Рассмотрим развития физических качеств дошкольного возраста с применением игр разных национальностей.
Для развития физических качеств дошкольников применяется деятельность, которая включает в себя:
· проведение социально-организованной, непрерывной и целенаправленной работы дошкольного учреждения и семьи;
· логичное и последовательное использование всех основных зарекомендовавших себя в практике путей формирования и развития физических качеств дошкольников. К ним относятся режим дня, физические упражнения, закаливание, рациональное питание, соблюдение личной гигиены. Данная деятельность включает упражнения для развития физических качеств детей с применением подвижных игр Поволжья.
Каждый педагогический коллектив дошкольной образовательной организации стремится реализовать потребности семей в изучении их детьми родного языка и языков Поволжья (включая индивидуальность ребенка), их культуры, национальных традиций. На базе ДОУ организовываются понедельные декады русской, татарской, чувашской, удмуртской, марийской, башкирской культур. Занятия проводятся на базе в течение двух месяцев.
|
|
Во время занятий воспитатели проводят изучение и закрепление языков поволжских культур, быта и обрядов. Инструктора по физической культуре так –же разрабатывают план в соответствии с планом старших групп.
Дети дошкольного возраста воспринимают более активно информацию в игровой форме. Для этого инструктора по ФК используют национальные игры, которые дают детям более обширное понятие о культуре разных национальностей. Интерес к национальным играм пробуждается во время игры, что способствует развитию физических качеств.
Для улучшения физических показателей здоровья и развития физической выносливости у детей дошкольного возраста, проводятся занятия с сюжетно – ролевыми играми по национальным особенностям в физической культуре для детей 5-7 лет. Особенно полезными данные упражнения являются для детей с нарушениями осанки. Сюжетное занятие - одна из организационных форм проведения занятий по физической культуре, способствующая воспитанию интереса детей дошкольного возраста к процессу выполнения физических упражнений с национальными особенностями.
Занятия, проводимые для развития физического воспитания, используемые в сюжетном занятии, подчинены определенному сюжету. Например, в русской национальной игре «Гуси - лебеди» применяются упражнения дыхательной гимнастики; общеразвивающее упражнение «Фанты», подвижная игра «Караси и щука», круговая тренировка «Горелки».
Использование применяемых приемов имитации и подражания, образных сравнений соответствует психологическим особенностям дошкольников, облегчает процесс запоминания, освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятия, способствует развитию мышления, воображения, творческих способностей, познавательной активности национальных игр.
|
|
Работа направлена на решение следующих задач:
1. Укрепление здоровья детей, повышение функциональных и адаптационных возможностей организма, умственной и физической работоспособности;
2. Гармоничное развитие всех звеньев опорно-двигательного аппарата, формирование правильной осанки;
3. Совершенствование двигательных навыков, воспитание двигательных качеств;
4. Развитие психических способностей и эмоциональной сферы;
5. Развитие музыкально-ритмических способностей, воспитание интереса и потребности в систематических занятиях физическими упражнениями.
Подбор средств и методов физического воспитания определяется возрастными (анатомо-физиологическими, психологическими и моторными) особенностями детей. Для решения поставленных задач используются различные физические упражнения, последовательность соответствует общепринятой трехчастной структуре. Комплексы общеразвивающих упражнений используемые в основной части, целесообразно выполняют на протяжении всех занятий, постепенно усложняя упражнения и увеличивая нагрузку применяя игры разных национальностей Поволжья. При дозировке упражнений необходимо учитывать уровень подготовленности и индивидуальные возможности детей.
Большой объем выполняемой работы вызывает заметные сдвиги в обмене веществ, в работе функциональных систем организма, расширяя механизмы адаптации не только к физической нагрузке, но и к действию различных факторов внешней среды, способствует повышению общей работоспособности, доброжелательных дружеских отношений между детьми разных национальностей, взаимопонимания, уважения и дружбы между народами Поволжья.
Для повышения интереса детей к выполняемым упражнениям и активизации познавательной деятельности целесообразно применять сюжетные занятия по физическому воспитанию тематическими играми разных национальностей.
Например, русская игра «Догонялки», применяется для выполнения упражнения: бег с быстрым изменением траектории, а увеличиваем скорость выполнения, применяя татарскую национальную игру «Серый волк» – «Соры буре» и дополняется познание татарского языка и т.д., так же используются стихи, загадки, песни, соответствующие сюжету и возрастным особенностям. В процессе предлагается детям выполнять дома или в группе рисунки, тематически связанные с сюжетом занятия.
Разработанные комплексы сюжетных занятий по национальному колориту направлены на поэтапное акцентированное развитие двигательных качеств, так же направлены на акцентированное развитие силы и силовой выносливости мышц туловища, координационных способностей. В процессе физического воспитания дошкольников с национальным уклоном эффективно вызывает достоверное улучшение показателей, характеризующих уровень развития двигательных качеств и формирование уважительного и бережного отношения к культуре народов.
В процессе работы на начальном этапе, и в конце общеподготовительного периода проводится контрольное тестирование старших дошкольников по выявлению уровня развития физических качеств и физической подготовленности (прыжок в высоту с места, определение силы, определение коэффициента выносливости). По результатам расчётов будет просматриваться тенденция роста развития физических качеств дошкольников во всех дошкольных группах с применением игр Татарстана. В группах проводится работа с родителями индивидуально, информируя о физической подготовленности, о воспитании, особенностях и социальных функциях достигнутых ребенком и на что необходимо родителям обратить внимание в воспитании.
|
|
Нравственное воспитание осуществляется успешно, так как дети включены в социально - ценные отношения, участвуют в деятельности, требующей от них проявления нравственного образа действий, увлекающей их, развивающей личные интересы.
Физическое воспитание дошкольников с применением многонациональных культур играет большую педагогическую роль. Оно воспитывает в ребенке старшего дошкольного возраста здоровый дух, помогает ему в дальнейшем, добиться успехов, быть физически подготовленным к трудностям. Физически воспитанные дошкольники становятся здоровыми людьми и полноценными гражданами в обществе. Сюжетные игры народов Поволжья - упражнения являются важным видом деятельности в развитии физических качеств у детей дошкольного возраста.
Литература:
1. Волошина Л.Н. Игровые программы и технологии физического воспитания детей 5-7 лет //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка.2003. N 4.
2. Горелов А.А., Коблев Я.К., Козлов И.М., Правдов М.А. Проблемы физического воспитания детей дошкольного возраста и подходы к их решению //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2002. - N 4.
3. Фомина Н.А. Интеграции двигательной и познавательной деятельности дошкольников средствами сюжетно-ролевой ритмической гимнастики // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2004. - N 1.