Истребление лесов

О рациональном использовании, охране и воспроизводстве лесов

Лесные ресурсы

Для рационального использования все леса подразделяются на три группы. Первая группа. Леса, имеющие водоохранное и почвозащитное значение, зелёные зоны курортов, городов и других населённых пунктов, заповедные леса, защитные полосы вдоль рек, шоссейных и железных дорог, степные колки, ленточные боры Западной Сибири, тундровые и субальпийские леса, памятники природы и некоторые другие.

Вторая группа. Насаждения малолесистой зоны, расположенные в основном в центральных и западных районах страны, имеющие защитное и ограниченное эксплуатационное значение.

Третья группа. Эксплуатационные леса многолесных зон страны – районы Европейского севера, Урала, Сибири, и Дальнего Востока.
Леса первой группы не используются, в них проводятся только рубки в санитарных целях, омоложения, ухода, осветления и т. д. Во второй группе режим рубок ограниченный, использование в размере прироста леса. Леса третьей группы промышленный режим рубки. Они являются основной базой заготовки древесины. Кроме хозяйственной квалификации, леса различают и по их назначению и профилю – промышленные, водоохранные, полезащитные, курортные, придорожные и т. д.

Истребление лесов

I. Состояние лесов в России. Леса содержат 82% фитомассы Земли. С появлением человека на Земле эволюция биосферы вступила в новую фазу развития, связанную с обезлесением ландшафтов, в результате которого постепенно уничтожается живое вещество и обедняется биосфера в целом. В настоящее время происходит то, против чего предостерегал В. И. Вернадский: в разных частях земного шара наблюдается интенсивная деградация природных ландшафтов. Идёт процесс обезлесения. Наша страна владеет почти четвёртой частью мировых запасов леса. И в каком они состоянии? Надо прямо сказать - в плачевном. Почти на нет сведены хвойные леса. Ценнейшие породы деревьев замещаются низкопродуктивным лиственным древостоем. При современных темпах лесозаготовок мы используем оставшиеся леса за 50 – 60 лет. Их восстановление в этих районах происходит лишь за 100 – 120 лет. Хозяйственная деятельность человека ведёт к выбрасыванию в воздух различных твёрдых, жидких и газообразных веществ (пыли, дыма, газов), ядовитых как для человека, так и для растений, в том числе и древесных. Для растений этот фактор особенно опасен тем, что появился он сравнительно недавно, так что растения не успели выработать против него защитных приспособлений, а те, что имеются, малоэффективны. Лишайники вполне можно назвать индикаторами чистоты воздуха. Совершенно ничтожная примесь в воздухе ядовитых веществ, незаметная для растений, оказывается губительной для лишайников.

Огромный экологический и экономический потенциал российских лесов, составляющих около четверти всех мировых лесов, используется нерационально, уровень их охраны и воспроизводства не достаточен. В местах интенсивного освоения лесов снижается их ресурсный и экологический потенциал. Велик ущерб от лесных пожаров, основной причиной возникновения которых является неосторожное обращение с огнем в лесу. Масштабы незаконных лесозаготовок сравнимы с официальными.

Основные причины неудовлетворительного состояния дел в этой сфере коренятся в отсутствии национальной лесной стратегии, недооценке государством роли лесов в обеспечении устойчивого развития, их глобального экосистемного значения. Несмотря на принимаемые меры по усилению борьбы с незаконной рубкой и оборотом древесины, с лесными пожарами, по совершенствованию законодательства и организационных механизмов лесопользования, государство еще не стало эффективным собственником лесного фонда.

Новая организация управления лесами, сложившаяся в рамках административной реформы, основанная на разделении полномочий по управлению лесом как имущественным комплексом и по контролю (надзору) за использованием, охраной, воспроизводством лесов, не во всем себя оправдала. Для России традиционной формой организации управления является единая государственная лесная служба, и это характерно для большинства многолесных стран. Следует возвратиться к обсуждению вопроса о целесообразности воссоздания такой службы, совмещающей в себе все полномочия, необходимые для успешного выполнения функций государственного управления лесами, реализации национальной лесной политики, организации лесной науки и выполнения международных обязательств Российской Федерации, оказания помощи регионам при возникновении чрезвычайных ситуаций в лесах.

Новый Лесной кодекс изменил объекты правового регулирования, виды лесопользования и основания возникновения права пользования лесными участками, систему государственного управления лесами и порядок ведения лесного хозяйства. Была проведена линия на либерализацию лесопользования, уменьшение участия государства в ведении лесного хозяйства, ослабление административных и усиление договорных методов правового регулирования. Введены новые инструменты государственного управления лесопользованием: лесные планы, лесохозяйственные регламенты, проекты освоения лесов, лесные декларации и др. Одно из наиболее радикальных нововведений заключалось в отказе от разрешительной системы лесопользования. Весьма существенные изменения произошли с реорганизацией системы федеральных лесхозов.

Децентрализация управления с передачей ряда наиболее влиятельных полномочий субъектам Российской Федерации пока не привела к заметному улучшению ситуации. В значительной степени это произошло потому, что необходимая нормативно-правовая база создавалась уже после передачи полномочий регионам. В свою очередь, субъекты Российской Федерации должны были в короткий срок принять значительный массив документов, регулирующих их новую компетенцию. Одновременно происходила реорганизация лесхозов. Однако и к настоящему времени вопросы осуществления государственного лесного контроля и надзора нельзя считать решенными. Так, количество государственных лесных инспекторов недостаточно практически во всех субъектах Российской Федерации.

Учитывая, что 2007 год был переходным к новым механизмам управления и лесопользования, за прошедший период еще не стали очевидными все последствия действия новых правил. Однако уже известно о том, что не во всем оправдал себя, например, аукционный порядок предоставления лесов в пользование. Так, существуют случаи ограничения доступа заинтересованных лиц к участию в аукционах, что влечет не только нарушение антимонопольных требований в части обеспечения равных стартовых условий лесопользователей, но и недополучение бюджетных средств от продажи права аренды лесных участков.

В последние годы приоритетным является направление развития лесного комплекса, связанное с наращиванием объемов выпуска готовой лесной продукции. Курс на создание условий для глубокой переработки древесины внутри страны и ограничение экспорта круглого леса сопровождался отменой импортных пошлин на ввозимое высокотехнологичное оборудование и экспортных пошлин на всю продукцию переработки древесины с поэтапным повышением экспортных пошлин на необработанную древесину. Однако данную ситуацию необходимо постоянно анализировать с учетом возможностей действующих обрабатывающих мощностей, чтобы предотвратить падение рынка сбыта первичной лесопродукции на внутреннем рынке. Кроме мер таможенно-тарифного регулирования, названную задачу необходимо решать также средствами инвестиционной политики.

Фактором, сдерживающим развитие лесной промышленности, является недостаточное количество лесных дорог. Это препятствует вовлечению в эксплуатацию новых, не освоенных лесных территорий, а также повышению интенсивности использования лесов в освоенных лесах. Существенными отрицательными факторами являются также истощение эксплуатационных запасов древесины в зонах расположения действующих лесопромышленных предприятий и путей транспорта, недостаточная точность учета лесных ресурсов, высокий уровень нелегального оборота древесины.

Затраты на ведение лесного хозяйства по-прежнему превышают сумму получаемого лесного дохода, а ущерб от лесных пожаров, вредных организмов и других неблагоприятных факторов значительно выше общих расходов на охрану, защиту и воспроизводство лесов. Ощущается дефицит квалифицированных кадров по разным направлениям лесохозяйственной деятельности.

Критически важной проблемой лесного хозяйства и управления является сфера незаконной заготовки и оборота древесины, тесно связанная с коррупцией в системе органов государственной власти. Свою роль в предотвращении и пресечении теневого лесного бизнеса может сыграть лесная сертификация. Косвенное положительное воздействие на ситуацию может оказать снижение безработицы и повышение уровня жизни населения. Однако главное направление борьбы с этими явлениями – привлечение к юридической ответственности. Очевидно, что деятельность правоохранительных органов здесь недостаточно эффективна. Если существуют какие-либо пробелы в законодательстве, осложняющие применение мер ответственности, то они должны быть вскрыты правоприменительной практикой и ликвидированы законодателем. Можно обсуждать также целесообразность поощрения работников лесничеств и органов внутренних дел, выявляющих правонарушения, за счет средств от реализации конфискованной древесины и взыскиваемых в качестве штрафов, для чего нужны поправки в бюджетное законодательство.

Задача повышения интенсивности ведения лесного хозяйства должна решаться с учетом и экономических, и экологических факторов.

Лес – не только как источник древесины и иных древесных и недревесных растительных ресурсов, но также как важнейший природный объект, удовлетворяющий экологические, рекреационные и иные потребности граждан. В этом качестве лесу должен быть возвращен статус самостоятельного объекта правоотношений и правовой охраны, утраченный в связи с введением Лесным кодексом Российской Федерации новых подходов к организации лесопользования.

Государству необходима ясная, научно обоснованная, соответствующая современным потребностям в лесных ресурсах и направленная на сохранение потенциала лесов в будущем, лесная политика. В рамках этой стратегии должны быть поставлены и решены задачи совершенствования государственного управления лесами, повышения эффективности охраны, использования и воспроизводства лесных ресурсов, создания конкурентоспособного лесного сектора экономики, сохранения биоразнообразия, экологических и защитных функций лесов.

Масштабы и причины сокращения площадей лесов по континентам, по данным ФАО и другим источникам:

Континент Лесопокрытая площадь, млн. га Скорость сокращения, га/год Главная причина
Азия   2-4 млн. Рубка, пастьба скота
Африка   2-4 млн. Рубка, пастьба скота
Латинская Америка   5-10 млн. Рубка
Северная Америка   40 тыс. Загрязнение
Европа   12 тыс. Загрязнение

м

Гибель лесных насаждений России в 1991 году:

Причины гибели Площадь, тыс. га
Всего 595,4
В том числе от:  
неблагоприятных условий 322,2
лесных пожаров 243,8
повреждения вредными насекомыми 16,7
грибковых и бактериальных заболеваний 1,7
повреждений дикими копытными животными и грызунами 9,7
антропогенных факторов 1,3
в том числе промвыбросов 0,7

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: