Фотографирование следов рук на плоских прозрачных предметах

Следы рук на поверхности оконного стекла, целлофана и других аналогичных предметов представляют собой неокрашенные сла­бовидимые наслоения потожирового вещества, диффузно рассеи­вающие свет, а сами предметы рассматриваются как оптически од­нородные и прозрачные среды. Следы имеют невысокий контраст, который усиливают при съемке в проходящих лучах по методу тем-нопольного освещения.

Темнопольное изображение формируют лучи света, рассеянные потожировым веществом. В этом случае папиллярные линии вы-


глядят светлыми, а фон — темным. После лабораторной обработки экспонированного фотоматериала получается обратное соотноше­ние тонов. Поэтому съемку ведут непосредственно на фотобумагу, а зеркальность изображения устраняют поворотом поверхности со следом в сторону, противоположную объективу.

Эффект темного поля при фотографировании следов рук полу­чают различными способами: при помощи осветителей прожектор­ного типа, конденсоров темного поля, осветительной системы фо­тоустановки ФМН-2.

Темнопольное освещение с осветителями прожекторного типа. В качестве таких источников используют микроосветители ОИ-19, осветительные системы проекционных аппаратов со сфе­рическими и параболическими отражателями и конденсорными линзами, создающие равномерный поток света. Этот метод наибо­лее прост и реализуется на любой фотографической установке.

Предмет со следом размещают под объективом фотокамеры на
расстоянии 15-20 см от поверхности предметного стола установки и
освещают снизу направленным пучком света. Максимальный кон­
траст изображения получают при минимальном угле между на­
правлением светового потока и оптической осью фотокамеры при
условии, что лучи света, проходящие через фон, не попадают в
объектив (рис. 175).

Рис. 175. Схема темнопольного освещения с осветителями прожекторного типа


Выполнение этого условия обеспечивают объективы с фокус­ными расстояниями 140 и 110 мм1, позволяющие вести съемку в М=3:1 при больших предметных расстояниях. Источники света ус­танавливают на возможно большем расстоянии от объекта. Макси­мальную освещенность на фотографируемом участке создают, концентрируя расходящийся пучок света в световое пятно, не­сколько превышающее размеры самого следа. Равномерное осве­щение следа обеспечивают два источника, свет от которых на­правляют с противоположных сторон объекта.

Темнополыче освещение с конденсором темного поля. Конденсор темного поля представляет собой специальный освети­тель, оптическая система которого состоит из источника света 1, матового стекла 2, диафрагмы 3, конденсорной линзы 4, централь­ной диафрагмы в виде непрозрачного диска 5, объектива фотока­меры 6 (рис. 176).

Рис. 176. Схема фотографирования следов рук с помощью

темнопольного конденсора: 1 — источник света; 2— матовое стекло;

3 — диафрагма; 4 — конденсорная линза;

5 — диафрагма в виде непрозрачного диска; 6 — объектив

Расходящийся пучок света от осветителя через матовое стекло и диафрагму попадает на конденсорную линзу, которая фокусирует его в плоскости центральной диафрагмы. Эффект темного поля наступает, когда непрозрачный диск центральной диафрагмы, ус­тановленной на объективе, отсекает лучи света, сфокусированные

1 Объектив «Индустар-23» с /=110 мм применяют при съемке следов рук на фо­тоустановках СБ-2 1981 г. выпуска. При максимальном растяжении меха камеры (е=450 мм) он обеспечивает масштаб 3:1.


линзой конденсора. Лучи света, рассеянные потожировым вещест­вом и проходящие между оправой объектива и центральной диа­фрагмой, формируют изображение следа.

Конденсор темного поля состоит из цилиндрического корпуса 2 с предметным столом 1 (являющихся оправой конденсорнои линзы) и гильзы 3, которые соединены между собой при помощи многоза-ходовой резьбы. В нижней части гильзы расположено шаровое со­единение 4, где устанавливается патрон с лампой 7 от микроосве­тителя ОИ-19. Параллельность предметного стола конденсора плоскости фотоматериала обеспечивают регулировочные гайки 8 на ножках опоры (рис. 177).

Рис. 177. Темнопольный конденсор: 1 — предметный стол;

2 —корпус; 3 —гильза; 4 — шаровое соединение; 5—специальная опора;

6—диафрагма; 7— лампамикроосветителя ОИ-19; 8 — регулировочные гайки

При съемке следов конденсор устанавливают в отверстие пред­метного стола установки «Уларус» или на специальной опоре 5 под объективом фотокамеры. Его оптическая система центрируется относительно оси фотокамеры. Равномерность освещения в пре­делах кадра регулируется наклоном лампы осветителя при ослаб­ленном зажиме шарового держателя и открытой диафрагме объек­тива. В плоскости центральной диафрагмы 6, установленной на объективе, световой пучок фокусируют за счет вращения гильзы конденсора относительно его корпуса. Размеры светового пучка не должны превышать размеры непрозрачного диска диафрагмы.


Конденсор темного поля обеспечивает более высокий контраст изображения следов, чем осветители прожекторного типа. Резкость и четкость папиллярных линий можно повысить, незначительно диафрагмируя объектив. Однако действующее отверстие послед­него не должно быть меньше непрозрачного диска. При появлении в кадре рефлекса от конденсорной линзы предмет (стекло) накло­няют под небольшими углами в ту или другую сторону, пока свето­вое пятно не переместится с изображения следа на участок фона.

Данный прибор входит в комплект фотоустановок «Уларус», «Уларус-2» и используется для фотографирования следов в мас­штабе 3:1 с объективами с f=140 мм. На фотоустановках СБ-2 1981 г. выпуска его применяют с объективом «Индустар-23» (/=110 мм).

При съемке следов применимы и конденсоры с иными принци­пами получения темнопольного освещения: линзовые, зеркальные и зеркально-линзовые (рис. 178).

Рис. 178. Схема темнопольного освещения:

а — с линзовым; б — зеркальным; в — зеркально-линзовым конденсором;

1 — источник света; 2 — конденсор или рефлектор; 3 — непрозрачный диск;

4 — экран-маска с отверстием в центре; 5 — объект; 6 —фотокамера


Темнопольное освещение на установке ФМН-2 получают, настраивая ее оптическую систему при фотографировании следов рук по схемам, применяемым для работы с микроскопом, малым или большим макростолами. В этих случаях изображение апертур-ной диафрагмы должно быть спроецировано в плоскости выходно­го зрачка объектива.

В первом случае в оптическую систему установки вместо мато­вого светофильтра устанавливают центральную диафрагму 4, ко­торая перекрывает центральную часть параллельного пучка света, сформированного собирающей линзой 2. Изображение централь­ной диафрагмы конденсорная линза 7 проецирует в плоскость диафрагмы объектива 10. Последнюю закрывают до тех пор, пока ее края не совпадут с краями изображения центральной диафраг­мы. При этом изображения следа формируют лишь лучи света, рассеянные потожировым веществом (рис. 179).

Рис. 179. Схема оптической системы установки ФМН-2 в режиме микросъемки:

1 — лампа осветителя; 2 — собирающая линза осветителя;

3 — полевая диафрагма; 4 — центральная диафрагма; 5, 8 — отражающие зеркала;

6 — апертурная диафрагма; 7— конденсорная линза; 9 — объект;

10 — объектив фотокамеры


Плоские предметы со следами при съемке могут быть располо­жены как на верхней плите основания прибора, так и на некотором расстоянии от него. При высокой освещенности, создаваемой кино­проекционной лампой осветителя, это обстоятельство позволяет фотографировать следы рук, находящиеся на электрических лам­почках, тонкостенных колбах, стаканах и других аналогичных пред­метах однако изображение в процессе съемки на фотобумагу ос­тается зеркальным.

Соответствующим образом настраивают оптическую систему ус­тановки для работы с большим или малым микростолами1, предва­рительно установив заданный масштаб съемки2. Изменяя положение осветительной линзы (рукоятка в среднем положении) и закрывая диафрагму объектива, добиваются, чтобы ее размеры совпали с размерами апертурной диафрагмы, т. е. эффекта темного поля.

§ 4. Фотографирование следов рук на объемных изделиях из стекла

Бутылки, пузырьки, банки, стаканы и другие изделия из стекла либо их осколки представляют собой неоднородную, нередко ок­рашенную в различные цвета оптическую среду с неровной по­верхностью. Следы рук могут находиться на плоских, цилиндриче­ски^, сферических поверхностях и являются малоконтрастными либо окрашенными в светлые тона наслоениями потожирового ве­щества. На прозрачных изделиях следы, если этому не препятст­вуют наклейки, этикетки, загрязнения и другие помехи, фотографи­руй в проходящем свете, выявляя при темнопольнок* освещении с освьТИТелями прожекторного типа. При иных способах темнополь-ногс) освещения изогнутые поверхности предметов являются своего рода линзами, которые, фокусируя лучи, образуют блики, маски­рующие детали следа.

При направленном освещении блики появляются и из-за неод­нородного преломления лучей боковыми поверхностями, гранями осколков, внутренними элементами электрических лампочек. Чтобы ослабить или исключить их, свет направляют вдоль Оси предметов цилиндрической и конической формы, а при съемке следов на сфе­рических предметах изменяют угол направления света, добиваясь,

1 Большой и малый макростолы используют для съемки объемов, размеры ко­торых не превышают соответственно 100 и 50 мм.

Для съемки следов рук применяют объектив «Корректар» с f=. 15O мм.


чтобы блики переместились на участки фона. Неустраненные бли­ки экранируют масками из черной бумаги.

На полупрозрачных изделиях и изделиях из окрашенного стекла следы фотографируют в отраженном свете. Устанавливая предмет на высоте 10-15 см и применяя лобовое или близкое к нему освещение, получают эффект темного поля. Проходя через стекло, большая часть света поглощается либо рассеивается, а изображение следа форми­руют лучи, отраженные от папиллярных линий. Для усиления контра­ста под объектом на столе установки в качестве фона кладут лист черной бумаги. Ослабление или полное устранение бликов при фото­графировании следов на полупрозрачных изделиях из стекла осуще­ствляется аналогично, как и при съемке следов на прозрачных.

Фотосъемке следов в отраженном свете нередко мешают наклей­ки, этикетки, расположенные на противоположной стороне бутылок, пузырьков, особенно плоских. Отражая свет, они снижают контраст изображения. Чтобы ослабить влияние рассеянного света, внутри сосуда рекомендуют помещать черную бумагу или заливать его раствором черного красителя. Аналогичный результат дает умень­шение угла наклона потока света к поверхности объекта. Лучи све­та при этом, не попадая на этикетку, рассеиваются в пространстве.

На объемных изделиях из стекла фотографируемый участок всегда обращен к объективу. Поскольку следы фотографируют на фотобумагу, для устранения зеркальности изображения необходи­мы оборачивающие системы (зеркала или призмы) (рис. 180).




О.6

Рис. 180. Схема расположения оборачивающих систем', а — зеркало перед объектом; б— зеркало перед объективом; в — зеркало перед фотоматериалом


На изделиях с выпуклыми или вогнутыми сферическими поверхно­стями следы в некоторых случаях окрашивают темными порошками на ферромагнитной основе и фотографируют в отраженных ульт­рафиолетовых лучах. Для освещения объекта из спектра ультрафио­летового осветителя выделяют излучение с длиной волны 365 нм, интенсивно поглощаемое стеклом. Фотографирование в отраженных УФ-лучах дает положительные результаты и при съемке следов, кото­рые расположены на противоположных сторонах оконного стекла и полностью или частично перекрывают друг друга, а также на поверх­ности зеркал. В таких случаях следы на одной из поверхностей обра­батывают люминесцирующими порошками и, освещая объект ульт­рафиолетовыми лучами, регистрируют люминесцентное свечение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: