Отрицательный перенос навыков

Образующиеся у человека навыки всегда в той или иной сте­пени переносятся, т. е. применяются в новых условиях, к изме­нившимся задачам. Перенесенный навык как бы включается в структуру ноной конкретной деятельности, вступает во взаимодействии с другими навыками, сам при этом перестраиваясь и видоизменяясь. Идет непременная настройка, адаптация и доработка навыка. Если в новой ситуации эффективность функци­онирования навыка не уменьшается, перенос называется поло­жительным, если же она в той или иной степени разрушается, то отрицательным. В последнем случае всегда имеет место интерференция, или отрицательное взаимодействие двух или бо­лее навыков. Это может привести к падению их эффективности, к деавтоматизации состава их операций, к замедлению процес­сов формирования новых навыков и т. д.

Уровень интерферирующих взаимовлияний двух навыков за­висит в принципе от разных условий. Ведь навык — это тоже намять как запечатленне, сохранение и воспроизведение прошлой деятельности, сенсорной, моторной и интеллектуальной.

Цель работы. Исследование явления интерференции двух на­выков и анализ некоторых условий, определяющих степень тор­мозных влияний.

Оборудование. В работе используются таблицы, предложен­ные К. А, Рамулем. По существу, эти таблицы (особенно в цифровом варианте А) являются уменьшенной и упрощенной модификацией известного теста Шульте, приме­нявшегося в психотехнике для исследования внимания и скоро­сти ориентировочно-поисковых движений. Для регистрации вре­мени применяются ручные секундомеры.

.Инструкция испытуемому. Перед вами табличка, в которой беспорядочно расположены цифры от 20 до 39 (или буквы от А до Ф). Ваша задача состоит в том, чтобы по команде экспери­ментатора указывать как можно быстрее и табличке цифры к порядке их возрастания (или буквы и алфавитном порядке), громко их при этом начинай. Пометки на табличках запре­щаются.

Исследуется скорость формирования вашего навыка и про­цессы взаимодействия навыков.

Ход работы. Испытуемый выполняет данную ему инструкцию. Экспери­ментатор фиксирует время выполнения каждой пробы, обеспечи­вает предъявление таблиц в нужной последовательности. По каждой табличке испытуемый выполняет 15 проб.

Эксперимент проводиться на пяти равных эксперимен­тальных групп:

группа а — работает только с таблицей А;

группа б — работает только с таблицей Б;

группа в—работа только с таблицей В;

группа ав — работает поочередно с таблицами то А, то Б, т. с. все нечетные пробы идут по таблице Л, а все четные—по таблице Б (параллельное формирование навыков);

группа бв - работает поочередно с таблицами В и Б, так что все нечетные пробы идут по таблице В., а все четные — по таблице Б (параллельное формирование навыков).

Обработка

1. Построить кривые научения по индивидуальным результа­там испытуемых всех групп. По оси абсцисс откладывается номер пробы, по осп ординат— время ее выполнении в секундах.

2. Составить сводные таблицы для результатов испытуемых всех пяти экспериментальных групп и вычислить средние арифметические значения времени по каждой пробе отдельно для всех видов навыков. Получается семь вариантов: А по группам а и аб, Б но группам б, аб, бв, В по группам в и б—в.

3. Провести анализ возможных явлений интерференции двух навыков, подкрепив его соответствующим аппаратом непараметрической статистики

4. Для этого построить по одних координатных осях следующие группы кривых научения (для таблицы А по группам а и аб (влияние Б на А); для таблицы Б по группам б, а—б и бв (влияние А и В на Б); для таблицы В по группам в и бв (влияние Б па В). 4. Сделать выводы о наличии и степени выраженности интер­ференции навыков при работе со всеми таблицами.


А       Б
                Г С П Н Е
                Ф Ж К В Т
                О М Д Р Л
                И Б У З А
                         
                         
        В        
        Е Н У С Г        
        Т В Д Ж Ф        
        А Р К М О        
        Л З П Б И        


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: