ТЕМА: ПРЕЗЕНТАЦИЯ В ДЕЛОВОМ МИРЕ
План
1. Планирование и подготовка деловой презентации
2. Правила презентации
3. Проведение успешной презентации
4. Работа с аудиторией
5. Оборудование и наглядные пособия для презентации
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПОДГОТОВКА ДЕЛОВОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛИ
1. Убедить или заинтересовать своим товаром;
2. Научить пользоваться свойствами товара;
3. Стимулировать работу мысли в выгодном направлении;
4. Предоставить информацию о товаре и производителе;
5. Развлечь аудиторию.
Особые задачи
Сформулируйте в одном предложении и запишите цель Вашей презентации.
Например:
-Убедить артель “Московские баранки” закупить нашу муку.
-Проинформировать сотрудников компании о новой форме отчетности в регионах.
-Стимулировать сотрудников подумать о целесообразности сверхурочных работ.
Что это дает?
-Это поможет Вам отобрать правильный материал для подготовки презентации.
-Это с самого начала даст четкое направление работы мысли при подготовке.
-Это будет руководить Вами в процессе презентации.
-Это поможет вам достигнуть планируемых результатов.
ЗНАНИЕ СВОЕЙ АУДИТОРИИ
Что мы должны знать об аудитории?
1. Сколько приглашено человек и какое количество реально примут участие?
2. Что они знают о предмете презентации и какого качества эти знания?
3. Почему они пришли на презентацию:
- по собственному желанию,
- по специальному приглашению,
-заказали специальную.
4. Могут ли быть у них какие-либо предубеждения по поводу предмета презентации, Вашей компании или Вас лично?
5. К какой возрастной категории они относятся?
6. Что, по Вашему мнению, они ожидают от презентации?
Проанализировав эту информацию, Вы ясно сможете определить для себя материал для презентации и правильный подход к ней. Презентация должна соответствовать уровню восприятия слушателей.
ПОДГОТОВКА УЧЕБНОГО ЗАЛА
У Вас может не быть возможности выбрать подходящее помещение, но хотя бы увидеть зал, где будет проходить презентация, Вы обязаны.
Прежде всего, это необходимо для того, чтобы проверить:
1. Какие возможны помехи?
2. В порядке ли:
1) освещение;
2) окна;
3) шторы/жалюзи;
4) вентиляция;
5) электропитание
3. Как расположены стулья/столы:
1) Театральный вариант – официально, трудно установить зрительный контакт со всеми участниками.
2) В виде подковы – неофициально, располагает людей к участию в презентации.
3) Кабаре (люди сидят группами за столами) – удобно, если Вы хотите «разбить» аудиторию на группы для дискуссий.
РАСЧЕТ ВРЕМЕНИ
На расчет времени влияют три основных фактора:
1. ВРЕМЯ СУТОК
Начало в 9.00 – хорошо
Перед обедом – хорошо (но не перестарайтесь)
После обеда – плохо («тихий час»)
Вечер – хорошо или плохо (зависит от Вас)
2. ВРЕМЕННЫЕ РАМКИ
Оптимальный временной интервал для проведения успешной презентации – 20 минут. Планирование времени – обязательный элемент подготовки успешной презентации. Об этом заранее нужно договориться с организаторами и поставить в известность участников. Всегда лучше закончить раньше, чем затянуть.
3. ПРОБЛЕМЫ КОНЦЕНТРАЦИИ ВНИМАНИЯ
Уровень концентрации внимания для каждой аудитории всегда разный и зависит от следующих факторов:
1) Кто говорит;
2) Тема презентации;
3) Пришел человек по собственному желанию или нет;
4) «Меня собираются проверять…»;
5) Методы подачи материала.
Однако, самый высокий уровень концентрации внимания на любой теме в среднем держится в течение первых 20 минут. В целом, как правило, уровень концентрации внимания всегда высок в первые 3–5 минут и последние 3–5 минут во время проведения любой презентации. Таким образом, выигрышными моментами являются интересное начало и решающее заключение.
ПРАВИЛА ПРЕЗЕНТАЦИИ
1. СНАЧАЛА БЫЛА ПАПКА
В зависимости от отведенного Вам на подготовку времени возьмите большой конверт или папку и начните собирать вырезки, статьи, истории, газеты, журналы, записывать свои мысли, отрывки из книг и журналов, кассеты и т.д., которые в последствии Вы сможете использовать в своей презентации.
2. МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ СХЕМЫ И ФИКСИРОВАНИЕ «ГЕНИАЛЬНЫХ» МЫСЛЕЙ.
В 1960;х годах англичанин по происхождению психолог Тони Бузан работал над принципом – «Мыслительные схемы». Он также разработал мнемоническую систему информационной модели любого предмета или понятия. Очень важно записывать все Ваши мысли и идеи по поводу предстоящей презентации на бумаге. Для этого существует очень удобный и эффективный способ – составление мыслительных схем. Это удивительно творческий подход фиксирования своих собственных гениальных идей.
На протяжении многих веков люди организовывали и представляли информацию в виде списков, следуя укоренившемуся представлению, что мозг естественным образом преобразует ее в линейную форму. Однако исследования показали, что мозг человека постоянно анализирует, переводит и «жонглирует» всеми взаимосвязанными сетями мыслей и идей. Мыслительные схемы по сравнению с обычным списком информации, позволяют мозгу воспринимать информацию намного естественней и эффективней, поскольку представляют ее в виде переплетающегося узора взаимосвязей.
Мыслительные схемы легко построить. Возьмите чистый лист бумаги. Напишите цель своего выступления вверху листа, а в центре напишите главную тему Вашего выступления. Запишите все свои идеи и мысли по поводу данного предмета, начиная от центра, вокруг него. Постарайтесь расслабиться и думать только о предмете Вашего выступления. Пусть для Вас будет не так уж важно, в каком порядке и где расположены на листе записанные идеи, пускай это не останавливает Ваше мышление. Ваши записи должны легко плыть по велению мыслей на бумаге. По окончании обведите в круг все взаимосвязанные идеи и секции и установите для себя порядок, в котором Вы будете их организовывать.
3. СТРУКТУРИЗАЦИЯ И ОТБОР ИНФОРМАЦИИ
После того, как Вы проанализировали информацию, выберите основные темы для формирования Вашего плана. Составление этого плана должно быть продиктовано следующими факторами:
1. ЗАДАЧА – отбросить информацию, которая не соответствует задаче Вашего выступления.
2. АУДИТОРИЯ – что они уже знают об отобранном Вами материале.
3. СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ МНЕ ПРЕДОСТАВЛЕНО?
4. Я ОБЯЗАН, МНЕ СЛЕДОВАЛО БЫ, Я МОГ БЫ:
1) О чем я обязан им рассказать?
2) О чем следовало бы им рассказать?
3) О чем я мог бы им рассказать?
Приоритеты должны быть отданы информации, которую Вы обязаны предоставить и которую следует предоставить.
План любого выступления должен быть составлен таким образом:
- скажите им, о чем Вы собираетесь им рассказать;
- расскажите им;
- скажите им, о чем Вы уже рассказали.
4. ВСТУПЛЕНИЕ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ
Введение успешной презентации строится по схеме INTRO:
I – interest Завладеть вниманием
N – need зачем им нужно слушать
T – title назвать тему
R – raiting подтвердить значимость
O – objective обозначить цели
- ИНТЕРЕС
С самого начала выступления привлеките внимание аудитории чем-нибудь интересным. Не рекомендуется употреблять выражения типа «для меня так непривычно выступать на публике…»
- ЗАЧЕМ?
Объясните аудитории, зачем ей нужно слушать то, что Вы хотите им рассказать. Какую пользу они из этого извлекут?
-ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ТЕМЫ
Это и является частью – «Скажите им, о чем Вы собираетесь рассказать». Расскажите им о предмете Вашего выступления, и какие темы Вы собираетесь осветить в нем.
- ЦЕЛЬ
Решать Вам, что нужно напрямую заявить аудитории о цели Вашего выступления. Если Вы решите этого не делать, то цель, тем не менее, должна прослеживаться в течение всей презентации
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Последняя часть Вашего выступления должна нести в себе заключение, вывод, поэтому Ваше выступление не должно оканчиваться словами «Я думаю, это все, что я хотел Вам рассказать». Запомните – Ваша последняя фраза будет последним, что запомнит Ваша аудитория.
ВСТУПЛЕНИЕ
Задачей вступления является завоевание внимания аудитории. Это первые несколько слов, которые Вы скажете, представляя себя и тему выступления:
- сделайте паузу и посмотрите на аудиторию (это даст им понять, что Вы готовы начать),
- улыбайтесь, если тема разговора это позволяет, продумайте вступление, которое будет подходящим для Вашей аудитории и соответствовать задачам презентации.
Исследование показало, что из всей презентации слушатели лучше всего запоминают вступление и заключение.
Есть много различных вариантов начала презентации:
- АНЕКДОТ
Это отлично «разбивает лед», потому что все начинается с юмора, и своим смехом аудитория выражает понимание и поддержку выступающему.
- ЦИТАТА
Если Вы используете этот прием, то убедитесь, что цитата соответствует теме Вашего выступления. Цитата может относиться и к показу видеозаписи, и к обобщению. Это важный элемент тренинга.
- ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРИЕМЫ
Это очень интересный и эффективный способ для того, чтобы произвести впечатление и привлечь внимание слушателей. Метафоры, лозунги – призывы, использование иностранного языка, художественное описание – все это поможет Вам усилить впечатление в начале презентации. Однако помните, что не нужно чрезмерно драматизировать или казаться слишком эмоциональным.
- ДОСТИЖЕНИЯ И ТРАДИЦИИ
Это хорошо известный прием. Люди очень живо реагируют на упоминание или похвалу своих достижений или успехов от тех, кого они уважают. Однако, избегайте лести – похвала всегда должна быть искренней.
- ИСТОРИЧЕСКИЕ ФАКТЫ
Используйте факты из истории, которые, например, произошли в прошлом в такой же день, как и дата проведения презентации.
- ДРУГИЕ ВАРИАНТЫ НАЧАЛА ПРЕЗЕНТАЦИИ
-Начните с подходящего рассказа или истории;
-Начните с категоричного заявления;
-Поставьте вопрос;
-Сделайте резкое вступление.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Заключение – это последний раунд в Вашей презентации. Помните, что на заключение должно уйти не больше 10% от всего времени выступления.
-Повторите все ключевые моменты;
-Скажите аудитории, что им нужно сделать (например, заполнить анкету..);
-Закончите на «высокой» или позитивной ноте;
-Поблагодарите аудиторию (будьте искренними);
-После этого ответьте на вопросы;
-Убедитесь, что Вы оставили им свои координаты, контактные телефоны;
-Всегда держите наготове свою визитную карточку.