Народы Австралии

Австралия – самая изолированная часть света и, если не считать Антарктиды, самая удаленная от других материков. Климат весьма засушливый, самый жаркий – на севере, во внутренних областях колебания температуры очень велики, в некоторых местностях суточные колебания температуры доходят до 30 градусов. Ко всему прочему Австралия бедна реками. Зато Австралия богата подпочвенной водой, которая играет в стране огромную роль. Аборигены умеют находить скважины и рыть колодцы, из которых вода иногда бьет фонтаном.

Животный мир поражает своей экзотичностью и архаичностью. Там совсем нет высших млекопитающих, зато живет до ста видов различных сумчатых животных. Следует отметить две особенности животного мира Австралии: во-первых, он достаточно разнообразен и богат съедобными видами, во-вторых, хищников и вообще опасных для человека зверей, которых так много в Африке Азии и Америке, в Австралии почти нет. Зато там нет и животных, пригодных для одомашнения, кроме собаки динго, которая попала в Австралию вместе с человеком.

Австралию открыл для европейцев голландец Виллем Янц в 1605 году. Таким образом была подтверждена гипотеза, высказанная еще в древности, что в южном полушарии существует огромный материк Terra Australis, буквально, Южная земля. В 1770 году английский мореплаватель Джемс Кук впервые посетил восточный берег Австралии. Залив, в котором высадился Кук назвали Ботани-бей, так как его поразила пышность береговой растительности. Австралия не имела для Англии большого экономического значения, но после потери североамериканских колоний в 1783 году Англия стала предпринимать меры для колонизации. В 1788 году вблизи Ботани-Бея высадили партию ссыльных каторжников (850человек). Так было основано первое английское поселение – Порт-Джексон (современный Сидней).

Вопрос о происхождении австралийцев по сей день остается до конца не решенным. Предки австралийской расы могли проникнуть в Австралию, очевидно, только с севера, то есть, с Азиатского материка. В современном населении юго-восточной и южной Азии имеются антропологические типы, близкородственные австралийцам.

Хозяйство. Население, жившее многие века и тысячелетия почти без общения с народами других стран, в явно неблагоприятных и не способствовавших культурному прогрессу, сохранило почти до наших дней в своем социально-экономическом и культурно-бытовом укладе ряд глубоко архаических черт. До прихода европейцев австралийцы не знали земледелия и скотоводства, живя охотой и собирательством, не знали оседлости, не имели лука и стрел, глиняной посуды, не умели выделывать ткани, не говоря уже о полном незнакомстве с металлами. Орудия свои они изготавливали из дерева, кости и камня, даже камень не все племена умели шлифовать и нередко подвергали его только грубой оббивке. Это был уровень развития техники и хозяйства, примерно соответствующий по европейскому масштабу мезолиту и раннему неолиту.

Австралийцы не делали запасов продуктов, хозяйство имело чисто присваивающий характер. Главное занятие австралийца – охота. Это не только жизненно важный промысел, но и любимое времяпрепровождение, любимый вид спорта. С раннего детства мальчики приучались владеть оружием, распознавать следы животных, узнавали их повадки. Они вырастали искусными и ловкими охотниками. Австралийцы ели все живое, что находили вокруг себя – от крупных сумчатых и австралийского страуса эму до гусениц и личинок. Главным орудием охоты на крупных животных служило копье, часто устраивались коллективные облавы на кенгуру, их травили собаками динго.

Много изобретательности и умения австралийцы проявили в охоте на страуса эму. Эму бегает со скоростью лошади, но ее глупость делает ее часто жертвой охотника. Охотник, спрятавшись в кустах, махал каким-нибудь бросающимся в глаза предметом, птица подходила посмотреть, что это такое и падала под ударами копья. Австралийцам нет равных в технике взбирания на деревья. Нет для них такого дерева, на которое нельзя было бы взобраться. Они не обнимают ствол коленями, а ступают по нему как по земле, если неровностей, за которые можно было бы зацепиться хотя бы пальцем нет, то они вырубаются топориком, который держат в руке. На деревьях добывали птичьи яйца, мед, охотились на опоссума. В охоте на птиц применялся главным образом бумеранг, которым австралийцы с большим искусством владели, убивая птиц даже на лету, также расставляли сети, силки и ловушки.

Мясо и рыбу австралийцы никогда не ели сырыми. Однако, приготовление пищи не отличалось разнообразием. Варка пищи в воде была незнакома. Они жарили мясо и рыбу на горячих углях или камнях, в горячей золе или песке. Иногда это делалось очень просто: убитую дичь бросали целиком, не выпотрошив на горячую золу. Крупных животных разрезали на куски. Чаще применялся более сложный способ – внутренности дичи извлекали через отверстие в животе, а на место их вкладывали горячие камни, чтобы мясо прожарилось и изнутри, чтобы оно оставалось сочным, шкуру обычно не снимали. Еще более сложный способ, однако повсеместно применявшийся, - тушение мяса в земляной печи.

Хотя австралийцы и не знали земледелия, но растительная пища повсеместно играла в их хозяйстве существенную, а местами преобладающую роль, особенно в скудных степях и полупустынях центра и запада, где животный мир очень беден. Но даже в тех местах, где дичи очень много, успех охоты никогда заранее не был обеспечен, потому и там собираемая женщинами растительная пища составляла более устойчивую базу хозяйства австралийцев. Наряду с растительной пищей в число предметов собирательского хозяйства входили и различные мелкие животные, ящерицы, крысы, мыши, лягушки, раки, улитки, гусеницы. Таких мелких животных обычно поджаривали или пекли в золе. Некоторые европейцы находят жареных гусениц очень вкусными; по словам Мэтью, он неоднократно едал приготовленных местными жителями больших гусениц, которые напоминают по вкусу рисовый пудинг с яйцами.

Питьем для австралийцев служит обычно простая вода. Австралийцы обнаруживают замечательное уменье найти воду там, где европеец не смог бы этого сделать. Они знают места в безводной степи, где имеются колодцы – узкие и глубокие щели, где есть вода. Они умеют также находить водянистые корни некоторых растений, некоторые корни дают до 2 литров воды. Наконец, когда во время пути по безводной пустыне воды достать абсолютно негде, австралийцы вскрывали себе вены и пили кровь, собрав ее в сосуд или непосредственно из раны. Австралийцы умели улучшать качества воды, приготовляя из нее разные напитки. Они подслащивали ее медом, употреблялось также сахаристое вещество, добываемое из ствола некоторых деревьев.

Домашних животных до появления европейцев не было, но была полудикая собака динго. Собака водится в Австралии в диком виде. Несомненно, что она привезена на материк человеком и одичала. Это хищник, в некоторых местах опасный и для человека. Динго напоминает русскую овчарку, отчасти лисицу. Австралийцы охотились на динго, пойманных щенят обычно приручали и дрессировали. Они очень любили своих собак, хотя кормили мало, щенков иногда женщины вскармливали грудью.

Все известные австралийские племена знали различные способы добывания огня. В основном – сверление и пиление.

Традиционным австралийским видом оружия является бумеранг. Это орудие, плоское в сечении, серповидной формы или изогнутое в середине под тупым углом. Поверхность обычно бывает слегка искривлена винтообразно. Материалом служили обычно твердые породы дерева. Есть два главных вида бумеранга: возвращающийся и невозвращающийся. Но возвращающийся бумеранг играл второстепенную роль – его использовали только при охоте на птиц и просто для развлечения. Гораздо нужнее и важнее был более крупный и тяжелый боевой бумеранг. Он летит очень далеко – до 150 м, по некоторым сообщениям даже до 250 м, ударившись, может пробить насквозь мягкие части тела. Австралиец учится искусству владеть бумерангом с раннего детства и, непрерывно упражняясь, достигает изумительной ловкости. На крайнем севере Австралии, на п-ове Йорк, употреблялись лук и стрелы. Это оружие, несомненно, заимствовано австралийцами от соседних папуасов.

Простейший вид жилища у австралийцев – это использование естественных укрытий. Для ночлега использовались дупла гигантских деревьев. Переход от естественного к искусственному укрытию состоял в том, что австралийцы пригибали и связывали ветви растущего куста с подветренной стороны в качестве защиты от ветра и под ним разводили костер и ночевали. Чаще устраивали искусственный заслон от ветра из ветвей, травы или коры на основе палок. Подобные же навесы служили для защиты от дневной жары. Обычной же формой жилища служил шалаш или примитивная хижина, покрытая травой иди древесной корой. Наиболее редкими для Австралии были своеобразные свайные постройки: они устраивались на 4 столбах с настилом из коры, поверх которого сооружался второй ярус из такой же коры. Верхний ярус использовался для жилья в дождливое время, там же спасались от москитов.

Господствующим типом поселения у австралийцев, в связи с их бродячим охотничьим бытом – это кочевое стойбище весьма непостоянного состава и неодинаковых размеров. В обычное время австралийцы кочевали небольшими группами по несколько семей, меняя стоянку по мере истощения вокруг нее кормовых ресурсов. Они оставались на одном месте не больше нескольких дней и переходили дальше в поисках пищи. Однако в известные сезоны, когда природа оживает и появляются съедобные плоды, корни, орехи, картина менялась. К этому времени приурочивались общеплеменные сборища, когда устраивались различные обряды и празднества. Тогда из разрозненных бродячих групп собиралось вместе большое стойбище. В одном месте разбивался целый лагерь из десятков временных хижин. Они располагались при этом в определенном порядке. Учитывалось деление племени на экзогамные половины (фратрии). Обе они занимали две стороны лагеря и обычно между ними проходила какая-нибудь естественная граница – ручей, кусты и прочее.

Сами перекочевки тоже совершались в порядке и организованно. Они всегда происходили в пределах строго определенной территории, составлявшей владение племени. Самовольное вторжение на чужую территорию запрещалось обычаем. Обычно мужчины шли отдельно своей дорогой, налегке, неся с собой только оружие. По пути они охотились и к вечеру приносили на новую стоянку дневную добычу. Женщины и дети шли своей дорогой, нагруженные всем имуществом. Не считая грудных детей, женщина несла на себе неразлучное корытце с мелким скарбом, землекопалку, тлеющую головешку, нередко и запас воды. Вместе с подростками женщины собирали по дороге пищу – клубни и корни, семена, мелких животных. Придя на условленное место, женщины разбивали лагерь, строили нехитрые шалаши, собирали топливо, разводили огонь и начинали готовить пищу.

Одежды австралийцы до прихода белых почти не знали. Только в юго-восточной части материка австралийцы шили себе плащи из шкурок опоссума. Во всей остальной части Австралии одежды для защиты от холода совершенно не было. Для этой цели местами употреблялся жир, которым натирали тело. Наблюдатели отмечали, что хотя во многих областях внутренней Австралии температура спускается по ночам нередко ниже нуля, людям не приходит в голову чем-нибудь накрыться от холода. Они спят, правда, у костра в таких случаях, но все же зачастую просыпаются с кожей, покрытой инеем. Некоторые племена употребляли набедренные повязки или повязки с передниками.

В отличие от скудной одежды, украшения австралийцев были гораздо более обильны и разнообразны. Это по большей части повязки, носимые на голове, ожерелья, браслеты на руках и на ногах. К украшениям надо отнести и палочку, которую протыкали сквозь носовую перегородку. На праздники мужчинами широко применялась раскраска тела и покрывание его разным пухом, который приклеивался кровью или другим клейким веществом. К постоянным украшениям надо отнести рубцы, которыми покрывались грудь, спина, плечи, руки, в особенности у мужчин. Эти рубцы обычно были связаны с посвятительными обрядами и служили знаком принадлежности к возрастной группе взрослых мужчин и к определенному племени.

В Австралии до появления европейцев жило до 500 племен. Племя имело свое племенное имя, свою определенную территорию, свой диалект, свои обычаи. В большинстве случаев этими признаками племена довольно четко отграничивались друг от друга. Численность отдельных племен была различна – от 100 до 2-3 тысяч человек, более обычна средняя численность – несколько сот человек.

В жизни австралийца племя играло чрезвычайно важную роль. Он должен был повиноваться обычаям племени и за несоблюдение их подвергался смерти или изгнанию, что тоже равнялось почти верной смерти, потому что чужое племя как правило такого изгнанника не принимало, а жить в одиночестве означало ежечасно подвергаться риску быть безнаказанно убитым.

В силу своей сравнительно большой величины австралийские племена часто подразделялись на территориальные части – локальные группы. Локальная группа представляла собой более однородный, сплоченный и замкнутый хозяйственный коллектив, реальное значение которого в жизни австралийца было еще больше, чем значение племени. Кроме того, племя подразделялось на фратрии, брачные классы и роды.

Фратриями называются экзогамные половины племени. Деление на фратрии было распространено в Австралии почти повсеместно. Только очень немногие племена, по преимуществу на окраинах материка не знали этого деления. Основной признак фратрии – запрет брака внутри фракции. Нарушение этого закона каралось смертью. Запрет распространялся не только на собственно брак, но и на внебрачные половые связи. Такие связи не считались у австралийцев чем-то зазорным, а тем более преступным, но лишь при условии, если внебрачные связи происходили без нарушения экзогамии, в противном случае нарушителям грозила смерть.

У большинства австралийских племен каждая фратрия подразделялась на два брачных класса. Смысл деления на брачные классы – в дальнейшем ограничении браков близких родственников. Дело в том, что деление на фратрии их совсем не предотвращало: при женской филиации оставался возможен брак с отцом, при мужской – брак матери с родным сыном, поскольку они принадлежат к разным фратриям. Эта система гораздо сложнее фратриальной. Брак допускался только между определенными парами классов. Принадлежность к брачным классам наследовалась не прямо, а через поколение. У племен Центральной и Северной Австралии господствовала восмиклассовая система, при которой каждый из четырех брачных классов делился еще на два.

Системы обозначений родства у австралийцев принадлежат к классификаторскому «турано-ганованскому», как назвал его еще Морган типу. Первая и важнейшая особенность родственных обозначений – групповой характер родственных терминов, чем они резко отличаются от наших индивидуальных обозначений. Если европейцы называют термином «мать», «отец», «жена», «муж» и прочими каждый раз одно определенное лицо, то у австралийцев, напротив, каждый из подобных терминов обозначает целую группу лиц, и притом очень большую. Для австралийца «жена», например, это любая женщина, входящая в тот брачный класс, из которого он может брать себе жен, а сам он для всех их – «муж». Точно так же термином «отец» обозначаются все мужчины того брачного класса, к которому принадлежит действительный отец., таким образом отцов, матерей, жен, сыновей у каждого австралийца очень много.

Система фратрий и брачных классов дополняется у австралийцев еще одним, повсеместно распространенным и исторически наиболее важным видом социальных делений – это роды, часто называемые тотемической группой. Каждое австралийское племя делилось на 10-30 экзогамных родовых групп, называвшихся обычно по имени животных. Роды были подразделениями фратрий, счет родства и происхождения в них был такой же как во фратриях.

До Х1Х века у австралийцев преобладал групповой брак. В Х1Х и к началу ХХ века групповой брак сохранялся в большинстве случаев в виде пережитков и определенных обычаев – обычая обмена женами и внебрачных половых отношений во время племенных сборищ и праздников и обычай пиррауру у диери и пираунгару у арабана, когда мужчина помимо двух-трех индивидуальных жен, получал брачные права еще на некоторое число женщин, это зависело от его возраста и положения. У диери мужчина вступал сначала в индивидуальный брак, а затем старики или предводители племени при помощи особой торжественности и публичной церемонии назначали ему добавочных жен – пиррауру. Число пиррауру у мужчин могло быть разным, у влиятельного старика или вождя их могло быть более 10, да еще соседние и дружественные племена ему в знак почета давали дополнительных пиррауру.

Господствовавшей формой брака у австралийцев в Х1Х – начале ХХ в. был парный брак. Семья состояла из мужа, жены, нередко 2 жен и детей, которые обычно жили в одной хижине. Несколько таких семей образовывали локальную группу, кочевавшую большую часть года совместно. Материальную базу семьи составлял главным образом собирательский труд женщин. Женщина своим трудом обслуживала и все прочие нужды семьи: она строила хижину, приносила воду и заботилась о поддержании огня и приготовлении пищи, при перекочевках несла на себе весь домашний скарб. На ней же лежало и воспитание детей.

Австралийцы – нежные и любящие родители. Дети росли на свободе, ничем не стесняемые. Родители часто баловали их; ругать, а тем более бить ребенка – неслыханное дело. Связь родителей, особенно матери с детьми укреплялась вследствие обычая длительного кормления. Австралийская женщина кормила ребенка до 3 лет и дольше.

Один из интереснейших австралийских обычаев – обычай избегания. Чаще всего этот обычай касался отношений между зятем и тещей. У целого ряда племен обычай запрещал человеку разговаривать с матерью его жены, приближаться к ней. Запрет нередко был взаимным. Например, у нгариго теща не могла даже слышать имени своего зятя, услышав его случайно, она затыкала уши. Наиболее вероятное объяснение данного обычая состоит в том, что этот обычай установился как одна из норм общественного регулирования брака, предотвращающая возможность брачно-половых связей между лицами, не находящимися в отношениях потенциальных мужей и жен.

Каждое племя делилось на возрастно-половые группы: группу взрослых мужчин, группу взрослых женщин и группу детей. Из первой выделялся немногочисленный, но влиятельный слой стариков, в руках которых в большей или меньшей степени находилось руководство общественной жизнью.

У всех австралийских племен существовали возрастные инициации. Они состояли обычно из цикла обрядов и манипуляций, растягивавшихся на продолжительное время. У каждого племени они были свои. Главная их цель – ввести юношу в ранг полноправных взрослых мужчин. Инициации включали в себя как правило:

- длительную изоляцию посвящаемого от женщин и детей, сближение его с мужчинами и стариками

- тренировку в охоте и уменье владеть оружием,

- воспитание выносливости в виде пищевых запретов, физических испытаний – выбивание зуба, надрезы на коже, выщипывание волос, копчение в дыму, сверление носовой перегородки;

- сообщение племенных верований и преданий, демонстрация священных обрядов,

- закрепление различий в положении возрастно-половых групп инициациями, содержание которых окутывалось покровом тайны для непосвященных.

Посвящение подростка, ввод его в ранг полноправного мужчины был делом не отдельной семьи или близкой родни, а всей общины или даже всего племени. Посвящали мальчиков не поодиночке, а группами сверстников. Обычно поэтому обряды инициации составляли повод для широких сборищ, в которых участвовали люди различных групп, особенно большие общеплеменные или даже межплеменные сборища устраивались в связи с заключительными обрядами посвятительного цикла.

Вся жизнь австралийца была подчинена строгим нормам обычая. Отдельная личность не только не была свободна в своем поведении, напротив, каждый шаг ее, от колыбели до могилы, и в повседневной жизни, и в особо торжественных случаях совершался по раз и навсегда установленным правилам, которые диктовал обычай. Блюстителями обычаев выступали старики и главари групп. Они и являлись носителями общественной власти. Никаких других органов власти, кроме этих хранителей древнего обычая австралийское общество не знало. астие.

Внутренние отношения в австралийской орде регулировались обычаями, установившимися как нормы. Нарушение обычая влекло за собой в той или иной форме возмездие. Частные конфликты разрешались обычно самими заинтересованными сторонами. Самым заурядным способом был поединок. Он совершался по большей части публично и по определенным правилам. Если причина столкновения была не слишком серьезна, то и поединок велся не насмерть, наносились легкие ножевые раны в мягкие части ног, у женщин оружием обычно служили землекопалки, в таких случаях ограничивались несколькими ударами по голове. Нередко виновный по решению совета стариков подвергался копьеметанию со стороны обиженного или его родни. Наказание проводилось публично. Виновному предоставлялось право защищаться щитом. Вообще в случае нарушения установившихся обычаев господствовал принцип равного возмездия: «око за око, зуб за зуб». В более серьезных случаях наказанием служила смерть. Помимо этого, тягчайшим наказанием выступало изгнание из племени. Оно иногда применялось в случае нарушения брачных правил, а еще чаще нарушители сами спасались бегством, покидая свое племя.

У австралийцев различались два разных вида вооруженных столкновений. Первый вид – «урегулированная война». Она велась с соблюдением правил и предписаний и представляла собой узаконенную обычаем форму сведения счетов, кровной мести. Другие войны не были ограничены определенными нормами. Такие столкновения велись реже, главным образом между отдаленными, чуждыми друг другу племенами. Войн грабительских, а тем более – завоевательных австралийцы не знали. Вообще способ ведения войны у австралийцев был мало похож на военную технику более развитых народов. Война состояла у них по преимуществу из нападения врасплох, ночью, с избиением кого попало. Но бывали и открытые стычки. В них однако, бывало обычно больше шума, крика, взаимной ругани, чем кровопролития. Регулярного военного строя австралийцы не знали.

Преобладающая форма религии у австралийцев – тотемизм, то есть, вера в сверхъестественную связь или родство между группами людей и определенным видом материальных предметов, чаще всего животными и растениями. Австралию называют классическое страной тотемизма. Именно на австралийском материале изучают этнографы типичные черты тотемизма.

Каждое австралийское племя делится на несколько родов или тотемических групп. Каждая из этих групп называется по имени какого-нибудь животного или иногда растения, или неживого предмета. Например, у племени диери роды Ковровой Змеи, Ворона, Лягушки, Крысы, Летучей Мыши, Жука, Гусеницы и т.д. Каждая родовая группа верит в свое какое-то особое родство с тотемом, имя которого он носит. Это нельзя назвать поклонением тотему. Для австралийца тотем – не божество, а близкое и родное существо, вплоть до отождествления себя с тотемом, по словам информаторов, в разговоре представитель племени аранда группы Кенгуру, сказал, что кенгуру и он – одно и то же и что снятая с него фотография изображает кенгуру. Чувство родства или близости к тотему проявлялось различно, чаще всего – в запрете убивать свой тотем и употреблять его в пищу. Это так называемая тотемическая табуация. Интересно, что запрет убивать и употреблять в пищу тотем носил у австралийцев чисто моральный характер. Нарушение его влекло за собой только недовольство и осуждение со стороны соплеменников, но никаких более реальных санкций. В некоторых местах люди проявляли суеверный страх перед нарушением тотемического табу, верили, что нарушителя может постигнуть серьезная болезнь, да и голод не будет утолен запретной пищей.

Замечательным выражением веры в родство с тотемом служат тотемические мифы – священные предания людей. Они повествуют о происхождении родов от некоторых предков, которые рисуются как фантастические существа – не то люди, не то животные. В мифах разных племен часто повторяется один и тот же мотив: предки людей изображаются как беспомощные существа, недоразвившиеся зародыши. Их доделывает некий герой, который при этом дает им половые признаки, распределяет по тотемам, вводит брачные правила, обычай обрезания и т.д.

Еще одна замечательная черта тотемизма – это употребление священных тотемических эмблем. Особенно интересны чуринги аранда и соседних племен. Слово чуринга означает вообще все тайное и священное. Но по преимуществу так называются продолговатые плоские камни и куски дерева разного размера обычно с особым рисунком на них, это орнамент имеет священное мифологическое значение, он символически обозначает тотемических предков и отдельные эпизоды сказаний о них. Согласно сказаниям, предки во время своих странствований оставляли в разных местах чуринги, связанные с детскими зародышами. Последние, входя в тело женщины, делают его беременной, а чуринга остается на месте предполагаемого зачатия. Когда ребенок рождается, отец или другой мужчина находит на этом месте чурингу (в действительности берет из общего хранилища или делает новую) и она считается отныне таинственно связанной с человеком на всю его жизнь, это священный и тайный двойник, связывающий человека с его предком. Австралийцы верили в целебную силу чуринги, она охраняла своего двойника в сражениях. Чуринги хранились вместе в особых священных местах – хранилищах. Доступ и даже приближение к хранилищам были строго запрещены для всех посторонних, особенно для женщин и непосвященных, под страхом смерти. Женщина не могла даже видеть свою собственную чуригну. Во время тотемических церемоний чуринги извлекались из хранилищ. Наличие местных тотемических центров – очень важная особенность австралийского тотемизма. Каждая тотемическая группа имела свой священный центр. С этим местом были связаны тотемические предания, там считались пребывающими ратапа – детские зародыши, оставленные мифическими предками. Охотник прекращал преследование зверя, если тот скрывался поблизости от тотемического центра.

Кроме тотемизма особенное место у австралийцев занимала вера во вредоносную магию. Австралийцы страшно боялись ее и приписывали почти всякую болезнь и смерть колдовству врага. Любая смерть, кроме смерти в бою, рассматривалась ими как результат вредоносной магии, даже если причина смерти была очевидной, например, несчастный случай. В действительности обряды вредоносной магии совершались очень редко. Это было весьма опасное дело, поскольку малейшее подозрение в колдовстве влекло за собой месть, при том весьма реальную. Простейший способ, когда магическая сила насылалась на человека издали при помощи колдовской заостренной палочки или косточки. Это орудие направлялось в ту сторону, где находилась намеченная жертва колдовства, при чем произносились заклинания. При этом способе предполагалось, что магическая сила летит по заданному направлению и поражает жертву, входя в ее тело невидимым камнем или другим веществом, от которого человек заболеет или умрет. Иногда исполнитель обряда вредоносной магии сам старался известить жертву о совершенном магическом акте. Например, магическая палочка подбрасывалась в хижину жертвы. Когда человек находил у себя такой предмет, он сразу понимал, что это такое. Не мало не сомневаясь в силе колдовства, человек впадал в угнетенное состояние, от которого действительно мог умереть и такие случаи известны.

Если вредоносная и любовная магия считалась у австралийцев доступной всем и каждому, то, напротив, лечебная магия составляла обычно профессию особых специалистов – знахарей. У австралийцев широко применялись разнообразные средства примитивной народной медицины: употреблялись различные целебные травы, припарки и перевязки, массаж и натирание жиром, кровопускание и т.п. Они знакомы каждому и применяет их по мере умения каждый. Но совершенно особняком стоят другие лечебные средства магического характера, которые применялись исключительно знахарями-профессионалами. Наиболее обычным способом действий знахаря было высасывание их тела больного воображаемой причины болезни. Это причина чаще всего представлялась в виде какого-то кристалла или камня, который силой враждебной магии вложен в тело больного. Любопытно, что знахари обычно не употребляли вовсе общедоступных приемов народной медицины. Заведомо безнадежных как правило отказывались лечить. У некоторых племен знахарям приписывалось умение вызывать дождь, но у других это было особой профессией отдельных специалистов.

Представления австралийцев о посмертном существовании души были далеки от ясности и определенности. Однако несомненно, что у них уже была в зачаточном виде вера в особое царство душ. Но главным предметом суеверных представлений, связанных со смертью служила не душа умершего, а его тело, оно вызывало к себе двойственное отношение со стороны живых: суеверный страх смешанный с бессознательной привязанностью. Эти двойственные чувства проявились в своеобразных погребальных обычаях и обрядах.

Старинные австралийские погребальные обычаи отличаются прежде всего большим разнообразием. В Австралии можно обнаружить едва ли не все различные способы обращения с телом покойника, какие только известны на свете: зарывание в землю, сожжение. Воздушное погребение, мумификацию, трупоядение, частичное и двойное погребение и просто оставление на произвол судьбы.

Простейшим и, несомненно, древнейшим способом является оставление умершего или умирающего и уход от него. За больными и ранеными заботливо ухаживали, но когда становилось очевидным приближение смерти, умирающего оставляли у костра, и вся локальная группа покидала стойбище; она возвращалась в эту местность только спустя долгое время. Такой обычай встречался крайне редко.

Немногим чаще встречалось трупоядение или эндоканнибализм. Этот обычай существовал у некоторых племен южного, восточного и северо-восточного побережий.

Повсеместно были распространены различные траурные обычаи. Умершего оплакивали иногда очень долго и старательно, в этом участвовала вся локальная группа. Все громко кричали, наносили себе порезы и вообще всячески старались показать свое горе. На близких и родню умершего, особенно на его вдову, накладывался целый ряд ограничений и запретов, порой нелегких. Имя умершего обычно избегали называть и даже не произносили слов, сходный с именем. Местами ограничивали себя в пище. Вдова носила в течение долгого времени особый траурный наряд (например, у аранда – довольно уродливый и стеснительный головной убор), намазывала тело белой глиной и т.д. Но самое характерное – это обет молчания, который должна была соблюдать вдова иногда год или больше. Она пользуется в таких случаях языком жестов.

Если коротко охарактеризовывать религию австралийцев, необходимо отметить следующие моменты:

– у австралийцев нет представления об особом сверхъестественном мире, отделенном от мира реального, то и другое существует рядом.

- Религия австралийцев вся пронизана образами животных, однако эти животные образы не отличаются резко от человеческих: в преданиях и верованиях фигурируют двойственные фигуры людей-животных.

- Магические верования преобладали над анимистическими. Поэтому у австралийцев не было молитв, а были заклинания, не было жрецов, а были колдуны и знахари

- У австралийцев не было культа предков, ибо тотемические предки, зоо-анропоморфные существа не являются настоящими предками, говорит о том, что австралийцы знали лишь раннюю форму родового строя.

Австралийцы знают и применяют различные средства рациональной медицины. К своим больным дряхлым старикам австралийцы относятся очень заботливо, ухаживают за ними, при необходимости, носят их при перекочевках на себе. У австралийцев была развита примитивная хирургия: раны, переломы и вывихи они умеют хорошо лечить и делают это своими средствами, не обращаясь к знахарям и колдунам. К кровоточащей ране прикладывают глину, жир змеи или других животных, птичий помет, смолу некоторых деревьев и пр. Змеиные укусы лечат высасыванием, перетягиванием укушенной части тела, выжиганием ранки. При некоторых недомоганиях пускают большому кровь при помощи надрезов. Больной зуб удаляют, обвязывая ег шнурком. При воспалениях, лихорадочном жаре употребляются холодные примочки. При простуде, ревматических болях больного заставляют потеть, некоторые племена устраивают настоящую паровую баню. Фармакопея австралийцев довольно богата. Они знают целебные свойства многих растений. Вальтер Рот перечисляет 40 видов растений, употребляемых с лечебными целями. Применение многих средств комбинируется с магическими приемами, обычно с лечебными заговорами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: