Введение. Путь к уверенной жизни

Норман Винсент ПИЛ

Путь к уверенной жизни

Norman Vincent Peale. A GUIDE TO CONFIDENT LIVING

Введение

1 НОВЫЙ СТАРЫЙ СПОСОБ ВЫСВОБОДИТЬ СВОИ СИЛЫ

2 НЕ ДЕРЖИТЕ СВОИ ПРОБЛЕМЫ В СЕБЕ

3 КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ КОМПЛЕКСА НЕПОЛНОЦЕННОСТИ

4 КАК СОЗДАТЬ ОЩУЩЕНИЕ ПОКОЯ В СВОЕЙ ЖИЗНИ

5 КАК НАДО МЫСЛИТЬ, ЧТОБЫ ДОБИТЬСЯ УСПЕХА

6 МОЛИТВА — САМАЯ МОЩНАЯ ФОРМА ЭНЕРГИИ

7 ЗАБУДЬТЕ СВОИ НЕУДАЧИ И ИДИТЕ ВПЕРЕД

8 КАК ОСВОБОДИТЬСЯ ОТ СТРАХОВ

9 КАК СТАТЬ СИЛЬНЫМ И ПРЕУСПЕВАЮЩИМ

10 КАК ИЗБЕЖАТЬ РАССТРОЙСТВ

11 КАК ДОСТИЧЬ СЧАСТЬЯ В СУПРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ

12 КАК ВСТРЕЧАТЬ ГОРЕ

13 ИЗМЕНИТЕ СВОИ МЫСЛИ И ВЫ ИЗМЕНИТЕ ВСЕ

Введение

В течение длительного периода времени автор имел возможность работать со многими людьми, занимаясь современными проблемами личности в самом сердце величайшего города Америки. Он руководил консультационным центром при церкви «Марбл Колледжит» на Пятой авеню в Ныо-Йорке, куда ежегодно обращаются сотни людей за помощью и советом. Штат церкви состоит из пасторов, психиатров, врачей и социальных психологов. Автор разработал специальную методику, рассчитанную на то, чтобы вести человека к личному счастью и успеху. Эта методика оказалась очень эффективной. Ее действенность была продемонстрирована на практике; она была апробирована во многих ситуациях и показала хорошие результаты. Она поразительным образом изменила жизнь многих людей. Это на самом деле путь к уверенной жизни. Но принципы счастья и успеха, представленные в этой книге, не новы. Они не придуманы автором; им столько же лет, сколько Библии. По сути, это простые принципы, которым учит нас Бог. Если в этой методике и содержится какая-то новизна, то она заключается в том, каким образом использовать эти принципы, чтобы они были пригодны для современного человека.

В книге порой встречаются повторы. Это потому, что она рассказывает об использовании формул. Каждая базовая процедура повторяется вновь и вновь: как говорится, повторение — мать учения. Повторы играют большую роль в том, чтобы заставить читателя практиковаться, пробовать еще п еще. Вода камень точит. Точно так же настойчивые акценты, даже ценой повторения, вымывают из нас апатию и лень в деле самосовершенствования.

Эта книга не теоретическая. Она содержит детальное описание способов, как надо жить. Эти методы способны привести тех, кто целенаправленно применяет их на практике, к счастью и успеху. Книга написана с одной-единственной целью: изложить и продемонстрировать простые, работающие методы мышления и действия, которые используют тысячи наших современников. Важное качество этой книги — акцент на слове КАК. Она показывает нам, КАК мы можем реализовать наши самые сокровенные желания.

В этой книге в простой форме представлены формулы, при помощи которых человек может улучшить свою жизнь. Каждая глава посвящена отдельному аспекту главной темы этой книги, а именно КАК быть счастливым и преуспевающим. Испытанный метод применяется к ряду фундаментальных причин несчастья и неудач: напряжению, страху, комплексу неполноценности, неправильному мышлению и другим умственным барьерам.

Не все факторы успешной и счастливой жизни обсуждаются в книге — это невозможно, да и не нужно. Формулы проиллюстрированы достаточным количеством примеров, чтобы научить читателя, как использовать их в любой ситуации. Метод описан достаточно детально, для того чтобы показать читателю то, что он хочет знать — как быть счастливым и преуспевающим. Книга предлагается в качестве руководства по достижению успеха.

Норман Винсент Пил

НОВЫЙ СТАРЫЙ СПОСОБ ВЫСВОБОДИТЬ СВОИ СИЛЫ

Один молодой высококвалифицированный врач иногда назначает людям, страдающим недугами, описанными в этой книге — чувством страха, неполноценности, эмоционального напряжения, проблемами в отношениях с близкими, — на первый взгляд, довольно странное лечение. Его рецепт таков: «В течение следующих трех месяцев хотя бы по воскресеньям посещайте церковь».

Удивленному и озадаченному пациенту, получившему такую неожиданную рекомендацию, он объясняет, что для церкви характерна атмосфера, обладающая лечебными свойствами, способствующими избавлению от многих недугов. Далее он заявляет, что ему не важно, будет пациент при этом слушать проповедь или нет. Посещение церкви приносит пользу, когда человек просто тихо сидит, отдавшись настроению, царящему в церкви. Этот современный врач утверждает, что в результате подобной практики у пациентов наступают поразительные улучшения.

Одна женщина, давний друг семьи этого врача, относилась к той категории пациентов, которые ходят от одного врача к другому, при этом никогда не прислушиваются к их советам и не следуют полученным рекомендациям. Наконец, она заявилась к нашему врачу, и он сказал ей прямо: «Я не хочу заниматься вами». Когда она спросила его почем)', он пояснил: «Ведь вы же все равно не станете делать то, что я вам скажу».

Тогда женщина принялась упрашивать его, настаивать, и клятвенно пообещала, что будет в точности выполнять все его предписания. Наконец, она взмолилась: «У меня достаточно денег, чтобы оплатить ваши услуги. Вы же врач, как вы можете отказываться меня лечить?»

Тогда доктор согласился, но с одним условием: она должна в точности и безоговорочно следовать всем его рекомендациям. Он даже заставил ее подписать соответствующую бумагу.

Причиной нервозности пациентки было то, что ее сестра когда-то вышла замуж за человека, за которого хотела выйти замуж эта женщина, и теперь она ненавидела свою сестру. Все ее существо кипело от ярости, а яд ненависти до того отравил ее организм, что у нее стали наблюдаться реальные симптомы болезни. Наш доктор прописал ей таблетки, потому что знал, что именно этого она от него ждет.

Через некоторое время он выписал ей свой фирменный рецепт: «В течение следующих грех месяцев хотя бы по воскресеньям посещайте церковь».

Лицо пациентки вытянулось от недоумения, и она возмущенно воскликнула: «Впервые нижу такую чушь. Не стану я этого делать! Кто вы, в конце концов, врач или проповедник?»

Тогда доктор показал ей бумагу, которую она когда-то подписала, и сказал: «Вы обязаны это сделать, или я вас больше не буду лечить».

Скрипя зубами, женщина последовала его указаниям. Из-за свойственного ей упрямства потребовалось время, прежде чем наступило некоторое улучшение, но постепенно она начала проникаться целительной атмосферой и излечивающим настроем, царящими на богослужении.

Однажды, к ее удивлению и вопреки ее негативному отношению, она обнаружила, что заинтересовалась проповедью. Она стала с увлечением слушать и к своему великому изумлению поняла, что в проповеди есть здравый смысл. Ей это очень понравилось. Женщина стала послушно выполнять предписания врача, и на сегодняшний день, благодаря мудрому сочетанию медицинских мер и религии, чувство обиды покинуло,ее, и к ней вернулось здоровье.

«Вот видите, мой рецепт действует», — сказал ей доктор. Он прописал ей также чтение религиозной литературы. Постепенно идея о христианстве как о методике и научно обоснованном средстве для преодоления проблем, описанных и данной книге, стала доминирующий в сознании этой пациентки. Сегодня она уверенно идет по жизни и является здоровым человеком не только в физическом, но и в эмоциональном и духовном отношении.

Еще один врач во многих случаях отправлял своих пациентов в мою церковь. Эти люди не были больны физически, но они были настолько переполнены страхами, тревогой и эмоциональным напряжением, чувством вины, неполноценности и обиды, что, как и в приведенном выше примере. их вполне обоснованно можно было назвать больными.

Один мужчина, которого этот доктор отправил ко мне, не был в церкви уже много лет, и когда доктор предложил ему посетить в церковь, сказал, что «терпеть не может проповедей».

«Все равно сходите в церковь, — настаивал врач. — Проповедь можете не слушать. Возьмите с собой вату и заткните уши. Но есть кое-что, что я хочу вам порекомендовать. В этой церкви каждое воскресенье утром и вечером есть время тишины, который они называют «периодом созидательной тишины». Пастор предложит вам погрузиться в эту тишину, открыв свой ум для восстановительной божественной силы, способной проникать в душу, оказывая благоприятное и целительное воздействие. Пастор будет совершенно прав, когда скажет, что это средство намного лучше любого, которое я могу вам прописать. Это единственное известное мне лекарство от ваших проблем».

Мужчина последовал предписаниям, и, по словам врача, теперь он тоже слушает проповеди. Более того, его заинтересовала религия. Он не мог даже представить себе, что она ему настолько понравится. В нем начинают происходить явные перемены к лучшему.

«Советуя этим пациентам посещать церковь,— сказал этот доктор, — я использую методику, действующую в случае многих недугов. Я пришел к выводу, что при лечении человека мы должны рассматривать его в целом и относиться к нему не просто как к механизму пли организму, поскольку человек — это нечто большее, чем набор химических реакций. Я знаю, что вера и наука в правильной комбинации способны творить добро».

Одним из объяснений тех явлений, которые описывает этот врач, является эффективность групповой терапии. Психиатры и психологи осуществляют консультирование и психологическое лечение не только один па один с пациентом, но при определенных обстоятельствах они также прибегают к групповому лечению, работая одновременно с несколькими больными. В таких случаях консультант работает с людьми, имеющими подобный опыт индивидуального консультирования. Поэтому они знакомы с обычной процедурой и знают, как достичь полного взаимодействия.

В случае публичного богослужения пастор, который в течение недели выполняет роль индивидуального консультанта, пытается применить к большой аудитории такие же приемы духовного воздействия, только теперь он использует групповую терапию. Кто аудитория состоит из разных людей. Некоторые из них пришли потому, что поняли, что нуждаются в помощи. Другим нужна помощь, но они сами не осознают этого. Кто-то пришел по привычке. Кто-то присутствует потому, что неосознанно пытается найти удовлетворительный ответ на свое непонятное сомнение.

Хотя у большой церковной аудитории широкий диапазон интересов, верно также и то, что существует лишь несколько базовых человеческих проблем. Следует также принять во внимание, что люди — это люди, вне зависимости от того, кто они такие и откуда приходят. Есть определенные универсальные глубинные моменты, вызывающие интерес у человека и неизменно находящие отклик в его душе. Нет такой силы, которая могла бы сравниться с религией по способности затрагивать и удовлетворять эти базовые потребности. По этой причине пастор, осуществляющий индивидуальное религиозное консультирование, и пастор, практикующий религиозную групповую терапию, имеют возможность затрагивать глубины человеческого существа, которой нет у других специалистов, и посредством этого давать людям исцеляющую силу, умиротворенность и энергию.

Позвольте вкратце описать мою собственную деятельность. Все теории, о которых я говорю, начали оформляться в моем сознании много лет назад, когда возросло число людей, которых я консультировал в индивидуальном порядке. Я начал служить пастором в церкви на Пятой авеню в самый разгар Великой депрессии, в 1932 году. Нью-Йорк как финансовый центр страны испытывал тяжелейшие последствия кризиса, и вскоре я начал осознавать размеры царившего повсюду страха, тревоги, незащищенности, разочарования и безысходности. Я стал читать проповеди на эту тему, подчеркивая в них, что вера в Бога может придать мужества и мудрости, а вместе с этим помочь увидеть новые решения существующих проблем. Сообщения в печати с упоминанием тем моих проповедей способствовали тому, что на эти обсуждения стала собираться большая аудитория. Вскоре график моих индивидуальных консультаций стал настолько плотным, что справиться с ним я был уже не в силах. Понимая, что мне недостает специальных познаний, я обратился за помощью к высококвалифицированному психиатру доктору Смайли Блэнтону. Так при церкви начала действовать консультационная клиника.

Вскоре я стал замечать в церковной аудитории немало людей, с которыми я беседовал в индивидуальном порядке. Именно тогда мне в голову пришла мысль перенести из консультационного кабинета в церковный зал те самые приемы духовного исцеления, которые мы применяли во время индивидуальных консультаций.

Одни из способов, используемых при групповом богослужении и дающих поразительные результаты, это время, специально отводимое для тишины. Посещая собрания квакеров, я понял, насколько полезной может быть созидательная тишина. На таких встречах в «Обществе друзей» я получал огромную пользу лично для себя: снижалось напряжение, преодолевались страхи и прояснялось сознание — что в отдельных случаях помогало мне находить самые неожиданные решения стоявших передо мной проблем. Членам «Общества друзей», разумеется, проще, поскольку у них за плечами долгие годы практики в области молчаливой медитации. Мы же у себя в церквях не накопили достаточно опыта использования тишины в богослужении. Протестанты, как правило, не практикуют полной тишины — неизменно звучит музыка. Я начал перемежать проповеди периодами полной тишины, но делал это постепенно и только время от времени. Нововведение оказалось настолько эффективным, что, если теперь хотя бы раз во время службы я не сделаю этого, люди начинают протестовать.

Используемый мною прием описан в брошюре, изданной комитетом по публикации проповедей церкви «Марбл Колледжит»:

**Представьте себе церковь, до отказа заполненную прихожанами общей численностью более 2000 человек. Солнечный свет проникает сквозь высокие окна, освещая алтарь и падая на молящихся. Интерьер церкви оформлен в золотистых и теплых красных тонах — на скамьях красные парчовые подлокотники и спинки, сами же скамьи сделаны из красного дерева в колониальном стиле. С трех сторон по верху тянется большая галерея.

Алтарь представляет собой небольшое возвышение, на котором стоят три больших величественных кресла, а за ними темно-красный вельветовый занавес. По левую сторону возвышения — великолепный аналой, па котором покоится огромная кафедральная Библия. Над занавесом на возвышении, украшенном золотом, располагается хор. В большом центральном кресле сидит доктор Пил, по обе стороны от него — ассистенты.

После чтения Писания наступает глубокая тишина. Доктор Пил встает, подходит к краю возвышения, и когда его и прихожан больше ничто не разделяет, он начинает говорить. Говорит он примерно следующее: «Мы пришли сюда сегодня утром, потому что в этом месте Бог, и мы хотим вступить с Ним в контакт. Все величайшее, что может происходить с человеком, лучше всего постигается посредством тишины. Каждый присутствующий в этой церкви может установить тесный контакт с Богом и тем самым возродиться вновь. Вспомните, что сказано в Писании: «Им живем, и движемся, и существуем». До тех пор пока мы «Им живем», мы двигаемся в потоке Божьей энергии и силы. Тогда и сила, и покой в нашем распоряжении. Но, к сожалению, нередко мы выпадаем их этого потока. Тогда мы не «Им живем», и как следствие этого в нас накапливаются страх, тревога, негативное мышление — все то, что приводит к неудаче. Поэтому давайте на какое-то время погрузимся в абсолютную тишину. Я советую вам позволить своему телу принять расслабленное положение, чтобы напряжение оставило вас. Возможно, вы захотите закрыть глаза, чтобы отгородиться от окружающего мира. Чего вам не следует делать во время этого периода тишины, так это думать о себе или своей проблеме. Вместо этого в течение одной минуты думайте о Боге, будто Он сейчас вновь создает вас. Давайте отдадимся живительной и волнующей минуте созидательной медитации».

После этих слов в храме воцаряется глубочайшая тишина. Единственный звук, который можно услышать, это шум колес автомашин на улице, но даже он кажется очень далеким.

Это не мертвая тишина, поскольку в воздухе ощущается жизнь и движение. Всегда присутствует момент ожидания, что вот-вот должно произойти что-то значительное. Иногда эта тишина длится всего 60 секунд, иногда дольше, но люди неизменно растворяются в этой тишине будто бы сам Бог прикасается к их умам своими умиротворяющими руками.

Наконец, очень тихим голосом доктор Пил говорит:

«Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас». А затем избавляет: «Твердого духом Ты хранишь в совершенном мире; ибо на Тебя уповает он». Он делает акцент на этом последнем стихе, указывая на то, что в период тишины умы молящихся были обращены не к их личным проблемам, а к Богу. И благодаря такому фиксированию сознания на Вечном, Бог ниспослал им Свой мир во время молчания.

Очень многие люди говорят о том, что в эти периоды тишины в них происходили поразительные благоприятные перемены.--

Я убежден, что в живительной и исцеляющей тишине, в которую одновременно погружается большое число молящихся, когда людям дается и людьми принимается установка, что присутствует Бог, что Иисус Христос незримо ходит вдоль рядов, прикасаясь к ним, высвобождается реальная энергия.

Мы знаем, что Вселенная наполнена энергией, что пространство повсюду заряжено ею. Совсем недавно люди открыли атомную энергию. Другие формы энергии, которые будут открыты в дальнейшем, могут оказаться еще более мощными. Почему же в таком случае нельзя предположить, что во Вселенной есть духовные силы, окружающие нас повсюду, которые готовы воздействовать и заново воссоздавать нас? Новый Завет утверждает, что духовная энергия — это факт. Христианство — это больше, чем обещание энергии. Оно само представляет собой энергию. В Новом Завете сказано: «Тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть». И еще: «Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый». Все это означает, что, когда человек настроит свой ум на беспредельную энергию духа, наполняющую Вселенную, эта энергия наполнит и его тоже.

Новый Завет учит нас, что христианство — это жизнь. Не образ жизни, а сама жизнь, ее суть. Это жизненная энергия. Поэтому христианство больше, чем кредо или идея. Это трепещущая, пульсирующая, движущаяся, созидательная энергия. Можно даже сказать, что это энергия в том же смысле, в каком солнечный свет является энергией, только в бесконечно большей степени. Это глубинная терапия, способная добраться до сердца личности или общества (которое является объединением отдельных личностей), ликвидируя центры инфекции, создавая основу жизни, трансформируя, наполняя новой энергией, словом, воссоздавая. «В Нем была жизнь, и жизнь была свет людей». В Нем — то есть во Христе — жизнь (жизненная сила). В Нем созидательная энергия, и эта энергия сама по себе является огромной движущей силой.

Мы не осознаем даже половины той мощнейшей энергии, с которой мы можем войти в контакт, находясь в церкви. Но когда мы глубоко погружаемся в христианство, как, например, во время богослужения, подобного описанному выше, и постепенно отдаемся во власть царящей на нем атмосферы, наши тело, ум и душа расслабляются. Гимны, хоровая музыка, чтение Библии, тихий, спокойный голос — все это вместе способствует подготовке ума к периоду тишины. Когда человек сознательно обращает свой разум к Богу, фиксируя мысли на Божественном источнике силы и энергии, духовная энергия начинает поступать в него, как если бы он щелкнул выключателем и включил свет.

Я обращаю внимание аудитории на канале, по которому из Вселенной к нам поступает электрическая энергия. Эта энергия освещает церковь. От нее работают органные трубы. Она управляет отоплением. Посредством термостата, регулируемого этой энергией, поток тепла входит в помещение и выходит их него в необходимых количествах. Электрическая энергия приводит в действие систему громкоговорителей, благодаря которым проповедь могут слушать в других переполненных аудиториях в этом же здании. Вся структура представляет собой сеть проводов, по которым распространяется энергия. Разве не разумно будет предположить, что это здание, в котором множество умов объединились вместе, сконцентрировавшись на одной цели, также представляет собой огромный принимающий центр для энергии намного большей, чем электрическая? Две тысячи умственных и духовных антенн притягивают энергию к этому собранию, и она входит в умы, тела и души тех, кто настроился на эту мистическую и в то же время вполне реальную силу.

Другой важный фактор христианства, задействованный в духовной терапии, это представление о свете. Посмотрите, насколько часто свет упоминается в Новом Завете, особенно когда речь идет о новой жизни. Многочисленные исследования установили, что свет обладает необыкновенными лечебными свойствами.

Христианство обладает теми же целебными качествами. В Библии сказано, что Иисус Христос — это жизнь, и эта жизнь есть свет для людей, который способен лечить и преображать их, так что они сами наполняются новой, вновь сотворенной жизнью.

При применении групповой терапии в коллективном богослужении многие люди оказываются под воздействием созидательной световой энергии. Я всегда стремлюсь быть па стороне здравого смысла и реальности. Я верю в необходимость по-настоящему научного и рационального подхода к религиозной вере и практике. Это, однако, вовсе не означает, что нужно привязывать его к материалистической пауке. Христианство, как еще не раз будет отмечаться в этой книге, само является наукой. Поэтому я знаю, что, если человек пойдет в церковь и настроится на царящую там атмосферу и если в течение одной минуты тишины он уйдет от негативных и разрушительных мыслей, будоражащих его сознание, по-настоящему расслабится телом и душой, он утвердится в вере в Бога и тем самым откроет себя для воссоздающей энергии, непрекращающимся потоком поступающей из Вселенной.

После одной такой службы я получил письмо от умной и интеллигентной женщины:

**Я хочу рассказать вам, как много значат для меня ваши проповеди. Присутствие на службе в церкви «Марбл Колледжит» вдохновляет меня, и я думаю, что именно этим службам я обязана тем, что сейчас чувствую себя хорошо.

В течение пяти лет я страдала приступами бессонницы и нервными срывами. Прошлой осенью я вновь вернулась па работу после того, как проболела все лето. В отчаянии я решила, что попробую опять работать.

После шести недель каждодневного кошмара, после трех попыток уволиться, я пошла на службу в церковь «Марбл Колледжит». В тот момент была молчаливая молитва, перед которой вы объяснили прихожанам, как молиться, как отбросить от себя все тревоги и как дать возможность уму принять в себя Божью силу, которая снимет беспокойство.

Я вышла из церкви, чувствуя себя намного лучше. Я стала часто молиться о помощи и наставлении, и па прошлой неделе в среду вдруг поняла, что чувствую себя хорошо. Мое состояние до сих пор стабильно. Я начала получать удовольствие от работы. Через несколько недель я стала засыпать без всяких лекарств. Во время богослужения в вашей церкви я нашла ключ к самоизлечению. Вы показали мне, как помочь самой себе.--

Эта женщина пришла в церковь подавленной и потерянной. Очевидно, она обладала теми умственными и духовными качествами, которые позволили ей с верой следовать предложенной процедуре. Великая сила веры вышла в се сознании на передний план, а именно вера очень важна при контакте с Божественной силой. Пока женщина сидела в церкви, расслабившись, предавшись атмосфере и веруя, исцеляющий Божий свет начал окутывать ее. Он вошел в ее жизнь и снял ощущение напряженности. Он внедрился в ее мозг, достиг той точки, откуда исходили все ее беды. Он распространил на все ее сознание целебное сияние — и в ней произошла перемена.

Один мой друг дал прекрасное определение хорошей церковной службы:

«Создание атмосферы, в которой может произойти духовное чудо». Потрясающие вещи случаются с человеком при подобных обстоятельствах, когда настрой благоприятствует.

Я слышал, как одна очаровательная молоденькая девушка говорила, что сидела и скучала среди прихожан, когда вдруг проповедник произнес следующие слова: «Бог может взять неприметного человека и сделать из пего выдающегося, если этот человек всецело отдастся во власть Бога».

Эти слова ударили ее, будто током — до такой степени, что в ее сознании произошла революция. В ней, до этого весьма вялой, начали происходить перемены, и она превратилась в одного из самых замечательных людей, которых я когда-либо знал. Эта девушка выработала в себе необыкновенный магнетизм, превосходные лидерские качества и такую притягательную духовность, что очень многие люди изменились к лучшему от общения с ней. При этом она является человеком редкостных личных качеств. Где бы она ни находилась, она всегда душа компании.

Один мужчина после богослужения прислал мне письмо. Его мучили сомнения. В Нью-Йорк он приехал на деловую встречу, от итогов которой зависело будущее его бизнеса. На переговорах рассматривалась перспектива значительных инвестиций. Весь четверг, всю пятницу и субботу он и его коллеги пытались найти решение, но безуспешно. Этот человек был достаточно умен, чтобы понимать, что длительное умственное напряжение ведет к еще большей путанице. Иногда нужно разрядить напряжение и расслабиться, чтобы дать возможность идее выйти наружу. Поэтому в воскресенье он пришел в церковь и услышал, как пастор предлагает отбросить нее проблемы и освободить ум на одну минуту, чтобы обратиться мыслями к Богу. До этого момента бизнесмен никогда не слышал о процедуре молчания, но ее логика понравилась ему, и он в точности последовал указаниям в надежде получить конкретные результаты. И он добился своего.

Он утверждает, что внезапно, будто в свете прожектора, который двигается по темной сцене театра, чтобы высветить какой-то конкретный предмет, в то время как все остальное скрыто в темноте, перед ним возникло решение его задачи, четкое п полностью сформулированное. Бесспорно, это решение создавалось в ходе непрерывного мыслительного процесса, но высвобождение ответа произошло благодаря расслаблению посредством духовной терапии.

Возьмем другого человека, хорошо известного в финансовых кругах Нью-Йорка. Он как-то пригласил меня посетить его фирму в районе Уолл-стрит, где я мог наблюдать, как под его руководством осуществляется очень важный и процветающий бизнес. Показав мне офисы и описав свою деятельность, этот человек сделал следующее неожиданное заявление: «Большинство людей, которые работают на меня, получают больше денег, чем я, и весь этот бизнес достиг новых высот только потому, что кое-что произошло со мной в вашей церкви».

Этот мужчина зашел в нашу церковь в одно воскресное утро и полностью погрузился в атмосферу богослужения. Кто ум, очень активный и живой, сразу же настроился па необходимую волну. Внезапно ему в голову пришла блестящая идея. Это была подробная схема деления прибыли между сотрудниками, позволяющая людям получать намного больше денег, чем положенные им оклады. Бизнесмен немедленно реализовал этот план, и в результате не только больше денег стали получать его подчиненные, но и фирма в целом ушла далеко вперед по сравнению со всеми предыдущими показателями. На всей земле нет лучшего места для возникновения новых плодотворных идей для вашего бизнеса, чем церковная служба описанного в данной главе вида.

Таким образом может генерироваться энергия столь поразительная, что мы часто слышим о том, как в корне меняется жизнь людей, порой молниеносно, во время проповедей. Читатель несомненно знаком с яркими случаями обращения людей в веру, которое затем подтверждалось всей их жизнью. Эти люди вступили в контакт с энергией, вырабатываемой посредством атмосферы и веры, которые в правильном сочетании оказали на человека столь огромное воздействие, что прежние привычки были преодолены. Человек стал, как это сказано в Новом Завете, «новая тварь; древнее прошло, теперь все повое».

В моей церкви прихожан в течение нескольких лет обучали этой технике. Однако на каждой службе присутствует много новых людей, для которых эта процедура совершенно незнакома. Но и они говорят, что когда всецело отдаются духовным силам, то достигают поразительных результатов.

Не так давно я попробовал применить эту терапию к большой аудитории в одном городе на юге США. Прихожане были совершенно незнакомы с этой формой христианского действа. Я проповедовал на тему «Послушайте, и жива будет душа ваша». Я пояснил, что «слушать» означает нечто большее, чем просто слушать ухом. Слово это имеет глубинное значение, подразумевающее полное подчинение разума Богу. Я подчеркнул, что это означает слушать не одним только ухом, но также самой сущностью сознания. Слушать значит верить, что говорится нечто-то такое, что обладает способностью дойти до центра вашего существа и освободить вас от любых пут, которые подавляют вашу личность или препятствуют ее развитию.

Я попросил всех слушателей представить себе Божественную силу, проходимую через церковный зал. Я призвал каждого присутствующего в течение минуты тишины отвлечься от любых проблем, которыми занят их ум, и напряженно прислушиваться — не ко мне, оратору, а к Иисусу Христу и попытаться «услышать» Его слова: «Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас».

Я закончил говорить и стоял неподвижно. В это время мертвая тишина установилась во всей огромной аудитории. Позже ко мне подошел человек и сказал, что он ходит в церковь много лет, но несмотря на это его ум постоянно переполняли страхи и тревоги, и что, еще будучи маленьким мальчиком, он страдал от неуверенности в себе. «Всю свою жизнь, — сказал он, — я был скован внутренне и эмоционально, и, хотя я кое-чего достиг, это произошло скорее вопреки моему естеству, чем благодаря ему. Я страдал от внутреннего конфликта, по, — продолжал он, глядя на меня с недоверием, — в тот момент, когда вы попросили всех по-настоящему прислушаться, я ощутил себя совершенно растерянным и покорным. Когда все закончилось, я пришел в себя и почувствовал, что вдруг обрел свою суть. Я чувствую себя так, словно какая-то сила пронеслась сквозь меня и забрала с собой все, что не давало мне покоя многие годы. Я верю, что наконец я свободен».

А случилось с ним то, что он установил контакт с великой силой, и она смогла проникнуть в его сознание и навести там порядок. Эта сила — а именно Бог — в свое время сама создала нас, и она постоянно присутствует, чтобы воссоздавать нас заново при условии, что контакт с ней не прерван, а прочно поддерживается. Когда же контакта нет, страхи и неудачи начинают доминировать над нашей личностью. Если контакт восстановлен, эти деструктивные элементы вымываются, и личность начинает жизнь за'ново. В данном случае процесс, по-видимому, произошел мгновенно, как это часто бывает. Иногда требуется некоторый подготовительный период, но в любом случае происходит воссоздание личности.

Мы будем говорить о простом, но действенном методе достижения успеха. Как сказано во Введении, в этой книге нет голой теории. Каждый приводимый здесь принцип был выработан в ходе многочисленных экспериментов. Данные принципы работают, если их используют. Вера в эти учения основана на том факте, что они были разработаны па примере жизни реальных людей, и не один раз, а многократно. Я хочу сказать вам следующее: если вы будете применять принципы веры, описанные в этой книге, вы тоже сможете разрешить сложные проблемы в вашей жизни. Вы научитесь по-настоящему жить. И не важно, какую церковь вы посещаете — протестантскую, католическую или иудейскую, как не важно и то, как много у вас было неудач в прошлом или насколько несчастным вы себя ощущаете в настоящее время. Независимо от того, насколько безнадежной может быть паша ситуация, если вы будете верить в принципы, изложенные в этой книге и начнете серьезно следовать им, вы получите положительные результаты.

Я призываю вас обратить внимание на те удивительные вещи, которые часто происходят с людьми в церкви, и предлагаю вам предаться не только индивидуальной терапии веры, но и испытать поразительное воздействие, которое могут оказать на вас групповые занятия.

Но чтобы с пользой посещать церковь, требуется навык. Богослужение не рассчитано на случайное попадание в цель. Это своего рода искусство. Те, кто становятся постоянными посетителями церкви, овладевают одним из величайших навыков — духовной силой. Чтобы вы могли научиться с пользой посещать церковь, я предлагаю следующие десять правил, которые помогут вам овладеть этим искусством. Последовательно проводите их в жизнь, и однажды с нами произойдет великое чудо.

1. Думайте о посещении церкви как об искусстве с: определенными правилами, которым необходимо следовать, — нскусстве, которым вы можете овладеть.

2. Ходите в церковь регулярно. Предписанное врачом лекарство, рассчитанное на постоянный прием, не будет действовать, если его принимать раз в год.

3. Проведите спокойно субботний вечер и хорошенько выспитесь. Подготовьте себя к воскресенью.

4. Идите в церковь со спокойной душой. Не посещайте церковь в спешке. Идите не торопясь. Отсутствие напряжения — непременное условие успешного богослужения.

5. Идите с удовольствием. Христианство — явление светлое и радостное. Нужно получать удовольствие от религии.

6. Сидите на скамье расслабиться. Дайте своему телу отдохнуть. Не будьте зажаты. Божественная сила не сможет проникнуть в вас через скованное тело и душу.

7. Не приносите с собой в церковь «проблему». Напряженно думайте в течение недели, но в воскресенье дайте вашей проблеме «остыть» в уме. Божественный покой несет с собой творческую энергию, способствующую мыслительному процессу. Вы пропреете относительно решения вашей проблемы.

8. Не несите с собой в церковь свою злобу. Недоброжелательство блокирует поток духовной энергии. Чтобы избавиться от злобы, молитесь в церкви о тех, кого вы не любите или кто не любит вас.

9. Упражняйтесь в искусстве религиозного созерцания. Находясь в церкви, не думайте о себе. Думайте о Боге. Думайте о чем-нибудь красивом и мирном, пусть это будет даже река, где вы ловили рыбу прошлым летом. Основная идея заключается и том, чтобы мысленно удалиться от суетного мира.

10. Идите в церковь с ожиданием, что с вами должно произойти что-то значительное. Верьте в то, что церковная служба — это создание такой атмосферы, в которой может произойти духовное чудо. Благодаря вере в Христа в церкви случались повороты к лучшему в судьбах многих людей. Верьте в то, что это может произойти и с вами.

Я мог бы пригласить массу людей, которые подтвердят, что в церкви с ними случилось нечто столь существенное и это в корне изменило их жизнь. Но об одном таком случае я никак не могу забыть.

Как-то рано утром в понедельник раздался телефонный звонок. Звонил мужчина, который спрашивал, получил ли я карточку, которую он отправил по почте ночью. У нас в церкви на скамьях лежат специальные карточки с очень простым текстом, в которых каждый может сообщить о своем желании начать жить духовной жизнью.

Мужчина сообщил мне, что он подписал такую карточку этой ночью и попросил, чтобы я немедленно пришел к нему. Он настойчиво уговаривал меня, и по всему чувствовалось, что это было для него очень важно. Поэтому я отправился к нему. Оказалось, что он руководит крупной компанией. Огромный офис и все вокруг свидетельствовало о занимаемом им высоком положении. Это был сдержанный человек, исполненный внутреннего достоинства.

«Случилось нечто такое, от чего вдруг все изменилось. Я просто должен немедленно поговорить с вами, потому что это случилось в вашей церкви вчера вечером».

Затем он принялся рассказывать мне о своей жизни. Говорил он тихо, но, тем не менее, было видно, что он очень сильно взволнован. «Я не из тех, кто ходит в церковь, — сказал он. — По правде говоря, за последние двадцать лет я практически ни разу там не был. Я был слишком занят или думал, что слишком занят. Но вот уже несколько лет меня преследует чувство, что чего-то не хватает, хотя вроде бы все у меня есть: деньги, положение, друзья и власть. Но знаете, как это бывает, когда однажды ваша обычная еда становится какой-то не такой на вкус. Вот гак же для меня жизнь вдруг стала не такой, как всегда. Не такой вкусной, как когда-то в молодости. Я всегда старался поступать порядочно, и то, что со мной произошло, это не какое-то внезапное очищение от проступков, поскольку каких-то очень серьезных грехов за мной вроде бы нет. Просто жизнь меня больше не захватывает — вернее, не захватывала до вчерашнего вечера». Затем он начал рассказывать все ту же знакомую историю о напряжении, страхах, раздражительности, антагонизме, характеризовавших его повседневную жизнь. Их он не считал грехом, но это было главной причиной неудовлетворенности, овладевшей им.

«Как бы там ни было, — продолжал он, — случилось так, что вчера вечером я шел по Пятой авеню и проходил мимо вашей церкви. Тема на доске объявлений привлекла мое внимание, и я решил зайти. Я пришел поздно, и единственное свободное место, которое мне удалось найти, было на балконе в последнем ряду. Меня очень удивило то, что церковь вся заполнена. Я не думал, что люди еще ходят в церковь, особенно в воскресенье вечером. Хотя откуда мне знать — в церкви я давно не был.

Постепенно я стал ощущать, что погружаюсь в атмосферу церкви, очень домашнюю и дружелюбную. Меня начало охватывать чувство удовлетворения и даже какой-то умиротворенности. В вашей проповеди вы пытались донести до слушателей мысль о том, что, если у кого-то в этой огромной аудитории есть что-то такое, что его беспокоит, он может избавиться от этого, если обратит свой ум к Богу. Может быть, я не очень точно передаю то, что вы. тогда говорили, но именно так я это понял. Вы иллюстрировали свою проповедь рассказами о людях, которые так поступали и с которыми произошло что-то значительное. Меня чрезвычайно заинтересовали эти истории, и вдруг я понял, что то, что случилось с этими людьми, это именно то, что я хотел бы, чтобы произошло со мной. Затем вы сказали, что на карточках можно написать свое желание, и оно сбудется.

Я взял в руку карточку, но так и не смог заставить себя что-либо в ней написать. Но я все же положил ее в карман и пошел к себе в отель, лег в постель и уснул. Посреди ночи я вдруг проснулся. Было чуть больше трех часов,- и я попытался снова уснуть, но меня охватило странное возбуждение, я встал с кровати и уселся в кресле. В памяти вновь возникли картины богослужения, и вдруг я вспомтил про карточку. Я положил ее на свой рабочий стол и вновь прочитал то, что в ней написано. Когда я сделал это, я понял, что должен подписать се. Я поймал себя на том, что молюсь.

Я тут же почувствовал, что должен немедленно отослать карточку вам, поэтому надел халат, спустился по лестнице в холл и остановился возле почтового ящика. Какое-то мгновение я колебался. Это было так странно — я, Билл, и вдруг занимаюсь такими вещами. Неужели я стал сентиментальным? А может, я просто старею и на старости лет ударился в религию? Но ведь пятьдесят шесть — это еще не старость, правда?

Потом я разжал пальцы, и карточка полетела в почтовый ящик. Какую-то секунду я еще видел, как она скользит вниз по желобу — и вот ее уже нет».

Он пристально смотрел на меня.

«В ту самую минуту, когда я бросил эту карточку, со мной что-то произошло. Я вдруг стал невыразимо счастлив». Сказав это, он опустил голову на стол и, к моему удивлению, зарыдал. Я всегда чувствую себя неловко, когда вижу, что плачет мужчина, поэтому я просто молча сидел напротив него. Наконец, он поднял голову и, даже не извинившись, сказал: «Мне кажется, что внезапно вся моя жизнь перевернулась, и я был так счастлив, что захотел, чтобы вы немедленно пришли сюда и услышали мою историю. Теперь я знаю ответы на все свои вопросы. Я обрел покой и счастье».

Этот человек прожил еще три года, и в моей памяти он навсегда останется одной из величайших личностей, которых я когда-либо знал. Он пошел в церковь, и нечто великое свершилось с ним и изменило его жизнь.

Это великое свершается в церквях повсеместно. Встаньте у него па пути — и оно может случиться с вами.

А теперь — важное напоминание — несколько раз повторите следующую мысль, пока она не будет доминировать и нашем сознании: ничто не должно меня подавлять. Ваша жизнь может стать прекрасной. Методы и приемы, предлагаемые в этой книге, будут работать — надо только их использовать.

НЕ ДЕРЖИТЕ СВОИ ПРОБЛЕМЫ В СЕБЕ

В газетном киоске на железнодорожной станции мое внимание привлекло обилие журналов и книг па тему житейских проблем.

— Вижу, тут у вас много подобного рода литературы, — заметил я, обращаясь к девушке-киоскерше.

— Да, — ответила она, — хорошо расходится.

— Лучше, чем детективы и модные журналы?

— Да, лучше. Даже лучше, чем любовные романы, — ответила она. — За счет этих книжек по самосовершенствованию типа «Помоги себе сам» только и «выезжаем».

— А в чем причина? — поинтересовался я.

— Все очень просто, — пояснила она. — Они, несчастные (это она о покупателях), все так запутались. Есть много всего, от чего они хотят убежать. Думаю, во-первых, от самих себя, — она немного помолчала. — Наверное, они ищут что-то, способное освободить их от всех проблем.

Я уже перестал удивляться тому, что мудрость исходит из совершенно неожиданных источников. У наблюдательной девушки-продавщицы, изо дня в день обслуживающей покупателей, выработалось понимание того, как устроена человеческая природа и в чем нуждаются люди.

Я шел от киоска, а ее мудрые слова все звучали в моих ушах: «Они, несчастные, все так запутались. Они ищут что-то, способное освободить их от всех проблем».

Это, конечно, очень трудно, но кто-то должен выполнять освободительную функцию. Чтобы справиться с этой ситуацией, возникла новая профессия — индивидуальное консультирование. Она не новая в прямом смысле этого слова, поскольку всегда существовали люди, занимавшиеся личными проблемами других. Однако лишь в последние годы это занятие превратилось в специальный вид деятельности. В наше время люди стали более напряженными, возросла нервозность, более глубокими стали страхи, более выраженными тревоги, тяжелее проявляются неврозы и комплексы. Это одна из характерных черт нашего времени. Когда потребность в противоядии стала совершенно очевидной, была создана служба индивидуального консультирования. В ней задействованы по большей части психиатры, психологи, священнослужители, социальные работники и, конечно же, врачи.

Нужно иметь в виду, что услугами этой повой профессии пользуются не люди с умственными отклонениями или психическими болезнями. Основная задача этой профессии — сделать так, чтобы нормальные люди оставались нормальными. Консультирование в основе своей носит профилактический, а не лечебный характер, но одновременно оно обладает и лечебными свойствами. Оно имеет дело с широко распространенными у людей страхами, тревогами, чувством ненависти и вины. Современный человек начинает понимать, что его счастье и эффективное функционирование определяются прежде всего его мыслями. Он приходит к выводу, что от состояния его эмоционального здоровья зависит, обретет ли он покой, безмятежность и силу. Умственное, эмоциональное и духовное здоровье являются определяющими факторами успеха в жизни.

Специалисты в области эффективного функционирования личности знают, что для того, чтобы достичь успеха в бизнесе или в любом другом виде деятельности, необходимо быть дельной, хорошо организованной личностью. Люди терпят неудачу не только из-за лени или отсутствия способностей. Есть более глубинные источники неудач, и кроются они в умственных установках и эмоциональной реакции. В большинстве случаев обычный человек не разбирается в этих реакциях и не понимает, какое фундаментальное влияние они оказывают на все его поступки. Опытный консультант помогает человеку разобраться в себе, понять, почему он делает именно то, что делает. Он учит человека анализировать мотивы своих поступков, своп цели и реакции. Если общеизвестно, что надо регулярно посещать зубного врача или проходить медицинское обследование, то разве не столь же мудро было бы регулярно «проверяться» у своего духовного консультанта? Когда вы почувствуете какую-то озабоченность или разлад в душе, сходите к своему психологу и откровенно расскажите ему, что вас беспокоит. Возможно, ему удастся освободить вас от удручающих факторов, делающих вас одним из множества людей, о которых девушка из газетного киоска сказала «они, несчастные, все так запутались».

Я хочу привести вам пример научного подхода, лежащего в основе религиозного консультирования. Человек, которого замучили нервные срывы, пришел к врачу. Он находился в таком паническом состоянии, что больше не мог выполнять свою работу. Он занимал важным пост, по полностью утратил способность работать. Врач честно сказал ему. что от этой проблемы нет лекарств, разве что успокаивающие. Он посоветовал ему сходить к психиатру, по когда пациент уже выходил из кабинета, доктор вдруг предложил: «Может, вам лучше сходить к священнику...» Как-то у врача вдруг сама собой возникла мысль, что, вероятно, проблема этого человека относится к той области, где практикует священник.

«В определенном смысле священники тоже врачи, — сказал этот доктор. — То есть они врачи души, а нередко именно моральные проблемы делают нас больными умом и сердцем, а иногда и телом».

И этот пациент пришел ко мне. Он не был моим прихожанином, и я его раньше не встречал. Я вообще ничего о нем не знал. После непродолжительной беседы мне стало очевидно, что ему необходимо исповедаться. Когда он полностью очистил свои мысли — а у него было на уме достаточно причин для того, чтобы он стал больным, — я спросил его:

— Почему вы не пошли со всем этим к вашему пастору?

— Что вы! — с ужасом воскликнул он. — Я же его очень хорошо знаю!

— Что вы имеете в виду?

— Понимаете, он мой хороший друг. Мы часто собираемся вместе. Наши дети дружат. К тому же, — добавил он, смущаясь, — он ведь мой пастор. Он придет в ужас, если услышит такое.

— Вы стараетесь выглядеть перед вашем пастором в наилучшим свете — в этом все дело?

— Разумеется! — ответил он. — Все так ведут себя со своими пасторами. Вы ведь не хотите, чтобы ваш пастор знал о вас что-то плохое.

— С вашим врачом, как я понимаю, у вас не такие дружеские отношения.

— Почему? Доктор — тоже мой хороший друг. Такой же, как и пастор.

— А ваш доктор когда-нибудь вас оперировал? — спросил я.

— Да, дважды.

— Ну, значит ваш доктор знает вас вдоль и поперек. Нет ничего такого, чего бы он о вас не знал, не так ли? Но ведь вы не стесняетесь его, когда обедаете вместе? Вы ведь не думаете, глядя на него, когда он сидит напротив вас за столом, что в этот момент он ехидно думает: «Ага! Видел я его внутренности. Знаю точно, как они выглядят». Разумеется нет, ведь доктор слишком занят, чтобы помнить об этом. Для него это сугубо профессиональный вопрос. Во время приема он смотрит на вас как па пациента, и в такие минуты он прежде всего врач, хотя, конечно, он заботится о вас, как о друге. Когда же вы встречаетесь с ним в обществе, он думает о вас только как о друге, а не как о пациенте. Он имеет право, находясь в обществе и разговаривая с друзьями, выбросить из головы свои профессиональные заботы — мысли о людских болезнях.

— Итак, — продолжал я, — вы, конечно же, не считаете, что, когда пастор приходит к вам на ужин, он сидит напротив вас за столом и думает про себя: «Ага! Я помню, что он рассказывал мне о себе. Я знаю, что он сделал». Что верно в отношении врача, так же верно и в отношении пастора. Он тоже хочет наслаждаться дружеским общением, когда находится в обществе. Перед ним проходит столько людских страданий, проблем и зла, что после своих консультаций он хочет отвлечься от всего этого.

— Не забывайте, — далее продолжал я, — что пастор это еще и профессионал. Когда он общается с человеком как пастор с прихожанином, он мобилизует все свои духовные, психологические и научные познания. Он абсолютно беспристрастен и смотрит на человека, которого консультирует, как на пациента, которого он должен лечить. Когда позже он встречается с этим же самым человеком в кругу друзей, вполне возможно, он даже не вспомнит то, о чем шла речь на консультации. Я по опыту знаю, что порой люди приходят ко мне через шесть месяцев или через год после того, как я первый раз их консультировал, и я, как ни стараюсь, не могу вспомнить ни одной подробности из их истории.

— И это естественно, — отметил я. — Ведь ко мне приходит масса людей, и было бы немыслимо держать в голове все детали того, что каждый из них рассказывает о себе. Если бы я попытался это сделать, со мной случилась бы истерика. Пастор, консультирующий людей, по сути своей, не в состоянии запомнить всю информацию.

Лично я даже не веду «историй болезни». Никаких записей. Беседа полностью конфиденциальна. Если человек приходит на повторную консультацию, и я не могу вспомнить факты, ранее им изложенные, он вновь рассказывает мне свою историю, чтобы освежить этот конкретный случай у меня в голове.

В основе взаимоотношений пастора и прихожан также лежит идея отца и его детей. Католическая церковь делает акцент на том, что священник является духовным отцом, а церковь — великой матерью человечества. Священник как отец представляет мать-церковь, которая заботится о своих духовных чадах. Протестанты никогда не придерживались такой концепции, но то, что сообщается пастору, разумеется, хранится в полной и священной тайне. Никогда не может быть даже малейшего нарушения тайны, доверенной ему как пастору. Протестантский священнослужитель также представляет Бога, исполняя сакральные функции духовного пастыря своей паствы.

Важно смотреть на пастора как на человека науки, с которым можно говорить так же свободно и доверительно, как с врачом. Его можно считать ученым, специализирующимся в области духовной жизни и получившим специальное образование для выполнения этой функции. Он имеет столько же прав «открыть частную практику», сколько любой другой специалист с научным образованием, но не для того, чтобы заниматься медициной, поскольку он ни в коем случае не претендует на роль врача, а для того, чтобы практиковать в своей собственной сфере. На него следует смотреть как на образованного, хорошо подготовленного в своей области специалиста— пастыря человеческих душ, врачевателя личности.

Выдающийся врач Джеймс Минс из Массачусетской больницы общего профиля, профессор клинической медицины Гарвардского университета, сказал: «Пациент, когда он заболел, должен посылать за священником так же быстро, как он посылает за врачом». Поэтому не думайте о священнике исключительно в контексте обычного человеческого общения и не переоценивайте сакральной или божественной стороны его профессии. Не стесняйтесь откровенно рассказать ему все. Он уже слышал и скорее всего сталкивался с любой проблемой и любым грехом, которые вы можете себе представить. Он не будет шокирован и не потеряет к вам уважение, потому что обладает глубоким философским пониманием человеческой природы. В каком бы злодеянии вы ему ни исповедовались, он привык видеть в вас доброе и помогать вам вывести это на первый план. Он отнесется к вам с пониманием и поможет вам всеми способами, которые ему известны.

Сегодня многие научились воспринимать священников именно таким образом, и результаты этих новых взаимоотношений многообещающие, можно даже сказать, поразительные. Консультирование стало неотъемлемой частью работы протестантского священнослужителя. Широко используются познания в области психологии и психиатрии.

Священнослужители, разумеется, не вторгаются в область дипломированных психологов и психиатров и стараются не выходить за рамки своей компетенции. В то же время пасторы забывают о своем рабочем времени, когда члены их церкви или любой из местных жителей обращаются к ним за помощью. Кроме того, священнослужители анализируют основные человеческие проблемы и своих проповедях. Они знают, как избавить человека от проблем, тем самым дав ему возможность жить в полную силу.

Многие молодые пасторы в наши дни посещают занятия по психиатрии, психологии и медицине. И не потому, что хотят получить медицинский диплом — редко какой священнослужитель к этому стремится, — а с тем, чтобы лучше понимать, почему люди поступают именно так, как они поступают. Очевидно, решение многих проблем лежит глубже, чем сфера действия лекарств. Наверное, эти пасторы будут лучше подготовлены к использованию возможностей, дарованных Величайшим Врачом, чем пасторы предшествующих поколении, поскольку их научное представление о вере как о терапии, по-видимому, более обширно.

В некоторых случаях священнослужители организовали при своих церквях медицинские консультации, в которых с удовольствием работают выдающиеся медики, психиатры, психологи и социальные работники, как па постоянной основе, так и в качестве приглашенных консультантов.*

Благодаря тому, что в распоряжении современных людей теперь есть такая служба, каждый может освободиться от того, что тяготит его душу. Так что не держите свои проблемы в себе. Сходите к консультанту, специально подготовленному, чтобы помочь вам. Идите к своему пастору, как вы пошли бы к врачу.

* При церкви «Марбл Колледжпт» на Пятой авеню в Нью-Иорке создана клиника, которой руководит видный психиатр доктор Смайли Блэнтон. Ему помотают еще три психиатра, психолог и специалист в области социальной психиатрии. Это одна из первых религио-психиатрических клиник при американских церквях. — Прим. авт.

Я понимаю, что этот совет идет вразрез с довольно широко распространенным, по ложным представлением о мужестве. Люди часто повторяют: «Я всегда сам справляюсь со своими проблемами». Обычно это говорится с расчетом на то, что такое отношение будет приветствоваться. Переносить страдание молча считается признаком силы и долготерпения. В каких-то случаях это заслуживает похвалы, в каких-то даже является проявлением героизма и достойно восхищения. Каждый из нас знает людей, которые были вынуждены страдать многие годы и делать это с величайшей стойкостью духа, не позволяя страданиям даже на мгновение отразиться у них на лице. Они не хотели расстраивать тех, кото любили, постоянным напоминанием о своей боли.

С другой стороны, есть люди, превратившиеся в вечно жалующихся нытиков. Они являются жертвами жалости к себе. Они не скрывают своих проблем, а им следовало бы научиться это делать. Они хотели бы, чтобы кто-нибудь другой, но только не они, решал за них их проблемы, — а люди не любят быть хранителями чужих бед. Элла Уиллер Уилкокс хорошо сказала по этому поводу:

Смейтесь, и весь мир будет смеяться вместе в вами.

Плачьте — и будете плакать в одиночестве.

Но установка на то, чтобы держать все свои проблемы в себе, может быть опасной. В определенном смысле человек должен иметь возможность освободиться от самого себя. Он не может вечно, как в закупоренной банке, держать в себе чувство вины, проблемы и враждебность, накопившиеся в нем. Иначе говоря, лучше снять «лежащий на сердце камень». В данном изречении слово «сердце», по-видимому, использовано не случайно. В этом есть определенная мудрость, поскольку сердце традиционно считается центром эмоций.

Если обратиться к классике, у Шекспира мы найдем похожий совет: «Наставь рассудок воспаленный. Печаль, корнями в память вросшую, сорви. Сотри забот слова, коими мозг исписан, и сладостным невиданным противоядьем с души смой слизь зловредную, что на сердце лежит».

Внутреннее освобождение — необходимость, с которой сталкивается каждый человек. Сердце нужно разгрузить. Долго носить все в себе — неверная и опасная установка. В конце концов эта ноша начнет пожирать вас изнутри. Так что не держите ваши проблемы в себе. Пусть ими займутся те, кто знает, как это делать, и имеет навыки консультирования. Люди, которые следуют предлагаемой процедуре и обращаются за помощью к своему пастору, раввину, священнику, психиатру, психологу, или другому квалифицированному консультанту, или даже к мудрому и понимающему другу, получают огромную пользу. Нередко они полностью избавляются от того, что их беспокоит.

Консультант выявляет и удаляет из сознания идеи, вызывающие беспокойство, и внедряет новые, целительные мысли. Невозможно устранить мысль, просто пожелав сделать это. Если на какой-то момент усилием волн выбросить ее, она устремится назад, в сознание. Существует единственный метод, излечивающий успешно и навсегда, — замена деструктивных мыслей хорошими, больных мыслей — здоровыми. Чтобы достичь этого, консультант использует специальные приемы.

Вот в пашем консультационном кабинете сидит мужчина и сокрушенно описывает свое состояние. Это банкир из небольшого городка, человек весьма влиятельный, с сильным характером, пользующийся большим уважением.

«Ума не приложу, что со мной происходит, — говорит он. — Вроде живу хорошо, стараюсь помогать людям, чем только могу. Но мне плохо. Если уж говорить начистоту, я конченный человек».

В ходе анализа его состояния был выявлен внутренний конфликт. Этот мужчина был полон страхов и тревог, а на уме у него было немало ненависти и обид. Когда мы вызвали его на откровенность, выяснилось, что он даже не осознает, как много людей из его городка вызывают у него раздражение и ненависть. Ему ужасно хотелось с ними свести счета, и лишь строгое религиозное воспитание помогало ему подавлять в себе враждебность. При этом она оставалась в нем. Он лишь силой загонял ее далеко вглубь себя, где она создавала давление, подобно пару в закупоренном сосуде.

Поначалу мужчина рассказывал об этом неохотно, но потом, когда он наконец позволил себе расслабился и барьеры стыда и самоозабоченности были сняты, его словно прорвало, и все это полилось из него бурным потоком.

Я терпеливо слушал. Тут важен был не мой совет, а чтобы этот человек мог все рассказать. Другими словами, ему необходимо было выговориться — требовался полный психокатарсис.

Так что же мне ему посоветовать? Молиться! Да, но он делал это все свою жизнь. Читать Библию? Конечно, но он и так читает ее ежедневно. Дежурных религиозных фраз здесь будет недостаточно. Ясно, что нужен простой, но в то же время оригинальный подход. Я убежден, что вникнуть в суть христианства нелегко, даже такому высокообразованному человеку, как этот мужчина. Мы должны понять, что по-настоящему эффективный способ сделать религию полезным инструментом — это придать ей форму простых мысленных схем и отработать ясные приемы ее использования. Религию следует сделать наглядной, подать ее в новом ракурсе, вырвав из пучины скучного и безжизненного формализма, делающего ее «мертвой».

Итак, я спросил у этого мужчины:

— Как вы думаете, неплохо было бы залезть в ваш мозг и вытащить все те мысли, которые приводят его в такое смятение?

— Вы даже не представляете, как это было бы здорово! — воскликнул он.

— Ведь было бы неплохо, — продолжал я, — если бы хирург мог взять нож, проделать у вас в макушке дырочку, а потом специальным инструментом выскрести эти мысли? Потом он мог бы взять приспособление наподобие того, что использует зубной врач, чтобы закачать воздух в образовавшуюся полость, чтобы даже намеки на эти болезнетворные мысли больше ие смогли туда просочиться. А потом, все вычистив, врач плотно закрыл бы отверстие в макушке.

Затем я напомнил банкиру тот мудрый отрывок из Библии, где говорится, что, если даже мы изгоним бесов и очистим дом, они тут же толпами ринутся обратно. Поэтому совершенно очевидно, что врач должен будет не только опустошить ум и вычистить его — изгнанные мысли, в течение длительного времени жившие в нем, возвратятся на своп места и вновь обоснуются в доме, который их вынудили покинуть.

Продолжая свое довольно необычное духовное лечение, я сказал:

— Когда ваша голова будет полностью очищена, перед тем как хирург «закроет» ее, может быть мне, как пастору, следовало бы присутствовать на операции, чтобы в этот момент открыть Библию, выбрать в ней кое-какие из великих стихов о вере, прощении, добре и бросить их в ваше сознание — попросту заполнить ими весь ваш мозг? А потом пусть врач плотно заделает дырку в макушке. Эти новые идеи в форме библейских текстов проникнут в мозг и пропитают его, создавая лечебный эффект, ив конечном итоге вы полностью изменитесь.

Он грустно закивал головой, улыбаясь столь необычной терапии:

— Жаль, что это невозможно, правда?

Мы тихо сидели, обдумывая все сказанное. Затем я спросил:

— А почему, собственно, невозможно?

— Но как? — удивился он. — Ведь вы же не станете сверлить у меня в голове дырку?

— А это и не нужно. У вас в голове уже есть два входа — глаза и уши. Поэтому вот вам мой совет: идите домой, возьмите Новый Завет и красным карандашом выделите в нем те места, которые вам покажутся полезными, а потом один за другим внедрите их в память. Перестаньте на время читать книги и журналы — просто смотрите на них, как на бумагу. Сами же сосредоточьтесь на заполнении своего ума отрывками из Библии. Наполните свой ум до отказа этими целительными идеями, чтобы не дать возможность деструктивным мыслям, прижившимся в вашем сознании, отравлять вашу жизнь. Сконцентрируйтесь на изгнании деструктивных мыслей мощными и созидательными идеями, взятыми из Библии.

— После этого, — продолжал я, — сходите в церковь и по-настоящему прислушайтесь к тому, что там говорят. Не просто слушайте, а ищите важные слова и мысли. Искренне обдумывайте их, представляйте, будто бы они погружаются глубоко в ваш мозг.

«Таким образом вы впустите позитивные мысли через два уже имеющихся отверстия в вашей голове, а именно через глаза и уши. Так что дырка в голове в прямом смысле не нужна. Когда вы почувствуете, что мысли о ненависти и поражении входят в ваше сознание, немедленно обращайтесь к новым словам и идеям. Быстро произнесите их. Повторяйте их снова и снова. Следуйте этой процедуре, и вскоре характер ваших мыслей полностью изменится. "Промойте" мозг и вновь заполните его целительной силой».

Банкир последовал моему совету. Лишь великие умы мо-гут извлечь пользу из этой процедуры. Вспомните, как мудрейший из мыслителей, Иисус Христос, сказал, что, пока «не будете как дети», не сможете получить результатов.

Через некоторое время банкир сообщил мне, что в результате использования этой простой процедуры изменилась его жизнь. Но он сказал: «Стоит мне расслабиться, как старые мысли так и рвутся обратно, но я не поддаюсь, и с каждым днем все больше и больше управляю ситуацией. Я убедился, что, изменив свое мышление, поместив в ум великие религиозные идеи, я могу в буквальном смысле слова вытолкать прочь деструктивные мысли. Поначалу это был настоящий бой, — признался он. — Но сила веры способна победить любое сопротивление, и постепенно я обретаю то спокойствие ума, к которому так стремился».

Я пришел к выводу, что подобные простые приемы часто дают необыкновенные результаты. Обычной религиозной практики и формального следования ее обрядам — при том, что они, несомненно, стимулируют и воодушевляют, — не всегда достаточно для излечения глубоких душевных недугов. Часто для того, чтобы достичь полного облегчения, необходимо использовать специальные методы, как, например, в случае с банкиром.

Лучшим ответом тем читателям, у которых предложенная банкиру странная и необычная процедура вызовет недоумение, служит тот факт, что она сработала. Я убедился на собственном опыте: если христианство свести к точным формулам и применять в форме простых приемов и средств, оно «работает» необычайно успешно — даже в отношении самых интеллектуальных и продвинутых личностей.

Если — а я верю в это — пастор является врачом, он должен уметь предлагать практические рецепты для исцеления души.

В процессе консультирования я постоянно сталкиваюсь с двумя основополагающими человеческими проблемами: страх и вина. Страх рассматривается в других разделах этой книги, поэтому здесь я подробнее остановлюсь на чувстве вины.

Грех, или чувство вины, оказывает на удивление разрушительное воздействие на личность. Лучше всего его сравнивать с раной. Чувство вины глубоко проникает в эмоциональную и духовную природу человека. Поначалу оно может не вызывать болезненных ощущений, и человеку порой кажется, что он справился с этим чувством. Однако это да


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: