Конспект урока по теме «Алгоритм нахождения суммы»

Урок №27

Цель урока: познакомить учащихся с алгоритмом нахождения суммы на языке Паскаль.

Задачи урока:

Образовательные: дать основные сведения о способе нахождения суммы в языке программирования Turbo Pascal 7.0; закрепить пройденный материал, научить выбирать оптимальный путь для решения задач.

Развивающие: развитие логического мышления, коммуникативных характеристик и лингвистических навыков

Воспитательные: воспитание трудолюбия, воспитание чувства коллективизма, товарищества, ответственности за выполненное задание, воспитание воли, упорства в достижении поставленной цели.

План урока:

1) Организационный момент (1 мин).

2) Проверка домашнего задания (9 мин).

3) Изучение нового материала (20 мин).

4) Закрепление изученного материала (10 мин).

5) Итог урока (3 мин).

6) Домашнее задание (2 мин).

Тип урока: комбинированный урок.

Ход урока

1) Организационный момент.

Здравствуйте. Сегодня на уроке мы изучим алгоритм нахождения суммы.

2) Проверка домашнего задания..

Прежде чем приступить к изучению нового материала, повторим изученное на прошлом уроке.

1) Что такое трассировочная таблица?

2) Для чего нужна трассировочная таблица?

Так же было заданно домашнее задание (решенную задачу записывают на доске вместе с трассировочной таблицей).

3) Изучение нового материала.

Начнем с понятия «сумма чисел». Как найти сумму?

Надо взять два числа и сложить их, потом к полученной сумме прибавить следующее число и т. д., пока не сложим все числа.

При этом всегда повторяется одно и то же действие: к старой сумме приба­вить новое число. И только первое действие отличается от всех остальных, так как первоначально мы складываем два числа. Нам бы хотелось, чтобы все действия выполнялись одинаково, тогда эту задачу можно было бы решать с помощью цик­ла. Этого можно добиться, если задать начальную сумму равной нулю. А затем к ней прибавить первое число, к полученной сумме второе и т. д. Мы получили алгоритм нахождения суммы чисел. Этот алгоритм мы будем использовать во мно­гих задачах. Его необходимо понять и запомнить.

Обозначим сумму S, а число X. Тогда алгоритм нахождения суммы будет иметь вид:

S:=0; В цикле S:=S+X;

Применим этот алгоритм для решения следующей задачи: Найти сумму пяти чисел, введенных с клавиатуры.

Данные.

Исходные:var X: Real {число}

Результирующие: S: Real {сумма}

Промежуточные: i: integer {параметр цикла — счетчик}

Математическая модель.

Таккак в задаче есть повторяющиеся действия, то для решения необходимо использовать оператор цикла For... То.

Формальная схема. Повторяющиеся действия:

Ввести ЧИСЛО:

Writeln('Введите число:');

Readln(X);

Найти Сумму: S:=S+X;

Параметр цикла: Счетчик (считает, сколько чисел просуммировано): I.

Начальное значение параметра цикла: 1.

Конечное значение параметра цикла: 5 (по условию задачи).

После этого нетрудно записать решение задачи. Согласно алгоритму нахож­дения суммы:

S:=0;

For I:=l To 5 Do

Begin

Writeln('Введите', I, ' число');

Readln(X);

S:=S+X;

End;

Запишите программу полностью самостоятельно.

Для проверки правильности решения задачи необходимо построить трассировочную таб­лицу.

В данной задаче три переменные изменяют свои значения (I, X, S) и проверяет­ся одно условие (I <= 5).

  I I<=5 X S
    + 5,0 S = 0 + 5,0= 5,0
    + 1,0 S = 5,0 + 1,0 = 6,0
    + 2,8 S = 6,0 + 2,8 = 8,8
    + 4,2 S = 8,8 + 4,2 =13,0
    + 3,0 S = 13,0 + 3,0 = 16,0
    -    

Таким образом, сумма равна 16,0.

4) Закрепление изученного материала.

Запишите условие задачи: построить алгоритм вычисления суммы первых n натуральных чисел. Составьте блок схему и решите данную задачу.

(учащиеся решают задачи, решение записать на доске)

Решение задачи:

Program summa;

Var i, n, s: integer;

Begin

Readln(n);

S:=0;

For i:=1 to n do

S:=S+I;

Writeln(S)

End.

5) Итог урока.

Сегодня мы изучили алгоритм нахождения суммы (оценивается работа учащихся, учащиеся задают вопросы).

6) Домашнее задание.

Домашнее задание: выучить конспект.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: