Основные формы и порядок несения дорожно-патрульной службы

Основные формы несения дорожно-патрульной службы:

1. патрулирование на транспортных средствах и вертолетах;

2. пешее патрулирование;

3. несение службы на постах (в том числе стационарных);

4. сопровождение (эскортирование) транспортных средств;

5. осуществление общей и индивидуальной профилактики правонарушений.

Сотрудниками ДПС с использованием транспортных средств может осуществляться гласный, негласный и смешанный контроль выполнения участниками дорожного движения требований Правил дорожного движения:

1. гласный контроль осуществляется сотрудниками ДПС на транспортных средствах оперативного назначения;

2. негласный контроль осуществляется сотрудниками ДПС на транспортных средствах обычной окраски без надписей и опознавательных знаков ГАИ. Он осуществляется, как правило, в дневное время, а в вечернее - лишь на участках дорог, имеющих достаточную освещенность;

3. смешанный контроль организуется одновременно на транспортных средствах оперативного назначения и транспортных средствах, имеющих обычную окраску.

Решение об осуществлении негласного контроля принимает начальник (командир) строевого подразделения ДПС ГАИ или начальник ОГАИ, о чем делается соответствующая запись в книге постовых ведомостей.

Взаимодействие между нарядами при смешанном контроле и координация их совместных действий осуществляются с помощью радиосвязи и (или) мобильной связи.

Выполнение обязанностей сотрудниками ДПС с использованием транспортных средств оперативного назначения осуществляется следующими методами:

1. движением в потоке транспортных средств (для контроля за поведением водителей в целях предупреждения и выявления нарушений Правил дорожного движения);

2. движением впереди потока транспортных средств со скоростью, не превышающей установленную или со скоростью, обеспечивающей безопасность дорожного движения на данном участке дороги (для предупреждения превышения скоростных режимов движения);

3. расположением (остановкой) транспортных средств оперативного назначения у потенциально опасных, не обеспечивающих необходимый уровень безопасности дорожного движения мест (для пресечения нарушений Правил дорожного движения участниками дорожного движения);

4. расположением (остановкой) транспортного средства оперативного назначения в местах наилучшей его видимости и обзорности для всех участников дорожного движения с одновременным пешим перемещением сотрудника ДПС к наиболее напряженным по интенсивности движения участкам.

Применение того или иного метода, их чередование и выбор скорости движения определяются поставленной на инструктаже задачей и складывающейся на маршруте патрулирования дорожной и оперативной обстановкой.

Вертолетное патрулирование организуется преимущественно над автомобильными дорогами республиканского значения, имеющими высокую интенсивность движения. С помощью вертолетов осуществляется контроль за обеспечением безопасности в области дорожного движения, оказание скорой (неотложной) медицинской помощи пострадавшим при ДТП и доставление их в организации здравоохранения, сопровождение транспортных колонн, обеспечение безопасности дорожного движения при проведении массовых мероприятий с участием большого количества транспортных средств и граждан, розыск водителей, скрывшихся с мест ДТП, похищенных или угнанных транспортных средств.

Наряд для вертолетного патрулирования формируются из сотрудников строевых подразделений ДПС ГАИ. В состав наряда должен входить старший инспектор (старший наряда) и, по возможности, медицинский работник. Начальник (командир) подразделения дорожно-патрульной службы сообщает в ОДС подразделения ГАИ на каждые сутки порядок и часы работы патрульного вертолета, маршрут, место и время патрулирования. Непосредственно перед вылетом он проводит инструктаж сотрудников ДПС, привлекаемых к вертолетному патрулированию.

Пешее патрулирование применяется для контроля за дорожным движением на небольших по протяженности (до 1 км), напряженных по интенсивности движения и опасных по обеспечению безопасности дорожного движения участках дорог и осуществляется путем перемещения сотрудника ДПС по краю тротуара (обочине дороги). Место несения службы выбирается с учетом обеспечения личной безопасности и максимальной видимости сотрудника ДПС участниками дорожного движения, возможности для своевременного пресечения им нарушений Правил дорожного движения.

Сотрудниками ДПС осуществляется сопровождение транспортных средств, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Республики Беларусь, либо по указанию Государственного секретариата Совета Безопасности Республики Беларусь, Службы безопасности Президента Республики Беларусь, на основании заявки, подаваемой в порядке, определяемом нормативными правовыми актами МВД и других государственных органов, либо в соответствии с программами пребывания (визита) иностранных делегаций, проведения спортивных мероприятий, и другими документами, утвержденными (подписанными) Премьер-министром Республики Беларусь (его заместителями), Государственным секретарем Совета Безопасности Республики Беларусь (его заместителями), Министром внутренних дел (его заместителями).

Основными методами несения службы на постах и маршрутах патрулирования являются:

- предостережение участников дорожного движения от совершения правонарушений против безопасности движения и эксплуатации транспорта;

- пресечение правонарушений;

- осуществление регулировочно-распорядительных действий.

Предостережение участников дорожного движения от совершения правонарушений против безопасности движения и эксплуатации транспорта представляет собой воздействие на их поведение присутствием (нахождением) сотрудника ДПС на наиболее напряженном участке маршрута, на месте происшествия или стихийного бедствия, а также путем их предупреждения о возможных последствиях, которые могут наступить в результате несоблюдения Правил дорожного движения.

Пресечение правонарушений заключается в обязательном реагировании сотрудника ДПС на неправомерные действия участников дорожного движения с целью предотвращения происшествий, повреждения элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и предупреждения их возможных последствий, обеспечения применения в отношении нарушителей установленных законодательством Республики Беларусь мер воздействия.

Контроль за выполнением участниками дорожного движения требований Правил дорожного движения осуществляется путем визуального или с помощью технических средств наблюдения за их действиями.

При несении службы на посту, маршруте патрулирования, закрепленном участке сотрудник ДПС осуществляет мероприятия, направленные, в первую очередь, на предупреждение и пресечение правонарушений, которые являются основными причинами ДТП на этом участке дороги за истекший период с учетом сезона года.

Требование об остановке транспортного средства, водитель которого нарушил Правила дорожного движения, должно выражаться путем подачи сигнала жезлом, жестом руки или с помощью громкоговорящего устройства транспортного средства оперативного назначения, на котором может применяться световая и (или) звуковая сигнализация. В темное время суток вне населенного пункта использование транспортного средства оперативного назначения с включенным маячком обязательно.

Сигналы должны быть понятны водителю и поданы своевременно, чтобы их исполнение не создавало аварийной обстановки.

Сотруднику ДПС запрещается останавливать транспортные средства:

- на участках автомобильных дорог и улиц с ограниченной обзорностью;

- непосредственно перед или после вершин подъема;

- ближе 15 метров перед перекрестками, пешеходными переходами;

- ближе 50метров от железнодорожных переездов;

- на других опасных участках (за исключением случаев необходимости безотлагательной их остановки для предотвращения или устранения опасности, непосредственно угрожающей личности, правам и законным интересам лиц, находящихся в данных транспортных средствах, или других лиц, интересам общества или государства).

Сотрудником ДПС принимаются меры к остановке транспортного средства в случаях:

- непосредственного обнаружения признаков правонарушения, совершаемого водителем или пассажирами;

- наличия сведений о совершении водителем или пассажирами правонарушения;

- непосредственного возникновения подозрений, либо получения информации по каналам связи, с использованием технических средств, от граждан, или должностных лип об управлении транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, об эксплуатации транспортного средства, не прошедшего государственный технический осмотр, и о других возможных правонарушениях;

- наличия сведений о нахождении транспортного средства в розыске, об использовании транспортного средства в противоправных целях, о наложенном на него аресте, сходства примет с разыскиваемым транспортным средством;

- необходимости опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, либо правонарушения, свидетелями которого они являются;

- выполнения решений уполномоченных на то государственных органов или должностных лиц об ограничении или временном запрещении движения транспортных средств;

- необходимости привлечения водителя в качестве понятого, а также водителя и (или) транспортного средства для оказания помощи на месте совершения ДТП, доставления пострадавших, работников правоохранительных органов или организаций здравоохранения в случаях и порядке, установленных Правилами дорожного движения;

- необходимости проверки водительских удостоверений, регистрационных документов транспортных средств, а также документов на перевозимый груз и иных документов в период проведения специальных мероприятий.

Остановка транспортных средств должна осуществляться на минимально необходимое время и только после отъезда остановленного ранее транспортного средства. Запрещается одновременная остановка одним сотрудником ДПС более одного транспортного средства, если это не вызвано служебной необходимостью.

При приближении колонн транспортных средств или отдельных транспортных средств, сопровождаемых транспортными средствами оперативного назначения с включенной световой сигнализацией, сотрудник ДПС принимает меры к их безопасному и беспрепятственному проезду.

Транспортные средства оперативного назначения с включенной световой сигнализацией могут быть остановлены в случаях, когда имеются достоверные сведения о том, что указанные транспортные средства похищены, угнаны, используются в противоправных целях или управляются лицами, находящимися в состоянии опьянения. При выявлении признаков нарушения Правил дорожного движения водителями таких транспортных средств сотрудником ДПС составляется рапорт с указанием всех обстоятельств, который передается в ОДС.

Оформление материалов ДТП с участием транспортного средства оперативного назначения, фактов управления таким транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, осуществляется на общих основаниях.

Отстранение водителя от управления транспортным средством, осмотр транспортного средства, доставление нарушителя в ОДС ОВД производится в случаях и порядке, установленных законодательными актами Республики Беларусь.

Физические лица, задержанные сотрудниками ДПС в установленных законодательством Республики Беларусь случаях и порядке на срок свыше трех часов, после оформления протокола административного задержания доставляются в ОДС ОВД.

Сотрудник ДПС вправе производить задержание транспортного средства и доставлять его в ОВД, либо на охраняемую стоянку (осуществлять принудительную отбуксировку при отсутствии иной возможности доставить транспортное средство к месту хранения) в случае:

- если лицом, управляющим транспортным средством, совершено административное правонарушение, предусмотренное статьями 18.16 или 18.19 КоАП;

- наличия информации об угоне, хищении, нахождении в розыске, наложении компетентными органами ареста;

- отсутствия у водителя при себе регистрационных документов транспортного средства, либо выявления признаков их подделки и отсутствия возможности незамедлительной сверки идентификационного номера транспортного средства с компьютерной базой данных ГАИ;

- выявления признаков подделки идентификационного номера транспортного средства, либо несоответствия с записью в регистрационных документах;

- в иных предусмотренных нормативными правовыми актами Республики Беларусь случаях.

При несении службы на посту, маршруте патрулирования, закрепленном участке сотрудником ДПС осуществляется контроль за обустройством и состоянием автомобильных дорог и улиц, исправностью технических средств организации дорожного движения, а также за производством работ на проезжей части. При обнаружении недостатков (неисправностей), угрожающих безопасности дорожного движения, он сообщает об этом в ОДС и, при необходимости, осуществляет регулирование дорожного движения путем подачи сигнала жезлом, жестом руки, а также принимает иные меры по обеспечению безопасности дорожного движения.

Оставлять пост или маршрут патрулирования сотрудник ДПС имеет право только с разрешения или по указанию начальника ГАИ, начальника (командира) строевого подразделения ДПС ГАИ, его заместителя, либо лиц, их замещающих, и ОДС в случаях:

- принятия неотложных мер по устранению препятствий для дорожного движения либо иной опасности для движения;

- преследования, задержания и доставления в ОДС ОВД лиц, совершивших правонарушения;

- доставления задержанных транспортных средств к месту хранения;

- оказания содействия в выполнении служебных обязанностей другим нарядам ОВД;

- оказания помощи пострадавшим в ДТП, при несчастных случаях и других чрезвычайных ситуациях;

- охраны места правонарушения;

- принятия мер к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

- внезапного заболевания;

- принятия пищи в установленное время.

Во время несения службы на транспортных средствах оперативного назначения запрещается:

- перевозить посторонних лиц и грузы, за исключением задержанных лиц, лиц, доставляемых в организацию здравоохранения для оказания им скорой (неотложной) медицинской помощи, либо для освидетельствования;

- оставлять транспортное средство без принятия мер по предотвращению его угона;

- самовольно отклоняться от назначенного маршрута и изменять порядок несения службы, отступать от требований Правил дорожного движения, в том числе указанных в пункте 25 Правил дорожного движения, если это не вызвано служебной необходимостью;

- передавать управление транспортным средством оперативного назначения посторонним лицам и сотрудникам ОВД, не закрепленным за ним;

- оставлять без присмотра в транспортном средстве задержанных лиц.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: