Западная философия I половина XX века

Направление Представители Основные идеи Специфические особенности
«Философия жизни» Фридрих Вильгельм Ницше (1844(18441015) - 1900) Артур Шопенгауэр (1788 - 1860) Выдвинуло в качестве исходного понятия «жизнь» как интуитивно постигаемую целостную реальность, не тождественную ни духу, ни материи. Философское направление, возникшее преимущественно в Германии в последней трети XIX в. и оказавшее огромное влияние на мировоззрение и философию Европы XX в. Основное внимание в нём сосредоточено на решении "практических", социально-этических и вообще ценностных проблем. Базовые идеи этого направления были разработаны в трудах Ницше Ф., Дильтея В., Зиммеля Г., Шпенглера О., Бергсона А. Его своеобразным идейно-теоретическим импульсом были работы Шопенгауэра А. Предметом новой философии становится жизнь, действительность как "живой поток", становление, невыразимое в философских категориях, ориентированных на науку, исследующую ставшее. Эстетическое переживание полноты и целостности жизни становится адекватным методом её понимания. Механицизму и редукционизму традиционного рационализма "философия жизни" противопоставляет "органицизм" нового миросозерцания, заменяя категории "бытие", "материя", "разум" категорией "жизнь", допускающей широкий спектр интерпретаций. Исходным является понимание жизни как целостного творчески активного процесса, включающего всю полноту проявлений жизни (от биологических до культурно-исторических форм) и её переживаний (от обыденных до метафизических). Философия жизни" была мировоззренческой реакцией на кризис европейских "сциентистских" ценностей, его продуктом и формой проявления. Ценой отказа от научности "философия жизни" стремилась сохранить за философией важнейшую социальную функцию обоснования духовно-практических, ценностномировоззренческих ориентиров в новых исторических условиях.
Неопозитивизм (логический позитивизм) Рудольф Карнап (1891 – 1970) Отто Нейрат (1882 - 1945) Разработка методов логического или лингвистического анализа знания (или языка - научного, философского, обыденного) Логический позитивизм, который так отвергает метафизику и стремится познать мир только с помощью эмпирических доказательств и с использованием естественных наук, включает в себя два важных тезиса:
  • решение философской проблемы требует логического анализа языка, на котором формулируется проблема, и поэтому логика играет центральную роль в философии;
  • любая значимая теория, не являющаяся чисто логической или математической, должна быть доступна эмпирической проверке.
Верификация. Верификация — процедура проверки истинных знаний. Она предполагает, что сложные предложения нужно разделить на протокольные. Истинность протокольных предложений абсолютно несомненна, так как соответствует наблюдаемой действительности. Форма протокольного предложения выглядит так: «NN наблюдал такой-то и такой-то объект в такое-то время и в таком-то месте». Сведение сложных предложений к протокольным называется редукцией. Таким образом, вся деятельность учёного сводится к проверке протокольных предложений и их обобщению. Основываясь на редукции, «Венский кружок» во главе с Р. Карнапом замахивается на создание единой научной теории — «Фундамент единой науки», то есть протокольные предложения которые держат науку наверху обобщения. В 40е — 50е годы эта теория будет пересмотрена на основе физики.
Экзистенциализм Мартин Хайдеггер (1889 - 1976) Карл Теодор Ясперс (1883 - 1969) Жан-Поль Шарль Эмар Сартр (1905 - 1980) Альбер Камю (1913 - 1960) Акцентирует свое внимание на уникальности иррационального бытия человека Экзистенциализм развивался параллельно родственным направлениям персонализма и философской антропологии, от которых он отличается прежде всего идеей преодоления (а не раскрытия) человеком собственной сущности и большим акцентом на глубине эмоциональной природы. В чистом виде экзистенциализм как философское направление никогда не существовал. Противоречивость этого термина исходит из самого содержания «экзистенции», так как она по определению индивидуальна и неповторима, означает переживания отдельно взятого индивида, непохожего ни на кого. Неким аналогом «экзистенции» можно считать «душу» человека. Эта противоречивость является причиной того, что практически никто из мыслителей, причисляемых к экзистенциализму, не был в действительности философом-экзистенциалистом. Единственным, кто чётко выражал свою принадлежность к этому направлению, был Жан-Поль Сартр. Его позиция была обозначена в докладе «Экзистенциализм — это гуманизм», где он и предпринял попытку обобщить экзистенциалистские устремления отдельных мыслителей начала XX века. Экзистенциализм (согласно Ясперсу) возводит свои истоки к Кьеркегору, Шеллингу и Ницше. А также, через Хайдеггера и Сартра генетически восходит к феноменологии Гуссерля (Камю считал даже Гуссерля экзистенциалистом). Экзистенциальная философия - это философия бытия человека. В философии существования нашёл отражение кризис оптимистического либерализма, опирающегося на технический прогресс, но бессильный объяснить неустойчивость, неустроенность человеческой жизни, присущие человеку чувство страха, отчаяния, безысходности. Философия экзистенциализма — иррациональная реакция на рационализм Просвещения и немецкой классической философии. По утверждениям философов-экзистенциалистов, основной порок рационального мышления состоит в том, что оно исходит из принципа противоположности субъекта и объекта, то есть разделяет мир на две сферы — объективную и субъективную. Всю действительность, в том числе и человека, рациональное мышление рассматривает только как предмет, «сущность», познанием которой можно манипулировать в терминах субъекта-объекта.
Психоанализ Зигмунд Фрейд (Сигизмунд Шломо Фрейд); (1856 - 1939) Психоанализ направлен на изучение бессознательного с целью изучения неосознаваемых мотивов, фиксаций, защитных механизмов и т.п., что, в свою очередь, ведет к усилению Эго и построению более реалистичного поведения. Основой психоанализа является предложенная Фрейдом топографическая модель психики. Фрейд утверждал, что психика человека включает 3 слоя – сознательный, предсознательный и бессознательный. Уровень сознания – это мысли, ощущения, переживания, которые человек осознает в данный момент времени. Предсознательное содержит в себе все то, что в данный момент не осознается, но может быть осознано без особых усилий. Бессознательное – самая глубокая и значимая часть психики, содержащая инстинктивные влечения, желания, воспоминания, выход которого на уровень сознания сильно затруднен и связан с чувством тревоги, угрозы, беспокойства. Тем не менее, бессознательное оказывает огромное влияние на всю нашу жизнь (если не определяет ее). Согласно Фрейду, неосознаваемый материал проявляет себя в символической или замаскированной форме – в виде сновидений, в оговорках, ошибочных действиях и шутках. Фрейд считал, что символы являются заместителями вытесненных предметов и влечений. Структура личности, по Фрейду, включает 3 компонента – Ид (Оно), Эго (Я) и Супер-эго (Сверх-я).
Феноменология Эдмунд Гуссерль (1859 - 1938) Беспредпосылочное описание опыта познающего сознания и выделение в нем сущностных, идеальных черт Феноменология началась с тезиса Гуссерля «Назад, к самим вещам!», который противопоставляется распространенным в то время призывам «Назад, к Канту!», «Назад, к Гегелю!» и означает необходимость отказаться от построения дедуктивных систем философии, подобных гегелевской, а также от редукции вещей и сознания к каузальным связям, изучаемым науками. Феноменология предполагает обращение к первичному опыту, у Гуссерля — к опыту познающего сознания, где сознание понимается не как эмпирический предмет изучения психологии, но как «трансцендентальное Я» и «чистое смыслообразование» (интенциональность). Выявление чистого сознания предполагает предварительную критику натурализма, психологизма и платонизма и феноменологическую редукцию, в соответствии с которой мы отказываемся от утверждений относительно реальности вещественного мира, вынося его существование за скобки. Феноменология Гуссерля Гуссерль выдвигает цель построения универсальной науки (универсальной философии, универсальной онтологии), относящейся к «всеобъемлющему единству сущего», которая имела бы абсолютно строгое обоснование и служила обоснованием всем прочим наукам, познанию вообще. Такой наукой должна стать феноменология. Феноменология исследует и приводит в систему априорное в сознании; сводя априорное к «последним… сущностным необходимостям», она тем самым задаёт основные понятия наукам. Задача феноменологии — «в познании полной системы образований сознания, конституирующих» (имманентно) объективный мир.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: