны с сюжетно-ролевыми играми.

2) характерна также процессуальность: возведя постройку, они разрушают её и начинают строить вновь.

3) часто строительство опережает замысел; начав строить, затем «узнаёт», что это у него.

У средних и старших дошкольников:

1) расширяется тематика построек: здания, корабли, машины, мосты.

2) стремятся передавать конкретные сооружения: мост через Волгу, метро «Чкаловская», московский кремль.

3) усложняется конструкция (различные перекрытия, украшения).

Отечественные исследователи отмечают, что без специального обучения строительно-конструктивным навыкам и умениям, без целенаправленного руководства взрослых постройки детей остаются элементарными по конструкции и бедными по тематике.

В руководстве два пути: I – обучение конструктивной деятельности на занятиях, знания на других занятиях. II – обучение приёмам конструирования и развитие конструктивных умений и способностей в процессе руководства самостоятельными играми детей (как комплексное руководство в сюжетно-ролевых играх). На занятиях овладевают необходимыми техническими умениями: умение планировать свою деятельность, отбирать материал в соответствии с замыслом; получают знания о различных материалах; идет совершенствование умственной деятельности.

! Существенное значение для развития строительных игр имеют наблюдения, рассматривание предметов, зданий, сооружений. Выясняют назначение сооружения, особенности конструкции, пропорции частей и т. п.; внимание направляется на красоту постройки, её целесообразность. Наблюдение сопровождается беседой, дополняется рассматриванием картин, фотографий, схематических рисунков.

Руководство в игре: развивать её содержание, формировать правильные товарищеские взаимоотношения как в сюжетно-ролевой игре – подбадривает, оказывает помощь, подсказывает тему, показывает, как сделать; строит вместе с детьми; в старшем возрасте – чаще совет, совместное обсуждение; в случае, если возникает затруднение, показывает отдельные технические приёмы, но всегда стремится побуждать к проявлению инициативы. В среднем и старшем возрасте приучать самостоятельно договариваться о теме, распределять обязанности и т. д.

Полезно, закончив общую постройку, рассмотреть с детьми её соответствие замыслу; обсудить участие каждого ребёнка, взаимоотношения в игре; поощрять творчество, выдумку тех, кто редко проявляет инициативу.

Приёмы обучения: (брать в методике ИЗО).

Занятия по конструированию:

Младшая группа:

1) образец

2) показ

3) поощрение

4) совместная игра

5) создание игровой ситуации (Пришли матрёшки, давайте угостим их чаем. А где посадим?)

6) наблюдение построек в окружении

7) предложение темы постройки

8) обыгрывание постройки.

Средняя группа:

1) те же, но меньше образец

2) объяснение без показа

3) показ части постройки (фундамент или завершение).

Старшая группа:

1) образец редко используется; или частичный или образец готовый без его объяснения

2) наблюдение готовых более сложных зданий (театр, кинотеатр) и процесса постройки

3) предложение темы

4) чтение художественной литературы

5) строительство по рисункам, фотографиям

Подготовительная группа:

1) по схемам

2) образцы не даются

3) можно использовать показ приёмов (различного способа крепления), сложных конструкций

4) анализ не всегда положительный, есть и неодобрение, но надо дифференцировать

5) показ и объяснение детей (можно со старшей группы)

6) совет.

VI. Широко используются природные материалы: песок, вода, снег, камешки, шишки, тростник, ветки и т. д.

Песок содержат в песочницах или ящиках; хорошо, если на ночь закрывают, чтоб не загрязнялся. Дети сооружают горки, дворцы, крепости, тоннели и т. д. Особенно интересно играть в песок на даче у реки (много места). В играх используются игрушки: формочки, совки, вёдра, машины, куклы и т. д.

Из снега: младшая группа – дорожки, горки, лесенки в сугробе; старшая группа – крепости, пароходы, мосты; украшают цветными льдинками, скульптурами. Надо научить делать постройки из снежных кирпичей и комьев; поддерживать инициативу, выдумку.

Из камешков: выкладывать узоры по данному образцу, сюжету, по условию расположения камешков в узоре. Полезно для развития пространственных ориентировок.

Из шишек, желудей, веток: зверюшек, человечков, леших и т. д. На даче хорошо из веток, тростника делать шалаши и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: