Информатика в работе музея_2010

Информатизация музеев мира. Одной из наиболее важных в музейной деятельности является работа, связанная с учетом, хранением, обработкой и использованием информации о музейных предметах и коллекциях. В музейной практике традиционно существуют довольно сложные методы и средства обработки информации, сложившихся еще в начале XX в., (разнообразные акты и описи, многочисленные картотеки, книги поступления и научного описания). Поэтому лишь небольшая часть музейных предметов может быть вовлечена в научный оборот и представлена в экспозициях на обозрение посетителей.

Так, Республика Беларусь располагает богатыми музейными коллекциями, представляющими ценность как для научно-исследовательских учреждений, отдельных ученых, учебных заведений, так и для государственных и общественных организаций, различных средств массовой информации, Они распределены более чем в 2-ух тыс. музеев, 2/3 которых составляют исторические и краеведческие. Коллекции большинства музеев составляют от 30 до 100 тыс., а некоторых — от 100 тыс. и более единиц. И каждый предмет из этого множества необходимо взять на учет и хранение. Механизм этот довольно прост, но в то же время отнимает немало рабочего времени хранителей фондов. Возникает вопрос о компьютеризации этой работы.

Внедрение информатики в работу музея — дело не простое. Музейные базы слабо стандартизированы. Они создавались путем введения существующих каталожных записей, которые велись десятилетиями задолго до компьютеризации. Не всегда записи полны и точны. Учет музейных предметов требует фиксации многочисленной информации (датировка предмета, автор, место изготовления, материал, техника, место бытования и т.д.), которая зачастую во время поступления предмета в музей отсутствует. Необходима скрупулезная работа по изучению каждого предмета. Именно здесь проявляется несовершенство системы учета на основе инструкций, утвержденных еще в СССР. Записав в книгу поступлений (КП) или книгу учета предметов научно-вспомогательного фонда (НВ) неполную, а зачастую и неточную информацию о предмете, ее потом нельзя дополнить из-за того, что место для записи уточненной информации в книге оставить нельзя, а исправления вообще запрещены. Так было до 1997 г.

Более того, унифицированной системы научной обработки музейных коллекций не существовало. Это приводило к тому, что в разных музеях, а порой, и в одном музее, но хранители различных коллекций использовали разные по форме карточки. Из-за плохого учета и по другим причинам большая часть музейного фонда оставалась малодоступной и почти неизвестной не только для миллионов посетителей, но и для основной массы специалистов-исследователей, которые обращались к музейным коллекциям по профилю своей деятельности. Ко времени распада СССР в музеях экспонировалось около 10% общего количества их предметов. Еще менее они были представлены в крупнейших музеях (Государственном Эрмитаже, Государственном Историческом музее, Государственном Русском музее. Центральном музее Революции СССР) — менее 3% их собраний.

Такие же минимальные представления характерны и для музеев Республики Беларусь. Так, в экспозициях Полоцкого историко-культурного заповедника они составляют всего 8,5% его собраний, Государственного историко-культурного заповедника "Заславль" — около 6%, в экспозициях Музея истории Великой Отечественной войны — 4,5%, и т.д.

Т. о., стало ясно, что для усовершенствования учетной и научно-информационной деятельности в музеях, ведения единых форм описания музейных предметов, ускорения обработки и поиска музейной информации необходимо широкое использование самых современных методов и средств на базе высокоэффективных ПЭВМ и их технологий, чтобы вывести на качественно новый уровень информационное обслуживание музейных специалистов, освободить их от нетворческой работы, переложив ее на ПЭВМ, предоставить сотрудникам музея возможность сконцентрировать свои усилия на решении научных задач.

Временем рождения музейной информатики, вероятно, необходимо считать середину 50-х гг., когда были опубликованы результаты первых экспериментов французскогоархеолога Ж.К.Гардэна по созданию механизированных систем поиска информации об археологических коллекциях на ручных перфокартах. А, уже начиная с 60-х гг. XX в. во многих странах мира специалисты начали использовать ЭВМ в музейном деле. Концепция такого использования была сформулирована в 60—70-е гг. в работах Р.Чинхолла, Д.Вэнса, А.Робертса, Я.А-Шера, Ю.А.Асеева, Л.Я.Ноль и др. В своей основе она осталась неизменной до настоящего времени.

Речь шла о компьютеризации самых рутинных и трудоемких видов работы — документирования и каталогизации коллекций. Одной из первых приступила к этому Франция, где с 1962 г. развернулись работы по созданию Генерального каталога национального наследия страны. В скором времени компьютеризация музеев, на первых порах спонтанная и носившая локальный характер, стала проводиться в США, Великобритании, Италии, Швеции и других странах.

С конца 1960-х — начала 1970-х гг. наблюдается тенденция к координации и централизации музейной информатизации. Значительным событием в ее развитии стал симпозиум 1968 г., организованный музеем Метрополитен совместно с фирмой IBM. Были определены основные направления по внедрению информационно-вычислительной техники в практику музейной работы.

Первоначально, в 1970-е гг., компьютеры использовались для создания и ведения каталогов, т.е. упор делался на автоматизацию учетных функций. Эта проблема остается актуальной практически во всех музеях мира и до настоящего времени. Основными пользователями этих баз данных являются сами сотрудники музеев. В последующие годы проводились эксперименты, а в настоящее время в зарубежных странах организуется использование компьютера широким кругом посетителей музеев.

В ряде стран разработка и введение музейных АИС с самого начала координировали с государственными и общественными организациями. Так, во Франции этим занимается Государственная информационная служба, созданная при Министерстве культуры и информации, в Канаде — Консультационный комитет по координации и стандартизации музейной документации, в США — Американская ассоциация музеев.

В таких странах, как Франция, Канада, Дания, частично Италия, где более чем четверть столетия ведется компьютеризация музеев, создаются централизованные базы данных с унифицированными системами описаний, которые позволяют создавать филиалы в различных музеях страны.

Ярким примером такого подхода является Франция, Министерство культуры которой уже на протяжении около 30 лет финансирует соответствующие программы. По данным на 1985 г., только одна его система MISTRAL охватывала 25 крупных баз данных. Основные направления работ сведены к следующему:

- разработка и внедрение методики описания памятников культуры;

- разработка инструкций и создание тезаурусов по иконографии, живописи, гобеленам, скульптуре, прикладному искусству;

- создание вычислительных центров, оборудованных современными мощными компьютерами;

- внедрение систем сохранения и предоставления видеоинформации на видеодисках.

Базы данных, создаваемые по заказу Директората музеев, делятся по тематическому принципу (живопись, графика, скульптура, египетское искусство, искусство Греции и Рима и др.). Конечная цель их создания — информация обо всех объектах, хранящихся во всех музеях страны по каждой тематической области. Только по состоянию на 1985 г. по фонду живописи из 100.000 документов в БД было введено 30 тысяч, по египетскому искусству — 60% отобъема коллекций Лувpa. Все эти базы содержали не только учетные данные, но и элементы научного описания.

Одним из примеров такой централизованной базы данных является "Джоконда", в которую включены описания произведений французской живописи и графики из различных музеев страны. Она дает возможность пользователю войти в эту базу данных с помощью любого из центральной сети терминалов, распределенных по всей территории Франции, и получить описание произведения, которое его интересует.

Что же касается самого описания, то созданный в рамках Международного совета музеев (ICOM) Комитет по музейной документации (CIDOC) рекомендовал руководствоваться минимальным набором реквизитов, которые входят в описание музейного предмета, в том числе:

- страна и название музея, которому принадлежит описываемый предмет;

- инвентарный номер, типологическая принадлежность, размеры;

- источник и место, откуда поступил предмет;

- название и описание;

- история предмета;

- материал, основа, техника;

- имя автора, школа;

- дата или время создания;

- способ поступления.

Реальные наборы признаков, которые используются в действующих системах, в основном соответствуют этому списку, уточняя и углубляя его в зависимости от поставленных цели и задач.

Разрабатываемые в 1960—70-е гг. системы были ориентированы на решение задач каталогизации. Однако в некоторых из них решались и другие задачи, например, контроль за движением музейных предметов и формированием музейных фондов или планирование выставочной и реставрационной деятельности. При этом выбор технических средств и программного обеспечения определялся их состоянием на то время. Лишь некоторые крупнейшие музеи использовали универсальные компьютеры для поиска информации о своих коллекциях и, в конце концов, подошли к идее поставлять информацию о своих собраниях в национальные базы данных о культурных ценностях. Однако ограниченные возможности и огромная стоимость универсальных компьютеров в те годы свели усилия музеев лишь к поиску чрезвычайно закодированных данных о предметах из музейных коллекций и распечатке результатов.

Пока крупнейшие музеи тратили много сил и энергии на развитие программ в данной области, выяснилось, что поиск сокращенных вариантов действующей документации на музейные предметы уже не соответствует потребностям музеев. В результате этого программное обеспечение, которое имелось, попросту стало мешать их деятельности. Только после появления менее дорогих и более совершенных мини-компьютеров, а затем, в 1980-е гг., и микрокомпьютеров, автоматизация начала играть заметную роль в музее.

Такой путь, например, прошла Франция. Если ранее здесь ставка делалась в основном на использование мощных ЭВМ и создание централизованных баз данных, то в последние годы внимание переключилось на использование персональных компьютеров, которые устанавливались в отдельных музеях и объединялись в сеть, т.е. в организацию распределенной базы данных.

В Италии работы, связанные с компьютеризацией музеев, как и во Франции, начались в 1960-е гг. Сразу обнаружилась специфика итальянского пути музейной компьютеризации. Она состояла в проведении государственной политики, рассчитанной на предмашинную обработку данных. Министерством культуры Италии был создан Институт каталога (ICCD), целью которого явился сбор данных в области изобразительного искусства, археологии и архитектуры. Он осуществлялся в нескольких десятках региональных центров на каталожных карточках, специализированных под определенный тип информации и с учетом ввода в ЭВМ. Централизованный характер предмашинной обработки информации явился положительным фактором, так как, с одной стороны, это создало свободу компьютеризации в регионах, что позволило использовать различную технику и матобеспечение, с другой, — сохранило хорошие перспективы интеграции за счет использования единых предмашинных форматов.

Большая и интересная программа компьютеризации музеев и в области культуры на протяжении последних двадцати пяти лет реализуется крупнейшей в Европе фирмой "Italsiel". Одним из направлений ее работы является создание т. н. электронных киосков, реализуемых с помощью сенсорных дисплеев и позволяющих посетителю музея за небольшую плату входить в контакт с системой, т.е. получать сведения о музее, просматривать изображения экспонатов, например, тех, которые находятся в запасниках, знакомиться с информацией о предметах других музеев. Такое направление по обслуживанию посетителей музеев получает в последние годы все большее распространение.

Музейная компьютеризация в Италии не исчерпывается государственными программами. Наряду с ними реализуются программы муниципалитетов. Компьютеризируются и частные музеи, например, крупнейший музей Италии — Ватикан. Он стал наиболее компьютеризированным музеем в мире. Здесь работают две АИС, обеспечивающие реставрационнуюдеятельность.

Развертывание компьютеризации музеев Англии относится к концу 1970-х гг. В 1978 г. в Британском музее было принято решение о разработке компьютерных баз данных в каждом из 9 отделов древностей. Начали с отдела этнографии, содержавшего 250 тыс. артефактов с многотомными фолиантами или рукописями по 30—40 тыс. страниц каждая, для описания которых использовалось 60 различных показателей. Работа строилась с учетом минимальных затрат и наличия мини-компьютеров Hewlett-Packard 1000. Вначале из каталогов были выбраны категории информации, необходимые для описания каждого объекта, и введены в компьютер в виде файлов.

Затем эта БД была дополнена новой информацией о месте нахождения экспоната. Одновременно создан словарь терминов. Для работы использован пакет программ GOS, переделанный для мини-ЭВМ Работы координировались Британской Ассоциацией музейной документации (MDA). За 16 месяцев в компьютер было внесено свыше 150 тыс. описаний.

Затем на основе систем CCDS и IKGNA компьютеризированы Королевский павильон, Художественная галерея и Музей в Брайтоне — это крупнейшие коллекции по этнографии, остеологии, энтомологии, собрание музыкальных инструментов и др. В ходе работы по описанию экспонатов, в которой участвовали добровольцы, в т.ч. студенты, была отработана 80-строчная форма записи. Каждая из 80 строк содержала до 12 характеристик, а каждый файл мог содержать до 999.999 записей по 9.999 предметам. Общий размер банка данных составил 1 044 430 строк и охватил 79.704 предмета. Вся введенная в него информация была представлена в Общем каталоге, все файлы которого по желанию пользователей могли легко выводиться на печать.

В Канаде разработка АИС велась в рамках Национальной программы, начатой в 1972 г. Тогда представители ведущих музеев Канады объединились в консорциум "Национальная программа каталогизации", который возглавил П.Хамьюлос, известный специалист в данной области. Первые пять лет пошли на разработку концепции, приобретение и запуск технических средств, формирование сети, которая первоначально базировалась на одной большой ЭВМ типа IBM, которая была установлена в Национальном музее в Аттаве и связана терминальными устройствами с 52 музеями других городов. Посредством нее решалась важнейшая задача организации национальной базы данных о музейных коллекциях.

Примером использования компьютерных разработок может быть Музей провинции Британская Колумбия и Королевский музей Онтарио в Торонто. Первый из них был создан в 1886 г. С того времени его фонды возросли до 1,5 млн. предметов. Он вошел в Канадскую музейную компьютерную сеть (CHIN). Были внедрены специальные стандарты для описания музейных предметов, система признаков и терминологический словарь. При этом описание сразу стало частью Национальной информационной системы доисторических памятников и реализовывалось в виде файла провинции.

Второй — Королевский музей Онтарио в Торонто — один из трех крупнейших музеев Североамериканского континента — принадлежит к энциклопедическим музеям, имеющим коллекции по истории наук о Земле, археологии, декоративному и изобразительному искусству. Только коллекции по искусству и археологии насчитывают в нем около 400 тыс. предметов. С 1972 г. музей участвует в Канадской музейной компьютерной сети CHIN. Им разработан и внедрен собственный проект по автоматизированной записи информации. За короткое время созданы независимые структуры описания для каждой коллекции, создана универсальная система хранения (MBU) и осуществлена идентификация экспонатов в соответствии с их размещением в залах музея. К концу 1983 г. он был полностью компьютеризован.

Системы компьютеризации музеев внедрены и действуют во многих странах Северной Европы. Так, согласно закону о музеях, принятому в Дании в 1984 г, все музеи страны подключены к двум центральным автоматизированным архивам. Один объединяет культурно-исторические музеи (археология, этнография, история, антропология), другой — художественные. Оба разместились в двух крупнейших музеях Дании: Национальном музее и Национальной галерее. В каждом из семи отделов Национального музея созданы собственные БД, которые объединены в сеть. В ней использованы ИПС объектно-признакового типа и операционная система типа MS-DOS, UNIX, ORACL. Уже к началу 1990-х гг. силами 20 сотрудников были введены данные о 350 тыс. объектах, хранящихся в коллекциях музея.

В ряде музеев Швеции в течение последних 15 лет осуществляется работа по применению компьютерной системы учета экспонатов. А начиная с 1987 г. Национальный совет по делам культуры, после соответствующего анализа работы музеев, начал осуществление программы по их преобразованию в крупные источники информации и знаний с широким использованием информационных технологий.

К особой группе можно отнести такие страны, как США и Япония. Благодаря широкому распространению вычислительной техники для решения разнообразных задач и, несмотря на отсутствие государственного финансирования, компьютеризовано подавляющее количество музеев этих стран. А началось все более 30 лет назад, когда идеолог компьютеризации американских музеев Дэвид Вэнс предложил проект создания музейной сети с головной машиной IBM 360/20.

В 1967 г. 25 музеев Нью-Йорка и Вашингтона объединились для создания музейной компьютерной сети с основной целью объединения - создание автоматизированного архива, построенного в виде единой ИПС для накопления данных о музейных коллекциях. Персоналом сети было проведено двухгодичное исследование, направленное на разработку и использование машинных методов сбора, накопления и распространения данных. В результате был создан архив, из 28 программ, выполнявший задачи каталогизации, индексации, построения документов и печати списков.

Среди АИС, функционирующих в музеях США, значительный интерес представляют системы, которые установлены в Национальном музее (естественной) истории. Музее "Метрополитен" и Музее современного искусства. Их коллекции в совокупности насчитывают 5 млн. предметов, в т.ч. выдающиеся памятники мировой культуры- образцы промышленного дизайна, графики, архитектуры, фотографии, фильмы, гравюры, картины, скульптура.

Документация в них ведется по системе каталогизации: вначале составляется временная карточка с первичной информацией, которая затем вводится в компьютер в файловом виде с информацией по нескольким десяткам категорий. Возможно использование достаточного количества терминалов.

В неменьшей степени компьютеризованы музеи Японии. Примером может служить один из наиболее оборудованных вычислительной техникой — Национальный музей этнографии в Осаке, который является одновременно научно-исследовательским центром. В музее создан ВЦ, оборудованный ЭВМ различных мощностей — от больших до персональных. Все основные данные музейных экспонатов, начиная от описания и кончая изображением предметов коллекций, внесены в соответствующую БД.

Характерной особенностью МКС Японии является их ориентация на посетителей музея. Так, в музее изящных искусств Гифу открыта специальная галерея, где на телеэкране с повышенной разрешающей способностью (1.125 строк) можно увидеть экспонаты из запасников этого и других музеев мира. В Национальном музее науки в Иокогаме одной из задач использования компьютера, кроме учета и описания музейных предметов, ставится осуществление связи человека с различными источниками информации. Например, дети могут иметь свободный доступ к банку графических данных об экспонатах, а также возможность записывать интересующую их информацию на дискеты. По всему зданию музея размещено несколько десятков терминалов, взаимосвязанных с компьютерной локальной сетью (система LAN) и предлагающих посетителям различные услуги: "путеводителей" по музейным экспозициям, демонстрацию интересных экспонатов.

Практически все ведущие страны мира имеют свои музейные компьютерные сети. Страны Евросоюза планируют создание Европейской музейной компьютерной сети на основе локальных национальных.

Наиболее распространенными в странах Дальнего зарубежья являются следующие музейные компьютерные сети:

- Invenler General des Monuments et Richesses Artistique de la France — сеть Центра информатики Министерства культуры. Содержит данные объемом более 5 млн. единиц.

- National Inventory Programm Канады — сеть, которая объединяет музеи 52 городов с ВЦ КП в Атгаве. Она создана в рекордно короткие сроки — за 20 лет, причем объем доведен до 4 млн. единиц.

- Museum Computer Network США — консорциум, который объединяет различные музеи. Его основная цель — обмен научной и учетно-хранительской информацией.

Что же касается локальных баз данных, то они существуют практически во всех крупных музеях развитых стран.

В странах бывшего социалистического лагеря в сравнении со странами Западной Европы или Америки очень поздно подошли к использованию компьютеров в музейном деле — только в 1980-е гг. Так, в бывшей Чехословакии в 1970—1980-е гг. хотя и было проведено несколько теоретических исследований по проблемам компьютеризации музейной документации, ни одно из них не привело к каким-нибудь практическим результатам главным образом из-за высокой стоимости компьютеров. Тем не менее, музеи мало-помалу приобретали компьютеры.

Первым компьютеризованным стал Моравский музей в Брно, где в 1986 г. был создан небольшой компьютерный центр. Чешское Министерство культуры возложило на него разработку модели системы для пользователей AISM (Автоматизированная информационная музейная система). Значительную ее часть составило документирование коллекций. Ныне в AISM представляют информацию более двадцати музеев страны.

В Советском Союзе использование компьютерных разработок в музейном деле началось к моменту его распада. Такое позднее развитие компьютеризации объясняется рядом причин: недостаток информационно-вычислительной техники, неразработанность идеологии использования компьютеров в музеях, компьютерная неграмотность музейных сотрудников, "остаточный" принцип финансирования музеев вообще. Разработка компьютерных программ велась лишь в наиболее крупных музеях: Государственном Эрмитаже, Государственном Русском музее. Центральном музее Революции СССР, Государственной Третьяковской галерее.

Одним из первых работы по использованию компьютеров для создания музейных каталогов развернул специалист Государственного Эрмитажа Я.А.Шер. В 1976 г. он провел эксперименты по созданию базы данных по коллекции античной бронзы. Приблизительно в то же время на экспериментальном уровне были сделаны первые попытки разработать базу данных по недвижимым памятникам.

Положение стало изменяться с середины 1980-х гг., когда появилась возможность работать с ЭВМ серии ЕС и СМ. Появились зарубежные мини-ЭВМ а потом и персональные компьютеры. Хотя работа и сводилась к созданию или пополнению базы данных, которая содержала основные сведения о коллекциях на уровне учетных описаний, она начала постепенно выходить из стадии собственно экспериментов.

Государственным проектным институтом "Гипропроект" совместно с Центральным музеем Революции СССР, Государственной Третьяковской галереей и другими музеями выполнялись экспериментальные работы по использованию ЭВМ для решения задач, связанных с автоматизацией учета к обработки данных о музейных коллекциях. С помощью специально разработанных программ в ЭВМ вводились и обрабатывались данные, необходимые для первичной обработки музейных предметов, данные учетного характера и научные данные. Разрабатывались также программы, с помощью которых можно было получать на экране дисплея или же в виде распечатки на бумаге различного рода документы и справки по заданной форме. В рамках эксперимента были созданы базы данных по фонду знамен и коллекции живописи Центрального музея Революции СССР, по части коллекции живописи Государственной Третьяковской галереи и по некоторым нумизматическим коллекциям Государственного Эрмитажа.

В ходе этих экспериментов Центральный музей Революции СССР приступил к планомерной компьютеризации своих фондов. Здесь был создан компьютерный центр, который возглавил большой энтузиаст этого дела В.Н.Фомин. В работу музея был внедрен ряд БД по коллекциям (отечественных и зарубежных знамен, отечественной и зарубежной живописи, отечественного и зарубежного фарфора, фотографии, филателии, нумизматики и бонистики, а также документов всего более 5 тыс. единиц хранения), которые, по состоянию на начало 1995 г., насчитывали в коллекциях: отечественных и зарубежных знамен — 1200 единиц описания, отечественной и зарубежной живописи — 1000 единиц, отечественного и зарубежного фарфора — 1700 единиц. Использовалась также БД, содержавшая сведения о художниках. Тогда же была разработана программа учета всех музейных предметов "PIC". Существующие базы данных были дополнены БД коллекций по нумизматике, бонистике, фалеристике, филателии, фотографии. Их общий объем составил более 12000 описаний. В конце 1997 г. общий объем БД музея составлял уже 30 000 описаний, в том числе базы данных по коллекциям достигли: знамена — 1500, керамита — 2000, филателия — 1000, нумизматика и бонистика — 500, фотографии — 3000, документы — 4500 единиц.

Почти одновременно с Центральным музеем Революции СССР к широкой работе по созданию АИС приступила Государственная Третьяковская галерея. Была задумана грандиозная программа создания АИС по коллекции всего отечественного изобразительного искусства — "АИС-ИЗО". Кроме традиционной системы обработки текстовых данных, в эту АИС должен был войти комплекс технических средств для записи, хранения, обработки и представления цветных изображений. На закупку оборудования и разработку системы выделено несколько миллионов долларов. На начало 1995 г. было введено в действие около десятка локальных баз данных с общим объемом до 30 тысяч описаний. Они содержали информацию о произведениях в соответствии с действующим делением музея по разделам:

- Древнерусская живопись;

- Живопись России конца XVIII в.;

- Живопись России перв. пол. XIX в.;

- Живопись России втор. пол. XIX в.;

- Живопись России к-ца XIX — нач.ХХ в.;

- Советская живопись;

- Скульптура и др.

Внедренная АИС предоставила возможность непосредственно в музее осуществлять запись изображения предметов на интерактивные диски. Таким образом, был создан большой архив изображений на оптических носителях, включивший 17 тысяч единиц, в т.ч. 15 тысяч икон и связанный с текстовой базой описаний.

Так как качество изображений, сделанных с репродукций, не удовлетворяло сотрудников музея, разработчиками из Санкт-Петербурга в 1997 г. была создана новая программа, с помощью которой с июня того же года осуществляется создание новой базы данных путем ввода описаний произведений искусства и создания базы цифровых изображений с использованием слайд-сканера. По состоянию на конец сентября 1997 г. эта база содержала 1100 описаний и изображений предметов четырех отделов галереи: "Древнерусская живопись", "Живопись России XVIII в.", "Живопись России XIX в.", "Советская живопись".

В течение 15 лет ведутся работы по компьютеризации в Государственном Русском музее: вначале на арендуемой большой технике, а в последние годы — на собственных персональных компьютерах. Созданы большие по объему базы данных, в том числе по дореволюционной живописи объемом более 8000 единиц хранения, по советской живописи — около 4500, по советской графике — 15000.

В 1990 г. Государственный русский музей совместно с Центром математического моделирования Ленинградского кораблестроительного института выпустил интерактивный видеодиск "Шедевры Русского музея", на котором записано около 1000, а с учетом фрагментов 6000 изображений замечательных произведений из коллекций музея. В этой программе предусмотрена возможность осуществить воображаемую прогулку по музею, имитируя движение по залам, причем пользователь сам может выбирать направление движения.


В Беларуси использование компьютеров в музейном деле только начинается. Одним из первых, кто приступил к этой работе, является Государственный историко-культурный заповедник "Заславль". Компьютеризация фондов здесь началась в 1991 г. Сотрудники заповедника Колбаско А.Н. и Рак А.К совместно со специалистами ВЦ Минского радиотехнического института Силиным С.В., Ермолаевым В.В., Владимировым Г.В. и Супруном Е.В. на основе опыта компьютеризации фондов Центрального музея Революции СССР и учитывая основные положения "Инструкции по учету и хранению музейных ценностей, которые находятся в государственных музеях СССР" (1984 г.), разработали компьютерную программу "АРМ хранителя фондов". Она предусматривает автоматизацию первичного учета и научного описания музейных предметов и дает возможность получать справки и статистические материалы, вести подготовку коллекционных каталогов и каталогов выставок и печатать музейную документацию. Затем развернулись работы по вводу информации в базы данных первичного учета и научной обработки. По состоянию на октябрь 1997 г. в эти БД внесена информация о 4.443 предметах основного фонда, в БД научной обработки — о 5.000 предметах коллекций "Металл", "Ткачество", "Керамика и стекло", "Книги и документы", "Археология", "Музыкальные инструменты", "Декоративно-прикладное искусство", "Плетение" и др.

В 1992 г. той же рабочей группой была разработана программа "Поисковая система научного архива", рассчитанная на ввод и обработку научной информации по истории Заславля и местечек Беларуси, а также данных об объектах заповедника, памятниках археологии и архитектуры. Сотрудники отделов заповедника (экспозиционного, музейной педагогики, экскурсионного и др.) получили возможность осуществлять машинную обработку всей собранней и полученной из различных источников информации по истории Заславля, по археологическим и архитектурным памятникам города и местечек Беларуси, исследователям истории.

В 1997 г. была создана 2-я версия программы"АРМ хранителя фондов", которая позволила информацию о музейных предметах, введенную в режиме первичного учета, сразу же переносить в базу данных научного описания, не заполняя ее отдельно, как это делалось ранее.

Опыт компьютеризации заповедника "Заславль" был использован Минским областным музеем г. Молодечно и Полоцким историко-культурным заповедником. В созданные ими БД на конец 1997 г. была введена информация о 1.000 предметах основного фонда областного музея, о 2.330 предметах основного и 300 предметах вспомогательного фондов заповедника, а также созданы БД по его коллекциям "Графика", "Иконы", "Керамика", "Археология" с информацией о 7.404 предметах заповедника. Кроме того, сотрудниками Полоцкого заповедника была создана база учета актов приема за периоды с 1955 по 1978 гг. и с 1985 по 1987 гг., а также за 1995 г.

В конце 1992 — начале 1993 гг. научно-производственная фирма "ИНЕАК" (Минск) по договору с Министерством культуры РБ начала работы по компьютеризации объектов Государственного объединения литературных музеев, Национального музея истории и культуры РБ и Музея истории Великой Отечественной войны. На основании опыта компьютеризации Государственного Русского музея и Государственного Эрмитажа для них создана программа по подсистеме "Фонды", которая включает два комплекса: база актов и база предметов. Кроме того, им была предоставлена возможность осваивать базу данных, позволяющую создавать "Алфавитную картотеку", "Картотеку сдатчиков", "Журнал учета комплектования фондов", "Книгу регистрации школьных музеев", "Журнал регистрации посетителей фондов", "Личную библиотеку хранителя" и "Отчет о движении фондов". БД стали внедряться в работу музеев республики.

По состоянию на октябрь месяц 1997 г. базы данных Национального музея истории и культуры содержали информацию о 1.100 предметах основного фонда, в том числе по коллекциям "Археология", "Одежда и ткани", "Изделия мастеров народного творчества", "Документы" и др.

Базы данных Музея истории Великой Отечественной войны на тот период содержали сведения о 2.100 предметах основного фонда, в том числе по коллекциям "Документы" — 467 единиц описаний, "Графика" — 201 единица, "Листовки" — 54 единицы, "Нумизматика" — 651 единица, "Фотографии" — 319 единиц.

Характеристика музейных АИС. Основной целью АИС в музее является повышение эффективности учета коллекций основного фонда, усовершенствование информационно-поискового обслуживания в сфере учетно-хранительской, научно-исследовательской, просветительской и пропагандистской деятельности музея, создание автоматизированного рабочего места (АРМ) хранителя фондов (научного сотрудника музея). В соответствии с этой целью АИС выполняет:

- учет поступлений в основной и научно-вспомогательный фонды;

- создание и ведение базы данных по коллекциям основного фонда;

- формирование справок по коллекциям основного фонда;

- формирование коллекционных и выставочных каталогов основного фонда;

- создание, ведение и использование базы данных персоналий (о лицах, связанных с предметом, в том числе об авторах);

- учет движения музейных предметов (внутримузейная и вне-музейная временная выдача предметов из фондов и их возвращение);

- учет предметов обменного фонда;

- учет поступлений предметов в музей на временное хранение. Набор сведений в АИС для характеристики музейных предметов определяется целями и задачами, которые ставит перед собой тот или другой специалист. Так, при первичном учете на уровне книги поступлений достаточно 10—12 признаков для его описания. В то же время для научных исследований требуется доскональное и разнообразное описание предмета. Соответственно количество признаков и их значений должно увеличиваться, причем для различных видов предметов требуются различные признаки. Так, для научного описания даже некоторых монет советского периода необходимо ввести несколько десятков специфических признаков. Не случайно АИС определяет такой набор признаков, который является одинаковым для большинства музейных предметов и составляет их "информационное ядро", а в случае необходимости создает дополнительные описания. Она фактически ведет утвержденный в СССР и ныне действующий "Унифицированный паспорт на музейный предмет", который рассчитан не на одноразовое заполнение в полном объеме, а заполнение по мере изучения предмета в результате научного исследовании.

Информатика успешно решила проблему многоаспектного информационного поиска. Дело в том, что общей особенностью всех информационно-поисковых систем традиционного типа является их одноаспектность. Если в алфавитном каталоге легко найти имя необходимого автора, однако трудно отыскать данные о необходимой технике, или классе музейных предметов, или теме, то в систематическом каталоге, наоборот, нетрудно обнаружить искомую область или тему, но нелегко — автора. А для создания многоаспектных каталогов требуется многократное дублирование каталожных карточек, которые каждый раз расставляются в другом, но строго определенном порядке. АИС же позволяет в одном массиве отыскивать сведения по самым разнообразным аспектам и добывать их минимальным количеством поисковых операций, не придерживаясь при этом определенного порядка расстановки карточек.

Другим преимуществом музейных АИС является возможность получения с их помощью печатных каталогов коллекции или любой ее части. Так как такая система на выходе дает сведения о музейных предметах на естественном языке и в порядке, указанном при запросе, то процесс подготовки печатных каталогов коллекций значительно ускоряется и становится более дешевым. Практически такая система дает на выходе почти готовые печатные каталоги, в которых требуются лишь некоторая редакционная правка перед отправкой в типографию для тиражирования.

Особенно значительным для музейных сотрудников преимуществом АИС является облегчение и ускорение информационного поиска группы музейных предметов с некоторыми заданными характеристиками (авторской, хронологической, тематической). При неразвитой внутримузейной каталожной системе (отсутствие полных научных описаний музейных предметов и интегрированной системы указателей) поиск такого рода обычным путем оказывается просто невозможным.

Таким образом, внедрение АИС в работу музея обеспечивает:

- повышение оперативности получения правильной и точной информации о музейных предметах и музейных коллекциях и создание тем самым предпосылок для принятия обоснованных и своевременных решений, которые касаются учета музейных коллекций, контроля за их сохранностью, комплектования постоянных экспозиций и временных выставок;

- освобождение музейных сотрудников от выполнения рутинных операций (многоразовая переписка данных, ручной поиск, механическое составление каталогов, отчетов), что позволяет сконцентрировать их внимание на научно-исследовательской работе;

- снижение трудоемкости и ускорение подготовки к изданию каталогов и справочников.

Соответственно организация массивов в базах данных АИС предоставляет такие преимущества, как:

- однократное использование входных документов и многократное использование наеденной информации;

- поддержку информации в состоянии готовности к использованию;

- обеспечение сохранности информации и ее архивацию;

- защиту информации от несанкционированного доступа. Следовательно, информационное обеспечение музейной АИС должно включать как БД для хранения и ведения необходимой информации, так и систему входных и промежуточных сообщений и документов. При этом входными документами, как правило, являются акты приема, выдачи и друге я учетная документация, а также унифицированные Министерством культуры Беларуси паспорта на музейные предметы; промежуточными и выходными — сообщения на экране дисплея, документы на бумажных машинных носителях, информация для обмена между аналогичными базами данных других музеев.

Автоматизированные ИПС в музеях исключают ведение многоступенчатой параллельной учетно-каталожной документации, повышают оперативность и надежность контроля и управления музейными коллекциями. Они обеспечивают полное и точное решение следующих типовых задач:

- одноразовый ввод данных по широкому спектру категорий с последующим многократным обращением к ним;

- хранение всей совокупности сведений в компактной форме на надежном носителе;

- получение печатных материалов в форме отчетов или справок с заданным наборов характеристик или же по всей совокупности данных в требуемой последовательности;

- ввод дополнительной и уточнение имеющейся информации без нарушения общей структуры;

- оперативный поиск сведений о предметах или группах предметов, места хранения которых как известны, так и неизвестны пользователю;

- сравнение больших серий предметов по заданному набору признаков с целью их систематизации;

- автоматическое составление печатных списков предметов и указателей к коллекциям (по заданному пользователем набору признаков);

- решение различных статистических задач.

Разработка технического задания на музейную АИС. Музей является довольно специфическим учреждением, которое требует разработки оригинальной системы сбора, обработки, поиска и выдачи информации. Однако большинство научных и проектных организаций, которые разрабатывают и внедряют АИС, не владеет опытом работы в музеях. Поэтому сотрудники музея должны совместно с разработчиками продумывать и формулировать основные концептуальные положения технического задания.

Основой для подготовки технического задания служит предпроектное обследование музея. Такое обследование должно проводиться во всех подразделениях музея. По его результатам готовится отчет, исходя из которого и пишется техническое задание для системы.

Техническое задание обычно содержит следующие разделы:

ВВЕДЕНИЕ.

Общее обоснование создания системы, ее роль и место в системе музейной информации.

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

Основа для разработки АИС; характеристика предметной области и объекта автоматизации; приоритетные направления музейной работы и конкретные подразделения музея; цель создания и основные пользователи АИС.

II. ФУНКЦИИ И ЗАДАЧИ: АИС.

Функции АИС: сбор, хранение и обработка информации о той предметной области, которая подлежит автоматизации.

Задачи: основные задачи, которые должны решаться с помощью АИС, в том числе учет музейных коллекций, формирование каталогов, справок, указателей и т.д.

III. ТРЕБОВАНИЯ К ИНФОРМАЦИОННОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ.

Перечень информационных массивов не машинных носителях, которые обеспечивают хранение и ведение информации в соответствии с задачами АИС, входные, выходные и промежуточные документы и сообщения:

- организация массивов информации в АИС в соответствии с основными принципами организации; однократность использования входных документов и многократность использования введенной информации; обеспечение оперативного доступа к информации; поддержка информации в готовом состоянии и ведение архивов; защита информации от несанкционированного доступа;

- входные документы для системы, т.е. учетные и учетно-хранительские документы, которые используются для ввода информации в систему;

- возможность получения промежуточной и выходной информации в виде документов на бумажной основе, сообщений на экране дисплея, документов на машинных носителях,

IV. ТРЕБОВАНИЯ К ЛИНГВИСТИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ.

-Использование информационно-поискового языка (ИПЯ) объективно-признакового типа для записи, хранения и обработки информации в системе; язык запросов и общение пользователя с системой;

-инструктивно-методические материалы, которые обеспечивают пользование названными языками; реализация набора признаков, которые характеризуют определенные наиболее значительные качества предметов (N по КП, дата поступления, способ поступления, название предмета, материал, техника, стоимость, размеры, сохранность) и в процессе описания заданного предмета принимают определенные значения (материал — железо, техника — штамповка и т.д.); учет возможностей разных признаков.

При этом следует иметь в виду следующее:

- одни признаки приобретают значение только при условии, что другие имеют полное значение, например, признак "дата рождения автора" получает смысл только в том случае, если указано имя автора;

- другие признаки могут принимать только одно значение, например, "год рождения", "год выпуска", или много значений, например, "материал", "техника", "место бытования";

- некоторые признаки приобретают значение, если их рассматривать в совокупности; это так называемые групповые признаки, например, "сведения об авторе", которые могут включать в себя "имя автора", "имя автора латинское", "год рождения автора", "псевдоним автора".

V. ТРЕБОВАНИЯ К ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ С СИСТЕМОЙ.

Взаимоотношения пользователя с системой в режиме диалога с дисплеем; возможность работы дисплея одновременно с несколькими другими дисплеями; решение некоторых технологических задач в пакетном режиме.

VI. ТРЕБОВАНИЯ К ПРОГРАММНОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ.

Комплекс программ регулярного использования для решения задач с учетом требований к технологии, для управления системой и БД, для развития системы; их описание; инструкции по их использованию.

VII. ТРЕБОВАНИЯ К КОМПЛЕКСУ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ.

Описание компьютера, который используется для создания системы (размеры атрибутивной и внешней памяти, производительность процессоров, количество дисплеев, принтеров и других внешних устройств, а также максимальное энергопотребление и занимаемая площадь); позиции, обеспечивающие защиту и сохранение информации за счет:

- периодической записи информации на магнитные носители с возможным последующим восстановлением;

- хранения магнитных носителей с информацией в архивах;

- периодического копирования и диагностики магнитных носителей;

- средств программного обеспечения, которые гарантируют защиту от несанкционированного доступа.

VIII. ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ.

Совокупность документов, которые определяют режимы функционирования системы, а также технологию обработки информации и др.

Порядок работы с системой:

- организация сбора и корректировки первичной информации;

- организация обработки информации и формирования выходных документов (каталогов, справок, указателей, таблиц, паспортов);

- организация хранения, доступа и целостности информации на машинных носителях;

- использование материалов, которые получают с компьютера. Подразделения музея, которые готовят информацию для АИС (отдел фондов, сектор учета), а также подразделение, которое осуществляет обработку данных и информационное обслуживание пользователей.

IX. ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ.

Наиболее значительные факторы, которые оказывают влияние на экономическую и социальную эффективность при внедрении системы, например, повышение оперативности и вероятности получения информации о музейных коллекциях, освобождение музейных сотрудников от выполнения рутинных и трудоемких операций, снижение трудоемкости и ускорение процесса подготовки музейных каталогов и указателей.

X. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ.

Заказчик, организация-разработчик, источник финансирования. Функции сторон на стадии проектирования и ввода системы в эксплуатацию. Организация, которая контролирует ход работ по созданию системы. Случаи и причины корректировки технического задания.

XI. ПОРЯДОК ПРИЕМКИ.

Порядок обсуждения и принятия технорабочего проекта с обязательным участием заказчика; состав комиссии, которая принимает отдельные задачи и комплексы системы.

XII. СОСТАВ ТЕХНОРАБОЧЕГО ПРОЕКТА СИСТЕМЫ.

Обязательные разделы и дополнения, которые включаются в технорабочий проект системы, в том числе:

- пояснительная записка;

- описание постановки задач;

- описание программного обеспечения;

- технология обработки данных.

Приложения: 1. Альбом входных и выходных форм. 2. Описание входной информации. 3. Описание выходной информации. 4. Структура записей информационных файлов. 5. Тексты программ и процедур.

Пример АИС в фондовой работе музея (использование "АРМА хранителя фондов" в фондах Государственного историко-культурного заповедника "Заславль"').

Система предоставляет пользователю иерархическое меню, в котором он выбирает необходимый режим или же задает необходимые значения параметров. Выбор режимов или параметров осуществляется путем управления положением курсора, ввод данных — путем набора соответствующих текстов на клавиатуре.

Предусмотрена развитая система сообщений и диагностик, которая помогает пользователю в сложных ситуациях и "направляет" его действия практически во всех режимах (при вводе и корректировке данных, при формировании критериев поиска и подготовке выходных сообщений).

Система построена таким образом, что компьютер подсказывает сотруднику порядок действий при вводе, корректировке и получении информации. "Подсказка" может быть в виде сообщения на экране монитора о порядке, в котором нажимать клавиши, в виде текста кодификаторов при заполнении определенных признаков описания (или при выборе признаков поиска), в виде сообщения о допущенной ошибке или же переходе к другому этапу работы с системой.

Кроме этого, чтобы избежать трудности работы с компьютером в психологическом отношении, схема ввода информации в память машины максимально приближена к схеме ввода информации, которая используется при заполнении книги поступлений, книги научно-вспомогательного фонда или при ведении инвентарных книг. На экране монитора пользователь видит вопросы, которые соответствуют графам названных книг.

В системе предусмотрены две формы обращения к базам данных: "Запрос" и "Команда". "Запрос" может бить двух видов: поисковый, который используется для поиска конкретных данных, и просмотровой — для поступательного перебора данных. "Команда" — это инструкция, в которой пользователь сообщает ПЭВМ об операциях, осуществляемых над данными, например, "запомнить", "перенести", "напечатать".

Информация из системы может быть выведена в любой удобной форме. Для повышения оперативности поиска используется набор формализованных признаков, по которым возможен быстрый поиск. Они могут быть заданы последовательно или и любом сочетании. Такая гибкая система позволяет получать не только каталоги коллекций, справки, но и статистическую информацию, аналитические таблицы, необходимые для управления фондовой работой; заповедника.

Работа хранителя фондов с АРМом начинается с ввода пароля. Система санкционированного доступа позволяет каждому пользователю, который имеет пароль, получить любую информацию в режиме просмотра как по первичному учету (просмотр информации о предметах основного и научно-вспомогательного фонда, об актах приема, о движении музейных предметов), так и просмотр информации по всем коллекциям. Кроме этого, в режиме ввода и корректировки хранитель фотов, указав свой пароль, имеет возможность вводить информацию по закрепленным за ним коллекциям. Администратор системы, он же главный хранитель, владеет полномочиями ввода и корректировки в любом из разделов АРМа.

Каким же образом осуществляется ввод информации в разделе "Первичный учет"? После заставки с информацией о том, в каком режиме может работать пользователь, на экране появляется информация с перечислением разделов: "Первичный учет музейных поступлений", "Научная обработка музейных поступлений", "Учет временных поступлений", "Движение музейных предметов". "Учет драгоценных металлов", "Получение информационных данных", "Администратор системы". Следует выбрать раздел "Первичный учет и войти в него. На экране высвечиваются его подразделы: "Учет актов приема", "Ввод и корректировка данных первичного учета", "Просмотр и печать музейной документации", "Просмотр данных первичного учета", "Получение статистических данных". Выбирается подраздел "Ввод и корректировка первичного учета", который предназначен для ввода информации о музейных предметах. Затем пользователь отвечает на вопросы машины, которые являются названиями соответствующих граф в обычных книгах первичного учета (см.табл. 10а).

Ввод информации начинается с указания очередного номера КП (предыдущий номер в качестве подсказки высвечивается на экране). После проставления N КП курсор автоматически перемещается на следующую строку с названием пункта "Номер акта приема" и т.д.

Пункт "Раздел коллекции" отсутствует в обычных книгах поступлений, используемых в музеях. Он введен для того, чтобы облегчить предметный типологический поиск. Каждая коллекция имеет от 3-4 до 10 разделов. Например, в коллекции "Живопись" их три (иконы, ковры рисованные, картины); в коллекции "Декоративно-прикладное искусство" — восемь (стекло, гобелены, фарфор, фаянс, художественная керамика, художественные изделия из соломки и дерева, игрушки, изделия из кости, рога и камня).

В пункте "Номер инвентарный" проставляется номер по коллекции. если предмет уже прошел научную инвентаризацию (в случае ввода поступлений предыдущих лет), Когда же номер неизвестен, он проставляется позже — после научной обработки.

Для заполнения пункта "Местонахождение" машина предлагает указать, где находится предмет (указываются музеи, выставки, фонды и в каком месте):

- фондохранилище (хранилище, стеллаж, секция, полка, шкаф, сейф, коробка, место);

- музей (витрина, подиум);

- выставка (витрина, подиум).

В данной схеме первичного учета имеется еще один пункт, которого нет в обычных книгах КП: "Тема научных исследований". Машина выводит на мемо-поле темы исследований, над которыми работают сотрудники заповедника: "История Заславля Х—XII в.в.", "Заславль в составе Великого княжества Литовского". "Заславль в XVIII в.", "Заславль в XIX — нач. XX в.в.", "Заславль в годы советской власти и период независимости", "Местечки Беларуси в XIX — нач. XX в.в.", "Западная Беларусь под властью Польши", "Музыкальные инструменты Беларуси", "Фольклор", "Образ Заславля в изобразительном искусстве", "Белорусская примитивная живопись".

Выделив курсором тему, к которой относится данный предмет, пользователь может затем осуществить тематический поиск предметов. Один раз заполнив все пункты, можно осуществлять многократный и многоаспектный поиск информации в БД первичного учета. Для этого в системе существует режим "поиска" по указанному признаку или их целому набору машина выбирает из БД соответствующий предмет или группу предметов. Более того, на основании информации первичного учета о предметах, введенной в память, машина может в считанные минуты создать коллекционный и выставочный каталоги.

Выбрав раздел "Печать музейной документации", пользователь имеет возможность распечатать информацию о поступлениях музейных предметов основного или научно-вспомогательного фондов в виде страниц книг КП и НД. Пронумеровав эти страницы, прошив их, и Утвердив печатью, можно получить печатную книгу учета. Таким образом кроме сохранения информации о музейных предметах на винчестере и пополнения ее ежедневным записывать на гибких дисках, появляется возможность сохранения этой информации в виде печатных книг учета.

Раздел "Научная обработка" соответствует второму этапу обработки музейных предметов. Раздел делится на подразделы "Ввод и корректировка данных ручной обработки", "Просмотр данных научной обработки", "Просмотр и печать инвентарной книги", "Просмотр и печать справок по коллекциям". Ввод и корректировка их информации осуществляются по той же схеме, которая используется в разделе первичного учета.

Особенности работы с ним можно видеть на примере ввода информации о коллекции "Керамика и стекло":

- Сначала в пункте "Инвентаризация" проставляется очередной инвентарный номер, затем — номер по КП и записывается должность и фамилия того, кто делает инвентаризацию.

- В следующем пункте записывается информация об авторе. Он заполняется с выходом на мемо-поле "автор", где указываются сведения об авторах формы, оригинала или модели, росписи, исполнителях (фамилия, имя и отчество, даты жизни, псевдоним, вид связи с предметом, дополнительные сведения).

- Для информации о предметах, которые изготовлены на промышленных предприятиях, и их изготовителях используется пункт "Организация-изготовитель".

- Время и место бытования предмета с вписывается с выходом на мемо-полс, где в качестве подсказки дается перечень всех областей Беларуси с кодификаторами районов.

- В пункте "Материал" посредством кодификатора для каждой коллекции дается перечень материалов, свойственных той или иной коллекции В данном случае для коллекции "Керамика и стекло" это будут, глина, майолика, фаянс, фарфор, стекло, глазурь и т д.

- В пункте "Подлинность" выбирается необходимое значение из кодификатора: подлинник, копия, авторская копия.

- Описание предмета дается в пункте "Описание, легенда" (машина в данном случае выводит пользователя на мемо-поле).

- Для пункта "Техника", как и пункта "Материал", предназначен кодификатор с перечнем возможных видов техники Конечно, для разных коллекций существует различный перечень видов техники. Так, для коллекции "Керамика и стекло" он расширен за счет подпунктов ("Техника изготовления" и "Техника обработки") и имеет соответствующие наборы кодификаторов: ручная лепка, гончарный круг, литье, штамповка (для "Техники изготовления"); покрытие ангобами, роспись ангобами, лощение, глазурь прозрачная, глазурь цветная, эмаль, роспись, надглазурная роспись, подглазурная роспись, печать, аэрограф, бисквит, золото, дымление, обжиг и т.д. (для "Техники обработки").

Не вызывает трудности заполнение таких пунктов, как "История создания", "Размеры, количество и цена". "Подписи, надписи, клейма". "Лица, исторические события", "Источник и способ поступления", "Сохранность, реставрация", "Выставки, экспонирование", "Библиография, публикации, материалы".

После заполнения информации о предмете пользователь в режиме "Ввод и корректировка" имеет возможность получить на экране монитора унифицированный паспорт на каждый из этих предметов в виде формы и, при желании, распечатать его. Кроме того, он может получить различные справки о предметах, используя раздел "Просмотр и печать справок по коллекциям" и войдя в режим "Поиск".

Использование в музее автоматизированных методов обработки и поиска информации и унифицированных методов каталогизации позволяет проводить глубокий сравнительный анализ музейных коллекций и тем самым пополнять наши знания о национальном культурном наследии, хранящемся в музеях.

Внедрение АИС ведет к перераспределению временных затрат музейных сотрудников в пользу творческой деятельности. Изменяется и круг дисциплин, которые должен изучить музейный сотрудник. В него включается знакомство с современными методами информатики и вычислительной техники, с принципами разработки АИС и использованием их в работе с музейными коллекциями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: