Занятие 2. Исследование уровня адаптированности специалиста (2ч)
Цель занятия — определение уровня адаптированности отдельных работников и связанных с этим групповых тенденций.
Теоретические сведения
Одной из важнейших задач психологии труда является изучение процесса овладения профессией, или профессионального самоопределения человека. Заключительный, итоговый этап его состоит в профессиональной адаптации, определяемой как приспособление профессиональных и социальных характеристик работника к соответствующим параметрам предприятия (учреждения, организации).
Результаты профессиональной адаптации характеризуются уровнем адаптированности специалиста. О нем можно судить по двум критериям, взятым в единстве: это «удовлетворенность человека своей работой» и «удовлетворенность работником». Несмотря на то, что оба эти критерия носят во многом субъективный и относительный характер, они позволяют получить психологическую характеристику указанного явления. Поскольку профессиональная адаптация есть заключительный этап профессионального самоопределения специалиста, то по уровню адаптированности можно судить об успешности данного процесса в целом, т. е. о том, насколько «состоялся» специалист. Поэтому измерение уровня адаптированности работника является необходимым и важным компонентом почти любого исследования в области психологии профессий.
|
|
Методика
Оценить уровень адаптированности работника можно при помощи двух опросных методик (программированных интервью): интервью с работником, уровень адаптированности которого мы хотели бы измерить, и интервью с руководителем (при наличии у специалиста нескольких руководителей, достаточно близких к его конкретной работе, желательно провести такое интервью со всеми, что позволит сравнить и откорректировать полученные данные). Напомним, что программированное интервью отличается тем, что имеет жесткий план, включающий вопросы закрытого типа, т. е. с предлагаемыми вариантами ответов.
Образец протокола к занятию 5
№ вопроса | Работник | |||||
А | Б | В | Г | Д | Е | |
1.а б в г д | ||||||
2.а б в г д | ||||||
3.а б в г д |
В учебных целях данную методику удобнее проводить на участниках, которые достаточно долго работают в одной группе. Интервью проводится в спокойной обстановке, наедине с опрашиваемым. Прежде чем перейти к вопросам, экспериментатор просит работника подойти к ответам с полной ответственностью, и по возможности не пользоваться вариантом «в». На обдумывание ответов отводится достаточное время, не следует торопить опрашиваемого. В случае необходимости экспериментатор в ходе интервью делает соответствующие разъяснения. По окончании работы обязательно следует поблагодарить испытуемого за ответы.
|
|
Данные, полученные в ходе интервью, экспериментатор заносит в протокол, ставя знак «+» против буквы с избранным вариантом ответа. Если у одного руководителя берется интервью относительно нескольких его подчиненных, протокол дополняется соответствующими вертикальными графами с их фамилиями.
ПЛАН ИНТЕРВЬЮ СО СПЕЦИАЛИСТОМ
1. Насколько, по вашему мнению, вы справляетесь со своими профессиональными обязанностями?
а) вполне справляюсь;
б) справляюсь в основном;
в) не могу сказать;
г) скорее не справляюсь, чем справляюсь;
д) не справляюсь.
2. Довольны ли Вы теми отношениями, которые сложились в коллективе?
а) доволен;
б) скорее доволен, чем недоволен;
в) не могу сказать;
г) скорее не доволен, чем доволен;
д) не доволен.
3. Удовлетворены ли Вы в целом Вашей настоящей работой?
а) да, удовлетворен;
б) скорее удовлетворен, чем не удовлетворен;
в) работа для меня безразлична;
г) скорее не удовлетворен, чем удовлетворен;
д) абсолютно не удовлетворен работой.
ПЛАН ИНТЕРВЬЮ С РУКОВОДИТЕЛЕМ
1. Ваше мнение об уровне профессиональной подготовки работника?
а) подготовлен очень хорошо;
б) подготовлен в достаточной степени;
в) не могу сказать;
г) профессиональная подготовка оставляет желать лучшего;
д) подготовлен плохо.
2. В какой степени данный работник «вошел», по Вашему мнению,
в трудовой коллектив (стал ли его необходимым и равноправным членом)?
а) вполне вошел;
б) вошел в достаточной степени;
в) не могу сказать;
г) скорее не вошел, чем вошел;
д) не вошел.
3. Удовлетворены ли Вы как руководитель данным специалистом как работником в целом?
а) да, удовлетворен;
б) скорее удовлетворен, чем неудовлетворен;
в) не могу сказать;
г) скорее неудовлетворен, чем удовлетворен;
д) абсолютно неудовлетворен.