Практика вольных путешествий

В книге рассказывается, как можно путешествовать по России без особых затрат - на электричках, попутных машинах, автобусах, теплоходах. Как переночевать без гостиницы, как ездить на поездах без денег и без обмана, как общаться с милиционерами и контролёрами. Многие советы пригодится читателю и в повседневной жизни.

Даны расписания электричек и пригородных поездов по 375 узловым ж.д. станциям, а также последовательности согласованных электричек по 62 популярным маршрутам.

ББК 84.Р7 К83 ISBN 5-86639-027-2

Редактор: Мария Романушко

(c) А.В.Кротов, 1997

ПРЕДИСЛОВИЕ

Наше время породило много книг о том, как человеку выжить. Из них мы узнаём, как в тундре без спичек развести костёр, найти и приготовить еду, как построить укрытие и заночевать в зимней тайге и чем питаться в открытом море. Казалось бы, можно выжить в природной среде, вообще не имея ничего. А в человеческой?

Из этой книги вы узнаете, что в человеческом обществе можно выжить не хуже, чем в тайге. Вы узнаете, как, не имея большого толстого кошелька, достичь любого города России и даже, при необходимости, пересечь всю страну (без рубля денег!). Вы узнаете, как переночевать в любом городе или деревне, где у вас нет никаких знакомых, узнаете, как общаться с контролёрами и милиционерами, с местными жителями и со своими родителями, и как относиться к людям и миру, чтобы такие путешествия доставляли вам радость.

Все методы, изложенные здесь, проверены на практике. Более того - они рождены практикой. Это обобщение опыта многих и многих вольных путешественников, и я надеюсь, что этот опыт окажется полезен и вам.

Я буду рад вашим отзывам и добавлениям к этой книге, которые можно посылать по адресу: 125445, Москва, Ленинградское шоссе, 112, корп.2, кв.547, Кротову Антону.

АВТОСТОП

Автостоп - это бесплатное передвижение на попутных машинах. Есть два ложных мнения относительно автостопа. Одно из них гласит: "сейчас просто так не берут" (или: "кто ж тебя повезет за просто так?"). Другое мнение заключается в том, что "остановить нужную машину - чистая случайность", "невозможно предугадать, когда ты доберёшься" и т.п. К счастью, эти мнения неверны. Они опровергаются опытом многочисленных автостопщиков (в том числе и моим). Нас почему-то берут (как в легковые машины, так и в грузовые), везут, не требуя денег за проезд, и, помимо всего этого, процесс автостопа является управляемым.

Как и любой деятельностью, автостопом можно заниматься как профессионально, так и стихийно, по надо бности, от случая к случаю. "Стихийный" автостоп, не имеющий определённых методов и правил, возник с появлением автотранспорта ещё в первые десятилетия XX века. В наши дни очень многим людям приходилось гае-либо останавливать машины и ехать в них, иногла и бесплатно, но далеко не все они знают, что сведения об автостопе могут быть сведены в определённую систему, позволяющую сделать автостоп мощным универсальным средством перемещения.

Человек, освоивший методы автостопа, передвигается по автодорогам России и всего мира, преодолевая до 1000 километров в день и даже больше, со средней скоростью (в России, днём, на магистральных дорогах) порядка 55 км/час. Например, стартуя из Москвы, за один день можно попасть в Петербург, или Киев, или Минск, или Харьков; за сутки - в Петрозаводск, или Самару, или Брест, или Ростов-на-Дону. При этом вам совершенно не потребуется денег на оплату проезда, и вы не будете никак привязаны к расписаниям поездов и электричек, двигаясь подчас быстрее их. Кроме того, ваше путешествие станет болев познавательным, вы увидите и узнаете то, что никогда бы не узнали, и - почувствуете настоящий аромат дороги.

УЧЕНИЕ АВТОСТОПА

В России существует несколько шкал (направлений) автостопа. Наиболее солидной является Петербургская Лига Автостопа (ПЛАС), основанная ещё в 1978 году. Президент Лиги Алексей Воров проехал автостопом почти 1100000 километров, что является непревзойденным рекордом (в 1,5 раза больше рекорда Гинесса).

Уже много лет А.Воров обучает людей автостопу - не просто ездить на попутных машинах, а ездить на них быстро и как можно быстрее. Для этого автостопщики посещают лекции, участвуют в гонках (соревнованиях на скорость), применяют специальное снаряжение... Квалифицированный гонщик ПЛАС реально проезжает (летом, по магистральным автодорогам России) 1100-1500 километров в сутки, эффективно двигаясь как днём, так и ночью, по своему желанию. Внешне гонщики ПЛАС легко отличимы на трассе по характерным ярким жёлтым комбинезонам.

Кроме передвижения на автомашинах (так называемого автостопа 1-го рода) в ПЛАС разработана и используется технология движения в кабинах локомотивов (автостоп 2-го рода), а также, в меньшей мере, автостоп 3-го и 4-го рода - гидростоп и аэростоп.

> Летом 1996 года один иэ членов Лиги, Филипп Леонтьвв, совершил путешествие из С-Петербурга в Дакар (Сенегал, Африка) и обратно, пройдя автостопом 16.000 километров по территориям 15 стран. На это ему потребовалось два месяца и 197 транспортов, включая попутный самолёт (Нуакшот-Лиссабон), гружёный мороженой рыбой.

> Наибольшее достижение Лиги - кругосветная экспедиция "Автоколумб" (1992-93). Её участники совершили путешествие автостопом вокруг всего земного шара, не пользуясь никаким рейсовым транспортом, пройдя по трассам 25 стран Евразии, Северной и Южной Америки.

Интересующиеся спортивным автостопом могут связаться с представителями ПЛАС по тел. (812) 273-81-11.

Вторая школа - она тдк и называется "Школа Автостопа" - существует в Москве с 1994 г. Создал её московский автостопщик, Валерий Шанин, автор книги "Хитч-хайкинг: автостопом по США и Европе" (Москва, 1994). Его автоетопный стаж - около 80 тыс. километров. Основной интерес В.Шанина - страны Запада.

В последнее время В.Шанин приобрёл известность, проведя несколько мероприятий, названных им "Чемпионат России по автостопу", "Чемпионат Москвы", "Чемпионат Европы" и др. Эти мероприятия привлекли большое внимание средств массовой информации. Однако, организованы они были на весьма низком уровне.

Есть и совсем необычная тусовка - любителей городского автостопа. Её основал питерский человек те Наттег. Учейие о городском автостопе имеет как практический, так и спортивный интерес; неоднократно проводились даже массовые гонки автостопом по С-Петербургу и Москве, доказавшие реальную применимость и пользу методов. Я хотел поместить в этой книге и учение mc Hammer'а, но оно не поместилось.

Есть в автостопе и обширное хипповское направление, пожалуй, наиболее древнее и многочисленное. Сотни и тысячи волосатых людей, передвигаясь по трассам, накопили за десятилетия колоссальный и неповторимый опыт автостопа. Жаль только, что их опыт никак не суммирован, - поэтому технология автостопа, применяемая ими, не движется к совершенству. А обмен сведениями, накопление опыта, играют большую роль всюду (в том числе и здесь). Именно поэтому, как попытка систематизации, как обобщение опыта многих и многих вольных путешественников, и написана эта глава, да и вся книга.

В 1995 году в Москве появилась ещё одна шкала - Академия вольных путешествий (АВП). Основал её автор этой книги. Цель АВП - находить, собирать и распространять информацию, связанную с вольными путешествиями. Учёные АВП собирают расписания пригородных поездов, автобусов, теплоходов, сведения о сущности трасс и позиций на них, координаты мест, где можно переночевать, монастырей... Одним из трудов АВП является книга, которую вы держите в руках.

Также проводятся "лабораторные работы" (например, массовые поездки автостопом и на электричках) и большие путешествия. Желающие присоединиться к АВП могут позвонить по тел. в Москве (095) 457-89-49.

ВЫБОР МАРШРУТА

При движении автостопом надо заранее представлять себе маршрут - не только через какие города, но и по каким дорогам он пройдёт. Среди путей, соединяющих два города, самый короткий - не обязательно самый быстрый! Количество машин, их скорость, характер движения, качество покрытия на разных дорогах сильно различаются. На одних дорогах автостоп удобен, на других непредсказуем, а третьи дороги, указанные в атласе, уже давно заросли бурьяном, и движения по ним нет.

При выборе нового, неизвестного вам маршрута можно пользоваться двумя правилами:

1). Классификация автодорог. Автодороги на территории России и бывшего СССР классифицируются по значению. Каждая дорога имеет своё обозначение, состоящее из буквы (это может быть М, А, Р, Н) и номера, например: М60, Р418.

М - магистральные дороги общесоюзного значения"

(например, М1: Москва - Минск - Брест). Эти дороги, соединяющие крупные города, почти всегда асфальтированы, большой поток машин, много дальнобойщиков. Возможен автостоп. Обидными исключениями в 1996 году оставались лишь: раздолбанная грунтовка М51 (Омск - Новосибирск), прозванная "Долиной Смерти", которую как водители, так и автостопщики предпочитают избегать, и другая раздолбанная грунтовка М56 (Невер-Якутск), по которой, хочешь не хочешь, а ездить приходится, как дальнобойщикам, так и автостопщикам.

А - "прочие дороги общесоюзного значения" (например, А114: Санкт-Петербург - Вологда). Машин обычно меньше, чем на магистральных дорогах. Тут ездить уже труднее.

Р - "дороги республиканского значения". В реальности это могут быть зимники, проходимые лишь вездеходами, а могут быть и более-менее приличные дороги. Автостоп не всегда возможен. Преобладание местного движения.

Н - дороги местного значения. В реальности их может вообще не быть. Если дорога всё же есть, то движение на ней местное - между всякими колхозами и деревнями. Планировать маршрут по ним нежелательно. Особенно тоскливо попадать на такие просёлочные дороги вечером и ночью.

Планируя новый маршрут, помните, что лучше (в смысле: обычно быстрее) проехать 500 км по "общесоюзным" М-дорогам, чем 200 км по "республиканским"; лучше проехать 200 км по "республиканским", чем 50 км по местным пройти пешком за отсутствием транспорта.

> Из Москвы в Обнинск можно проехать двояко: по старому Калужскому шоссе (А101) и по Киевскому (МЗ). Хотя эти дороги примерно одинаковой длины (84 и 89 км соответственно), по Киевскому шоссе вы доедете автостопом за 2 часа, а по старому Калужскому... - попробуйте.

> Из Москвы в Юрьев-Польский можно проехать несколькими споообами. 1) По М5до Владимира, затем по Р118 до Юрьева-Польского: 2) по А103 до Черноголовки, затем по местным дорогам. Первый маршрут (228 км) проходится за 4-5 часов, второй, более короткий (141 км) проходится за долгое время.

2). Анизотропия. Скорость и успех автостопщика зависит от направления его движения. Наибольший поток машин, наилучшее качество покрытия и наибольшие успехи в автостопе наблюдаются на шоссе, ведущих в Москву (из Москвы): это тяготение к Москве ощущается даже на расстоянии 2000 км. Неплохо ездить по трассам, ведущим в Питер (из Питера) или в любой другой мегаполис, скажем, Челябинск: такие города "стягивают к себе" машины с расстояния в несколько сотен километров.

И наоборот: дороги, перпендикулярные основным, для автостопа лучше не использовать. Повторюсь: лучше сделать крюк и проехать лишних 200 км, чем пройти пешком лишних 50; лучше лишних четыре часа проехать в машине, чем лишних шесть часов простоять на трассе.

Также областные (краевые, республиканские...) центры "тянут на себя" машины из области (края, республики...). Райцентры притягивают локальные машины из района.

На границе областей машин меньше, чем в центре области. Трасса, пересекающая три области, проходится труднее, чем такая же по качеству и расстоянию, но в пределах одной области.

Мегаполис и любой город подобен магниту, стягивая машины из всех окрестностей. Чем больше магнит, чем дальше от него другие магниты, тем больше его радиус действия. Движение "по силовым линиям" приведёт к успеху, движение поперёк силовых линий - труднее. Между двумя магнитами (на границе областей) силовое поле отсутствует, машин меньше всего, автостопщик дольше всего "торчит".

> Двигаясь из Владимира в Рязань, не поддавайтесь искушению срезать путь через Спас-Клепики (232 км), а выбирайте обходной путь через Москву (343 км). Пытаясь сократить дорогу, вы можете просто застрять.

Каждому человеку полезно иметь Атлас автодорог. Но эту книгу, как и любую мудрую книгу, не следует воспринимать буквально. Одни дороги, обозначенные как "Асфальт", никогда не были асфальтированы (Омск - Новосибирск); другие проходятся только пешком; третьи дороги, по которым ежедневно проезжают сотни машин, в Атласе не показаны вообще. Помните, что буквальное следование Атласу не всегда приводит к победе!

В апреле-мае многие дороги закрываются "на просушку". Просушка означает, что машинам больше определённой нагрузки на ось (обычно 5 тонн/ось) запрещается ездить без специального пропуска. Пропуск стоит больших денег; машины без пропуска платят каждый раз гаишникам или дорожным мастерам. Это следует учитывать, т.к. просушка уменьшает количество машин - особенно на мелких дорогах! На местные "закрытые" (т.е. "просушивающиеся") дороги особенно не следует соваться в выходные дни, когда мало "рабочих" машин.

ПОЗИЦИЯ НА ТРАССЕ

Понятие позиции - одно из основных в автостопе. Ваш успех в большой мере зависит от того, как вы умеете находить позиции - удобные места для голосования. На хорошей позиции водителю легко и удобно остановиться, и вы быстро уедете; в то время как на плохой позиции можно простоять несколько часов, пропустить сотню машин и не остановить ни одной.

Хорошие позиции встречаются на трассе нечасто, ради них стоит иногда пройти даже несколько км пешком, зато потом оттуда быстро уехать. Ради них стоит иногда выгрузиться из машины на 10-20 км раньше, чем пункт назначения машины, зато потом быстро поймать машину на 100-200 км дальше.

Самые плохие места для голосования: на мосту, под мостом, в тоннеле, на эстакаде, в зоне действия знака "остановка запрещена", на крутом подъёме или спуске, а также в черте населённого пункта. Голосуя в этих местах, вы резко снижаете процент машин, которые вам остановятся. На автобусной остановке голосовать тоже не рекомендуется - вас могут принять или за нетерпеливого пассажира опаздывающего автобуса, или за человека с деньгами.

Стоя на автобусной остановке, вы позволяете водителю подумать: "Этот и так на автобусе уедет". (А идя пешком и попутно подголосовывая, вы позволяете думать: "Этот и так дойдёт".)

Теперь найдём хорошие позиции. На трассе можно найти особенности - точки, перед которыми водители становятся более внимательными и снижают скорость. Это будут:

1) посты ГАИ, границы и таможни, 2) перекрёстки, разветвления дороги, 3) железнодорожные переезды, 4) большие дефекты покрытия (скажем, по асфальту полоса щебёнки), 5) светофоры, и т.д.

Наличие таких особых точек очень важно. Позиции перед ними являются неудачными: внимание водителя направлено на ожидающую его неприятность, а не на автостопщика, поэтому, например, перед постом ГАИ или таможней не остановится практически никто. Или, если дорога впереди разветвляется на две, перед развилкой тоже не остановится почти никто (потому что неясно, в какую сторону ты едешь).

Наоборот, после таких точек вероятность остановить машину резко увеличивается. Поэтому следует, выбрав себе место в 10-20-30 метрах за особенностью (за постом, за ж/д переездом, за полосой щебёнки), дальше уже не уходить, а ожидать успеха в автостопе.

Также хорошо голосовать на изгибах трассы, где водитель притормаживает, особенно - на левом повороте (при левом повороте дороги стопщик виден издалека, в то же время на правом повороте он появляется внезапно, как бы из-за угла). Но зимой, при гололёде стопить на повороте категорически не рекомендуется, во избежание аварии.

Если я пытаюсь кого-нибудь застопить и внешне всё нормально, но никто не останавливается (скажем, прошло 50 машин) - значит, позиция выбрана неудачно. Вероятно, впереди, в 1-2 километрах, развилка или пост ГАИ. Необходимо расслабиться, пройтись пешком - сменить позицию.

Если я пытаюсь куда-либо уехать, но останавливаются только местные и говорят, что с ними нет смысла ехать, т.к. они едут недалеко, - со словами: да ничего, мне главное с этого места уехать, тут никто не останавливается, - надо с ними ехать, это реальный шанс улучшить позицию.

Критерии хорошей позиции: 1) тебя хорошо видно издали; 2) водителя никто не отвлекает и не отпугивает (например, ГАИшники); 3) остановившаяся машина не должна создавать по"мех движению других машин.

Ночью, если у вас нет фонарика, важно, чтобы позиция была освещена. В тёмной одежде на неосвещенной трассе человек, даже если не будет сбит машиной, не достигнет успеха в автостопе.

Полезно, выходя на трассу, заранее знать основные (наиболее удобные) позиции на ней.

ТЕХНИКА ГОЛОСОВАНИЯ

Голосование - это обмен жестами между автостопщиком и водителем. Сначала нужно выделить (хотя бы для себя) из потока машин именно ту, к водителю которой вы будете обращаться. Смотреть надо водителю в глаза (а не на свои ботинки или в носовой платок).

Как именно поднимать руку - существует несколько вариантов. 1) Рука вытянута параллельно дороге, кулак с оттопыренным большим пальцем - жест употребляется в Европе и усердно вводится в употребление в России Валерием Шаниным. 2) Рука согнута в локте, пальцы направлены вертикально вверх - этот жест, видимо, вызывает ассоциацию с жестом приветствия у дальнобойщиков. 3) Рука просто протягивается параллельно дороге, как шлагбаум.

Но сущность не в этом. Жест обязательно должен быть энергичным и направленным именно на этого водителя. Жест должен останавливать, а не напоминать протянутую руку нищего ("Пода-а-а-айте мне, бедному, маши-и-ну!")

Голосуйте, как вам нравится. Нельзя голосовать с мыслью: "Ну, этот точно не остановится, на всякий случай подниму руку..." Не рассеивайте внимание, а поднимайте руку, напротив, с уверенностью в успехе. Если нет уверенности в успехе - лучше пропустить машину-другую, съесть конфетку.

В любом случае следует избегать "эффекта столба", когда автостопщик стоит неподвижно с протянутой рукой, никак не отличаясь от окружающей местности (да и устанешь держать руку).

Если водитель не хочет остановиться, он, как правило, пытается "оправдать" перед вами своё поведение. Например, он может провести рукой по горлу (перегружен, мест нет), показать пальцем вправо или влево (мол, скоро поворачиваю), и другими жестами пояснять, что он-де, очень рад, мол, взять, но, сам понимаешь, никак не может. Отсутствие реакции со стороны водителя говорит о том, что автостопщик делает что-то неверно.

Автостопщик может попробовать убедить водителя: если мест нет, сделать жест уплотнения; если водитель "поворачивает", можно тоже показать в ту же сторону пальцем и кивнуть (пусть довезёт хоть до поворота, если здесь плохая позиция); или наоборот, пальцем показать, что едет далеко. Если виден номер машины, и он относится к пункту назначения (см. Приложение 4: Номера автомашин), можно указать пальцем на номер; если видно, что кузов пустой - указать на кузов,..., и вообще, вести себя как можно активнее в те 5-7 секунд, пока длится "разговор" с водителем. Если машина всё же не остановилась, надо не огорчаться, а оставаться на месте и высматривать следующую машину. Поначалу вам может остановиться только 30-я или 50-я машина - но это не значит, что "машины не останавливаются", а только то, что вы ещё не натренировались останавливать их.

Голосование в паре. Один голосует, а другой тоже участвует в немом диалоге, но не копирует первого. Когда машина остановилась - при большом потоке тот, кто голосовал, бежит к ней, а другой продолжает голосовать. При малом потоке подбегают оба. На скоростных дорогах полезно разойтись метров на 30 и голосовать обоим: часто первого проскакивают из-за скорости или боязни, а второго замечают.

Голосовать на ходу не следует, т.к. идти приходится лицом вперёд, машины появляются сзади, а голосовать спиной неудобно. Всё время приходится вертеться. Идти - так идти, стоять - так стоять (голосовать), а одновременно это неполезно. Обычно до пункта назначения дойти пешком будет трудно, и ощутимой прибавки к расстоянию всё равно не будет.

Если машин очень много (скажем, 3-4 в минуту), быстро, выбрав более-менее приличное место, не отвлекаясь, начинайте голосовать. Если машин мало (скажем, 3-4 в час), выберите позицию тщательнее и "пускайте корни" на ней. Если машин совсем мало (скажем, 3-4 вдень), а дальше по трассе ожидается резкое усиление потока - только в этом случае идите вперёд, прислушиваясь, не грядет ли машина сзади.

ПОВЕДЕНИЕ В МАШИНЕ

Остановить машину - это половина дела; надо с ней уехать, да и водитель чтобы остался доволен. Итак, подбегаем к дверце, начинается общение с водителем. Вот один из вариантов вопроса:

- Здравствуйте, можно с вами сколько-нибудь проехать по трассе?

Обычно следует ответ "садись" или "а куда?" Я, как правило, называю свой конечный пункт: "я, вообще, в Москву, - но, сколько с вами по пути". Дальний пункт назначения сразу вызывает интерес водителя и может стать темой для последующего разговора. Можно говорить и так: "Здравствуйте, можно с вами сколько-нибудь проехать в сторону Москвы?" - "Москвы, - удивляется водитель, - я только до Туймазы", - мы соглашаемся, и начинается разговор: "В Москву-у-у??" и т.д.

Если я знаю, что перед городом N. ближайшая хорошая позиция, я могу спросить так: - Здравствуйте, можно с вами до N?

...Многих интересует вопрос: о чём разговаривать с водителем?

Здесь нужно избегать крайностей. Одни начинающие автостопщики, к каковым относился и я, готовы непрерывно сообщать водителю различные "телеги" (истории), длиной 100, 200, 300 км, в зависимости от скорости и дальнобойности машины. Другие, наоборот, молчуны. Однако, наиболее мудр тот, кто заставляет разговориться самого водителя. Сам мудрец при этом спокойно воспринимает информацию, задаёт вопросы, но основную речь произносит водитель, радующийся, какого интересного собеседника в вашем лице он нашёл.

Темы для разговора могут быть различны. Спросите водителя, куда он едет, и расспросите об этом городе. Что в этом городе интересного? Старинный ли он? Как живут люди? Какие там цены? Сколько времени туда ехать? Если водитель - дальнобойщик, спросите его, приводилось ли ему быть в местах, которые вас интересуют. Давно ли работает дальнобойщиком? А раньше где работал? Предоставьте водителю возможность живописно рассказать, как развалилась та отрасль народного хозяйства, в которой он работал, прежде чем стал дальнобойщиком.

Если водитель перегоняет машины с Запада, спросите его, как живут на Западе. Убедите его, что у нас лучше. Если машина - крутая иномарка, расспросите о её свойствах. Спросите, часто ли пристают гаишники,

А вот темы, которые вам лучше не поднимать: политика; зарплата; мудрость или немудрость каких-либо музыкантов или певцов.

Водители являются источником ценнейшей информации о дорогах, о транзите городов, об особенностях трассы, а иногда - и о местных достопримечательностях. Не упускайте возможности вытрясти из водителя эту информацию. Вы узнаете куда больше, чем если будете всем навязывать одну и ту же свою историю. Ну а если водитель заинтересуется и вами, тогда дело в шляпе, и вы будете довольны общением вдвойне.

Ночью автостопщиков обычно берут именно для того, чтобы отогнать сон интересной беседой. Ночью спать в едущей машине категорически запрещается!

Начинающих волнует вопрос оплаты проезда. Однако, легко убедиться, что большинство водителей не требует (и не ожидает) никакой оплаты! Даже на выезде из большого города (Москва, Питер) просят деньги только 20% остановившихся водителей или того меньше. Причём "таксист" сразу спросит: "А сколько дашь?" Если при посадке в машину водитель не сообщил об оплате, то этот вопрос и дальше не возникнет.

> Некий журналист Юрий, человек весьма цивильный, выдвинул теорию: "Все водители ожидают денег, но когда ты вылазишь, не заплатив, они боятся и не возникают". Я предложил ему проехать автостопом по Московской кольцевой автомобильной дороге (МКАД). В каждой из шести машин, в коих мы ехали, перед выходом я задавал вопрос: "Сколько мы вам должны?" - водители удивлялись и отказывались от оплаты. Только один из шести водителей, пенсионер на "Запорожце", сказал: "Ну, как хотите, если вы работаете..." Мы ему вручили 2.000 рублей. Так разрушилась теория Юрия.

Однако в крупных городах оплата проезда может подразумеваться, поэтому лучше в городе сразу сказать, что нет денег (чтобы не было потом неприятностей). Если автостопщик в машине, общаясь, наладил хороший контакт с водителем, то об оплате никто и не вспомнит. Более того, некоторые водители стараются накормить автостопщика и даже дать ему денег на еду или на дорогу.

Однажды мы вдвоём ехали в Питер, и водитель-дальнобойщик нас накормил до отвала, а другой раз по дороге из Пскова водитель не только нас накормил, но и подарил нам пакет конфет. В другой раз повезло ещё больше - нам дали 100000 рублей, большое количество еды, провезли 300 километров по трассе и пустили переночевать в Чите. А Паше с Ирой повезло иначе - водитель, подвозивший их по кольцевой дороге (МКАД), подарил им 100 долларов. Впрочем, не стоит рассчитывать на регулярные заработки такого рода.

С другой стороны, автостопщик сам обязан проявить заботу о водителе. Если у вас есть продукты питания, или питьевая вода, или жвачка - обязательно надо предложить. Хотя водитель, как правило, отказывается, нужно использовать шанс отблагодарить его. Подарите ему книгу "Практика вольных путешествий".

А ух если вы подружились с водителем, он провёз вас, и уже выходя из машины, вы услышали неожиданный возглас:

- А на бензин???

...Случаются ли вообще такие случаи? Крайне редко, но случаются. За всю жизнь у меня было три таких случая. В первый раз (МКАД, 1995) я пожертвовал 800 рублей, больше не имелось ("хм, на стакан кофе," - удивился водитель); во второй раз (Подмосковье, 1995) денег у меня вовсе не оказалось, водитель огорчился и уехал; в третий раз (в Бурятии, летом 1996) водитель хотел 25 тысяч, мы сторговались на 14, заплатили, и он уехал.

Некоторые люди предлагают в подобных случаях врать, что денег вообще нет. Но если у вас есть деньги, экономить их глупо. Деньги экономить - что воздух экономить. И если водитель попросит денег, это не оттого, что он плохой водитель, а оттого, что он нуждается в таковых. И нехорошо не дать нуждающемуся.

Ну а если денег у вас действительно нет, так и скажите.

ВОЛНА

В течение суток число машин на трассе сильно меняется. Наибольшее число машин выезжает из крупных городов между 7.00 и 9.30 утра. Это явление называется "волна ". В будние дни волна выражена более отчётливо. Бывает небольшая вечерняя волна - на выезде из крупного города между 18.00 и 19.30.

Волна движется по трассе со скоростью около 60 км/час, постепенно "размазываясь" и ослабевая. Движение "на волне" удобно: много машин, и ты нигде долго не стоишь. Волну желательно чуть опередить, чтобы она как бы подгоняла автостопщика, поэтому оптимальное время старта из большого города - между 6.30 и 7.00 утра.

Ближе к вечеру автостоп ухудшается. Между 1.00 и 5.00 машин очень мало. Около 3.50 наступает точка перегиба, когда число ещё засыпающих водителей равно числу уже просыпающихся. После 4 часов голосовать явно легче.

АВТОСТОП НОЧЬЮ

Движение автостопом в ночное время имеет свои нюансы. Во-первых, обычно поток машин ночью снижается, водители ложатся спать, тем самым намекая, что пора спать и нам. На мелких просёлочных дорогах движение вообще прекращается.

Во-вторых, автостопщик, всю жизнь ездивший только днём, будет удивлён тем, что ночью, в тёмном месте, машины "не останавливаются". Всё просто - водители не успевают среагировать на человека на ночной дороге. Бросаться под колёса ночных машин, размышляя, что так вас "будет лучше видно" - вредно и опасно!

Гонщики Питерской Лиги Автостопа хорошо ездят ночью, применял яркие, светоотражающие комбинезоны, катафоты, налобные фонарики... Человек в ярком комбинезоне, мигая красным фонариком, привлекает внимание водителя на расстоянии в несколько сотен метров - даже на неосвещенной позиции. Некоторые мудрецы ночью останавливают 90% машин. Вообще, человек в характерном комбинезоне на ночной дороге вызывает кучу ассоциаций ("Гринпис? Радиационный контроль? Менты? Космонавты?"), что весьма способствует автостопу. Если вас двое и вы в одинаковой форме - тем лучше.

Несмотря на эффективность езды в комбезах, большинство простых людей как днём, так и ночью ездит без оных. В таком случае для ночного движения желательно быть одетым посветлее, иметь фонарик или хотя бы катафот, соблюдать осторожность и голосовать только на освещенных позициях. Лучше выйти из машины на 40 км раньше и стать под фонарями, чем проехать дополнительные 40 км, а затем простоять всю ночь в какой-нибудь темной деревне.

Ночью водители берут вас в расчёте на то, что вы разговорами прогоните их сон. Ночью дремать в машине опасно и вредно - водитель тоже может заснуть, и вы попадёте в аварию! Не спите в машинах!

АВТОСТОП ЗИМОЙ

Ездить автостопом зимой значительно труднее, чем летом. Два часа ожидания на трассе при -20*C и небольшом ветре заморозят любого человека, если он не имеет тёплого зимнего снаряжения. При -30*C долгое ожидание машины на трассе может привести к гибели вашего организма. При отсутствии тёплого снаряжения выходить на трассу зимой запрещается!

Кроме того, зимой из-за заносов снега проезжая часть сужается, и на большинстве дорог две машины едва могут разъехаться. Тормозной же путь увеличивается (особенно при гололёде). При голосовании избегайте находиться на проезжей части - вы не только рискуете попасть под машину, но и можете создать аварийную ситуацию при попытке объехать вас. Избегайте стопить машину, за которой вслед идёт другая.

Некоторые позиции для голосования, которые могут быть удачны летом, опасны зимой - водитель или не может затормозить, или опасается потом не стартовать. Старайтесь, чтобы водитель имел большое пространство для торможения. Сам автостопщик должен быть виден издали, а не появляться внезапно из-за поворота.

Зимой светлое время суток коротко, а скорости машин (и автостопщиков) заметно снижены. Поэтому, если вы (выезжая из Москвы) летом легко достигаете Питера, Минска, Харькова, Киева за световой день, зимой придется стартовать ещё затемно и приезжать уже затемно. Итак, выходя в дальний путь, подготовьтесь к ночному стопу, возьмите фонарик, катафоты и т.д., если они у вас есть. Стартуйте из города возможно раньше.

Одевайтесь весьма тепло! Но даже одев на себя всё, совершайте физические упражнения, пока холод не проник в вас. Не берите с собой и не потребляйте препараты алкоголя. Стоя на зимней дороге, обязательно подложите под ноги ветки деревьев, палки.

Зимой на севере вообще без ночного снаряжения не обойтись - там бывает полярная ночь, когда солнце в течение суток никак не показывается над землёй, а если и показывается, то кратковременно. Бывают и снежные заносы, когда движение машин прекращается (до нескольких суток).

ПРОХОЖДЕНИЕ ГОРОДОВ

Населённые пункты - одна из основных трудностей, стоящих на пути автостопщика. Населённые пункты, и особенно города, при всех своих полезных свойствах (можно поесть, помыться и т.п.) сильно снижают скорость вашего движения.

Подъезжая к городу, где тебя собираются высадить, очень важно заранее вытащить из водителя информацию о городе.

Города на трассе для вас подразделяются на две категории: имеющие объездную дорогу и транзитные. Крупные магистральные трассы обычно идут в обход крупных городов. Это удобно - объездные дороги обычно лучше для автостопа, чем сам город. При наличии объезда, следуя мимо города, в него лучше не заезжать - разумеется, если у вас нет никаких дел в этом городе. Так, при движении из Москвы в Питер (или обратно), Тверь и Новгород имеют объездные дороги и поэтому проходятся только по объездным. Если машина идёт в центр одного из таких городов, выходите на повороте на объездную!

Но обычно мелкие города, поселки и деревни объездных не имеют. Если город построен на большой реке (Волга в нижнем течении, Обь, Енисей и др.), то мост через реку обычно в городе всего один и объездной дороги тоже нет, даже если город велик. В таком случае город приходится преодолевать на городском транспорте, пешком или - опять же - автостопом.

Хорошо заранее запастись картой города или узнать путь проезда по нему. Если карты нет - не беспокойтесь, язык до Киева доведёт. Движение на городском транспорте не требует большой мудрости, однако реальная скорость городского транспорта - 10-15 км/час; движение пешком ещё проще, но едва ли быстрее. Удобная и быстрая вещь метро, но оно есть далеко не везде. Наконец, двигаясь по городу, аналогично трассе, на попутных машинах, вы проедете в среднем 20-25 км за один час. Поэтому этот метод - наиболее эффективен.

Во всех крупных городах имеются такси, поэтому, садясь в городе в остановившуюся машину, предупреждайте, что у вас нет денег! В Москве и иных крупных городах вы таким образом можете отпугнуть до 80% водителей. Но машин в городах много, поэтому, выбрав удобную позицию, ожидайте успеха.

РАСЧЁТ СКОРОСТИ

Расчётная скорость движения автостопщика (летом, днём, на основных дорогах Европейской России) - 55 км/час; зимой - 45 км/час. Летом за световой день реально проехать 800 км. Зимой в гололёд, по объективным причинам скорость будет снижена относительно обычной.

Днём скорость продвинутого автостопщика и непродвинутого будет примерно одинаковой. Ночью продвинутый автостопщик может рассчитывать на 50 км/час (летом), 40 км/час (зимой). Непродвинутый автостопщик не может рассчитывать, а будет ехать ночью, только если ему повезёт.

Однако, для квалифицированных гонщиков из ПЛАС на магистралях - ночью не хуже, чем днём. Хотя машин мало, скорость их ночью больше.

Ехать столом можно как в одиночку, так и в паре. Однако, следует знать, что автостопщик-одиночка движется несколько быстрее неразделимой пары, а девушка движется несколько быстрее, чем парень.

У водителей имеются некоторые причины, почему иногда они берут одиноких стопщиков, а парных (даже с девушкой) - нет. Во-первых, во многих машинах, особенно грузовых, есть только одно свободное сиденье! Во-вторых, некоторые водители легковых машин опасаются перерасхода бензина (особенно если каждый из стопщиков имеет увесистый рюкзак). И, в-третьих, водители, заинтересованные в общении, предпочитают разговаривать с одним человеком, чем "эти двое будут между собой разговаривать, а я тут буду как шофёр". Эти три причины и приводят к тому, что одиночки двигаются автостопом быстрее.

Все половые-скоростные различия сглаживаются с увеличением автостопной премудрости. Ваш внешний вид, выражение лица, одежда, жестикуляция должны убедить водителя в том, что вас можно и нужно подвезти. Некоторые парни считают, что с девушкой их будут лучше подбирать, чем если бы они ехали в одиночку. Но они просто не знают, как убедить водителя затормозить, кроме как девушкой. Однако, применяя в комплексе мудрость автостопа, можно сделать просьбу остановиться не менее убедительной.

? Можно ли ездить столом нераздельной тройкой?

Можно, но большую часть времени вы будете не ехать, а стоять, ожидая водителя-альтруиста. Некая тройка ехала из Москвы в Питер 24 часа. Лучше уж было разделиться.

АВТОБУСНЫЕ СЕКРЕТЫ

Можно ездить не только на машинах, но и на попутных междугородних автобусах. Для проезда в них я предлагаю три способа: автобусный стоп, метод "рваные деньги" и метод бедного студента. В первом случае вам вообще не потребуется денег, во втором - потребуется некоторая сумма, которая, однако, останется при вас, в третьем - вы заплатите, но немного.

Двигаясь автостопом по трассе, полезно знать расписание дальних автобусов, чтобы быть готовым к проникновению в них. Узнавайте у местного населения, переписывайте на автовокзалах расписание самых главных автобусов, чтобы не пропустить их, сидя на привале и т.п. Особенное значение это имеет в отдалённых регионах, где немного машин, а почти все автобусы могут везти совершенно бесплатно (1-м способом).

Автобусный стоп - модификация автостопа, с тем отличием, что стопим именно рейсовый транспорт, междугородние автобусы. Не следует проникать в них на конечных пунктах, когда вокруг стоит толпа билетных людей. Но следует стопить автобус прямо на трассе, вне населённых пунктов. Он останавливается, особенно если местность глухая и позиция удачная. Входя в автобус...

- Здравствуйте! Можно с вами в сторону Дивеево? (Заходим в автобус! Не следует общаться с водителем, как "бедные родственники", стоя на улице.)

- На Первомайский.

- Ну, до поворота, если можно.

Тут возможны два варианта: 1) водитель закрывает дверь, и вы поехали; 2) водитель сообщает стоимость проезда. В этом последнем случае - негромко сообщить водителю, куда ты добираешься, и что ты - человек безденежный. В случае отказа - водитель остановился и открыл двери или не закрывал их - можно долго (например, полминуты) и вежливо извиняться, благодарить водителя, что он остановился, сообщать ему историю своей поездки, пока водитель не скажет "Ну, ладно" или: "Выходите, не задерживайте автобус!"

В глухих регионах (по личному опыту: Архангельская, Вологодская, Курганская, Магаданская, Читинская области. Башкирия, Якутия и др.) и на неоживлённых трассах центральных областей приближённо выполняется закон "80 на 80" (80% автобусов останавливается, из них 80% везут бесплатно). Причём пустые автобусы более склонны везти "зайцев", чем переполненные.

А вот в цивильных регионах (например, Подмосковье) приближённо выполняется закон "50 на 50" (50% автобусов останавливается, из них 50% везут бесплатно).

Помните, что вероятность успеха при впрашивании на автовокзале очень низкая.

В автобусе обычно не требуется вести беседу с водителем, а нужно сидеть тихо, не шуметь, не высовываться, не выходить на промежуточных остановках и не хвастаться тем, что вы едете бесплатно.

Междугородние автобусы часто сходят с трассы и заезжают в промежуточные города - не паникуйте!

Некоторые водители не склонны возить автостопщиков. Автобус может просто-напросто обидеться и уехать. Не огорчайтесь, часто бывает, что вы встретите его ещё раз. Если вы случайно обогнали (на быстроходной машине) уже раз не взявший вас автобус и вновь видите его - постарайтесь застопить его вторично.

> Ник ехал из Волгограда в Москву и застопил "Икарус". Водитель сказал: "Так и быть, всего за 50 тысяч до Москвы!" Ник отказался, автобус уехал, Ник на машинах вскоре обогнал его. Через некоторое время Нику опять встретился этот же "Икарус". Водитель сказал: "Ну как, не надоело ещё ехать автостопом? Так и быть, за 30 тысяч!" - Но Ник не сдавался. Уже подъехав к Москве, на МКАД, Ник встречает этот же "Икарус" в третий раз. "Ну, так и быть, садись!" - удивился водитель и бесплатно довёз его до метро "Щелковская".

> Андрей Винокуров с автором этой книги возвращались без денег из Магадана домой. Под Пензой застопили автобус на Беднодемьяновск. "Ну, мне не жалко, - сказал водитель, - ну а если контролёры?" Автобус уехал, а мы следом уехали на машине. В качестве "подарка" судьбы, автобус вскоре сломался и простоял около часа в г. Нижний Ломов. Спустя некоторое время мы застопили его вторично. "Садись, чёрт с вами!" - сказал водитель, и мы поехали в Беднодемьяновск, а один из пассажиров подарил нам 5 тыс.руб.

Метод "Рваные деньги "может быть применим в любом транспорте с билетёром, особенно в городском и пригородном транспорте.

Для проезда необходимо заранее запасти драную купюру, например, в 10.000 рублей, разорванную и склеенную, или постиранную, или испорченную другим образом, но так, чтобы сохранился хотя бы один серийный номер и 55% площади деньги. Зайдя в автобус, спокойно ждите, когда вами заинтересуется билетёр. Далее происходит такой диалог:

- Я не приму у вас эту бумажку!

- Ой, извините, другой нет.

- Выходите из автобуса!

- Билет давайте и сдачу не забудьте!

Наконец билетёр оставляет вас в покое, драная деньга остаётся при вас, и вы двигаетесь до места назначения. Если планируете ехать далеко, нужно запасать более крупную деньгу - скажем, две десятки или даже 50.000. Чем сильнее деньга попорчена, тем дольше она вам прослужит универсальным проездным билетом. Если у вас нет крупных рваных денег, берите много мелких, в сумме превышающих ожидаемую стоимость проезда.

При этом вы не рискуете ничем, кроме драной деньги. В худшем случае (но крайне редко!) вы получите билет и сдачу. В лучшем - бесплатный проезд.

В дальних междутородних автобусах, особенно там, где водитель является одновременно и билетёром, метод драной деньги применять не следует.

Метод бедного студента - платный метод, хотя вы платите, скажем, 50%, 20%, сколько можете. Его эффективность выше, чем метод автобусного стопа. Но вы должны заранее решить, сколько можете заплатить, и заранее иметь в кармане необходимую сумму. Застопив на трассе автобус, вы спрашиваете водителя:

- Здравствуйте, можно с вами до Москвы?

Если водитель добрый, он говорит: садитесь, и дальше всё, как в автобусном стопе. Но он может и ответить:

- Садитесь. 20000 руб.

В случае автобусного стопа нужно было уговорить водителя или покинуть автобус; сей же метод предлагает более либеральный выход:

- Ой, как дорого, я бедный студент, добираюсь автостопом, но я могу заплатить только 4600 руб.

Тут возможно два варианта: 1) водитель соглашается на указанную вами сумму везти до нужного вам пункта; 2) не соглашается. Если не соглашается, вы просите провезти вас хоть сколько-нибудь - получается до какой-нибудь деревни Дыркино. Не доезжая Дыркино, вы подходите к водителю и скромно просите позволения продолжить своё путешествие, и водитель обычно позволяет.

ДВИЖЕНИЕ НА ГЛУХИХ ТРАССАХ

На магистральных автодорогах европейской России техника автостопа, при владении ею, позволяет преодолевать большое расстояние за расчётное время. Это и понятно. При плотности потока 50 машин в час вы быстро уедете в любом случае.

Но есть в России дороги, где проходит 10-20 машин в день. Мы ездили и по Колымскому тракту, где и три машины в день - удача, а водитель, проезжающий 300 километров в день - лихой гонщик. С уменьшением числа машин, по теории вероятности, вы будете наблюдать отклонения от расчётного времени.

Между Уралом и Байкалом скорость автостопщика падает примерно на треть относительно его скорости в Европейской России (летом - порядка 500 км за световой день), а в Забайкалье скорость автостопщика снижается почти до нуля и понятие "расчётная скорость" исчезает.

> Великий, и, по-видимому, самый быстрый автостопщик мира Андрей Пожидаев (ПЛАС N 62) совершил беспрацендентнов путешествие (1996 г) Питер-Владивосток на 109 попутных транспортах. Самый тяжёлый участок - от Чернышевска до Могочи (400 км. в Читинской обл.) он двигался 5 суток. Ехал он на всём, что ему попадалось - на машинах, мотодрезине и даже моторной лодке. На участке Могоча-Сковородино он воспользовался локомотивами, а дальше опять вышел на трассу и достиг г. Владивосток. Слава ему!

> Андрей и автор этой книги, двигаясь в Магадан, проехали автостопом от Хандыги (Якутия) до Кадыкчана (Магаданская обл.) 700 км за неделю! Из них мы двигались только полтора суток, а прочее время находились в простое, ожидая машин или ночуя с водителями. Оправдывает нас лишь то, что рейсового сообщения по Колымской трассе не существует, и проехать её быстрее НИКАК было нельзя.

...Однако, прежде чем вы, о читатель, достигнете сталь отдалённых регионов, прочитайте другие главы сей книги, которые позволят вам кое-где облегчить и значительно ускорить и там своё перемещение.

НЕСКОЛЬКО ВОПРОСОВ

? Можно ли ездить автостопом, не зная методов?

Многие так и делают. Если автостоп для вас - способ времяпровождения, то вам некуда торопиться. Как у Джека Керуака ("В дороге"):

"Двое городских парней из Коламбуса, Огайо, футболисты школьной команды. Они жевали резинку, перемигивались и распевали песни на ветру. По их словам, за лето они собирались объездить автостопом всю страну.

- Мы едем в Лос-Анджелес! - крикнули они.

- Что вы там будете делать?

- Чёрт возьми, понятия не имеем! Какая разница!"

Если вы не знаете, зачем вы едете, вы можете ехать медленно, можете вообще полдня стоять на месте и размахивать руками перед проезжающими машинами. Но если вы знаете, зачем вы едете, вы испытываете естественное желание ехать, а не стоять. Тут-то методы и помогут.

? Автостопом ездят только от безденежья?

По-разному. Одни - действительно оттого, что не могут заплатить за билет; другие - оттого, что это удобно и быстро (скажем, Москва-Ярославль или Питер-Псков по трассе проходится реально быстрее, чем на поезде), третьи - потому, что это интересно (новые места, новые люди, много общаешься, узнаёшь)... В некоторых случаях, наконец, нет никакой другой возможности проехать какой-либо маршрут - так, мы проехали автостопом, например, Колымскую автомобильную трассу.

ПОЕЗДА

Большинство крупных городов России и СНГ соединены железными дорогами. Общая протяжённость этих дорог составляет 140000 км. Умение ездить по железным дорогам (в поездах, электричках, дизелях, товарняках, с билетом, без билета, в локомотивах и другими способами) полезно и доступно каждому человеку.

Поезда бывают пассажирские, местные, пригородные, грузопассажирские, почтово-багажные, хозяйственные, рабочие, грузовые и иные, - различные по своему номеру (1-9098), внешнему виду и по методам проезда в них. Классификацию поездов по их номерам вы найдёте в Приложении 1.

ЕЗДА В ЛОКОМОТИВАХ

Случалось ли вам ездить в локомотивах товарных поездов? Нет, для этого не обязательно поступать в техникум железнодорожного транспорта и становиться машинистом. Автостоп 2-го рода - езда в кабинах локомотивов - широко применяется как путешественниками, так и местным населением в глухих регионах (например, на Дальнем Востоке, где почти нет автодорог и электричек, а также денег на оплату проезда). Я видел, как на БАМе в заднюю кабину локомотива залезало (с согласия машиниста) по 6-7 безбилетных пассажиров, и машинисты утверждали, что это далеко не предел.

Распространено мнение, что в локомотивы подсаживать не будут, потому, мол, что это запрещено. Однако, подсаживают! Технология езды на локомотивах, детально разработанная А.Воровым, а впоследствии и Ф.Леонтьевым из ПЛАС, делает ваш успех не случайным, а закономерным. Автостоп 2-го рода оказывается весьма удобным, а порой и единственным средством передвижения. Изучим сущность его.

Понятно, что никто из мудрых не стоит на рельсах, пытаясь остановить движущийся" товарный поезд (хотя при некоторых условиях, вероятно, он может застопиться). Сущность метода - ожидать нужный локомотив на грузовой станции и договариваться с машинистом во время стоянки. Итак, вы на грузовой станции, где формируются товарняки в нужную вам сторону. Внимание! Грузовая станция часто не совпадает с пассажирской! Узнать, где формируются товарняки, можно у железнодорожников.

Если на станции в данный момент нет сформированных составов в нужную сторону, найдите дежурного по станции (или диспетчера). Как найти его, вам объяснит любой железнодорожник. Дежурный по станции обычно сидит за большим пультом в помещении с надписью "Посторонним вход воспрещен!" Постучитесь и войдите туда.

- Здравствуйте! Не подскажете, когда ближайший состав на Лопчу?

Помните! Грузовые поезда не имеют заранее определённого расписания! А дежурный по станции ведает о движении поездов только на своём и соседних участках. Поэтому он может сказать: пока нет, когда будет - не знаю. Также вы можете услышать ритуальную фразу: "А вы знаете, что на грузовых поездах ездить запрещено?" Объясните, что вы будете ехать только в случае согласия машиниста. "Ну-ну, - может ответить дежурный (или диспетчер), - вон, на пятом пути формируется поезд, попробуйте."

Движение товарняков на нужное направление может оказаться разной интенсивности - от одного до десятков в день. Пока нет локомотива, можно найти рабочую столовую (на каждой большой станции) - там можно дёшево и вкусно поесть. Например, в Муроме, в январе 1997, в деповской столовой, обед на двоих нам обошёлся в 3352 рубля (стоимость одной буханки хлеба в Москве). Обычно такие столовые работают круглосуточно. На маленьких станциях столовых нет, но у дежурного есть электроплитка; попросите разрешения поставить чай; расскажите, какие вы удалые путешественники, подружитесь с железнодорожниками, это может помочь при вписке в локомотив. Параллельно следите, не созрел ли состав.

Когда вы увидите, что поезд сформировался, но локомотива ещё нет, - летом полезно провести осмотр состава на предмет наличия пустых (полупустых) вагонов, чтобы проехать в них в случае отказа машиниста. Зимой ехать в товарном вагоне (особенно открытом) не следует из-за холода. Наиболее удобен для проезда товарный вагон с крышей, называемый "теплушка", "столыпинский вагон", "бич-вагон" и проч., разумеется, если он пустой и хотя бы одна из двух дверей его не заперта.

На станции, особенно крупной, вас может обнаружить охранник. Он может помешать вашему движению и прогнать вас со станции. Но не убегайте от него, чтобы он не подумал, что вы из железнодорожных воров. Напротив, чем ярче и круче вы выглядите, тем лучше. Имейте паспорт, неплохо и какой-нибудь документ, командировочное удостоверение или иное свидетельство, что вы - "не просто так". Если вы в комбинезоне, с рюкзаком, и вообще отличаетесь от местных бичей - это вам на руку. Но можно и не иметь комбинезона, командировочного удостоверения и т.п.: главное - ваше спокойное, уверенное поведение.

Когда мы видим локомотив, уже прицепленный к нашему поезду, или одиночный локомотив (следующий резервом), ожидающий сигнала светофора, - быстро бежим к нему. В локомотиве машинист сидит справц, а помощник - слева. Обращаться надо именно к машинисту.

- Здравствуйте! Можно с вами на Урушу? Мы путешественники, едем туда-то и затем-то,... - объясните, что вы не простые бомжи.

Если машинист сказал "нет", попробуйте уговорить его. Помните, автостоп 2-го рода существует! Вероятность успешной подсади зависит от местности; в глухих регионах берут два локомотива из трёх, в центральной России - каждый второй или третий. Чем ближе цивилизация, тем реже берут в локомотив, и наоборот. В локомотив пассажирского поезда берут реже, чем в локомотив товарного.

Когда согласие получено, быстро поднимайтесь в дверь, ведущую в заднюю секцию локомотива (если машинист специально не пригласил в переднюю). В задней кабине находятся два (иногда три) сиденья, часто - охранник, а иногда - уже и прочие пассажиры.

Пребывая в задней кабине локомотива, ведите себя тихо, не трогайте никаких рычагов. Можно печь спать - на полу кабины, постелив предварительно коврик. Несколько раз в час в заднюю кабину заходит помощник машиниста, щёлкает тумблерами, смотрит на приборы. Подружитесь с ним. Вас могут позвать в переднюю кабину - сходите, подружитесь и с машинистом тоже. Проходя из задней кабины в переднюю (и наоборот), соблюдайте максимальную осторожность! Без нужды в переднюю кабину переходить не следует - это опасно, можно в полумраке налететь на какой-нибудь прибор 27.000У или зацепить вращающийся вентитатор.

Товарняки могут идти и несколько тысяч километров, но локомотивная бригада обычно сменяется через каждые 250-350 км - на каждой крупной станции. С каждой новой бригадой надо договариваться отдельно, если машинист сам не замолвиг словечко перед следующим машинистом.

Если поезд идёт в нужную сторону, но машинист отказывается брать вас в локомотив, спросите, можно ли подсесть в какой-нибудь пустой вагон. Ехать можно как в случае положительного ответа, так и отрицательного; но согласие машиниста желательно в случае неприятности с охраной: Как уже упоминалось, часто в локомотиве едет охранник. Его миссия - не допускать проезда всяческих автостопщиков, поэтому, если в задней кабине обретается человек, будьте осторожны, идите по возможности в конец поезда, если время позволяет.

К хвосту поезда подцепляют малоценные грузы и пустые вагоны, и среди ближайших к хвосту состава обычно бывает пустой вагон-теплушка, где можно ехать. К товарнякам с ценными и опасными грузами обязательно прицепляют с хвоста 1-2 пустых вагона, часто они открыты. Желательно заранее обнаружить их; но, если вы пришли на станцию, поезд готов, машинист не берёт - грузитесь в любой вагон, кроме вагона с углем. В некоторых товарных вагонах иногда имеются специальные площадки, а на них - безопасное сиденье, под навесиком. Первичное предназначение их автору неясно, но безбилетствующие в тёплую погоду часто пользуются ими.

Если дорога не электрифицирована, избегайте первых вагонов, в коих дым от тепловоза достанет вас.

Перемещаясь в товарняке (в вагоне его), помните, что остановка поезда по требованию "пассажиров" бывает только на БАМе. В других случаях товарняк может ехать без остановки километров 300.

> Один человек, сказывают, решил пройти пешком вдоль Московской окружной железной дороги (в черте г. Москвы). Вдруг он увидел товарняк и решил подъехать на нём. Но товарняк так разогнался, что человек никак не мог слезть и достиг г. Бологое (331 км. от Москвы), откуда долго не мог вернуться.

(Если вы едете в кабине, и вам потребовалось выходить, на неоживлённых линиях машинист может снизить скорость до 10-20 км/час, чтобы вам удобно было прыгать.)

...Достигнув станции, где локомотив отцепляется или меняется локомотивная бригада, повторите процедуру впрашивания в локомотив. Если следующая бригада вам откажет, опять садитесь в товарный вагон, а лучше ищите дежурного по станции (диспетчера) и выявляйте, когда будет следующий состав в нужную вам сторону.

Распространена гипотеза, что, в отличие от товарных, локомотивы пассажирских поездов "вообще не берут". Если грузовая станция совмещена с пассажирской - попробуйте! Конечно, здесь вас возьмёт далеко не каждый машинист. Но - примеров успешного проезда предостаточно. Пробуйте!

Двигаясь автостопом 2-го рода, можно рассчитывать на 500-600 км. в сутки, а на оживлённых ж.д. магистралях - и на большее. Поэтому в Европейской части России автостоп 2-го рода может показаться сравнительно медленным средством (однако дающим возможность выспаться и обсохнуть), а ВОР на Транссибе, за Уралом, езда в локомотивах быстрее, чем езда на попутных машинах.

ИНОЗЕМНЫЕ ПОЕЗДА

Можно ездить и в пассажирских поездах, причём не покупая билета и не вводя в заблуждение проводников. Среди поездов можно выделить те, проезд в которых наиболее прост. Это так называемые "иноземные поезда".

Каждый поезд и вагон имеет свою станцию формирования. Знать станцию формирования состава полезно всякому путешественнику. Поезд, сформированный в какой-либо стране СНГ, является движущейся территорией той страны. Поезда не-российского формирования на территории России российскими контролерами не проверяются! Всею полнотой власти там обладает начальник поезда и проводники, бдительность коих при движении по иным странам сильно притупляется, да они и ничем не рискуют. То же относится и к -российским поездам при движении по Казахстану, Узбекистану, Украине и т.д. - они не интересуют тамошних прихватчиков.

(Теоретически, в составе одного поезда могут быть вагоны разных станций формирования. Видимо, и способы проезда в них будут различны.)

Узнать регион формирования данного пассажирского вагона можно так. На вагоне, сбоку, имеются таинственные цифры (три цифры 0XX, а под ними еще пять YYYYY). Три из этих цифр (в верхнем ряду) обозначают железную дорогу формирования вагона, согласно нижеприведенному перечню. Звёздочками обозначены "иноземные" (не российские) железные дороги.

> 01-07: Октябрьская, *08-12: бывшая Прибалтийская (ныне Калининградская, Литовская, Латвийская, Эстонская), *13-16: Белорусская, 17-23: Московская, 24-27: Горьковская, 28-31: Северная, *32-34: Юго-Западная, *35-38: Львовская, *39: Молдавская, *40-41: Одесская, *43-44: Южная, *45-47: Приднепровская, *48-50: Донецкая, 51-53: Северо-Кавказская, *55: Азербайджанская, *56-57: бывшая Закавказская (ныне Армянская, Грузинская), 58-59: Юго-Восточная, 61-62: Приволжская, 6365: Куйбышевская, *67: Западно-Казахстанская, *68-69: Целинная, *71-72: Алма-Атинская, *73-75: бывшая Среднеазиатская (ныне от неё отделились Таджикская и Кыргызская), 76-79: Свердловская, 80-82: Южно-Уральская, 83-85: Западно-Сибирская, 86-87: Кемеровская, 88-89: Красноярская, 90-91: Байкало-Амурская, 92-93: Восточно-Сибирская, 94-95: Забайкальская, 96-97: Дальневосточная.

Примеры удачного и совершенно бесплатного проезда (с согласия проводников) в иноземных поездах вы можете почерпнуть из моей книги "Вперёд, к Магадану!" (в поезде Красноярск-Алма-Ата 451 км, в поезде Петропавловск-Челябинск 525 км, в поезде Ташкент-Москва 70 км), а также из опыта других продвинутых людей.

Точности ради стоит заметить, что изредка иноземные поезда всё же проверяются. Так, поезда Москва-Ташкент и Ташкент-Москва проверяют неподалёку от Москвы два важных узбекских контролёра. Также отмечен случай проверки российского поезда на территории Украины. Но это, скажем прямо, скорее исключение, чем правило.

Что же касается поездов (и вагонов), следующих в дальнее зарубежье: Москва-Пекин, Москва-Хельсинки и т.д. - можно ли их отнести в категорию иноземных со всеми вытекающими последствиями? - мне неизвестно.

ПРОЕЗД В ПАССАЖИРСКИХ ПОЕЗДАХ

В предыдущих изданиях книги для проезда в обыкновенных пассажирских поездах были рекомендованы следующие рецепты: покупка билета на одну остановку, поездка на крыше вагона, тайное проникновение в "гроб" (рундук), ящик для белья, стояк для угля и иные. К счастью, за последнее время наука ушла далеко вперёд, и сейчас, на исходе XX столетия, у нас нет необходимости прибегать к подобным извращениям.

Мудрец, билета не имея, но при этом - никого не обманывая, едет спокойно на полке в вагоне поезда; в то же время человек немудрый, тоже билета не имея, содержится на крыше этого же вагона и страдает от холода, голода и койтактного провода.

Проще всего подсаживаться в пассажирские поезда на больших станциях, где поезд стоит не меньше 15 минут. Вы должны хорошо представлять себе, до какой станции вы желаете ехать. Двигаться на одном поезде, скажем, от Хабаровска до Москвы - недопустимое буржуйство, и вряд ли кто повезёт вас так далеко. Но километров триста - вполне! Вы должны желать достичь, как минимум, следующей крупной станции, где поезда имеют длительную стоянку.

1). "Мудрейший пассажир". В каждом поезде имеется начальник поезда. Без разрешения оного проводники вряд ли вас пустят. Спросите, в каком вагоне начальник поезда (обычно - где-то в середине), и бегите к нему:

- Здравствуйте! Кто начальник поезда?

- Это я. Что вам нужно?

- Пустите, пожалуйста, проехать хотя бы до Тынды. Мы путешественники, из Магадана домой, в Москву возвращаемся, а деньги кончились, на перекладных приходится ехать. Пустите, пожалуйста.

Важно: сперва просьба, потом мотивация, обоснование. Это обязательное правило, чего бы вы ни просили. "Дайте половинку хлеба, у нас нет денег." "Пустите проехать, мы путешественники, едем отгуда-то и туда-то." "Пустите переночевать, так-то и так-то". Если после первых слов тебе отказали, спрашиваемый человек-имеет возможность, выслушав окончание твоих слов, изменить своё'решение, например: "Ну, вообще-то мы не возим, но раз путешественники, садись." Или: "Ну, вообще я сейчас не вписываю, но раз уж больше некуда, приходи." Если же ты сначала "тянешь резину", рассказывая, кто ты есть и откуда, а потом вдруг просишь, "тебе откажут, - тебе больше нечего сказать, и ты уходишь.

Убедившись в вашей мудрости, начальник поезда вам говорит, например: "Ладно, идите в первый вагон." Это происходит в среднем в 50% случаев; в цивильные регионах заметно реже, скажем, 25%, но это компенсируется большим количеством поездов.

Находясь в вагоне, заведите дружбу с проводниками, сопровождающими поезд милиционерами и другими официальными лицами. Если же вас решили высадить - например, уверовав в скорое пришествие контролёров, - спокойно выйдите и не пытайтесь, замаскировавшись в вагоне, проехать больше, чем позволено.

Если начальник поезда не убедился в вашей мудрости, идите к машинисту, бас легко могут взять в локомотив пассажирского поезда, ну а в локомотив пригородного - тем более.

2). "Скрытый пассажир". Иногда случайно попадаешь на станцию, где поезда стоят не больше 2-3 минут (уговорить начальника поезда за 2 минуты сложно!). Это плохо, так же, как и стоятт, на скоростной позиции в автостопе. Узнайте, будет ли в ближайшие часы пригородный или рабочий поезд в сторону ближайшей большой станции на вашем маршруте. Рабочие поезда в расписании обычно отсутствуют, поэтому узнайте это у железнодорожников. И, уж если никаких способов уехать больше нет, во время краткой стоянки поезда войдите в тамбур и находитесь там до момента отправки поезда.

Когда "скрытый пассажир" будет обнаружен, не беспокойтесь, а объясните сущность вашей поездки. Желательно, чтобы не стоять в тамбуре, ожидая неприятностей, - сразу пойти к начальнику поезда и рассекретиться. У вас есть преимущество: вы уже находитесь в поезде и избавиться от вас до следующей станции невозможно. Пользуйтесь этим преимуществом и объясните начальнику суть вашей поездки. Если начальник будет не в духе, он укажет вам выходить на ближайшей крупной станции, что, собственно, и требовалось.

3). "Иноземный поезд". Пользуясь тем, что иноземные поезда не проверяются контролёрами, подойдите к любому проводнику и попроситесь проехать. Начальник поезда здесь уже не нужен: как сказал один проводник иноземного поезда Ташкент-Москва, - "Какой начальник поезда? Я начальник вагона!" Как правило, проводнику будет на вас глубоко гиевать, и вы проедете без проблем.

4). "Навязчивые услуги". Некто Вокивон из Новосибирска использует такой способ проезда: днём он едет на электричках, а ночью, подходя к поездам, просится проехать до следующей большой станции, предлагая за это подмести, помыть полы в вагоне и т.п. Я думаю, что этот метод интересен и этически вполне оправдан.

Запомните! Ваши шансы - очень велики! Но вы должны отличаться от местных жителей, и от всевозможных бичей, занятых тем же, чем и вы - бесплатным достижением какой-либо местности. Вы должны вызвать интерес сотрудников поезда, любопытство, желание поговорить


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: