Использование резонансного подхода в психологическом консультировании (по С.В. Петрушину)

Методика резонансного консультирования (Р-консультирование) не является продолжением развития какого-то конкретного психологического или консультативного направления. Его (Р – консультирование) надо рассматривать как новую интегративную практику

Специфика Р-консультирования заключается в создании особых, основанных на резонансе, отношений между психологом и клиентом (резонансные отношения). Данный подход позволяет Р-консультанту снизить дистанцию и психологические границы в паре. Тогда возможно действительное взаимодействие, взаимопонимание, взаимоотношения. Изначально понятие «резонанс» является техническим термином и используется обычно в физике. Но идея резонанса может быть приложена и к человеческому общению. В принципе, у человека может быть резонанс не только с другим человеком, но и с группой, городом, временем, природой, музыкой и многим другим. При этом происходит как бы снятие психологических границ между человеком и другими субъектами. Входя в резонансные отношения, два человека становятся единой системой, возникает новая целостность.

Резонансный подход отличается как от слияния, так и от эмпатии. Прежде всего, он строиться на диалоге душевных состояний психолога и другого человека. В результате этого возникает целостное пространство, которое объединяет психолога и клиента. При грамотном слушании этого пространства можно найти ответы на все вопросы. В резонансе возможно, отражая скрытое, бессознательное другого человека, создавать целое, объединяющее пространство для совместной психологической работы.

В основе предлагаемого метода резонансного консультирование лежит не отстройка от состояния другого человека, как например, в психоанализе борьба с контрпереносом. Наоборот, происходит перестройка отношений в диаде «психолог-клиент» в единую «гиперличность». С помощью специальных техник осуществляется неотождествленное слияния субъективных реальностей психолога и клиента. Если консультативное взаимодействие рассматривать как некую целостность, то в этом случае логично предположить, что другого человека в этой «гиперличности» можно рассматривать фигурой (то есть сознательной частью психики), а консультант — фоном (то есть отражением бессознательного клиента).

Например, общение с депрессивным человеком может вызвать раздражение и злость у консультанта. Чтобы лишнего не травмировать, консультант будет скрывать эту агрессию. С точки зрения Р-консультирования, то, что происходит с консультантом во время консультации и есть отражение проблемы клиента: консультант пытается подавлять злость, но это и есть суть депрессии. Поэтому консультант должен отнестись «по-рабочему» к своему эмоциональному состоянию. Если он сможет разотождествиться и осознать свое состояние не только как свое, но и как фоновое клиента, он сразу выйдет на решение проблемы, через помощь в обучении клиента культурным формам проявления злости по отношению к своим обидчикам.

Если рассматривать ситуацию психологического консультирования как многомерное информационное поле, то можно выделить различные доминанты восприятия необходимого для консультанта материала (то есть на что ему обращать внимание). Эта информационная установка определяет ту или иную позицию консультанта в процессе психологической помощи. В существующих консультативных моделях можно выделить следующие три основных источника информации для решения психологической проблемы.

В первом случае объект внимания психолога – другой человек. Консультант слушает то, о чем он говорит, наблюдает за его поведением, анализирует и интерпретирует эту информацию. В данном случае консультация представляет собой интеллектуально-творческую деятельность, где психолог сам или совместно с клиентом находит решение его загадки. Здесь есть определенное сходство с научной работой – выбирается проблема, выдвигаются гипотезы по ее решению, которые затем проверяются. Интерпретация предлагается по мере готовности клиента, либо он подталкивается к самостоятельному выводу. Данный подход может встречаться в транзактном анализе, гештальт-терапии, НЛП.

Во втором случае объект внимания консультанта расширяется – помимо другого человека он начинает учитывать характер возникающих в процессе консультирования взаимоотношений между консультантом и клиентом. Такой подход строится на предпосылке, что человеческие проблемы в большей степени являются проблемами взаимоотношений и они вскроются во время психологической работы.

Специфика возникающих между психологом и клиентом отношений является отражением актуальных проблем клиента в общении с окружающими. Например, если в своей жизни человек требователен и высокомерен, то эти черты проявятся и во взаимоотношениях с психологом во время их консультативной беседы. Но «за кадром» остается еще элемент консультативной ситуации, который крайне важен для успешной работы – это душевная сфера самого психолога-консультанта, консультанта. Поэтому помимо перечисленных ориентаций можно обнаружить еще один акцент внимания, который лежит в основе предлагаемого метода резонансного консультирования. Этот элемент фигура самого психолога-консультанта. Данный ресурс консультирования не до конца еще использован в консультировании и психотерапии. Новые отношения с клиентами: не отстранённо-исследовательские и не диалог двух внутренних миров, а “эмоциональный резонанс”, позволяющий снять дистанцию и психологические границы в паре для действительного взаимодействия, и взаимоотношения. Основное отличие предлагаемого метода «Р-консультирования» заключается в том, что психолог становится «частью» личности другого человека…

Для этого психолог намеренно подвергается его влиянию и при этом наблюдает, что с ним «делает» клиент. Суть этого подхода в том, что поиск решения проблемы человека можно искать не в нем, а в переживаниях самого консультанта.

Оказывается, что наблюдения за своим душевным состоянием дают консультанту всю необходимую информацию о самочувствии другого человека.

(petrushin.ru/book/rezonans.doc) – почитайте сами!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: