Контроль за лесопользованием и соблюдением правил отпуска леса

Лекция

Организация и планирование отпуска леса.

Отпуск леса занимает центральное место в лесохозяйственной деятельности.

Древесина, ежегодно назначаемая к рубке образует лесосечный фонд, который складывается из древесины от рубок главного пользования, рубок ухода за лесом, санитарных рубок и лесовосстановительных рубок в защитных лесах.

В лесосечный фонд включается также древесина, получаемая при расчистке просек, устройстве дорог, вырубке на площадях, переводимых в другие категории земель и в иных случаях.

Основанием для определения размера лесосечного фонда являются расчетные лесосеки, заявки лесопотре­бителей, балансы производства и потребления древесины, отраженные в Лесных планах субъектах РФ.

Расчетная лесосека определяется при лесоустройстве и рассматривается как норматив возможного среднегодового отпуска древесины при правильном ведении лесного хозяйства в течение определенного длительного времени.

Отвод лесосек производится обычно по главному пользованию за 2 года до рубки в пределах расчетной лесосеки по заявкам лесозаготовителей и за 1 год — по рубкам ухода и прочим рубкам в соответствии с материалами лесоустройства

В состав работы по подготовке и передачи лесосечного фонда входят следующие операции: состав­ление плана отвода лесосечного фонда, комплектование бригад по отводу лесосек (4—5 чел.), отвод лесосек в натуре, мате­риально-денежная оценка лесосек, передача лесосек лесозаготовителям по акту приема-передачи.

Непосредственно от­вод лесосек и их материально-денежную оценку проводят лесничие и помощни­ки лесничего, а также лесоустроители, которые отводят и таксируют лесосеку при проведении лесоустройства.

Лесничий на основании материалов лесоустройства, планов рубки и заявок лесопользователей составляет план отвода лесосек.

При разработке этого плана устанавливаются объемы работ и выявляются площади, подлежащие первоочередному включению в лесосечный фонд: поврежденные в результате воздействия различных факторов древостой, недорубы и не начатые рубкой лесосеки прошлых лет, древостой, вышедший из подсочки, а также насаждения, произ­растающие на площадях, подлежащих передаче для пользования в целях, не свя­занных с ведением лесного хозяйства.

Намеченные к отводу участки леса предварительно обследуют в натуре с обязательным составлением акта проверки, в котором фиксируются изменения, происшедшие после лесоустройства, а также выявленные отклонения в таксаци­онной характеристике выделов по данным лесоустройства. Если при проверке выявятся существенные расхождения по возрасту древостоев, относящихся к категории не достигших возраста спелости, рубки на этих участках запрещают и отводят другие участки.

При отводе лесосек производит­ся их отграничение на территории лесного фонда визирами и установкой лесо­сечных столбов на углах поворота лесосек.

При отпуске древесины с одной лесосеки разным лесозаготовителям, лесо­секи разграничивают на делянки. Порядковая нумерация делянок в пределах каждого кварта­ла проводится раздельно по видам пользования и годам рубки.

Если выделение делянок нецелесообразно, а отдельные части лесосеки существенно различают­ся по таксационным показателям, ее разделяют на выделы, согласно таксацион­ному описанию и плану лесонасаждений.

На углах лесосек (делянок) ставят стол­бы. Верх лесосечных (деляночных) столбов затесывают на 2 ската. Под затесом делают гладкую выемку, на которой краской пишут номер квартала и выдела, вид и год рубки, номер делянки и площадь в гектарах.

Лесозаготовитель подробно изучает данные отвода, материально-денежной оценку и при расхожде­нии данных лесопользователь представляет в лесничество в письменном виде свои возражения с необходимыми обоснованиями.

Лесничество проверяет на месте совместно с лесо­пользователем представленные претензии и составляет соответствующий акт. При неявке лесопользователя на проверку его претензий, лесничество проводит про­верку в одностороннем порядке.

Обнаруженные при проверке отклонения в запасе по каждой лесосеке бо­лее чем на 10% от первоначальных данных, а также отступления от тре­бований правил рубок должны быть устранены лесничеством.

По истечении сроков рубки и вывозки древесины лесничество производит освидетельствование лесосек и их приемку от лесопользователей, обращая внимание, как на количе­ственные, так и на качественные показатели результатов разработки лесосек.

При освидетельствовании мест рубок:

· проводят сравнение разрешенного к рубке объема древесины с фактически вырубленными объемами на лесосеках (лесных участках);

· выявляют площадь и количество сохраненного молодняка, подроста и срав­нивают их показатели с исходными данными (количество сохранен­ных экземпляров подроста и молодняка должно составлять от 50 до 85%);

· выявляют площадь лесных культур, поврежденных или уничтоженных в про­цессе ведения лесозаготовок, и по их состоянию намечают меры реконструкции участков лесных культур или новое производство;

· при осмотре лесосек выявляют недорубы и определяют их площади и запасы древесины; готовят предложение о включении оставленных недорубов в лесорубочные билеты на очередной год;

· также опреде­ляют количество и запас вырубленных или поврежденных на лесосеках деревь­ев, не разрешенных к рубке.

Особое внимание при освидетельствовании мест рубок уделяется очистке их от порубочных остатков, т.к. захламленные лесосеки являются источником повышенной пожарной опасности.

Согласно Лесному Кодексу РФ на государственные органы власти и органы местного самоуправления в пределах их полномочий возложены функции по осуществлению контроля и надзора за использованием, охраной, защитой и воспроизводством лесов (ст. 81-83 ЛК).

Постановлением Правительства РФ от 22 июня 2007 года № 394 было утверждено «Положение об осуществлении государственного лесного контроля и надзора», целью которого является обеспечение соблюдения лесного законодательства.

Государственный лесной контроль и надзор осуществляют Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и органы исполнительной власти субъектов РФ.

Должностные лица, осуществляющие государственный лесной контроль и надзор (государственные лесные инспектора), имеют право:

· пресекать и предотвращать нарушение лесного законодательства;

· осуществлять проверки соблюдения лесного законодательства;

· составлять по результатам проверок акты и предоставлять их для
ознакомления гражданам, юридическим лицам, осуществляющим
использование лесных участков;

· давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений лесного законодательства и контролировать исполнение указанных предписаний в установленные сроки;

· осуществлять в установленном порядке досмотр транспортных средств и при необходимости их задержание;

· уведомлять в письменной форме граждан, юридических лиц, осуществляющих использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение, о результатах проверок соблюдения лесного законодательства и о выявленных нарушениях;

· предъявлять гражданам, юридическим лицам требования об устранении выявленных в результате проверок нарушений;

· 8) предъявлять иски в суд, арбитражный суд в пределах их компетенции;

· привлекать в установленном порядке научно-исследовательские, проектно-изыскательские и другие организации для проведения соответствующих анализов, проб, осмотров и подготовки соответствующих заключений.

Государственному лесному инспектору выдаются служебное
удостоверение и форма установленного образца.

Невыполнение гражданами и юридическими лицами,осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или договоров купли-продажи лесных насаждений или для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного срочного пользования лесным участком (ст.24 ЛК).

Также приостановление использования лесов возможно в случаях, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях в судебном порядке. В иных случаях приостановление использования лесов осуществляется органами исполнительной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий (ст. 28 ЛК).

В случае прекращения права пользования участками лесного фонда, соот­ветствующий договор аренды лесных участков и договор купли-продажи лесных насаждений аннулируются.

Государственные лесные инспектора, осуществляющие государственный лесной контроль и надзор должны постоянно следить за сохранением установленного режима в особо ох­раняемых и ценных категориях лесов и недопущением самовольных рубок и дру­гих пользований, противоречащих их статусу.

Лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную и уголовную ответственность. Привлечение их к ответственности за нарушение лесного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленные нарушения и возместить причиненный этими лицами ущерб (ст.99 ЛК).

Причиненный вред лесам возмещается в добровольном порядке или в судебном порядке по таксам и методикам исчисления размера вреда, причиненного лесам, утвержденным Правительством РФ (ст. 100 ЛК).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: