Инвестиционный потенциал и инвестиционные потребности экономики области

План работы

1. Обоснуйте степень участия органов каждого из трех уровней управления в решении следующих проблем: 3.

- освоение ресурсов пионерных или экстремальных районов,

- комплексное и эффективное использование природных ресурсов региона,

- формирование инфраструктурных систем региона,

- обеспечение занятости населения,

- обеспечение необходимого уровня обслуживания населения,

- осуществление экологических программ,

- сглаживание чрезмерных региональных различий в уровне жизни,

- обеспечение рациональных межрайонных связей,

- создание зон свободного предпринимательства.

2. Инвестиционный потенциал и инвестиционные потребности экономики области. 14.

Список используемой литературы. 27.

-освоение ресурсов пионерных или экстремальных районов

Ресурсы осваиваемых (пионерных) и экстремальных районов обладают огромным природно-ресурсным потенциалом, но слабо обжиты и обустроены, имеют низкий уровень развития обрабатывающих отраслей и инфраструктуры, особенно социальной, а также внутренних производственных связей. Экономический рост носит экстенсивный характер, очень часто сопровождается расточительным использованием минеральных, лесных и других сырьевых ресурсов. Экстремальные районы отличаются суровыми природно-климатическими условиями, сугубо сырьевой моноспециализацией, неустойчивостью функционирования профилирующих отраслей, нестабильностью и дороговизной завоза важнейших народнохозяйственных грузов.

Основные задачи этих регионов – обеспечение страны важнейшими, прежде всего стратегическими, видами минерального сырья, расширение экспортного потенциала, вовлечение в мировое хозяйство.

Указанные направления рационального хозяйствования должны опираться на преимущественное распространение государственных форм экономической деятельности. Новое хозяйственное освоение территорий из-за его высокой дороговизны особенно нуждается во всесторонней государственной поддержке. В первую очередь – при создании материальных условий предпринимательской деятельности: коммуникационной сети, энергетической базы, строительного комплекса и другой инфраструктуры, участие в формировании которых частного капитала весьма проблематично. Важнейшей формой реализации такой поддержки служат федеральные целевые программы.

Поэтому основную степень участия органов управления в решении проблемы освоения ресурсов пионерных и экстремальных районов можно отнести к федеральной власти управления.

-комплексное и эффективное использование природных ресурсов региона

Природный ресурс региона – отделяемая составная часть природного объекта, обладающая полезными для человека свойствами (качествами); это естественные образования, созданные природой на территории региона без участия хозяйственной деятельности человека.

Элементы природной среды в целом однородны земля, вода, лесные ресурсы, топливно-энергетические, минерально-сырьевые, совокупность природных условий – рельеф, климат и т. д., но совершенно одинакового сочетания природных ресурсов не существует.

Изучение природных ресурсов, выявление экономической эффективности их территориального сочетания и рационального использования в хозяйстве – одна из главных проблем региональной экономики. В этой связи можно выделить основные региональные задачи:

§ Исследование структуры, состава, масштабов, экономической эффективности использования природных ресурсов на территории отдельных регионов как естественной основы формирования региональных хозяйственных комплексов различного ранга в макрорегионах.

§ Изучение территориальных сочетаний природных ресурсов и перспектив их хозяйственного освоения в целях комплексного развития общественного производства в регионах и выявление наиболее эффективных схем освоения и использования природных ресурсов.

§ Экономическая оценка природных ресурсов и их территориальных сочетаний в стране и отдельных регионах.

§ Прогнозирование тенденций размещения и хозяйственного использования ресурсов в соответствии с достижениями НТП.

Из этого следует, что основное участие в комплексном и эффективном использовании природных ресурсов региона играют региональные и местные органы управления. Однако значительное место проблемам рационального и сбалансированного природопользования отведено в «Концепции национальной безопасности РФ», утвержденной Указом Президента РФ в конце 1997 г.

-формирование инфраструктурных систем региона

важной группой элементов рыночной экономики является формирование инфраструктурных систем региона, которые можно определить как совокупность учреждений, организаций, государственных и коммерческих предприятий и служб, обеспечивающих нормальное функционирование различных рынков (товарного, финансового, рынка труда и др.).

Совокупность связанных между собой институтов, действующих в пределах особых рынков и выполняющих определенные функции, составляет инфраструктуру рыночной экономики. Классификация системы инфраструктур регионов, ее специфическое содержание определяется особенностями в пределах которых функционируют данные элементы. Поэтому можно сказать, что в формировании инфраструктурных систем региона задействованы все три уровня управления власти.

-обеспечение занятости населения

Занятость – это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.

Сегодня в повестку дня решения проблем занятости встал вопрос о формировании принципиально новой модели занятости. Отсюда вытекают новые требования к политике занятости. Выделяют два основных:

1. Регулирующее влияние государства не должно препятствовать реализации требований экономической эффективности, которые предполагают мобильность рабочей силы, высвобождение лишних работников.

2. Должны создаваться условия для приближения оплаты труда к необходимым затратам на воспроизводство рабочей силы. При этом важно, чтобы это происходило на основе распределительных механизмов, обеспечивающих стимулирование работников к повышению производительности труда.

Органы государственной власти субъектов РФ в соответствии со своей компетентностью решают в полном объеме вопросы, связанные с разработкой и осуществлением государственной политики содействия занятости населения с учетом национальных, культурных традиций, а также исторически сложившихся видов занятости, обеспечением реализации прав граждан, предусмотренных нормативными и правовыми актами, определяющими государственную политику в области содействия занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.

Политика занятости должна обеспечивать наиболее эффективное использование трудового потенциала. В регулировании безработицы акцент должен переноситься с пассивных мер на активные. Пассивные меры были направлены чаще всего на решение проблем «излишков» рабочей силы. Активные меры предполагают позитивное воздействие на существующий уровень занятости путем создания условий для увеличения количества рабочих мест, в том числе и за счет повышения квалификации рабочей силы. И здесь исключительно важное значение имеет инициатива как региональных органов власти. Так и органов местного самоуправления.

-обеспечение необходимого уровня обслуживания населения

Большинство вопросов развития образования, здравоохранения и культуры, жилищного и коммунального хозяйства, социально-бытового обслуживания населения и ряд других должны решаться на уровне органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

В решении крупномасштабных и острых социальных проблем требуется участие федеральных органов государственной власти в таких как:

- проведение тенденции демографической ситуации;

- регулирование размещения беженцев и вынужденных переселенцев;

- оказание помощи населению регионов, попавших в кризисную ситуацию в результате стихийных бедствий, экологических и техногенных катастроф, военных действий, острых межнациональных конфликтов.

Основной же задачей органов местного самоуправления является обеспечение комплексного решения вопросов обслуживания населения и достижения тем самым политической и социальной стабильности в регионе посредством взаимосогласованных действий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Определение компетенции местного самоуправления должно исходить из принципа дополнительности, предусматривающего возложение субъектом РФ и Российской Федерации на органы местного самоуправления такого количества полномочий, которое они в состоянии выполнить. При этом только действительно самостоятельные, независимые в организационном, финансовом, правовом отношении органы местного самоуправления способны успешно осуществлять региональную политику, учитывающую потребности населения.

-осуществление экологических программ

Формирование и совершенствование хозяйственного механизма экологических программ невозможно без оценки сложившейся ситуации во взаимодействии экономики и окружающей природной среды на разных уровнях, а также без предъявления возможности сценариев эколого-экономического развития в будущем. Как показывает опыт развитых стран, преодоление экологических кризисов во многом обязано именно программам сохранения окружающей среды, как в национальном масштабе, так и на региональных уровнях.

Основными экологическими программами является:

- экологически обоснованное размещение производительных сил;

- экологически безопасное развитие промышленности, сельского хозяйства, энергетики, транспорта и коммунального хозяйства;

- рациональное использование природных ресурсов;

- предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций;

- обеспечение естественного развития экосистем, сохранение и восстановление уникальных природных комплексов при решении территориальных проблем.

Поэтому в сфере экологической безопасности и охраны окружающей среды в условиях развития рыночных отношений и в осуществлении экологических программ основная роль отводится федеральным и региональным органам управления.

-сглаживание чрезмерных региональных различий в уровне жизни

Уровень жизни – это степень удовлетворения материальных и духовных потребностей людей.

Социально-экономические индикаторы уровня жизни населения формируются на основе статистических данных, характеризующих объем, состав, основные направления использования и распределения между отдельными группами денежных доходов населения, а также, с привлечением других данных, отражающих конечный результат экономической и социальной политики в областях, связанных с различными сторонами благосостояния населения.

Исходя, из выше сказанного важнейшей задачей по сглаживанию чрезмерных различий в уровне жизни является - государственная поддержка малоимущих слоев населения в районах, не имеющих возможности собственными силами выполнить эту задачу. Основным элементом социальной политики является поэтапное повышение уровня минимальных государственных гарантий – минимальной заработной платы, минимальных пенсий и пособий, их регулярная индексация в соответствии с ростом потребительских цен. Субъектам РФ, которые не имеют достаточных средств для обеспечения гарантированного минимума доходов своего населения, необходимо дополнительно выделять государственные ресурсы, величина которых должна определяться с учетом региональных различий в минимальных социальных стандартов. Следовательно, основное сглаживание по уровню жизни ложиться на федеральные и региональные органы управления.

- обеспечение рациональных межрайонных связей

Межрайонные связи по своей природе представляют собой обмен между районами продуктами их специализации, естественно, это положение справедливо при условии, что районы, по которым ведется учет и анализ связей, определены не произвольно, а соответствуют объективно сложившимся территориальным хозяйственным комплексам, составным частям территориальной структуры экономики страны. Основой межрайонных связей служат – транспортно-экономические связи.

При анализе текущих экономических связей региона или конкретного предприятия возникает необходимость экономически оценить рациональность связей и перевозок. Для этих целей применяют методы, разработанные в районировании обращения, которые позволяют определять рациональные зоны сбыта для различных товаров (грузов).

Как во всей работе транспорта, так и особенно в межрайонных перевозках определяющая роль принадлежит шести основным грузам: углю, нефтяным грузам, руде, черным металлам, лесным и хлебным грузам. Объемы и направления межрайонных рыночных связей определяются размещением производства и потребления перевозимой продукции – прежде всего основных районов, или баз производства, и главных зон потребления.

Все эти перевозки можно объединить как в единую систему грузооборота страны. Наиболее негативное влияние на этот процесс оказал опережающий рост транспортных тарифов по сравнению с ценами на перевозимую продукцию. Сужение рынков сбыта в свою очередь усугубило спад производства и сокращение объемов перевозок.

Проводя анализ выше сказанного можно обосновать степень участия каждого из трех уровней управления в обеспечении рациональных межрайонных связей. В первых – федеральное, региональное сдерживание роста и снижения тарифов на перевозки грузов. Во вторых – определение рациональных зон сбыта методами районирования производства и обращения даст возможность иметь четкий критерий рациональности перевозок. И в третьих на местном уровне управления можно выделить учет балансов производства (предложения) и потребления (спроса) может заставить изменить положение целесообразного грузораздела.

-создание зон свободного предпринимательства

Переход к рыночной экономике предполагает повышение степени открытости внешнему миру путем активизации внешнеэкономической деятельности. Одной из важнейших форм экономических связей являются свободные экономические зоны. Однако термин «свободная экономическая зона» (и другие его варианты, которых известно около 30, например зона свободного предпринимательства (ЗСП) в разных странах используется для характеристики территорий, совершенно не схожих по своему статусу и тем целям, которые перед ними стоят.

Расширению внешнеэкономических связей района и привлечению инвесторов будет способствовать организация зон свободного предпринимательства. Предполагается формирование 3 свободных экономических зон – В Санкт-Петербурге, Выборге и Новгороде.

Так ЗСП «Санкт-Петербург» формируется в целях эффективной структурной перестройки района на основе его интеллектуального и производственного потенциала, привлечение иностранного капитала, развития производительных сил района и освоения современных технологических процессов, создания современной производственной и социальной инфраструктуры, эффективного вовлечения экономики Северо-западного района России в целом в международное разделение труда. Перспективно создание в Санкт-Петербурге таких известных в мире типов зон, как научные парки, технополисы на основе значительного накопления научного потенциала, а также экспортно-производственных зон, которые могут образовываться на базе предприятий, препрофилирующихся в процессе конверсии, туриско-рекреационных зон в живописных окрестностях города. Возможно организация крупнейшего банковского центра. Основой в управлении организации зон свободного предпринимательства присущи региональным и федеральным органам управления.

Инвестиционный потенциал и инвестиционные потребности экономики области.

Российские и зарубежные эксперты отмечают системный и комплексный подход, используемые при решении вопроса инвестиционной привлекательности региона, высокий уровень юридической проработки инвестиционного законодательства Ярославской области.

Рейтинг инвестиционной привлекательности Ярославской области колеблется в пределах 30 места из 89 субъектов Российской Федерации. По законодательным условиям для инвесторов Ярославская область входит в первую десятку регионов Российской Федерации. Эксперты и инвесторы (как российские, так и зарубежные) отмечают, что это неплохое положение. В то же время отмечена возможность повышения инвестиционного рейтинга Ярославской области. Это обусловлено рядом причин, среди которых:

-структура экономики региона с преобладающими в ней такими отраслями, как машиностроение, химическая и нефтехимическая, легкая промышленность;

-развитая инфраструктура и транспортная система Ярославской области, включающая в себя железнодорожные, автомобильные, водные и воздушные пути сообщения;

-выгодное географическое расположение Ярославской области в наиболее освоенной и экономически развитой части Европейской территории России;

-наличие у Администрации области собственной региональной инвестиционной политики.

В то же время отмечено, что существуют ограничения в повышении инвестиционного рейтинга Ярославской области. Это обусловлено экономическим и техническим состоянием предприятий, высоким экологическим риском.

В настоящее время наблюдается обострение конкуренции регионов за привлечение инвестиций, во многих субъектах Российской Федерации накапливается новый опыт работы с инвесторами и предприятиями.

В связи с этим предлагается усилить работу по привлечению инвестиций путем расширения сети партнеров управления инвестиционной и внешнеэкономической деятельности Администрации области по следующим направлениям:

-создание базы по объектам недвижимости, предлагаемым инвестору;

-обеспечение безопасности инвестиций; сопровождение реализуемых проектов;

-инвестиционный тренинг на базе предприятий, успешно реализующих инвестиционные проекты;

-муниципальный маркетинг (построить систему взаимодействия управления инвестиционной и внешнеэкономической деятельности Администрации области с муниципальными образованьями путем создания центров развития муниципальных округов по опыту Центра некоммерческого партнерства в г.Переславль-Залесский, Фонда Возрождения Ростова Великого, Агентства Развития и Инвестиций «Золотое кольцо» Угличского муниципального округа);

-функции «обратной связи с инвестором», формирования привлекательного имиджа региона, для чего необходимо предусматривать, в том числе и бюджетное финансирование.

В ближайшие годы действия Администрации области должны быть сфокусированы на основных стратегических вопросах. Государственная поддержка будет направлена в те области, которые имеют наибольший потенциал для развития и обеспечивают наибольшую бюджетную и социальную эффективность. Такими Администрация области определила перечисленные ниже направления.

-содействие внедрению на предприятиях инновационных технологий, поддержание благоприятных условий для инвестиционной и инновационной деятельности на территории области; в первую очередь эти условия определяются действующими на территории области законами: «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Ярославской области», «Об основах промышленной политики Ярославской области» и «О концепции промышленной политики Ярославской области на 1998-2001 г.г.», «О научно-технической политике Ярославской области», "О государственно-правовых гарантиях исполнения обязательств на территории Ярославской области", в которые будут вноситься изменения в соответствии с изменениями в экономике;

- координация со стороны органов власти взаимодействия с научными центрами и организациями, предложений Правительства Российской Федерации по конверсии предприятий;

- оказание первоочередной поддержки в виде налоговых льгот, инвестиционных налоговых кредитов, льготной арендной платы, материально-технического обеспечения инновационным, ресурсосберегающим и экспортно-ориентированным проектам;

- использование научного и технического потенциала региона путем взаимодействия малого предпринимательства и крупного производства, разделения сфер приложения их усилий: первые – разрабатывают и внедряют, вторые – серийно производят; обеспечение данной формы сотрудничества предприятий финансовыми средствами, прежде всего, путём развития венчурного финансирования;

- закрепление первенства области в производстве авиационных двигателей на базе ОАО «Рыбинские моторы»; в производстве новых моделей шин ОАО «Ярославский шинный завод»; удерживание ведущих позиций по экспорту машиностроительной продукции на рынках Украины и Белоруссии;

- информатизация производственно-коммерческой деятельности, содействие государства использованию современных средств телекоммуникаций, позволяющих сторонам заключать торговые сделки и осуществлять платежи непосредственно в режиме реального времени.

- развитие въездного и внутреннего туризма и туристической инфраструктуры;

- содействие малому предпринимательству в высокоэффективных сферах деятельности, таких как торговля, общественное питание, информационные технологии;

- максимальное упрощение процедуры регистрации предпринимателей, переход к заявительной форме получения соответствующих лицензий;

- реализация программы «Государственной поддержки деятельности в сфере информационных технологий»;

Для определения приоритетов регионального развития крайне важна предварительная оценка и диагностика стартовых условий районов области. Несмотря на активизацию работ в области внутриобластной региональной политики, системное представление о степени социально-экономической дифференциации регионов, динамике и тенденциях их развития пока еще отсутствует. До настоящего времени социально-экономические внутриобластные сопоставления практически не производились.

Сравнительный анализ социально-экономического положения муниципальных образований области, перспектив их развития обусловлен необходимостью выявления внутренней контрастности и устойчивости картины дифференциации территориальных образований Ярославской области. В самое ближайшее время необходимо провести ранжирование муниципальных образований по уровню их развития и выделение характерных типов регионов. Проведенный предварительный анализ свидетельствует о значительной вариации большинства социально-экономических показателей среди районов области. Ярославская область крайне неоднородна, внутренне контрастна, картина дифференциации устойчива. Как можно предположить, исходя из результатов анализа, не менее мозаична ситуация и в самих муниципальных образованиях. Велик отрыв города от села, положение дел в сельской местности запущено, сельская местность продолжает оставаться слабым звеном хозяйственной структуры области. В более выигрышном положении находятся центральные районы, в менее - периферийные. Демографическая ситуация в центре более благополучна, население более зажиточно, эти районы наиболее урбанизированы, здесь сконцентрирована промышленность области. Наиболее высокие показатели по продуктивности сельского хозяйства, плотности занятых всельском хозяйстве также в районе центра области и расположенных около него регионах. Самые резкие различия - между Ярославским районом и северными районами окраины области.

Необходимо провести оценку готовности районов области к развитию.

Сложившиеся на настоящий момент социально-экономические различия в развитии регионов доказывают необходимость значительной дифференциации подходов к их развитию и привлечению инвестиций.

Общая потребность в инвестициях для развития Ярославской области составляет более 4 млрд. долларов, таких инвестиционных ресурсов на территории Ярославской области нет. Поэтому главными механизмами ресурсного обеспечения программы развития региона будут механизмы привлечения внешних и повышения эффективности использования имеющихся ресурсов.

Механизмы привлечения инвестиций существенно различаются в зависимости от различных источников и форм инвестиций. Поэтому необходимо четко определять, на какой источник инвестиций мы ориентируемся. Среди реальных и потенциальных источников инвестиций для региона можно выделить следующие.

Федеральный бюджет: его доля в сумме инвестиций области постоянно снижается, особенно если продолжать исполнять функцию региона-донора. Получение инвестиций из федерального бюджета осуществляется через отраслевые министерства и ведомства в рамках федеральных целевых программ. Ежегодно область подает заявки на участие в нескольких десятках таких программ на сумму около 1 млрд. рублей. Как правило, удовлетворяются эти заявки на 20-30%, а реально финансирование осуществляется на 80% от запланированных лимитов.

Областной и местные бюджеты: их наполняемость является индикатором качества работы местных властей. Определяются системой сбора налогов, бюджетной политикой, экономическим положением предприятий области и состоянием инвестиционной активности в области. Структура областного бюджета определяет активность притока в область инвестиций. Если инвесторы не находят в бюджете строк о поддержке инвестиционной деятельности, гарантиях по инвестиционным проектам, трудно убедить их в том, что область заинтересована в инвестициях больше, чем в решении текущих социальных проблем. Доля затрат на инвестиции из областного бюджета колеблется в пределах 8-12% от доходной части, что явно недостаточно. По опыту развитых стран эта доля должна составлять не менее 25%. Начиная с 2001 года предполагается с целью привлечения дополнительных финансовых потоков в регион и легализации внутриобластных инвестиционных ресурсов ввести практику направления в качестве субвенций (безвозвратного бюджетного финансирования) до 80% сумм, поступающих от предприятий в областной бюджет дополнительно за счет увеличения их налогооблагаемой базы, на цели их развития, 5% оставшейся суммы поступлений направлять на развитие малого бизнеса, остальные 15% - на пополнение доходной части областного бюджета.

Собственные средства предприятий – возможность их использования на цели развития пока ограничена, зависит также от системы налогов, экономического положения предприятий, условий для деловой активности в области. Несмотря на это, собственные средства предприятий составляют наибольшую долю в сумме инвестиций в экономику области. Необходимо разработать механизмы стимулирования использования собственных средств предприятий на инвестиционные цели.

Государственные бюджетные и внебюджетные фонды - в большинстве своем труднодоступны как инвестиционные ресурсы. Использование их ресурсов на цели развития региона наталкивается на законодательные запреты.

Частные финансовые и страховые компании, банки и пр. - наиболее перспективный источник, на который обращается и далее будет обращаться самое пристальное внимание.

Средства населения - перспективный источник, также требуется усиление внимания. На счетах в банках области у населения сосредоточены средства, превышающие в 1,5 раза областной бюджет. Однако в ближайшие годы этот источник не будет использован активно из-за неблагоприятной кредитной истории с недобросовестными финансовыми компаниями. Потребуется время для восстановления доверия населения к фондовому рынку и ценным государственным бумагам и активизация действий власти в этом направлении.

Средства зарубежных организаций – требуют повышенного внимания и разъяснения позиций. В частности, иностранные инвестиции позволяют обеспечитьэкспорт и поступление иностранной валюты, привнести новые технологии и новые методы управлениявэкономике, что помогает развитию и стимулированию новых рынков для местных отраслей промышленности.

Для осуществления активной инвестиционной политики неотъемлемым элементом является процесс формирования объектов инвестирования, который может происходить разными путями. Среди основных можно назвать следующие:

- формирование областной адресной инвестиционной программы и перечня приоритетных инвестиционных проектов и программ, предполагающих различные формы бюджетной и внебюджетной поддержки и по сути представляющей программу развития области;

- разработка региональных целевых программ и участие предприятий и организаций области в федеральных целевых программах;

- инициирование и сопровождение процессов разработки программ и проектов развития предприятий и организаций;

- инициирование и сопровождение процессов разработки комплексных программ развития городов и районов.

Управлением инвестиционной и внешнеэкономической деятельности разработана технология формирования фирм-партнеров Администрации области по привлечению инвестиций, действующих на основе договоров о сотрудничестве. В настоящий момент такая система партнеров (более 20) работает, хорошо себя зарекомендовала и должна быть развита дальше.

Участие в торговых и промышленных ярмарках и выставках. Обмен делегациями.

Предоставление зарубежным представительствам Ярославской области широких полномочий в сфере привлечения инвестиций в регион.

На 2000-2003 годы поставлена задача создания таковых подразделений в каждом муниципальном образовании Ярославской области для выполнения следующих функций: сбор статистической информации и анализ на ее основе экономической структуры и потенциала района, информационное обеспечение предпринимателей по рынкам сбыта и партнерам по бизнесу, сбор заявок по программам развития и предложений по улучшению условий для производственной деятельности, поддержание развития новых технологий.

Зарубежные и российские эксперты отмечают как положительный уникальный опыт Администрации Ярославской области создание в своей структуре единого координирующего органа, формирующего региональную инвестиционную политику, оказывающего инвесторам помощь в получении необходимой информации и консультаций по всем регистрационным и разрешительным процедурам – департамента инвестиций, ныне управления инвестиционной и внешнеэкономической деятельности.

Из общей суммы иностранных инвестиций по Ярославской области 70% поступают в форме кредитов. В программу внешних заимствований и гарантий правительства включено шесть наших проектов (их доля в ней составляет 5,5% и сопоставима с Москвой, г.Санкт- Петербургом и некоторыми другими регионами). Все они предполагают участие иностранного капитала.

Самый крупный проект – реконструкция ОАО “Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез” в размере 200 млн долл., по кредитованию которого достигнута договоренность с одним из японских банков. Другой проект – программа строительства жилья “Феникс” на сумму 25 млн долл. – идет при поддержке французского правительства.По линии “Гермес” начата реализация проекта ОАО “Холодмаш” по производству герметичных мотор-компрессоров для холодильных установок. Сумма кредита составила 64 млн марок. Благодаря займу 2,5 млн долл., предоставленному Мировым банком, осуществляется проект по производству безасбестовых прокладок для двигателей легковых автомобилей. Открыта канадская кредитная линия на 10,2 млн долл. для ОАО “Рыбинские моторы”.

В последние годы в Ярославской области происходит расширение внешнеэкономических связей и рост экспорта. Поэтому закономерно, что увеличивается и количество создаваемых производств с иностранными инвестициями. Доля иностранных инвестиций, поступивших в качестве взносов в их уставный капитал, составляет около 30%. Отмечу лишь некоторые из них. Так, немецкая фирма “Бартельсман” вложила 16 млн марок в создание дистрибуционного центра в г. Ярославле. Компания “Кодак” приступила к осуществлению проекта на 15 млн долл. по финишной обработке цветной фотобумаги и расфасовке фотохимикатов. Шведская компания организовала совместное с нашим пивоваренным заводом производство на сумму 32 млн долл. Одно из старейших предприятий Ярославской области прядильная фабрика “Красный перевал” совместно с португальским партнером осуществляет инвестиционный проект реконструкции производства стоимостью 3,5 млн долл.

Вместе с тем необходимо отметить, что привлечение инвестиций - результат коллективной работы. Необходимо прикладывать много усилий по координации действий всех отдельных участников проекта. Среди участников реализации проекта могут быть: областные и муниципальные подразделения по управлению государственной собственностью, коммунальные службы, телекоммуникационные службы, отделы регистрации предприятий, экспертные организации, университеты и другие высшие учебные заведения, местные банки и другие организации, торгово-промышленные палаты, организации, оказывающие транспортные, рекламные и прочие услуги, субконтракты. Этот список может быть продолжен. Свою роль в привлечении иностранных инвестиций в регион могут сыграть местные строительные компании, гостиницы, фирмы бытового обслуживания и т.д.

Для того чтобы достичь успеха в деле привлечения инвестиций, необходимо привлечь к сотрудничеству, как другие фирмы, так и отдельных лиц. Взаимодействие всех участников дела, их профессиональные контакты, их собственный бизнес косвенно содействуют успеху привлечения инвестиций в регион и увеличивают число новых запросов. Этот эффект от перемножения большого количества усилий с разных сторон может быть очень сильным, его влияние на успех дела - огромным. Активное сотрудничество субъектов социально-экономической и политической деятельности (представительных и исполнительных органов региональной власти и муниципальных образований) играет важнейшую роль в деле привлечения инвестиций.

Прямого и легкого пути достижения такого успешного взаимодействия нет. Создание его требует больших усилий от всех структур и длительного времени. Всеобщее понимание и признание необходимости координации из единого подразделения - важнейшее условие эффективной реализации стратегии привлечения инвестиций.

Список используемой литературы.

1. Игнатов В.Г., Бутов В.И. Региноведение (экономика и управление). Учебное пособие. – М.: «Тесса», Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2000.- 416 с.

2. Кистанов В.В., Копылов Н.В. Региональная экономика России: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2002. – 584 с.: ил.

3. О концепции государственной ивестиционной политики Ярославской области на период с 2000 до 2003 года. Постановление губернатора Ярославской области № 674 от 06.10.2000 г.

4. Региональная экономика: Учебник для вузов / Т.Г. Морозова, М.П. Победина, Г.Б. Поляк и др.; Под ред. проф. Т.Г. Морозовой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2002. – 472 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: