Развивающие диктанты И.Т. Федоренко, адаптированные к Дальневосточному региону

Использование зрительных диктантов И.Т. Федоренко для совершенствования технической стороны чтения младших школьников.

Для развития техники чтения через увеличение объёма зрительной памяти на уроках рус­ского языка можно использовать зрительные диктанты, которые разработаны и предложены профессором И. Т. Федоренко. Каждый из 18 наборов, предложенных профес­сором, включает 6 предложений. Особен­ность этих предложений такова: длина предло­жения увеличивается постепенно, на 1 -2 буквы в каждом следующем предложении.

Работа со зрительными диктантами органи­зовывается следующим образом: вывеши­вается плакат с напечатанными крупным шриф­том шестью предложениями одного из наборов, закрытый листом бумаги (предложения можно написать и на доске, лучше печатным шрифтом). Объяснив цель работы, нужно по­степенно перемещать вниз лист, закрывающий плакат, предъявляя детям только одно предложе­ние. Дети в течение определенного времени, ко­торое для каждого предложения указано профес­сором И. Т. Федоренко, читают это предложение молча и стараются запомнить. По истечении вре­мени (от 4 до 7 сек.) предложение вновь закрыва­ется, а ученики по памяти записывают его в тет­радь. Затем следует экспозиция, чтение, запо­минание и запись второго предложения и т.д.

На такую работу с одним набором предло­жений на уроке русского языка должно уходить от 6 до 8 минут. Записи дети могут проверить самостоятельно. Если учащиеся во время самопроверки делали исправления в пред­ложениях, то необходимо на следующий день повто­рить работу с этим же набором. Перехо­дить к следующему набору рекомендуется только после того, как почти все дети успева­ют запомнить и правильно записать экспони­руемые предложения.

Главное условие проведения такой рабо­ты - ее систематичность, т.е. зрительные дик­танты должны проводиться ежедневно, не менее 6 раз в неделю.

Развивающие диктанты И.Т. Федоренко, адаптированные к Дальневосточному региону.

Предложения Число букв Время экспозиции.
  Набор № I    
  Тает снег.   4 секунд
  Идет дождь.    
  Небо хмурое.    
  Коля заболел. II  
  Запели птицы. II  
  Поле опустело.    
  Набор № 2    
  Трещат морозы.    
  Я ищу землянику.    
  В лесу росла ель.    
  Наступила осень.    
  Дни стали короче.    
  В лесу много берез.    
  Набор № 3    
  Прилетели птички.    
  Ярко светит солнце.    
  Лида вытерла доску.    
  Весело бегут ручьи.    
  Подул резкий ветер.    
  Зоя прилежно учится.    
  Набор № 4    
  Дятел долбил дерево.    
  Я. хочу посадить цветы.    
  Иней украсил деревья.    
  Без воды цветы завянут.    
  Пролетело жаркое лето.    
  Возле дома посадили ель.    
  Набор № 5    
  Солнышко светит и греет.    
  Федя решал задачу у доски.    
  Загорелась в небе зорька.    
  На деревьях сверкал шей.    
  Наш город стоит на Амуре.    
  В лесу собирают землянику.    
  Набор № 6 Зимой река покрылась льдом. Мальчик подарил маме цветы. Дежурные стерли пыль с доски. Стаи птиц осенью летят на юг. На огород забрались цыплята. Мы жили возле березовой рощи.      
  Набор № 7 Небо покрылось серыми тучами. Дети посадили во дворе акацию. Бабушка купила внуку букварь. Землю согрело теплое солнышко. Моя сестра работает на фабрике. Ласково грело весеннее солнце.      
  Набор № 8 Идет дождик. Мы любим Хабаровск. Бабушка печет пирог. У Андрея чистая тетрадь. Помогай своему товарищу. Быть здоровым очень важно. Набор № 9 Вода в море соленая на вкус. В Хабаровске много парков. Началась большая перемена. Дети ходили в лес за грибами. Руки надо мыть водой с мылом. Красивы улицы нашего города.      
  Набор №10 Москва - столица нашей России. Школьники поливают саженцы. Осенью идет холодный дождь. Надо быть честным и правдивым. Белка переменила на зиму шубу. Летом мы купались в реке и море. Набор № 11 Весело колосится густая рожь. Поле заворошило белым снегом. Мы читали интересный рассказ. Мичурин много и упорно работал. Ноше дома растут очень быстро. Из машины вышел наш учитель. Набор № 12 Мальчики принесли сухих веток. В поле поспевает рожь и пшеница. На стройку привезли рамы и двери. Дети всех стран хотят жить в мире. Свежий ветерок повеял прохладой. Сверкнула молния, и загремел гром.      
  Набор № 13 Давно скосили и убрали луга и поля. Белка взобралась на верхнюю ветку. Солнце светило ярко, и дети крались. Травы скашивают во время их цветения. Зимой лиса по лесу рыщет, ищет себе корм. Люблю встречать восход солнца на реке. Набор № 14 Поднялась за рекой большая серая туча. В далекой тайге живут охотники-эвенки. Будь готов не зря прожить на белом свете. Разведчики отправились в опасный путь. Дружная семья и землю превратит в золото. Обувь всегда необходимо очищать от пыли.      
  Набор № 15 Зацветет, зазеленеет наш веселый огород. Меж редеющих верхушек показалась синева. Зимою медведь сладко спит в теплой берлоге. На смелого собака лает, а трусливого кусает. Павел и Вика любят читать волшебные сказки. Наш народ хочет жить в мире со всеми народа­ми,      
  Набор № 16 В тайге водятся хищные животные: волки и рыси. Сквозь волнистые туманы пробирается луна. Школьники готовятся к новому учебному году. Много работы в яблоневом саду ранней весной, На берегу моря раскинулся спортивный лагерь. Скоро небо покроется тучами» заморосит дождь, Набор № 17 Однажды в студеную зимнюю пору я из лесу вышел. Пробилась из-под земли вода, и родился родничок. Мы посадили во дворе елочки, липы, клены и березы. Цветы были незнакомые похожие на колоколь­чики. Прохладная вода хорошо освежила уставших ребят. Играют волны, ветер свищет, и мачта гнется и скрипит. Набор № 18 На полях выращивают картофель, свеклу, морковь, лук. В театре и кино проходи вдоль ряда лицом к сидящему. Занятия спортом помогают людям сохранить здоровье. По лесной заросшей тропе идет группа ту­ристов. Рано утром школьники полили водой горку, размели снег. У медведицы в январе появляются крошечные медвежата.      

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: