Тема: Методы расчета емкости отраслевого рынка

А) Способы определения емкости отраслевого рынка на основе учета объемов производства

● с учетом импорта и экспорта
Е = П − Э + И + (Ок − Он) + (Зк − Зн) П − объемы производства за год по отдельному виду продукции или товарной группе, И − объем импорта государственных и негосударственных структур, Э − объем экспорта государственных и негосударственных структур, Он, Ок − остатки товарных запасов на начало и конец анализируемого периода, Зн, Зк − государственный запас в начале и конце периода (учитывается только для особых видов продукции). Данные о государственных запасах и объемах производства в ряде отраслей доступны только официальным органам государственного управления. Данные об объемах производства часто занижаются в целях уклонения от полных налогов. Данные об импорте искаженные из-за наличия черного импорта. Не требуется проведения специальных маркетинговых исследований. Способ дает приближенные результаты.
● с учетом всех главных производителей товаров
Е = Е1 + Е2 +….+ Еi Основан на учете по отрасли всех основных производителей. Могут учитывать абсолютные и относительные объемы. Поставки иностранной продукции учитываются в основном ряду с отечественным производством. Информация доступна из периодической печати. Обычно используется информация о производителях, которая уже учитывает остатки товарных запасов. Не учитывает экспорта, т.к. используемая информация учитывает наличие объемов товаров в России за вычетом экспорта.
● с учетом выборки по производителям товаров
Е = П1 × К1 + П2 × К2 + …. + Пi × Кi П1, П2, Пi − объемы производств отдельных выборочных, наиболее характерных предприятий внутри каждой категории производителей с учетом остатков, К1, К2, Кi − коэффициенты выборок внутри каждой группы производителей. Основан на выборочном учете основных производителей. Применяется при большом количестве производителей. Выборку следует делать по категориям производителей: по величине или регионам. Расчет возможен в абсолютных и относительных единицах. Необходимо делать равномерную выборку по всем категориям. Остатки товарных запасов не учитываются, т.к. входят в указываемые величины

В) Способы определения емкости отраслевого рынка на основе учета норм расходования и потребления

● по нормам расходования потребителями
Е = С × Ч × Т С − объем потребления товара на человека за время Т в месяцах, Ч − количество пользующихся товаром. Теоретическая или потенциальная емкость рынка. Применяется для быстрорасходуемых товаров, приобретаемых систематически. Требуются маркетинговые исследования по определению норм потребления. Которые зависят от половозрастных особенностей населения, места проживания, региона, уровня платежеспособности. Для новых потребительских товаров обязательны исследования по определению норм расходования.
● по нормам расходования механизмами
Е = С × Н × Т С − объем потребления на один механизм за время Т в месяцах, Н − количество механизмов. Если в одной категории несколько механизмов, то необходимо учитывать каждую категорию в отдельности, а затем полученные данные суммировать. Требуется проведение исследований с участием специалистов по механизмам для определения норм расходования, зависящих от платежеспособности и сезона.
● по нормам потребления в единицу времени
Е = Н1 × Ч1 + Н2 × Ч2 + …. + Нi × Чi Н − годовая норма потребления на одного жителя, Ч − количество употребляющих продукт. Используется для продовольственных товаров, сырья и расходных материалов. Для точности вычисления производятся по группам населения. Для определения норм прибыли используют данные маркетинговых исследований и данные специализированных изданий. Нормы потребления отличаются по регионам, зависят от категорий населения и уровня платежеспособности.

С) Способы определения емкости отраслевого рынка

на основе учета объема продаж

● по выборке торгующих предприятий
Е = П + (Ок − Он) × 12К / Кп × Т П − объем продаж, Кп − количество выборки торгующих предприятий, К − общее количество торгующих предприятий, Т − время в месяцах, Ок − Он − разница остатков в начале и конце срока соответственно для предприятия. Выборка должна быть характерной для категории данного предприятия. Для точности вычислений все предприятия делятся на несколько наиболее характерных категорий. Трудно собрать информацию об остатках, поэтому в большинстве случаев их не учитывают. Необходимо учитывать сезонность продаж в первые два месяца года – объемы продаж составляют от 10 до 12% от годового.
● по всем торгующим предприятиям
Е = (П1 + П2 +… + Пi) × 12 / Т П12i − суммы объемов продаж различных предприятий за время Т в месяцах. Используется обычно для района или города, т.к. трудно определить все торгующие предприятия по стране. Необходимо учитывать не менее 80% предприятий. Остатки не учитываются, т.к. данные по объемам продаж берутся с их учетом.
● по сумме первичных и вторичных продаж
Потребителей товаров разделяют на тех, кто впервые приобретает данную продукцию, они формируют рынок первичных продаж Еп; на тех, кто повторно приобретает товар на замену старого, они формируют рынок вторичных продаж Ев; на тех, кто покупает товар дополнительно и т.д. Ед. Если Т – срок службы, то Еп = П / Т Наиболее оптимален для товаров длительного пользования. Первичные продажи – определяют расширение границ рынка. Повторные продажи – величина, зависимая от первичной. Например, 20% потребителей заменяют товар через два года эксплуатации, 30% – через три года, а оставшиеся 50% – через пять лет. Данные выявляются в ходе маркетинговых исследований по конкретной группе товаров.
● с перенесением опыта на другой регион
Учитываются численность населения и средняя заработная плата (на основе коэффициентов приведения объемов продаж). Е = Е0 × К1 × К2 × К3 Е0 – емкость одного из региональных рынков, К1 – коэффициент приведения, равный отношению численности населения нового региона к численности того региона, в котором определена емкость рынка, К2 – коэффициент приведения, равный отношению средней величины заработной платы нового региона к известному, К3 – для регионов одного типа равен 1,0, а для сравнения нового региона с большим городом коэффициент урбанизации равен 0,35. Все коэффициенты необходимо определять в один период времени. Способ эффективен при отсутствии альтернативы в новом регионе похожего товара с лучшими свойствами. Не учитывает интенсивной рекламной кампании, способной увеличить значение коэффициента приведения.

D) Способы определения емкости отраслевого рынка на основе номенклатуры, цен, объема рекламы с привязкой к параметрам известного предприятия

● по номенклатуре с привязкой к известной фирме
Е = (К1 + К2 +…+ Кi) × П0 / К0 К12i − номенклатура предприятий по исследуемой отрасли, К0 − номенклатура собственной или известной фирмы, П0 − объемы продаж собственной или известной фирмы. Используется для отраслей с большой номенклатурой, по хозяйственным товарам, лекарственным препаратам, электромонтажным изделиям и т.д. Чем ближе по количеству позиций сходство номенклатуры собственной или известной фирмы с номенклатурой отдельных предприятий, тем точнее расчеты. Допускается производить выборку по количеству фирм с вычислением номенклатуры выборки, затем умножая на коэффициент выборки. При формировании выборки для точности все предприятия разделить на три категории, в каждой сделать свою выборку. Погрешность зависит от объемов продаж собственной или известной фирмы. Ее можно уменьшить, если в расчет брать не одну, а 2-3 известные фирмы.
● по объему рекламы с привязкой по продажам
Е = (Р1 + Р2 +…+ Рi) × П0 / Р0 Р12i − объем рекламы предприятий по исследуемой отрасли, Р0 − объем рекламы собственной или известной фирмы, П0 − объемы продаж собственной или известной фирмы. За объем рекламы принимается произведение площади объявлений (или времени звучания) на частоту повторения. Объем рекламы находится в рублевом исчислении, т.к. стоимость рекламы различна по разным изданиям и носителям. Можно не учитывать наружную рекламу, если она одинаково распространена или не распространена среди предприятий района и в известной фирме.
● по номенклатуре с привязкой к цене и запасу
Е = К1Ц1З1 + К2Ц2З2 К1Ц1З1 +…+ КiЦiЗi К1 − номенклатура первого предприятия, Ц1 − средняя цена товара для первого предприятия, З1 − средний товарный запас для первого предприятия. Предпочтителен для предприятий со значительной номенклатурой. Номенклатура и средняя цена находятся по прайс-листам предприятий. Товарный запас оценивается по опросу менеджеров по нескольким товарным позициям. Товарный запас в формуле берется в безразличной величине как количество комплектов всего товара, указанного в прайс-листе. Учитывается объем имеющегося товара, который может быть продан.

E) Способы определения емкости отраслевого рынка на основе сравнения с предыдущим периодом

● без учета экономических изменений в стране
Еп = Ен Еп − емкость рынка за предыдущий период, Ен − емкость рынка нового периода. Используется при условиях близких к стабильным. Величина погрешности зависит от степени постоянства экономических показателей, поэтому данный способ оценочный.
● с учетом экономических изменений
Ен = Еп × Кн Ен − емкость рынка нового периода, Еп − емкость рынка предыдущего периода, Кн − коэффициент экономических изменений. За основу принимаются показатели прошлого периода с поправками на экономические изменения по платежеспособности, курсу рубля, стоимости энергоносителей и др. показателей.
● с учетом изменения импорта и экспорта
Учитываются показатели предыдущего периода с поправками на изменение доли импорта Ки, экспорта Кэ и внутреннего объема Кп Ен = Еп × (Кп + Ки − Кэ) или Ен = Еп × Кп Желательно применять в период близкий к стабильному, т.к. не учитываются изменения экономических показателей.
● с учетом степени насыщенности рынка
Ен = Еп × (1 + Вн − Вп) Еп − емкость рынка предыдущего периода, Вн, Вп − новый и прежний показатели насыщенности рынка. Показатель насыщенности может быть взят из таблиц конъюнктуры рынка или может быть определен самостоятельно по соотношению спроса и предложения.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: