Использование зрительных диктантов И.Т. Федоренко для совершенствования технической стороны чтения младших школьников.
Для развития техники чтения через увеличение объёма зрительной памяти на уроках русского языка можно использовать зрительные диктанты, которые разработаны и предложены профессором И. Т. Федоренко. Каждый из 18 наборов, предложенных профессором, включает 6 предложений. Особенность этих предложений такова: длина предложения увеличивается постепенно, на 1 -2 буквы в каждом следующем предложении.
Работа со зрительными диктантами организовывается следующим образом: вывешивается плакат с напечатанными крупным шрифтом шестью предложениями одного из наборов, закрытый листом бумаги (предложения можно написать и на доске, лучше печатным шрифтом). Объяснив цель работы, нужно постепенно перемещать вниз лист, закрывающий плакат, предъявляя детям только одно предложение. Дети в течение определенного времени, которое для каждого предложения указано профессором И. Т. Федоренко, читают это предложение молча и стараются запомнить. По истечении времени (от 4 до 7 сек.) предложение вновь закрывается, а ученики по памяти записывают его в тетрадь. Затем следует экспозиция, чтение, запоминание и запись второго предложения и т.д.
|
|
На такую работу с одним набором предложений на уроке русского языка должно уходить от 6 до 8 минут. Записи дети могут проверить самостоятельно. Если учащиеся во время самопроверки делали исправления в предложениях, то необходимо на следующий день повторить работу с этим же набором. Переходить к следующему набору рекомендуется только после того, как почти все дети успевают запомнить и правильно записать экспонируемые предложения.
Главное условие проведения такой работы - ее систематичность, т.е. зрительные диктанты должны проводиться ежедневно, не менее 6 раз в неделю.
Развивающие диктанты И.Т. Федоренко, адаптированные к Дальневосточному региону.
№ | Предложения | Число букв | Время экспозиции. | |
Набор № I | ||||
Тает снег. | 4 секунд | |||
Идет дождь. | ||||
Небо хмурое. | ||||
Коля заболел. | II | |||
Запели птицы. | II | |||
Поле опустело. | ||||
Набор № 2 | ||||
Трещат морозы. | ||||
Я ищу землянику. | ||||
В лесу росла ель. | ||||
Наступила осень. | ||||
Дни стали короче. | ||||
В лесу много берез. | ||||
Набор № 3 | ||||
Прилетели птички. | ||||
Ярко светит солнце. | ||||
Лида вытерла доску. | ||||
Весело бегут ручьи. | ||||
Подул резкий ветер. | ||||
Зоя прилежно учится. | ||||
Набор № 4 | ||||
Дятел долбил дерево. | ||||
Я. хочу посадить цветы. | ||||
Иней украсил деревья. | ||||
Без воды цветы завянут. | ||||
Пролетело жаркое лето. | ||||
Возле дома посадили ель. | ||||
Набор № 5 | ||||
Солнышко светит и греет. | ||||
Федя решал задачу у доски. | ||||
Загорелась в небе зорька. | ||||
На деревьях сверкал шей. | ||||
Наш город стоит на Амуре. | ||||
В лесу собирают землянику. | ||||
Набор № 6 Зимой река покрылась льдом. Мальчик подарил маме цветы. Дежурные стерли пыль с доски. Стаи птиц осенью летят на юг. На огород забрались цыплята. Мы жили возле березовой рощи. | ||||
Набор № 7 Небо покрылось серыми тучами. Дети посадили во дворе акацию. Бабушка купила внуку букварь. Землю согрело теплое солнышко. Моя сестра работает на фабрике. Ласково грело весеннее солнце. | ||||
Набор № 8 Идет дождик. Мы любим Хабаровск. Бабушка печет пирог. У Андрея чистая тетрадь. Помогай своему товарищу. Быть здоровым очень важно. Набор № 9 Вода в море соленая на вкус. В Хабаровске много парков. Началась большая перемена. Дети ходили в лес за грибами. Руки надо мыть водой с мылом. Красивы улицы нашего города. | ||||
Набор №10 Москва - столица нашей России. Школьники поливают саженцы. Осенью идет холодный дождь. Надо быть честным и правдивым. Белка переменила на зиму шубу. Летом мы купались в реке и море. Набор № 11 Весело колосится густая рожь. Поле заворошило белым снегом. Мы читали интересный рассказ. Мичурин много и упорно работал. Ноше дома растут очень быстро. Из машины вышел наш учитель. Набор № 12 Мальчики принесли сухих веток. В поле поспевает рожь и пшеница. На стройку привезли рамы и двери. Дети всех стран хотят жить в мире. Свежий ветерок повеял прохладой. Сверкнула молния, и загремел гром. | ||||
Набор № 13 Давно скосили и убрали луга и поля. Белка взобралась на верхнюю ветку. Солнце светило ярко, и дети крались. Травы скашивают во время их цветения. Зимой лиса по лесу рыщет, ищет себе корм. Люблю встречать восход солнца на реке. Набор № 14 Поднялась за рекой большая серая туча. В далекой тайге живут охотники-эвенки. Будь готов не зря прожить на белом свете. Разведчики отправились в опасный путь. Дружная семья и землю превратит в золото. Обувь всегда необходимо очищать от пыли. | ||||
Набор № 15 Зацветет, зазеленеет наш веселый огород. Меж редеющих верхушек показалась синева. Зимою медведь сладко спит в теплой берлоге. На смелого собака лает, а трусливого кусает. Павел и Вика любят читать волшебные сказки. Наш народ хочет жить в мире со всеми народами, | ||||
Набор № 16 В тайге водятся хищные животные: волки и рыси. Сквозь волнистые туманы пробирается луна. Школьники готовятся к новому учебному году. Много работы в яблоневом саду ранней весной, На берегу моря раскинулся спортивный лагерь. Скоро небо покроется тучами» заморосит дождь, Набор № 17 Однажды в студеную зимнюю пору я из лесу вышел. Пробилась из-под земли вода, и родился родничок. Мы посадили во дворе елочки, липы, клены и березы. Цветы были незнакомые похожие на колокольчики. Прохладная вода хорошо освежила уставших ребят. Играют волны, ветер свищет, и мачта гнется и скрипит. Набор № 18 На полях выращивают картофель, свеклу, морковь, лук. В театре и кино проходи вдоль ряда лицом к сидящему. Занятия спортом помогают людям сохранить здоровье. По лесной заросшей тропе идет группа туристов. Рано утром школьники полили водой горку, размели снег. У медведицы в январе появляются крошечные медвежата. |
|
|
|
|