Методика

Занятие 2. Исследование уровня адаптированности специалиста (2ч)

Цель занятия — определение уровня адаптированности отдельных работников и связанных с этим групповых тен­денций.

Теоретические сведения

Одной из важнейших задач психологии труда является изу­чение процесса овладения профессией, или профессионального самоопределения человека. Заключительный, итоговый этап его состоит в профессиональной адаптации, определяемой как при­способление профессиональных и социальных характеристик работника к соответствующим параметрам предприятия (учреж­дения, организации).

Результаты профессиональной адаптации характеризуются уровнем адаптированности специалиста. О нем можно судить по двум критериям, взятым в единстве: это «удовлетворенность человека своей работой» и «удовлетворенность работником». Несмотря на то, что оба эти критерия носят во многом субъек­тивный и относительный характер, они позволяют получить психологическую характеристику указанного явления. Посколь­ку профессиональная адаптация есть заключительный этап профессионального самоопределения специалиста, то по уровню адаптированности можно судить об успешности данного процес­са в целом, т. е. о том, насколько «состоялся» специалист. По­этому измерение уровня адаптированности работника является необходимым и важным компонентом почти любого исследова­ния в области психологии профессий.

Методика

Оценить уровень адаптированности работника можно при помощи двух опросных методик (программированных интер­вью): интервью с работником, уровень адаптированности кото­рого мы хотели бы измерить, и интервью с руководителем (при наличии у специалиста нескольких руководителей, доста­точно близких к его конкретной работе, желательно провести такое интервью со всеми, что позволит сравнить и откорректи­ровать полученные данные). Напомним, что программирован­ное интервью отличается тем, что имеет жесткий план, вклю­чающий вопросы закрытого типа, т. е. с предлагаемыми вари­антами ответов.

Образец протокола к занятию 5

№ вопроса Работник
  А Б В Г Д Е
1.а б в г д            
2.а б в г д            
3.а б в г д            

В учебных целях данную методику удобнее проводить на участниках, которые достаточно долго работают в одной груп­пе. Интервью проводится в спокойной обстановке, наедине с опрашиваемым. Прежде чем перейти к вопросам, экспери­ментатор просит работника подойти к ответам с полной ответ­ственностью, и по возможности не пользоваться вариантом «в». На обдумывание ответов отводится достаточное время, не сле­дует торопить опрашиваемого. В случае необходимости экспе­риментатор в ходе интервью делает соответствующие разъяс­нения. По окончании работы обязательно следует поблагода­рить испытуемого за ответы.

Данные, полученные в ходе интервью, экспериментатор за­носит в протокол, ставя знак «+» против буквы с избранным вариантом ответа. Если у одного руководителя берется ин­тервью относительно нескольких его подчиненных, протокол до­полняется соответствующими вертикальными графами с их фа­милиями.

ПЛАН ИНТЕРВЬЮ СО СПЕЦИАЛИСТОМ

1. Насколько, по вашему мнению, вы справляетесь со своими профессио­нальными обязанностями?

а) вполне справляюсь;

б) справляюсь в основном;

в) не могу сказать;

г) скорее не справляюсь, чем справляюсь;

д) не справляюсь.

2. Довольны ли Вы теми отношениями, которые сложились в кол­лективе?

а) доволен;

б) скорее доволен, чем недоволен;

в) не могу сказать;

г) скорее не доволен, чем доволен;

д) не доволен.

3. Удовлетворены ли Вы в целом Вашей настоящей работой?

а) да, удовлетворен;

б) скорее удовлетворен, чем не удовлетворен;

в) работа для меня безразлична;

г) скорее не удовлетворен, чем удовлетворен;

д) абсолютно не удовлетворен работой.

ПЛАН ИНТЕРВЬЮ С РУКОВОДИТЕЛЕМ

1. Ваше мнение об уровне профессиональной подготовки работника?

а) подготовлен очень хорошо;

б) подготовлен в достаточной степени;

в) не могу сказать;

г) профессиональная подготовка оставляет желать лучшего;

д) подготовлен плохо.

2. В какой степени данный работник «вошел», по Вашему мнению,
в тру­довой коллектив (стал ли его необходимым и равноправным членом)?

а) вполне вошел;

б) вошел в достаточной степени;

в) не могу сказать;

г) скорее не вошел, чем вошел;

д) не вошел.

3. Удовлетворены ли Вы как руководитель данным специалистом как ра­ботником в целом?

а) да, удовлетворен;

б) скорее удовлетворен, чем неудовлетворен;

в) не могу сказать;

г) скорее неудовлетворен, чем удовлетворен;

д) абсолютно неудовлетворен.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: