Речевые нарушения при ДЦП

В структуре дефекта у детей с церебральным параличом значи­тельное место занимают нарушения речи, частота которых со­ставляет 80%.

Особенности нарушений речи и степень их выраженности за­висят в первую очередь от локализации и тяжести поражения моз­га. В основе нарушений речи при ДЦП лежит не только повреж­дение определенных структур мозга, но и более позднее формиро­вание или недоразвитие тех отделов коры головного мозга, кото­рые имеют важнейшее значение в речевой и психической деятель­ности. Отставания в развитии речи при ДЦП связаны с ограниче­нием объема знаний и представлений об окружающем, недостаточ­ностью предметно-практической деятельности. Неблагоприятное влияние на развитие речи оказывают допускаемые родителями ошибки воспитания. Часто родители чрезмерно опекают ребенка, стремятся многое сделать за него, предупреждают все его желания или выполняют их в ответ на жест или взгляд. При этом не фор­мируется потребность в речевой деятельности, ребенок лишается важного для него речевого общения.

Большое значение в механизме речевых нарушений при ДЦП имеет сама двигательная патология. Отмечается взаимосвязь ме­жду речевыми и двигательными нарушениями у детей с цереб­ральным параличом. Длительное сохранение патологических то­нических рефлексов оказывает отрицательное влияние на мышеч­ный тонус артикуляционного аппарата. Выраженность тониче­ских рефлексов повышает тонус мышц языка, затрудняет дыхание, голосообразование, произвольное открывание рта, движения языка вперед и вверх. Подобные нарушения артикуляционной моторики задерживают и нарушают формирование голосовой активности и звукопроизносительной стороны речи. Недостаточ­ность кинестетического восприятия проявляется в том, что ребе­нок не только с трудом выполняет движения, но и слабо ощущает положение и движение органов артикуляции и конечностей.


Отмечается зависимость между тяжестью нарушений артику­ляционной моторики и тяжестью нарушений функции рук. Наи­более выраженные нарушения артикуляционной моторики отме­чаются у детей, у которых значительно поражены верхние конеч­ности. Различные нарушения двигательной сферы обусловливают разнообразие речевых расстройств. Для каждой формы детского церебрального паралича характерны специфические нарушения речи.

Речевые нарушения затрудняют общение детей, страдающих церебральным параличом, с окружающими и отрицательно ска­зываются на всем их развитии.

У детей с церебральным параличом выделяют следующие фор­мы речевых нарушений: дизартрия, задержка речевого развития, алалия, нарушения письменной речи.

Речевые нарушения при ДЦП редко встречаются в изолиро­ванном виде. Например, наиболее частая форма речевой патоло­гии - дизартрия - часто сочетается с задержкой речевого развития или реже - с алалией (см. раздел III, гл. 2).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: