Корзина грецких орехов

Корзина грецких орехов — это разговор о том, что заботит школьника, перед чем он останавливается в раздумье, с чем не может пока справиться, вопросы крепкие, как грецкий орех, который не расколешь без инструмента и без особых усилий. Эти вопросы произносят так, как будто бы бросают их в общую корзину, как будто бы хотят посмотреть, велика ли эта корзина, и каково ее содержание.

У каждого класса (возраста, социальной принадлежности, характера, коллектива, истории) своя «корзина грецких орехов». Дети «бросают» туда (произносят один за другим, передавая корзину или подходя к ней) мучительные не разрешаемые ситуации или случаи, отношения или желания, свои качества или черты других людей, непонятные для них. Никто не дает никаких советов, не предлагает ответов, внутренняя реакция участников остается тайной каждого, о ней лишь можно догадываться по мимическим, пластическим проявлениям, изредка, по репликам, брошенным кем-либо вслед «грецкому ореху», опущенному на дно корзины.

Бесспорна решающая роль психологического климата этого группового дела: доброжелательность, деликатность, сочувствие и понимание — вот черты благоприятного климата. Они зависят от тона педагога, от характера, речевого обращения к детям, от манеры слушать и от общей поведенческой стилистики педагога. Имеют значение даже детали: как выглядит символическая «корзина», каков интерьер помещения, как организуется очередность детей в их высказываниях, как будет обставлен момент «опускания» в «корзину» очередного «грецкого ореха», будет ли в руке каждого реальный грецкий орех или он будет единственным передаваемым из рук в руки.

Конечно, «корзина грецких орехов» — это доверительный разговор старшеклассников. Не исключено использование данной формы и в группе детей 10-12 лет.

Сосуд, который использовался в качестве корзины — керамическая чаша, металлическая ваза, деревянный короб, берестяной туесок, — в дальнейшем не может выполнять какую-либо другую функцию. Педагог должен это помнить и ни в коем случае не ставить цветы, не подавать сладости, не ссыпать скрепки, не укладывать мелки в эту «корзину проблем».

«Корзина грецких орехов» — своеобразные упражнения в развитии способности видеть, выделять, формулировать и описывать проблему. Если эта способность личности развита, можно полагать, что уже наполовину проблемы решаются личностью, потому что осмысление — начало решения.

Литература

1. Воспитание школьников №8; 2001 с. 20-24.

2. Воспитание школьников № 9, 2001, с.16-20.

3. Воспитание школьников № 10; 2001, с.15-19.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: