I.2 История возникновения «Европейского кодекса полицейской этики»

Проблемами полиции Совет Европы стал интересоваться уже давно. Действительно, полиция играет настолько важную роль в том, что касается защиты основных ценностей Совета Европы (плюралистическая демократия, правовое государство и права человека), что Совет Европы совершенно естественно становится форумом, наиболее приспособленным для обсуждения роли полиции в демократическом обществе.

Европейский суд по правам человека создал обширную практику в этой области. Кроме того, Европейский комитет по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения и наказания (КПП) выработал важные для полиции руководящие принципы. Европейская социальная хартия и практика ее применения содержат важные принципы, касающиеся социальных и экономических прав сотрудников полиции. Европейская комиссия против расизма и нетерпимости (ЕКРИ) также создала в сфере своей компетенции принципы, предназначенные для полиции. Кроме того, Европейская комиссия за демократию через право (Венецианская комиссия) приняла документы о конституционных аспектах полиции. Группе государств против коррупции (ГРЕКО) поручено оценивать административные институты государств, в том числе полицию, с точки зрения коррупции.

Полиция должна также отвечать ожиданиям местных и региональных органов власти – в том числе, в плане преступности в городах. Полиция и межэтнические отношения – это еще один требующий внимания аспект данной проблемы. Кроме того, Совет Европы развивал деятельность по привлечению внимания полиции к тому аспекту ее деятельности, который связан с правами человека. Некоторые мероприятия позволили практикам от полиции, специалистам в области прав человека, представителям государств и неправительственных организаций вместе вникнуть в проблематику прав человека в профессиональном контексте – контексте деятельности полиции. Среди конкретных результатов этой работы можно назвать профессиональную подготовку сотрудников полиции в области прав человека и целый ряд документов, в том числе учебников по всему, что касается полиции и прав человека. Эти мероприятия позволили национальным службам полиции лучше понять необходимость более глубокого осознания прав человека на всех уровнях полиции.

Принятая в 1979 году Парламентской Ассамблеей Совета Европы «Декларация о полиции» ознаменовала первую попытку установления этических норм для полиции. Во многих государствах-членах она стала руководством при поиске ответов на вопрос о выборе той или иной политики в этой области. Разделяя точку зрения Ассамблеи насчет необходимости применения в демократических обществах особо строгих этических норм для полиции, Комитет министров не оказал Декларации массированной поддержки, и Декларация не привела к принятию специального правового инструмента Совета Европы.

Традиционная межправительственная нормативная деятельность Совета Европы, проводимая под руководством Комитета министров, сосредоточилась на полиции в следующих аспектах: политика в области уголовной юстиции, уголовного права и криминологии (уголовный процесс, профилактика преступности, защита жертв и свидетелей, преступность среди несовершеннолетних, задержание граждан полицией, организованная преступность, коррупция, прокуратура и т.д.), а также в области публичного права (неприкосновенность личности и защита данных и т. д.). В этих рамках были выработаны относящиеся к полиции правовые инструменты – конвенции и рекомендации.

Начиная с 1989 года, Центральная и Восточная Европа переживала потрясения, заставившие Совет Европы значительно активизировать свою деятельность в отношении полиции. В рамках программ, предназначенных для поддержания правовых реформ, а также реформирования государственной администрации, включая полицию, было проведено значительное число мероприятий (семинаров, занятий по профессиональной подготовке и обмену опытом в правовой области) по таким темам, как «роль полиции в демократическом обществе», «полицейская этика» и «полиция и правовое государство».

Именно в этом контексте реформирования полиции вновь встал вопрос о необходимости создания общеевропейских нормативных рамок для полиции. Комитет министров создал в связи с этим Экспертный комитет по полицейской этике и проблемам, связанным с осуществлением функций полиции (РС-РО) под руководством Европейского комитета по проблемам преступности (CDPC).

Мандат Комитета РС-РО был принят Комитетом CDPC на его 47-м пленарном заседании в 1998 году и подтвержден Комитетом министров на 641-м заседании Уполномоченных представителей в сентябре 1998 года.

Этот мандат сформулирован следующим образом:

«Полиция играет важную роль в системе уголовной юстиции. К полиции применяется мало международных договоров по сравнению с другими профессиональными объединениями, относящимися к этой системе. Ряд европейских государств в настоящее время реорганизуют свою полицию, причем эта реорганизация является немаловажной частью процесса, предназначенного для развития и укрепления демократических идей и ценностей в обществе. Таким образом, деонтология стала важным вопросом в различных государствах – членах Совета Европы.

Экспертному комитету придется осуществить исследование по деонтологии полиции в широком смысле этого слова с учетом таких вопросов, как:

- роль полиции в демократическом обществе и её место в системе уголовной юстиции;

- задачи полиции в правовом государстве – профилактика преступности, выявление правонарушений и т. д.;

- контроль над полицией.

Экспертный комитет должен, в частности, изучить те аспекты деонтологии полиции, которые относятся к некоторым ежедневно возникающим в работе полиции ситуациям, например, при допросах подозреваемых или при иных следственных действиях в рамках уголовного судопроизводства, - применение силы, дискреционные полномочия полиции и т.д. Должны быть также рассмотрены деонтологические аспекты управленческой деятельности в полиции в целом и их включение в программы профессиональной подготовки. В этом отношении следует учитывать различия, существующие между деонтологическими кодексами, кодексами профессионального поведения и дисциплинарными кодексами. При осуществлении этой задачи Комитету придется руководствоваться Европейской конвенцией о правах человека и Европейской конвенцией о предупреждении пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения и наказания, а также Резолюцией 690 (1979) Парламентской Ассамблеи, относящейся к Декларации о полиции. Он должен также учитывать работу Экспертного комитета по партнерству в профилактике преступности (РС-РА), а также других соответствующих акций Совета Европы.

Эта работа должна привести к составлению доклада и/или рекомендации по деонтологии полиции, которая могла бы послужить системой ориентиров для государств-членов, собирающихся произвести реформирование полиции или выработать национальные кодексы деонтологии полиции.»

Комитет состоял из экспертов, делегированных от следующих стран: Австрии, Бельгии, Хорватии, Кипра, Чешской республики, Дании, Франции, Греции, Италии, Литвы, Молдовы, Польши, Португалии, Румынии, Словении, Испании, «бывшей югославской республики Македония», Турции и Великобритании. В него входили эксперты от министерств внутренних дел, министерств юстиции, от полиции, прокуратуры и от судебных властей. Председателем Комитета был заместитель директора датской полиции г-н Карстер Петерсен (Karsten Petersen). Для помощи Комитету были назначены два научных эксперта – г-н Амадеу Реказенс и Брюне (Amadeu Recasens i Brunet) (Директор Школы полиции в Каталонии и профессор Барселонского университета в Испании) и г-н Нил Ричардс (Neil Richards, Директор программы повышения квалификации начальников полиции, National Police Training, Bramshill, UK). Функции секретариата были возложены на Генеральный директорат Совета Европы по правовым вопросам.

Европейская комиссия, О.I.С.Р.-Интерпол, Ассоциация европейских школ полиции (The Association of European Police Colleges - AEPC) и Международный центр исследований и изучения социологических, уголовных и пенитенциарных проблем (Intercenter) имели при Комитете статус наблюдателей. Ассоциация по предотвращению пыток (APT), Европейский совет профсоюзов полиции (CESP), Европейская система женщин в полиции (The European Network of Police Women - ENP), Европейская федерация сотрудников публичных служб (EUROFEDOP), Международная федерация высших должностных лиц полиции (FIFSP), Международная ассоциация полиции (AIP) и Международный союз профсоюзов полиции (UISP) давали свои консультации в ходе завершающего этапа работы.

Комитет в своей работе руководствовался юридическими документами (конвенциями и рекомендациями Совета Европы и других международных организаций), а также принципами, установленными Европейским судом по правам человека и другими упоминавшимися выше органами Совета Европы. Комитет поводил слушания с представителями Европейского комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения и наказания (КПП) и Европейского комитета по социальным правам. Кроме того, Комитет постоянно был в курсе относящихся к полиции проектов и мероприятий, проводившихся различными Генеральными дирекциями Совета Европы. Итоги работы Комитета были представлены на утверждение 12-го Коллоквиума по криминологии, организованного Советом Европы в ноябре 1999 года по теме «полномочия и ответственность полиции в демократическом обществе», а также в июне 2000 года - на Конференции на высшем уровне, в которой участвовали министры внутренней дел европейских стран.

В период с декабря 1998 года по март 2001 года Комитет провел шесть пленарных заседаний и три заседания рабочих групп. По просьбе Парламентской Ассамблеи Комитет министров дал согласие на то, чтобы ей был передан для заключения предварительный проект рекомендации. Заключение Ассамблеи было учтено Комитетом на его шестом заседании.

Окончательный вариант текста проекта рекомендации по «Европейскому кодексу полицейской этики» и прилагающегося к нему пояснительного доклада был принят на шестом заседании Комитета в марте 2001 года и представлен на утверждение и дальнейшую передачу в Комитет министров на 50-ю пленарную сессию Европейского комитета по проблемам преступности (CDPC) в июне 2001 года. В ходе ……… заседания Уполномоченных представителей министров …….. 2001 года, Комитет министров принял Рекомендацию и разрешил публикацию относящегося к ней изложения мотивов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: