Развитие физических качеств старших дошкольников через включение в образовательный процесс Дошкольной образовательной организации подвижных игр Поволжья

Рассмотрим развития физических качеств дошкольного возраста с применением игр разных национальностей.

Для развития физических качеств дошкольников применяется деятельность, которая включает в себя:

· проведение социально-организованной, непрерывной и целенаправленной работы дошкольного учреждения и семьи;

· логичное и последовательное использование всех основных зарекомендовавших себя в практике путей формирования и развития физических качеств дошкольников. К ним относятся режим дня, физические упражнения, закаливание, рациональное питание, соблюдение личной гигиены. Данная деятельность включает упражнения для развития физических качеств детей с применением подвижных игр Поволжья.

Каждый педагогический коллектив дошкольной образовательной организации стремится реализовать потребности семей в изучении их детьми родного языка и языков Поволжья (включая индивидуальность ребенка), их культуры, национальных традиций. На базе ДОУ организовываются понедельные декады русской, татарской, чувашской, удмуртской, марийской, башкирской культур. Занятия проводятся на базе в течение двух месяцев.

Во время занятий воспитатели проводят изучение и закрепление языков поволжских культур, быта и обрядов. Инструктора по физической культуре так –же разрабатывают план в соответствии с планом старших групп.

Дети дошкольного возраста воспринимают более активно информацию в игровой форме. Для этого инструктора по ФК используют национальные игры, которые дают детям более обширное понятие о культуре разных национальностей. Интерес к национальным играм пробуждается во время игры, что способствует развитию физических качеств.

Для улучшения физических показателей здоровья и развития физической выносливости у детей дошкольного возраста, проводятся занятия с сюжетно – ролевыми играми по национальным особенностям в физической культуре для детей 5-7 лет. Особенно полезными данные упражнения являются для детей с нарушениями осанки. Сюжетное занятие - одна из организационных форм проведения занятий по физической культуре, способствующая воспитанию интереса детей дошкольного возраста к процессу выполнения физических упражнений с национальными особенностями.

Занятия, проводимые для развития физического воспитания, используемые в сюжетном занятии, подчинены определенному сюжету. Например, в русской национальной игре «Гуси - лебеди» применяются упражнения дыхательной гимнастики; общеразвивающее упражнение «Фанты», подвижная игра «Караси и щука», круговая тренировка «Горелки».

Использование применяемых приемов имитации и подражания, образных сравнений соответствует психологическим особенностям дошкольников, облегчает процесс запоминания, освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятия, способствует развитию мышления, воображения, творческих способностей, познавательной активности национальных игр.

Работа направлена на решение следующих задач:

1. Укрепление здоровья детей, повышение функциональных и адаптационных возможностей организма, умственной и физической работоспособности;

2. Гармоничное развитие всех звеньев опорно-двигательного аппарата, формирование правильной осанки;

3. Совершенствование двигательных навыков, воспитание двигательных качеств;

4. Развитие психических способностей и эмоциональной сферы;

5. Развитие музыкально-ритмических способностей, воспитание интереса и потребности в систематических занятиях физическими упражнениями.

Подбор средств и методов физического воспитания определяется возрастными (анатомо-физиологическими, психологическими и моторными) особенностями детей. Для решения поставленных задач используются различные физические упражнения, последовательность соответствует общепринятой трехчастной структуре. Комплексы общеразвивающих упражнений используемые в основной части, целесообразно выполняют на протяжении всех занятий, постепенно усложняя упражнения и увеличивая нагрузку применяя игры разных национальностей Поволжья. При дозировке упражнений необходимо учитывать уровень подготовленности и индивидуальные возможности детей.

Большой объем выполняемой работы вызывает заметные сдвиги в обмене веществ, в работе функциональных систем организма, расширяя механизмы адаптации не только к физической нагрузке, но и к действию различных факторов внешней среды, способствует повышению общей работоспособности, доброжелательных дружеских отношений между детьми разных национальностей, взаимопонимания, уважения и дружбы между народами Поволжья.

Для повышения интереса детей к выполняемым упражнениям и активизации познавательной деятельности целесообразно применять сюжетные занятия по физическому воспитанию тематическими играми разных национальностей.

Например, русская игра «Догонялки», применяется для выполнения упражнения: бег с быстрым изменением траектории, а увеличиваем скорость выполнения, применяя татарскую национальную игру «Серый волк» – «Соры буре» и дополняется познание татарского языка и т.д., так же используются стихи, загадки, песни, соответствующие сюжету и возрастным особенностям. В процессе предлагается детям выполнять дома или в группе рисунки, тематически связанные с сюжетом занятия.

Разработанные комплексы сюжетных занятий по национальному колориту направлены на поэтапное акцентированное развитие двигательных качеств, так же направлены на акцентированное развитие силы и силовой выносливости мышц туловища, координационных способностей. В процессе физического воспитания дошкольников с национальным уклоном эффективно вызывает достоверное улучшение показателей, характеризующих уровень развития двигательных качеств и формирование уважительного и бережного отношения к культуре народов.

В процессе работы на начальном этапе, и в конце общеподготовительного периода проводится контрольное тестирование старших дошкольников по выявлению уровня развития физических качеств и физической подготовленности (прыжок в высоту с места, определение силы, определение коэффициента выносливости). По результатам расчётов будет просматриваться тенденция роста развития физических качеств дошкольников во всех дошкольных группах с применением игр Татарстана. В группах проводится работа с родителями индивидуально, информируя о физической подготовленности, о воспитании, особенностях и социальных функциях достигнутых ребенком и на что необходимо родителям обратить внимание в воспитании.

Нравственное воспитание осуществляется успешно, так как дети включены в социально - ценные отношения, участвуют в деятельности, требующей от них проявления нравственного образа действий, увлекающей их, развивающей личные интересы.

Физическое воспитание дошкольников с применением многонациональных культур играет большую педагогическую роль. Оно воспитывает в ребенке старшего дошкольного возраста здоровый дух, помогает ему в дальнейшем, добиться успехов, быть физически подготовленным к трудностям. Физически воспитанные дошкольники становятся здоровыми людьми и полноценными гражданами в обществе. Сюжетные игры народов Поволжья - упражнения являются важным видом деятельности в развитии физических качеств у детей дошкольного возраста.

Литература:

1. Волошина Л.Н. Игровые программы и технологии физического воспитания детей 5-7 лет //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка.2003. N 4.

2. Горелов А.А., Коблев Я.К., Козлов И.М., Правдов М.А. Проблемы физического воспитания детей дошкольного возраста и подходы к их решению //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2002. - N 4.

3. Фомина Н.А. Интеграции двигательной и познавательной деятельности дошкольников средствами сюжетно-ролевой ритмической гимнастики // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2004. - N 1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: