Утверждаю
Зав. кафедрой ЭУНИПП
Ю.И. Енин
Декабря 2012 г.
Перечень вопросов для самоподготовки студентов специальности
Менеджмент(заочная форма обучения, выпуск 2015г.)
к государственному экзамену по дисциплинам:
«Инновационный менеджмент»
1. Экономическая сущность инноваций и инновационной деятельности (Закон Республики Беларусь «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь»).
2. Новшество и инновация: общее и особенное.
3. Содержание инновационного менеджмента организации.
4. Инновации: понятие и общая характеристика.
5. Виды и классификация инноваций.
6. Инновационная деятельность и инновационный процесс: общее и особенное.
7. Инновационный процесс: понятие и общая характеристика. Стадии инновационного процесса.
8. Государственная инновационная политика страны (Закон Республики Беларусь «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь»).
9. Правовые основы регулирования инновационной деятельности в Республике Беларусь.
10. Долгосрочные циклы экономической конъюнктуры Н.Д.Кондратьева и их влияние на динамику технологического развития.
11. Технологические уклады: понятие и особенности формирования.
12. Трансфер технологий: понятие и общая характеристика. Формы трансфера технологий и их характеристика.
13. Объекты интеллектуальной собственности: понятие и общая характеристика.
14. Инвестиции в инновации.
15. Инвестиционный процесс. Субъекты и объекты инновационно-инвестиционной деятельности.
16. Правовое регулирование инвестиционной деятельности в Республике Беларусь.
17. Инвестиции, осуществляемые в форме капительных вложений и оценка их эффективности.
18. Инвестиционные рынки и инновационная деятельность организации (предприятия).
19. Национальная инновационная система Беларуси: понятие и общая характеристика, состояние, проблемы и перспективы развития (Закон Республики Беларусь «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь).
20. Венчурная инновационная деятельность (Закон Республики Беларусь «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь»).
21. Инструменты государственной поддержки и стимулирования инновационной деятельности в Республике Беларусь: характеристика и проблемы повышения эффективности использования (Закон Республики Беларусь «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь»).
22. Государственная инновационная политика: понятие, особенности формирования и реализации в различных странах мира (США, Япония, ЕС, Республика Беларусь).
23. Инновационное предпринимательство как особый вид предпринимательской деятельности: понятие и общая характеристика
24. Источники финансирования инновационной деятельности в Республике Беларусь: характеристика, проблемы поиска и особенности использования.
25. Высокотехнологичный сектор экономики: понятие, структура, особенности формирования и функционирования.
26. Кластер как научно-производственно-учебный комплекс - перспективная форма интеграции науки, образования и бизнеса.
27. Кластеры как организационная форма создания конкурентных преимуществ. Возможности использования кластерного подхода в Республике Беларусь.
28. Инновационная инфраструктура Республики Беларусь: понятие и общая характеристика, состояние, проблемы формирования и развития.
29. Научно-технологические парки как центры трансфера технологий: понятие, структура, функции.
30.. Инновационное предпринимательство в Республике Беларусь: состояние, проблемы, тенденции и перспективы развития.
31. Актуальные проблемы создания малых инновационных предприятий в Республике Беларусь и пути их решения
32. Основные проблемы формирования инновационно восприимчивой Национальной экономики и пути их решения.
«Экономика организации (предприятия)»
1. Предприятие как элемент национальной экономики и как субъект хозяйствования Факторы устойчивого экономического роста предприятия.
2. Экономическая сущность и назначение производственных ресурсов. Их классификация Производственные ресурсы как факторы производства.
3. Организационно-правовые формы предприятий. Особенности их функционирования.
4. Предприятие как социально-экономическая система. Основные системообразующие признаки.
5. Сущность управления производственно-хозяйственной деятельностью предприятия. Субъекты и объекты управления предприятием.
6. Основные функции управления предприятием.
7. Основной капитал предприятия: понятие, состав и структура.
8. Показатели состояния основных средств, их движения и эффективности использования. Факторы повышения эффективности использования основных средств.
9. Понятие амортизации основных средств. Методы начисления амортизации.
10. Определение потребности предприятия в основных средствах.
11. Основные формы воспроизводства основных средств. Источники и формы воспроизводства основных средств.
12. Нематериальные активы: сущность, классификация. Методы стоимостной оценки нематериальных активов.
13. Сущность оборотного капитала предприятия: понятие, состав и структура.
14. Нормирование оборотных средств предприятия: сущность, назначение. Определение потребности предприятия в оборотных средствах.
15. Показатели эффективности использования оборотных средств. Основные направления ее повышения.
16. Трудовые ресурсы: основные понятия, их классификация. Персонал предприятия и его структура.
17. Сущность нормирования труда. Трудовые нормы. Методы определения потребности предприятия в трудовых ресурсах.
18. Основные показатели эффективности использования трудовых ресурсов предприятия. Взаимосвязь и взаимообусловленность роста оплаты труда и повышения производительности труда.
19. Заработная платы - экономическая сущность и основные принципы формирования.. Формы и системы заработной платы.
20. Понятие издержек, затрат производства и себестоимости продукции.
21. Классификация затрат на производство и реализацию продукции. Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции.
22. Сущность смет и калькуляций. Особенности отражения затрат на производство и реализацию продукции в сметах и калькуляциях.
23. Сущность прибыли, ее виды и методы расчета. Формирование и распределение прибыли предприятия.
24. Понятие и показатели рентабельности производства и рентабельности продукции.
Факторы повышения рентабельности.
25. Понятие и сущность цен. Функции цен. Классификация цен.
26. Ценовая политика предприятия Выбор методов ценообразования при определении ценовой политики. Стратегии ценообразования
27. Сущность и функции налогов. Классификация налогов.
28. Налоги и отчисления, включаемые в себестоимость, прибыль и выручку предприятия.
29. Сущность финансов предприятия. Функции финансов. Понятие финансовых ресурсов.
30. Оценка финансового состояния предприятия. Пути повышения финансовой устойчивости предприятия.
31. Инвестиционная деятельность предприятия: сущность, особенности, источники самоинвестирования на предприятии.
32. Инновационная деятельность предприятия. Сущность этапа подготовки производства. Оценка инновационной восприимчивости
«Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
1. Бухгалтерский баланс, его назначение и строение.
2. Счета и двойная запись.
3. Учет процесса снабжения.
4. Учет процесса производства.
5. Учет процесса реализации.
6. Сущность инвентаризации и ее виды.
7. Состав и содержание бухгалтерской отчетности и сроки ее предоставления.
8. Анализ себестоимости продукции.
9. Анализ и оценка основных средств.
10. Расчет основной и дополнительной заработной платы.
11. Учет кассовых операций.
12. Учет операций по расчетному счету.
13. Учет финансовых результатов и распределения прибыли.
14. Учет финансовых результатов и распределения прибыли.
15. Учет налогов и сборов.
16. Анализ как метод познания, его становление и развитие и особая функция управления.
17. Основные методы анализа: цепные подстановки, абсолютные и относительные разницы, пропорциональное деление и долевое участие, интегральный логарифмический и индексный методы.
18. Понятие, экономическая сущность, принципы организации поиска и подсчетов действенных резервов, методика определения и обоснования их величины.
19. Анализ динамики и выполнение плана производства и реализации продукции.
20. Анализ производительности труда.
21. Анализ использования фонда заработной платы.
22. Анализ эффективности использования материальных ресурсов.
23. Анализ себестоимости отдельных видов продукции.
24. Определение резервов снижения себестоимости.
25. Анализ состава и динамики балансовой прибыли.
26. Анализ состава, структуры и динамики активов предприятия.
27. Анализ структуры пассива баланса. Методика их расчета и анализа.
28. Анализ показателей финансовой устойчивости предприятия.
29. Определение объема безубыточных продаж и зоны безопасности.
30. Оценка результатов деятельности предприятия с целью диагностики вероятности банкротства.
31. Понятие и сущность аудита. Методика аудита.
32. Виды аудита. Аудиторское заключение
«Управление организацией»
1. Организация как первичное звено национальной экономики.
2. Сущность понятия «управление». Общие законы и закономерности управления.
3. Объект и субъект управления. Управляющая и управляемая подсистема.
4. Общая характеристика функций и принципов управления.
5. Роль информационного обеспечения при принятии управленческого решения.
6. Управленческое решение виды и способы его принятия.
7. Организация как открытая система: понятие и параметры.
8. Миссия, видение и цели организации: понятие и взаимосвязь.
9. Жизненный цикл организации. Изменение целей организации по стадиям жизненного цикла.
10. Характеристика типов структур управления, их достоинства и недостатки.
11. Понятие интеграции. Интеграция организаций.
12. Объединения, сети, союзы как объекты управления.
13. Корпоративные объединения.
14. Стратегия организации: сущность, виды и подходы к формированию.
15. Сущность и особенности стратегического управления организацией. Сравнительная характеристика стратегического и тактического управления
16. Эволюция методов и систем управления организацией
17. Стратегический менеджмент как процесс: основные этапы. Концепция и принципы стратегического менеджмента
18. Понятие и этапы эволюции внешней среды. Нестабильность как основная характеристика внешней среды.
19. Анализ внутренней среды организации.
20. Анализ конкуренции. Оценка степени привлекательности отрасли в перспективе.
21. SWOT-анализ. Выбор стратегий для сохранения, защиты или усиления конкурентного преимущества предприятия
22. Понятие и иерархия стратегий предприятия. Проверка стратегии на эффективность
23. Классификация стратегий по направлениям развития и их анализ: стратегии роста, стабилизации, стратегии отступления
24. Базовые стратегии и нормативные стратегии организации.
25. Сущность функциональных стратегий организации.
26. Инновационные стратегии, имитационные стратегии, стратегии международных корпораций
27. Матричные модели стратегического выбора Сущность и виды моделей стратегического позиционирования.
28. Тенденции и характер перемен в окружающей среде. Управленческая реакция на изменение окружающей среды.
29. Управление по сильным и слабым сигналам.
30. Управление в условиях стратегических неожиданностей. Управление в условиях спонтанных изменений.
31. Управление стратегическими изменениями. Сопротивление изменениям.
32. Стратегический анализ рисков предприятия.






