Глобальные проблемы современности и пути их решения

Во второй половине XX веке под вопросом оказалось само существование жизни на земле, так как уничтожение биосферы стало технически возможным. " Возникшие проблемы получили название «глобальные».

Глобальные проблемы имеют следующие черты:

1) носят общемировой характер;

2) угрожают гибелью цивилизации или серьезным регрессиям в развитии общества;

3) требуют для своего решения коллективных усилий всех государств. Глобальные проблемы находятся между собой в органической связи и

образуют единую целостную систему, характеризуются иерархической соподчиненностью. Данные обстоятельства позволяют классифицировать эти проблемы на основе установления причинно-следственных зависимостей между ними, а также учета степени их остроты и очередности решения. Существует следующая классификация глобальных проблем: 1) группа актуальных политических проблем, которая включает в себя недопущение военных действий.между государствами с применением оружия массового поражения, прекращение производства ядерного и иного смертоносного оружия. 2) экономическая труппа, связана с катастрофическим разрушением природной основы существования мировой цивилизации; неумеренное антропогенное воздействие привело к утрате многими природными системами способности к самовосстановлению. Это проявилось в таких явлениях, как загрязнение воздушного бассейна, изменение его базовой структуры, истощение и ухудшение водных ресурсов, уменьшение лесного покрова планеты, и т.д.

3) группа проблем обеспечения ресурсами настоящих и будущих поколений: сюда относят проблемы обеспечения продовольствием и энергией, проблемы экономного использования природных ресурсов.

4) группа актуальных социальных проблем, к которым относятся: демографическая проблема, связанная с чрезмерным перенаселением земли; проблема борьбы с наиболее опасными быстро распространяемыми заболеваниями; проблема предотвращения генетической катастрофы.

5) проблема преодоления отсталости большинства стран третьего мира; устранение существующего разрыва между уровнями технического и экологического развития этих стран.

Во второй половине XX в. обострился интерес исследователей к проблемам будущего человечества. В связи с этим возрастающую роль в сфере социальных наук стала играть футурология (наука о будущем), то есть совокупность научных представлений о перспективах развития человеческой цивилизации. С начала семидесятых годов широкую известность получили глобальные прогнозы, оформлявшиеся в виде докладов Римскому клубу. «Римский клуб» - международная общественная организация, созданная в 1968 году. Он поставил цель способствовать пониманию особенностей развития человечества, как глобальной целостности в условие НТР.

Авторы первого глобального. прогноза, содержащиеся в докладе «Пределы роста» (1972г.), пришли к выводу, что если не офаничивать пределы роста народонаселения, промышленного производства на душу населения, роста загрязнения окружающей природной среды, увеличение потребления минеральных ресурсов, то они приведут к социально-экологическому краху где-то в середине XXI в.

Спустя два десятилетия этот тревожный прогноз был подтверждён глобальной моделью «Мир-3»., описание которой дано в книге «За пределами». Её авторы предложили три глобальные программы» с помощью которых человечество сможет, по их мнению, предотвратить грядущ}7ю катастрофу:

1) в течении XXI в. на протяжении трёх поколений необходимо сократить численность населения стран мира до одного миллиарда человек (для различных стран предусмотрены различные квоты). Для России квота - 50 млн. человек к 2020г.;

2) страны третьего мира не должны развивать промышленность по типу западных держав. Они обязаны ориентироваться на зеленые технологии, которые позволят прокормить население;

3) необходимо повсеместно весьма значительно ограничить материальное потребление. Населению потребуется перейти к жизни со скромным достатком и удовлетворению в первую очередь духовных потребностей.

По подсчётам экспертов ООН необходимо было до 2000 года инвестировать в экологические проекты не менее 600 млрд.$., что бы хоть как-то затормозить разрушение природной среды, однако такие капиталовложения не были сделаны, и состояние природной среды продолжает ухудшаться.

Одна из важнейших задач сегодняшнего дня - устранение противоречий между экономическим развитием общества и потребностью сохранения природных экосистем. Отсюда стремление к созданию принципиально новых ресурсосберегающих и безотходных технологий» поиски путей надёжного захоронения всевозможных смертоносных отходов, разработка эффективных

методов предохранения и очистки природной среды от различного вида промышленного загрязнения и т.д.

По мере изучения проблем жизнедеятельности человека явным становится то, что главные трудности связаны не с нашими возможностями понять те ограничения^ которые накладывают на человеческую активность глобальные проблемы- Значительно сложнее принять эти данные науки, подчинить свою деятельность и жизнь новым канонам, иным парадигмам своего бытия. Сложно проходит осознание принадлежности себя не только семье, стране, нации, но и всему планетарному сообществу. В современном мире глобальные катастрофы из абстрактной проблемы превращаются к экзистенциальную реальность каждого человека. Осознание важности глобальных проблем и их решений для каждого человека лично играет роль в определении собственного смысла жизни.

В различных подходах, концепциях особое внимание уделяется становлению новой стратегии мышления и действий человека. Интегрируются философские, социологически», технические, естественные науки. Отсюда возникновение биофилософии, философии природы, социобиологии, биополитики, экологической философии, экологической и глобальной этики и т.д.

В мире идет напряженный поиск новых путей развития, новых человеческих ориентиров. Речь идет о фундаментальных основаниях человеческого бытия, признании новых ценностей, которые должны обеспечить стратегию выживания, помочь пересмотреть прежнее отношение, выработать новые идеалы, понять перспективы развития общества. Главная трудность заключается не в том, чтобы сформулировать основополагающие принципы, а в том, что бы они вошли в «плоть и кровь» людей, что бы они действительно стали нормами жизни и изменили внутренний мир человека, сделали его по-новому нравственным, в новом измерении - глобальной ответственности.

Впервые в истории человеческой цивилизации столь остро поставлен вопрос о возможности выживания человечества и сохранения жизни на земле в целом. Обеспечение общих целей и интересов общества требует выявления в векторе действия людей некоторой общей составляющей. Без этических принципов ненасилия, ответственности, справедливости, согласия, солидарности, толерантности обществу в эпоху глобальных проблем трудно рассчитывать даже на оптимизацию своего существования. Необходимость следованию данных принципов во всех сферах жизнедеятельности человека приводит к созданию новой жизненной парадигма. Тысяча лет назад человечество создало монотеизм. Сегодня нужен следующий шаг создание моноантропизма, осознание единства человечества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: