Мышление обычно определяется как 'опосредованное ‒ основанное на раскрытии связей, отношений, опосредовании ‒ и обобщенное познание объективной реальности [Рубинштейн С.Л, 1946; с, 341], «процесс сознательного отражения действительности в таких ее объективных свойствах, связях и отношениях, в которые включаются и недоступные непосредственному чувственному восприятию объекты» [Леонтьев А.Н. 1965; с, 278]. В процессе мышления объект вступает в новые связи и отношения, проявляясь в новых свойствах и качествах, из него как бы «вычерпывается» все новое содержащие [Рубинштейн С.Л, 1968].
I. Традиционная классификация мышления
1) наглядно-действенное;
1.1.) Основными признаками наглядно-действенного мышления являются, во-первых, неразрывная связь с восприятием, оперирование только непосредственно воспринимаемыми вещами и их связями, которые даны в восприятии; во-вторых неразрывная связь с прямым манипулированием вещами [244], принципиальная невозможность реализовать поставленную задачу без участия практических действий [200, с. 84]. Наглядно-действенное мышление направлено прежде всего на выявление свойств предметов и явлений, наиболее близко лежащих "к поверхности", но скрытых от непосредственного восприятия,
|
|
2) наглядно-образное мышление;
Наглядно-образное мышление характеризуется тем, что мыслительная деятельность осуществляется на образном материале. Наиболее значительную роль в образном мышлении играют
2.1.) зрительные,
2.2.) слуховые,
2.3.) двигательные образы.
2.1.) «Визуальное» мышление [Арнхенм Р., 1973] ‒ это мышление зрительными образами, в процессе которого «оцениваются и определяются различные взаимоотношения между вступившими в противоречие элементами и их комплексами, рассматриваются возможные направления развития ситуации. Результатом этой работы может быть порождение новых образов, новых визуальных форм, несущих определенную смысловую нагрузку и делающих знание структурным и видимым. Эти образы отличаются автономностью и свободой по отношению к объектам восприятия» [98, с. 12].
Важной особенностью образного мышления является оперирование образами, возникающими при опоре на различные сенсорные системы. К сожалению, эти вопросы в психологии изучены еще недостаточно.
2.2.) Как один из видов образного мышления можно выделить пространственное мышление как вид мыслительной деятельности, обеспечивающий создание пространственных образов и оперирование ими в процессе решения различных задач. Следует отметить, что выявление пространственных свойств и отношений возможно только в ходе преобразующей деятельности.
|
|
3) словесно-логическое.
В отличие от третьего традиционно выделяемого вида мышления ‒ словесно-логического, функционирующего в абстрактной вербальной форме и осуществляемого при помощи логических операций с понятиями, в образном мышлении слова используются только как средство выражения выполненных в образах преобразований.
II. Классификация по характеру связи с практикой
1) практическое мышление, совершающееся в практической деятельности и направленное на решение частных конкретных задач,
2) теоретическое, связанное в основном с нахождением общих закономерностей. Однако следует отметить, что "интеллект у человека един и едины основные механизмы мышления, но различны формы мыслительной деятельности, поскольку различны задачи, стоящие в том или другом случае перед умом человека. Именно в этом смысле можно и должно говорить в психологии о практическом и теоретическом мышлении» [Теплов Б.М. 1961, с. 55].
III. Классификация по роду связей и отношений, отражаемых мышлением, выделяются
1) эмпирическое мышление, характеризующееся отражением объектов со стороны их внешних связей и проявлений,
2) теоретическое, «отражающее внутренние связи объектов и законы их движения» [Давыдов В. В, 1972, с. 176].
3) эмоциональное мышление (в качестве специфического вида мышления в зарубежной психологии, вызываемое не с познавательной целью, а побуждениями чувств и включающее аффективное (эстетическое и религиозное) и волевое мышление [Маркова А.К., 1983].
IV. Классификация по параметру содержания труда, в который включено мышление, выделяется такой его специфический вид, как техническое мышление, имеющее трехкомпонентную понятийно-образно-действенную структуру, где каждый из компонентов занимает равноправное место [Кудрявцев Т.В., 1976].
Продуктивные свойства
1. Гибкость (подвижность) мыслительных процессов, связанная с изменением аспектов рассмотрения предметов, явлений, их свойств и отношений [Ilasdorf W, 1974], с умением изменить намеченный путь решения задачи, если он не удовлетворяет тем условиям, которые вычленяются в процессе решения и не могут быть учтены с самого начала, проявляющаяся в активном переструктурировании исходных данных, понимании и использовании их относительности;
2. Темп развития мыслительных процессов [Крутецкнй В. А. 1968], определяемый минимальным числом упражнений, необходимых для обобщения принципа решения;
3. Быстрота ‒ скорость протекания мыслительных процессов;
4. Самостоятельность ‒ умение увидеть и доставить новый вопрос, а затем решить его своими силами;
5. Экономичность мышления [Крутецкнй В. А. 1968, 206], определяемая числом логических ходов (рассуждений), посредством которых усваивается новая закономерность;
6. Широта ума ‒ умение охватить широкий круг вопросов в различных областях знания и практики;
7. Глубина ‒ умение вникать в сущность, вскрывать причины явлений» предвидеть последствия;
8. Последовательность мысли ‒ умение соблюдать строгий логический порядок в рассмотрении того или иного вопроса;
9. Критичность ‒ качество мышления, позволяющее осуществлять строгую оценку результатов мыслительной деятельности, находить в них сильные и слабые стороны, доказывать истинность выдвигаемых положений.
Вместе с тем следует отметить, что большинство так называемых качеств ума относится не столько к характеристикам продуктивности собственно мыслительной деятельности, сколько к свойствам личности более высокого уровня, обусловливающим продуктивность познавательной деятельности в целом.